Развиваем память малыша > Отцы и дети
Дети и отцы    

Развиваем память малыша

707c5723

Существует огромное множество видов памяти: оперативная, механическая и логическая, кратковременная и долговременная, произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная. Сама память классифицируется по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица.

Информация, которую мы должны запомнить должна быть яркой и образной. Мы запоминаем то, что нас поразило и потрясло. Запечатлеваются яркие моменты жизни и для того, чтобы запомнить нужный информационный объем, мы должны его раскрасить, разложить на зрительные, слуховые и осязательные образы, и постараться войти в то, что запоминаем.

Не забывайте, объем запоминаемой информации должен быть интересен и понятен ребенку. Информация, «бьющая по нервам» сама запоминается. Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых чувствах способствуют лучшему закреплению информации.

Ниже перечислены игры — упражнения, которые научат придумывать ассоциации и находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах, упорядочивать нужную информацию. Игры не только разовьют память, но, и раскрасят, обогатят восприятие мира, научат видеть то, что раньше уходило от нашего внимания.

1. Сначала надо раздвинуть границы воображения. Помогут этому вот такие необычные предложения: «Вообрази, как звучит мягкое пушистое облако? Нарисуй животное, которое никто никогда не видел, что ты можешь ощутить, если дотронешься до радуги, нарисуй, как пахнут мамины духи».

2. Называете ребенку сначала знакомые слова, например: доктор, ручка, улыбка, а он вам перечисляет, какие ассоциации возникают в его воображении, описывая их по схеме: форма-цвет, запах, какие они на ощупь и вкус. Вы записываете прилагательные, а затем перечисляете их, ребенок вспоминает, какое слово соответствовало какой группе прилагательных. Задание усложняется, и для визуализации образов используются незнакомые слова.

3. Поиграв в предыдущую игру, усложните условия, перечислите ребенку, одну — две, на ваш взгляд, характерные детали предмета, а ребенок должен вспомнить объект. Например, белый, малыш вспоминает — это доктор, гладко-длинное, это ручка, красно-теплая, улыбка.

4. Берутся спички, пуговицы, мелкие детали конструктора, бумага, которую можно резать, рвать, мять. Вы диктуете с небольшим интервалом слова ребенку, а он выкладывает образы – ассоциации на услышанные слова и через некоторое время, глядя на выложенные фигуры, повторяет услышанное.

5. Игра на визуализацию слов и понятий, незнакомых ребенку. Малыш либо рисует образ, возникший в его сознании, либо описывает его словесно. «Как выглядит абракадабра, электрификация, субмодальность? А как эти слова пахнут, каковы они на ощупь?» В игре можно использовать различные термины и иностранные слова.

6. Малыш выбирает любой предмет и оживляет его, представляя, что выбранный объект обладает интеллектом, может говорить и двигаться. Что он расскажет, куда пойдет, что будет делать, среди каких предметов будет себя комфортно чувствовать. Можно придумать сказку, о житие-бытие ожившей вещи.

7. Эта игра достаточно известная. Ребенок выкладывает карточки — картинки, запоминает их, переворачивает и называет. Задание со временем усложняется, карточек становится все больше, времени на их запоминание – меньше. Эта игра – разминка. Следующий этап, вы с паузой диктуете слова, а ребенок выкладывает карточки, которые не связаны с вашим перечнем слов и, за тем, глядя на карточки, он воспроизводит услышанные слова. Малыш, например, выкладывает картинку «мяч», вы диктуете слово «шкаф», ребенку нужно быстро и на крепко связать эти два слова, чтобы впоследствии назвать то слово, которое услышал, а не увидел.

8. Игра на ассоциации. Называется слово, например, «луна» и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты — инопланетяне… Потом называется последнего слово ассоциативной цепочке и ребенок должен воспроизвести все слова-звенья наоборот, от последнего слова к первому.

