5 поучительных историй из детства, которые помогут родителям сделать нужные выводы
Взрослые не всегда задумываются, как отражаются их слова и поступки на детях. И не важно, кто этот взрослый – родитель, учитель, воспитатель или сосед. У подавляющего большинства детей с юных лет заложен принцип «уважения к взрослому». Это как уважение к сверстнику, который что-то умеет лучше, и неважно, какая первая реакция: зависть или восхищение. Более ценно последующее желание: повторить или превзойти.
Почему же, уже став самостоятельными, одних мы вспоминаем с теплом, а мысли о других ассоциируются у нас с чередой несправедливостей и обид, которые в лучшем случае мы стараемся забыть, а в худшем понимаем, что эта боль еще долго будет сопровождать нас по жизни.
Каждый из описанных случаев слишком индивидуален, чтобы судить о причинах таких разных реакций. Надеюсь, что несколько историй из детства помогут нам понять, насколько важно понимать, как глубоко могут ранить необдуманные поступки и случайно брошенные фразы.
Все воспоминания детства восстановлены из реальных ситуаций.
1. Как рождается неуверенность
«…Я очень хорошо помню не столько ситуацию, сколько свои ощущения, когда я совсем маленький сижу и уже второй раз переписываю сочинение из черновика в чистовик. В первый раз это было из-за неверно перенесенного слова, второй раз из-за слезы, которая упала на лист. Не скажу, что это было случайно. Может быть мне хотелось, чтобы мама, увидев слезу, поняла, как мне горько и обидно. Но и эти два листа были вырваны из тетради, и все началось сначала. Хорошо помню эту ночь, когда я тупо переносил текст уже не просто по словам, а выводил каждую букву, боясь ошибиться.
Хорошо помню, что меня с первого класса заставляли делать задания на черновике, а затем переносить в чистовик. Аккуратней я при этом не стал, зато появился страх ошибиться. Даже сейчас, когда мне говорят, что в «этом» документе исправлений допускать нельзя, я, превращаясь в школьника, непростительно долго для взрослого заполняю документ, на который у других уходят считанные минуты. А еще появилась дикая неуверенность в сделанной работе, при этом напряжение отпускает только тогда, когда кто-то авторитетный даст положительный ответ»
Наверняка, мама этого ребенка не предполагала взрастить в сыне неуверенность. Ей хотелось, чтобы ребенок научился аккуратности, ответственности и усердию. Нотот способ, которым она решила добиться этого, сломал уверенность и родил страх – боязнь совершения ошибки. На чаше весов расположилисьдомашнее задание без помароки потеря уверенности на всю жизнь. Эх, знала бы она о таком неравноценном обмене…
Как нужно было поступить? На самом деле вариантов много, но всегда нужно помнить о том, какое качество ты развиваешь. Для формирования аккуратности достаточно было сосредоточить внимание на том, что сделано аккуратно, показать прогресс в выполнении, сравнить с прошлыми заданиями, сказать, как это важно, и дать возможность почувствовать пускай и небольшой успех. И лишь потом обратить внимание на то, что нужно улучшать. В этом случае мотивация на повторение успеха будет выше, и ребенок сам будет стремиться превзойти себя. А ошибки будутлишь указывать направление усилий для улучшения результатов.
2. Таблетка от «застенчивости»
«…Уже не помню, к какому празднику, но помню, что поголовно всем ученикам в классе сказали подготовить номер художественной самодеятельности на классный творческий вечер. К своему пению я относилась критически, танцевать не умела. Рассказать стихотворение я, конечно, могла, но я вообще дико стеснялась выступлений на публике. Решила, что мне нужно заболеть, чтобы откосить от всего этого мероприятия. Нужно отдать должное маме, она сразу вычислила «внезапное ухудшение здоровья», пришлось сознаваться.
Сначала мама пыталась «вылечить» мою стеснительность и долго говорила об удачах и неудачах, о силе воли и преодолении. Как сейчас помню, что чем дольше она говорила, тем сильнее было желание закосить. Пришел и подключился папа. Не помню точно, о чем говорил, но выдал решение – выступать будем вместе с мамой, чтобы не стеснялись. Придумал, что это будет танец теней. Достал фонарь, закрепил простынь, и мы начали придумывать номер. Какой это был волшебный вечер: мы придумывали сюжет, подбирали музыку и движения.Перед выступлением мы все волновались, но все прошло прекрасно. На фоне стихов, песен и неловких танцев мы явно отличались, в результате получили одобрение и детей, и родителей. Меня многому научил этот случай. Сейчас я понимаю, как мне повезло с родителями»
В нужный момент, родители поняли, что ребенку нужны не нотации и указания, а настоящая поддержка. Они в полной мере дали ее почувствовать. А положительный результат стал нужной «таблеткой» от страхов и стеснительности. Браво!