Если вспомним НЛП и его классификацию по ведущей модальности: визуалы воспринимают мир через зрительные образы, аудиалы через слух, кинестетики через ощущения, то понятно, что визулы, будут стараться то, что следует запомнить — увидеть. Поэтому, родители ребенка — визуала должны сделать акцент на развитии тактильной и слуховой памяти, на том, что менее всего развито.

Эти игры не только развивают память, но и тестируют способности малыша, показывая его «слабые» или малоразвитые виды памяти. Например, малыш легко запоминает зрительные образы, но «тормозит» при запоминании со слуха или в установлении логических ассоциаций. Для того чтобы помочь малышу обратимся к технике запоминания.

Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью. Если требуется запомнить перечень не связанных между собой слов или образов, то придумывается логическая связь, впоследствии помогающая вытянуть слово за словом и восстановить весь перечень. Из разрозненных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова.

Последовательные ассоциации — запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Эта техника применяется, когда следует запомнить нечто абстрактное: иностранные слова или понятия, тогда на каждое «ничего не говорящее» слово придумывается ассоциация, вот она и запоминается.

 

Фонетические ассоциации.

Суть метода в подборе созвучных ассоциаций. Метод хорошо применять при запоминании иностранных слов. Например, при запоминании английского слова «ball» — мяч, представляется, что вас задели мячом, и вы почувствовали боль.

Автобиографические ассоциации, ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, нужно запомнить текст, рассказывающий о жизни морских рыб. Тут же в памяти всплывает ваше путешествие в Египет, плавание в маске и множество ярких рыб проплывающих неподалеку. И «приложив» факты и содержание на ваше воспоминание, легко можно запомнить текст.

Раскрашивание и усугубление.

Трансформация информации, черно-белого образа — в цветной, маленького – в большой, плоского – в объемный. Хорошо запоминаются гипертрофируемые образы.

Вхождение — войти вовнутрь представляемой картинки, стать ее участником.

Соощущение позволяет усилить представления, почувствовать шероховатость, вкус, цвет, запах, звук представляемого образа. Этот метод называется тактильной, обонятельной памятью. Любое «нечто» можно вообразить в виде предмета, имеющего размер, форму, цвет, запах, фактуру и вот две последующие составляющие мы крайне редко задействуем. А попробуйте определить на ощупь слово «генетика», а чем пахнет слово «транскрипция»?

Избыточность.

Для запоминания используется больше информации, чем есть в исходном материале. Делается акцент на второстепенных деталях. Здесь задействовано умение видеть и чувствовать больше, чем есть на самом деле.

Цифро-буквенный код.

Цифровая информация более абстрактна, чем словесная, поэтому важна перекодировка, то есть оживление. Цифру от 0 до 9 представляем в виде образных крючков. Например, 1 – это палка, 2 – лебедь… 9 – перевернутый замок. И при запоминании ряда цифр, мы запечатлеваем образы цифр, связывая их свыше перечисленными методами. Для того, чтобы не было путаницы в воспроизведение многозначных цифр, к каждой цифре от 0 до 9 придумывается несколько образов — крючков. Например, 8 – матрешка, очки, бантик, снеговик.

Метод Цицерона.

По этому методу запоминаемые образы и предметы располагаются в знакомой комнате. Потом достаточно вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация.

Комбинированный метод.

Чем больше ассоциаций вызывает знакомство с новой информацией, тем прочнее запоминание. Поэтому преувеличивайте, раскрашивайте, заставляйте двигаться, оживляйте, становитесь сами действующим лицом информационной цепочки, заменяйте с целью усиления образа, связывайте неожиданным, невозможным в жизни способом. Запоминаемую информацию делайте уникальной, она должна быть разноцветным фейерверком огней вашей памяти. Натренировавшись, вы станете настолько быстро выстраивать ассоциации, что время запоминания будет практически равняться времени поступления информации.