3. Чувство защищенности
«…У нас в садике был мальчик Вова. Такой обычный мальчик, ничем особо не отличался от остальных. Нет, отличался – у него был интересный отец. Я не знаю, откуда у нянечек и воспитателей был такой пунктик, но нас всегда заставляли доедать все, что нам дают.Для нарушителей правила часто практиковалось коллективное воздействие. Все, кто уже поел, не уходили спать, а становились вокруг стола того, кто еще не поел, и ждали. Откровенно мы недолюбливали тех, кто плохо и медленно ел, и они часто становились объектами насмешек, которые поощряли воспитатели.
Среди таких ребят был и Вова. Однажды ему сгрузили в первое и кашу, и котлету, чтобы быстрее ел. Он ревел, пытаясь запихнуть это в себя, а потом вырвал. Хорошо помню, что его наказали, после чего на весь тихий час оставили в углу.
Когда за ним пришел его папа, ему рассказали, какой у него непослушный сын. Он поговорил с сыном, вывел воспитательниц и нянечек в коридор. Что он там им говорил, я не знаю, но больше нас не заставляли доедать все.
Однажды, за то, что на тихом часу вели себя громко, нас всех в одних трусиках поставили стоять во время тихого часа. Кто просил прощения, тот шел спать. Один Вова остался стоять, потому что он не бесился со всеми, и сказал, что извиняться не будет. Когда за ним пришел папа, Вова сам рассказал ему, что его несправедливо наказали. Его папа снова вывел воспитательниц в коридор. Потом они вернулись и извинились перед Вовкой.
После этого случая, коллективные способы воспитания сошли «на нет», а Вовку старались вообще не трогать. Нужно ли говорить, что Вовкин папа был для нас как рыцарь. С тех пор верю в справедливость, знаю, что зло наказуемо, что если есть поддержка, то есть и уверенность в себе.А, вообще-то, многие завидовали Вовке…»
Наше поколение воспитывали в стиле один за всех… Только нас не учили вместе созидать, нас учили вместе разделять ответственность. Такой подход размазывал индивидуальность и позволял избегать как личной ответственности, так и понимания индивидуального вклада каждого. Поэтому самые ходовые словосочетания тех времен – «не хуже других», «как у всех», «ничего особенного», «нормально» и.т.д. Самое страшное, что некоторые родители так думают и сейчас.
Главное, что нужно знать родителям, которые в своем ребенке хотят видеть индивидуальность – не позволяйте никому давить на вашего ребенка. Заложенный стерженьсдуруможно сломать, и тогда ребенок вольется в ряды «не хуже других». Защищайте своего ребенка от посягательств на его личность. Это непременное условие для формирования настоящего характера.
4. Обесценивание личности
«…Если мы шкодили и бедокурили с сестрой, мать сразу пыталась нас отправить в интернат, приговаривая: «Зачем я вас родила, там вам быстро мозги поправят, увидите разницу…». При этом она на самом деле начинала собирать вещи в чемодан, доводя нас до истерики. Конечно, она нас пугала,ноя до сих пор не верю в искренность людей. Я впадаю в ступор, когда кто-то говорит о моей бесполезности, и я готова в ногах ползать лишь бы меня не бросали. Наверное, еще многое могут рассказать психологи и психиатры, но порой мои поступки настолько нелогичны, что это тема для отдельного разговора…»
Очень трудно комментировать этот отрывок. Не знаю, кто научил эту «неумную женщину» пугать детей отлучением, но то, что она получила в результате, вряд ли ее может обрадовать. Ни при каких обстоятельствах детей бить нельзя! Но по силе разрушительности для формирующейся и неокрепшей психики ребенка страх изоляции, на мой взгляд, в тысячи раз безнравственней и губительней.
Этот страх убивает в ребенке собственную ценность. Он убивает любовь и способность любить. Он убивает уверенность и рождает полную зависимость. Этот страх сковывает и не дает больше ни о чем думать, кроме как о потере своего места в семье. Эти слова – предательствопо отношению к ребенку. Не позволяйте себедаже в шуткупугать ребенка отлучением от семьи.
5. Самостоятельность или отверженность?
«…Я не знаю, что такое любовь. Если это то, что я представляю, то меня родители не любили. Нет, меня не били, не унижали, просто не любили. У папы были свои интересы, и он их реализовывал, а для мамы главное было, чтобы все было как у всех, а ее оставили в покое. Мы с братом наизусть знали свой адрес, как правильно и безопасно вести себя в городе, где находится еда. Нас кормили и одевали, в остальном полная свобода. Нас учили самостоятельно решать свои проблемы, не привлекая взрослых. Подрались – помиритесь! Упал – поднимайся! Проблемы – решай сам! С виду у нас была обычная семья, но в ней не было тепла, отношений, внимания.
Во втором классе мы с братом уже прилично ориентировались в городе, объездив все районы. У нас и в мыслях не было рассказывать о проблемах, если мы с ними сталкивались, да это никого особо и не интересовало. Когда я заболел, то сам пошел в больницу, мать узнала об этом, только когда меня нужно было госпитализировать с воспалением легких.
Наверное, в итоге меня хорошо воспитали – я выживу в любой ситуации и могу найти решение любой проблемы, с которой столкнусь. Мы с братом выросли очень самостоятельными. Просто машины какие-то. Я много чего знаю и много чего умею, но только вот ни хрена не смыслю в человеческих отношениях. Я не знаю, что такое чувства, кроме боли, холода, голода. Я живу с полным осознанием, что я никому не нужен в этом мире, и моя основная задача – не мешать своей жизнью окружающим. У меня, конечно, есть знакомые и приятели, но я точно знаю, что я не нужен им со своими переживаниями. С родителями сейчас отношения «привет-пока». Мне очень плохо от этого осознания…»
Некоторые родители демонстрируют сдвинутый фокус внимания на воспитание. Им кажется, что накормить, одеть и выгулять ребенка – это уже есть проявление любви, а научить самостоятельности – это позволить окунуться во взрослую жизнь, а она сама научит. Только им не всегда понятно, где граница между предоставлением свободы и безразличным отношением. Воспитать воина каменных джунглей не очень сложно, также как и убить способность к проявлению человеческих эмоций.
Дети нуждаются во внимании, участии, объятьях. Можно запустить математику, а потом через долгое времяпри желании подучить ее вновь. Но практически невозможно лишить ребенка любви в детстве, а потом ее восполнить. Это закон, его нужно знать. Любая мысль в стиле «вот сейчас подзаработаю, а потом буду проводить больше времени с семьей», является ложной. Это тот случай, когда упущенное время вернуть нельзя.
Берегите себя и своих детей! Давайте ребенку то, что ему необходимо, а не то, что у вас под рукой.
ДМИТРИЙ ТЕЛЕЧКУН
Психолог-консультант, тренер,
автор Курсов родительского мастерства
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Подойдет для самостоятельных занятий для детей 5-7 лет!...
29 12 2021 23:35:53
Можно ли наказывать ребенка за жадность или просто попытаться его понять?...
28 12 2021 18:54:41
Собираем ребенка в школу...
27 12 2021 16:16:27
За последние два года я потеряла многое в своей жизни: привилегию проводить каждое утро и вечер со своими детьми!...
26 12 2021 10:38:15
Одобрение помогает развеять сомнения...
25 12 2021 2:55:10
Не переживайте, скоро все наладится!...
24 12 2021 5:30:50
Чтение на ночь может служить хорошим стимулом для ребенка...
23 12 2021 13:24:56
Высокий темп жизни, нагрузки и стрессы – все это не обходит стороной каждого, даже детей. Как понять, что в жизни ребенка что-то идет не так, и как помочь ему выбраться из стрессовой ситуации?...
22 12 2021 7:26:52
Важно быть живыми, не останавливаться и не падать!...
21 12 2021 11:39:12
Я выбираю тебя независимо от того, что жизнь нам преподнесет!...
20 12 2021 3:39:23
Некоторые родители называют таких детей «трудными» или «упрямыми»!...
18 12 2021 13:20:18
Что же нужно знать о молочных зубах?...