Как выбрать метод для лучшего запоминания информации? Сначала следует до автоматизма отработать все техники, а потом… расслабиться и довериться своему первому ощущению, которое и будет самым ярким и запоминающимся.

Как и когда заниматься? К развитию памяти следует относиться не как кропотливому труду, а как к игре. А играть можно всегда и почти везде. Поэтому игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, помните лишь, что внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут. Внесите дух соперничества: кто больше запомнит, кто быстрее назовет, кто придумает самый неправдоподобный образ.

Запоминание стихов.

Взрослый медленно читает стихотворение вслух. Малыш слушает с закрытыми глазами, прорисовывая перед внутренним взором каждую строчку, насыщая ее деталями, и чем больше будет второстепенных компонентов, тем ярче будет поэтический образ. Перенасыщение деталями ведет к тому, что малыш вживается в нарисованную им картинку, становится действующим лицом повествования.

Замечательно, если малыш начинает не только видеть строки, созданные поэтом, но и чувствовать запах, температуру, ощущать поверхность описываемых предметов. И впоследствии ребенку нужно лишь описать мир, созданный его воображением. Для того, чтобы чтение стихотворения на память, не напоминало пересказ близкий к тексту, когда есть возможность слово заменить синонимом, научите малыша вслушиваться в звучание слов, рифму и ритм стиха.

Если малыш созрел к системному восприятию некого объема информации, например, вы, решили прочитать детскую энциклопедию с последующим пересказом отдельных глав, то выделите определенное время для ваших занятий и предложите малышу придумать некий обряд, позволяющий ему сосредоточиться, войти в состояние максимальной концентрации внимания. Это может быть любой жест или несколько глубоких вдохов. Повторив эти движения несколько раз перед занятиями, ребенок заякорит, свяжет обряд с последующей фиксацией внимания. И впоследствии, когда ему необходимо будет быстро сосредоточиться, достаточно будет повторить знакомый жест, ритуал.

Затем текст читается, одновременно в сознании фиксируется название и автор текста, факты, действия, основное содержание. Ребенок сначала отвечает на ваши вопросы: кто автор, как называется прочитанный рассказ… Отшлифовав умение отвечать на поставленные вопросы, малыш начнет уже автоматически давать ответы на эти вопросы при пересказе. При работе с текстом, изобилующим большим количеством фактов и понятий, дайте ребенку бумагу и карандаш, пусть рисует и пишет то, что поможет ему зафиксировать информацию. И ничего страшного нет, если вы не сможете разобрать его «закорючки», главное, чтобы они помогали ребенку воспроизвести текст.

При запоминании большого объема информации рисуйте карту памяти, используя разноцветные ручки и фломастеры, начиная с середины страницы. В центре пишется главная идея или тема, затем идут разветвления, указывающие на какие части, блоки делится текст. Для каждого ответвления напишите ключевое слово. Эти слова должны отражать суть идеи, будить память. Не забудьте отдельным цветом выделить факты.

Если содержание текста понятно, то появляется свое мнение о прочитанном или услышанном, личное отношение и комментарии к тексту тоже помогают в пересказе. Добавляйте символы и рисунки, чтобы легче потом было вспомнить. В карте памяти должны быть отображены такие ключевые моменты: кто делает, что, когда, почему, где, как. Это позволит дольше сохранить информацию в активной зоне памяти.

С какого возраста заниматься?

Существуют игры по развитию памяти для детей (10 месяцев — 1,5 года), например, «Найди игрушку», «Где мама», «Чего не стало» («Чего не хватает»). Правила игры кроятся уже в названии. Кто-то или что — то прячется, и это нужно вспомнить и найти. Для детей постарше есть игры «Узнай предмет», «Волшебный мешочек”. В этих играх ребенок на ощупь должен определить предмет. При этом развивается тактильная память, а для развития двигательной памяти есть игра «Делай, как я». Малыш повторяет движения взрослого, темп со временем убыстряется, усложняются и сами движения.

Помимо игр, чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок и ребусов тоже прекрасно развивает память.

Помните, чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Несколько проверенных советов от родителей, как подружить малыша с порядком в его комнате

Помогайте ребенку и не ограничивайте его в желании Вам помочь...

27 09 2021 12:45:14

Необоснованные детские страхи приводят к серьезным осложнениям нервной системы малыша

Необоснованные детские страхи приводят к серьезным осложнениям нервной системы малыша...

26 09 2021 10:21:42

Призыв к женщинам сесть в общественных туалетах!

Так что, дамы, я вас попрошу!...

25 09 2021 23:41:38

Почему человек, который плохо учится в школе, достигает в жизни высоких результатов?

Троечник и отличник - пути их совершенствования......

24 09 2021 8:21:38

Влияние игр на развитие навыков у ребенка

Вот в каких отношениях будет развиваться малыш......

23 09 2021 15:11:15

НИКОГДА не делитесь своими эмоциями с детьми!

Превосходная статья!...

22 09 2021 15:39:20

Откуда берётся в детях плохое поведение

Откуда берётся в детях плохое поведение, страхи, комплексы, агрессивность, капризы и пр.?...

21 09 2021 15:34:13

Почему взрослые кричат на своих детей

Пока не поздно - давайте воспитывать себя, а не ребенка, менять и шлифовать себя, а не его, прикладывать усилия к себе!...

20 09 2021 0:43:20

Как дети манипулируют родителями

Воспитывайте ребенка так, чтобы он не использовал корыстный обман...

19 09 2021 20:40:46

Учим деток на личном примере

Для того чтобы стать хорошим человеком, родителю и ребенку необходимо стараться...

18 09 2021 1:35:47

Что нужно ребенку для счастья?

Когда критиковать, а когда хвалить ребенка...

17 09 2021 1:11:43

Рецепты успокаивающих ванн для крохи

Травяные ванны оказывают хорошее успокаивающее действие и улучшают сон...

15 09 2021 20:39:17

Сколько дней потребуется, чтобы пришло молоко после родов?

Есть несколько факторов, которые могут повлиять!...

14 09 2021 0:22:59

Когда ребенок не хочет просыпаться

Как обеспечит ребенку крепкий полноценный сон...

13 09 2021 12:32:43

Моя семья глазами ребенка

Моя семья глазами ребенка Детские поделки на тему " Моя семья"...

12 09 2021 5:19:24

Асино лето. Книга для девочек

Асино лето. Книга для девочек Обзор чудесной книги Тамары Михеевой " Асино лето". Книги, от которой невозможно оторваться, пока не перевернешь последнюю страницу...

10 09 2021 16:31:59

Гимнастика для детских глазок в стихах

Хорошее зрение необходимо для учебы, отдыха и, повседневной жизни...

09 09 2021 22:51:12

Советы родителям: Детский гнев, как успокоить ребенка

Желаемое можно легко получить при помощи капризов и слез......

08 09 2021 7:11:11

Ребенок говорит плохие слова, что делать?

Вы заметили, что ваш ребенок говорит плохие слова? Не расстраивайтесь, у этой проблемы наверняка найдется решение. Прежде всего, вам необходимо выяснить, по какой причине ваш ребенок начал говорить плохие слова, а уже потом решать, как вам поступить....

07 09 2021 13:10:35

Заработок на дому: как стать успешной мамой-фрилансером

Фактически ты выполняешь функцию и шефа, и менеджера, и исполнителя – идеальное решение для мамы-интроверта...

06 09 2021 22:39:50

Аппликация Индюк

Аппликация Индюк Идея проведения тематического дня " Индюк", аппликации с индюком в разных техниках...

05 09 2021 6:40:22

Воспитание детей с раннего возраста

Пройдёт ещё пара лет, и вашего ребёнка надо будет отправлять в детский садик. Некоторые оспаривают тему полезности и необходимости детского сада для ребёнка, и определяться с этим – дело каждой семьи. Однако упрямая статистика гласит, что дети, которые не ходят в детский сад, становятся менее открытыми для общения, несмотря на дальнейшие школьные и студенческие годы....