17 12 2021 14:17:16
За прошедшие месяцы ваш малыш уже многому научился: начал постигать азы общения, переворачиваться и садиться, есть густую пищу....
16 12 2021 19:56:21
Интернет дает возможности безграничного общения. Никакие рубежи не мешают поговорить с новыми друзьями из Англии или С Ш А. Единственное преградой становится незнание языка. А это уже значительно сужает круг общения и ограничивает возможности человека. Именно поэтому сейчас с малых лет родители стараются обучить ребенка иностранному языку....
15 12 2021 6:58:40
Мне потребовалось много лет, чтобы оценить такую любовь!...
14 12 2021 18:20:26
Постарайтесь взять себя в руки, скоро все закончится!...
13 12 2021 4:11:50
Ребенок должен доверять только членам семьи и учителям!...
11 12 2021 6:32:57
Когда на самом деле нужно устанавливать строгие запреты, а когда можно разрешать малышу делать то, что ему хочется...
10 12 2021 12:33:47
Многие из нас слышали от бабушек и дедушек: "вот мы в ваши годы были другими" или что-то подобное. И если сравнить детей разных поколений, то мы заметим различие между ними буквально во всём. То есть их интеллектуальное, психическое и физическое состояние....
09 12 2021 23:53:21
Этому есть весьма логичное объяснение!...
07 12 2021 6:22:54
Как одевать ребенка так, чтобы он не простудился!...
06 12 2021 10:10:50
Поговорите с вашим врачом о подходящей дозе!...
05 12 2021 21:20:23
Вместо того чтобы строить ненормальные отношения с сыном, стройте нормальные отношения с мужем!...
04 12 2021 22:20:27
Опыт родителей: как организовать отдых с детьми на острове Хайнань...
02 12 2021 14:11:44
Как сшить простого деда Мороза из флиса? Это дело простое - даже швейная машинка не понадобится. Лишь немного терпения...
01 12 2021 3:26:41
Почему витамин D так важен для ребенка...
30 11 2021 10:26:15
Воспоминание - это то, что останется с вами навсегда!...
28 11 2021 14:46:47
Даже маме, которая всегда везде не успевает, хочется, чтобы ребенок умел правильно распределять свое время....
27 11 2021 4:20:17
Цены не просто высокие - они также сильно различаются!...
26 11 2021 19:14:41
Безболезненные и эффективные способы...
25 11 2021 6:33:41
Ваш малыш часто болеет, легко подхватывает простуду а про садик вы и думать боитесь? Используйте эти 5 простых правил,которые помогут повысить иммунитет и забыть о болезнях...
24 11 2021 4:16:39
Какая же она молодец! Супер-мама!...
23 11 2021 17:27:13
Несколько полезных советов, которые стоит попробовать!...
22 11 2021 11:27:42
Все очень относительно - учтите этот факт!...
21 11 2021 0:44:27
Не теряйте веры - и Ваш малыш все сможет!...
20 11 2021 14:30:17
Если Чеширский Кот улыбается, значит, это кому-нибудь нужно!...
19 11 2021 15:10:55
Устанавливайте правила и поддерживайте их!...
18 11 2021 19:14:26
Все мы разные и развиваемся в своем темпе!...
17 11 2021 12:49:13
Как маме организовать время, чтобы все успеть? Или все успеть невозможно? Интервью с автором книги " Тайм-менеджемент для мамы" Марией Хайнц...
16 11 2021 5:11:16
Подготовительные курсы к школе для застенчивых ребятишек просто необходимы!...
15 11 2021 11:15:57
Всегда поощряйте желание малыша вам помогать...
14 11 2021 17:31:48
Детские страхи – это естественный процесс взросления, и даже мы с вами (вспомните) тоже боялись темноты и пустой комнаты....
13 11 2021 17:48:45
Малыш узнает маму и улыбается ей! Как же это приятно наблюдать!...
12 11 2021 11:26:44
Личность ребенка развивается постепенно, но строится и существует на базе характера. Если принять ребенка таким, каков он есть, поддерживая его слабые стороны и развивая сильные, то любые родители могут достичь желанной цели: их ребенок будет счастливым, успешным, самостоятельным и т.д....
11 11 2021 23:38:20
Как поступать и что делать матери в такой ситуации?...
10 11 2021 8:39:39
Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::