04 09 2021 11:32:52

Когда у человека было счастливое благополучное детство, у него есть все шансы прожить счастливую жизнь

Любите их, как бы вас ни прижала жизнь, любите, несмотря ни на что. Нет ничего важнее, правда....

03 09 2021 0:42:20

Маленький врунишка: Причины детского вранья

Своими подозрениями не оскорбляйте в малыше чувство собственного достоинства...

01 09 2021 23:26:32

На что обратить внимание при выборе школы для ребенка?

Советы для родителей первоклассников...

30 08 2021 16:39:29

Когда ваш муж не торопиться возвращаться домой с работы, вы готовы убить его?

Это чувство наверняка знакомо многим молодым мамам!...

29 08 2021 2:24:54

Новогодние открытки своими руками. Часть 3

Новогодние открытки своими руками. Часть 3 Мастер-классы изготовления новогодних открыток своими руками...

27 08 2021 18:15:25

Советы родителям: Как я могу заставить своего ребенка пить больше воды?

Вода имеет решающее значение для здоровья ребенка!...

26 08 2021 19:37:31

Как отучить ребенка от пустышки: практичные советы

Безболезненные и эффективные способы...

25 08 2021 13:19:58

Что движет детьми, когда они дразнят своих сверстников

Ребенок должен осознать, что уважения достоин любой человек, независимо от возраста, национальности, религии и внешних данных...

24 08 2021 17:17:57

Ребенок – это хамелеон

О хорошем и плохом поведении ребенка...

23 08 2021 10:14:43

10 имен, к которым счастье так и липнет

Родителям на заметку!...

22 08 2021 22:57:21

Три важных правила, как хорошо встретить Новый год с детьми

Малыши верят в волшебство и любят сказочную новогоднюю атмосферу...

21 08 2021 4:11:31

Маленькая девочка заснула на полу. А теперь взгляните на ее правую руку… БЕСЦЕННО!

Когда учительница увидела это, она сразу же сделала фото…...

20 08 2021 19:36:25

Мама шокирована, после того как врач проводит определенную манипуляцию, чтобы проверить есть ли у ее ребенка запор!

Обеспокоенная мама задается вопросом, должна ли она сообщить об этом инциденте!...

19 08 2021 8:57:24

Воспитать в ребенке чувство справедливости и передать ему дух правды

Правда живет без нас, справедливость творится нами!...

18 08 2021 10:42:57

Сложные отношения матери и дочери

Даже хорошая мать может испортить дочери жизнь...

17 08 2021 2:50:19

Развиваем память и веселимся: 7 Стишков для МАЛЫШЕЙ

Все мамы, которым я советовала их, говорили мне "спасибо"!...

16 08 2021 13:31:49

Развивающие игры для ребенка в один годик

Во что поиграть малышам до года и после...

15 08 2021 0:24:31

Одиннадцатилетний ученик рассказал всю правду о современной школе

10 причин, почему дети не хотят ходить в школу!...

14 08 2021 11:29:21

Самые справедливые дети живут в Канаде, США и Уганде

Западные общества более акцентированы на идее справедливости и равенства...

13 08 2021 6:15:13

Эмоциональный и плаксивый малыш. Как ему помочь?

Меры и приемы, которые следует принять родителям...

12 08 2021 15:29:32

Быстрый способ выучить таблицу умножения

Находите подход к освоению нового материала...

11 08 2021 3:57:14

Богатырская еда для ребенка

О пользе гречневой каши, которую надо давать детям...

10 08 2021 14:55:50

Признавайте свои ошибки и не идите на поводу эмоциональной несдержанности!

Наши детки понесут в свою жизнь то, что мы в них заложили...

09 08 2021 0:12:22

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.