Развиваем память малыша
Существует огромное множество видов памяти: оперативная, механическая и логическая, кратковременная и долговременная, произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная. Сама память классифицируется по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица.
Информация, которую мы должны запомнить должна быть яркой и образной. Мы запоминаем то, что нас поразило и потрясло. Запечатлеваются яркие моменты жизни и для того, чтобы запомнить нужный информационный объем, мы должны его раскрасить, разложить на зрительные, слуховые и осязательные образы, и постараться войти в то, что запоминаем.
Не забывайте, объем запоминаемой информации должен быть интересен и понятен ребенку. Информация, «бьющая по нервам» сама запоминается. Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых чувствах способствуют лучшему закреплению информации.
Ниже перечислены игры — упражнения, которые научат придумывать ассоциации и находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах, упорядочивать нужную информацию. Игры не только разовьют память, но, и раскрасят, обогатят восприятие мира, научат видеть то, что раньше уходило от нашего внимания.
1. Сначала надо раздвинуть границы воображения. Помогут этому вот такие необычные предложения: «Вообрази, как звучит мягкое пушистое облако? Нарисуй животное, которое никто никогда не видел, что ты можешь ощутить, если дотронешься до радуги, нарисуй, как пахнут мамины духи».
2. Называете ребенку сначала знакомые слова, например: доктор, ручка, улыбка, а он вам перечисляет, какие ассоциации возникают в его воображении, описывая их по схеме: форма-цвет, запах, какие они на ощупь и вкус. Вы записываете прилагательные, а затем перечисляете их, ребенок вспоминает, какое слово соответствовало какой группе прилагательных. Задание усложняется, и для визуализации образов используются незнакомые слова.
3. Поиграв в предыдущую игру, усложните условия, перечислите ребенку, одну — две, на ваш взгляд, характерные детали предмета, а ребенок должен вспомнить объект. Например, белый, малыш вспоминает — это доктор, гладко-длинное, это ручка, красно-теплая, улыбка.
4. Берутся спички, пуговицы, мелкие детали конструктора, бумага, которую можно резать, рвать, мять. Вы диктуете с небольшим интервалом слова ребенку, а он выкладывает образы – ассоциации на услышанные слова и через некоторое время, глядя на выложенные фигуры, повторяет услышанное.
5. Игра на визуализацию слов и понятий, незнакомых ребенку. Малыш либо рисует образ, возникший в его сознании, либо описывает его словесно. «Как выглядит абракадабра, электрификация, субмодальность? А как эти слова пахнут, каковы они на ощупь?» В игре можно использовать различные термины и иностранные слова.
6. Малыш выбирает любой предмет и оживляет его, представляя, что выбранный объект обладает интеллектом, может говорить и двигаться. Что он расскажет, куда пойдет, что будет делать, среди каких предметов будет себя комфортно чувствовать. Можно придумать сказку, о житие-бытие ожившей вещи.
7. Эта игра достаточно известная. Ребенок выкладывает карточки — картинки, запоминает их, переворачивает и называет. Задание со временем усложняется, карточек становится все больше, времени на их запоминание – меньше. Эта игра – разминка. Следующий этап, вы с паузой диктуете слова, а ребенок выкладывает карточки, которые не связаны с вашим перечнем слов и, за тем, глядя на карточки, он воспроизводит услышанные слова. Малыш, например, выкладывает картинку «мяч», вы диктуете слово «шкаф», ребенку нужно быстро и на крепко связать эти два слова, чтобы впоследствии назвать то слово, которое услышал, а не увидел.
8. Игра на ассоциации. Называется слово, например, «луна» и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты — инопланетяне… Потом называется последнего слово ассоциативной цепочке и ребенок должен воспроизвести все слова-звенья наоборот, от последнего слова к первому.
Если вспомним НЛП и его классификацию по ведущей модальности: визуалы воспринимают мир через зрительные образы, аудиалы через слух, кинестетики через ощущения, то понятно, что визулы, будут стараться то, что следует запомнить — увидеть. Поэтому, родители ребенка — визуала должны сделать акцент на развитии тактильной и слуховой памяти, на том, что менее всего развито.
Эти игры не только развивают память, но и тестируют способности малыша, показывая его «слабые» или малоразвитые виды памяти. Например, малыш легко запоминает зрительные образы, но «тормозит» при запоминании со слуха или в установлении логических ассоциаций. Для того чтобы помочь малышу обратимся к технике запоминания.
Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью. Если требуется запомнить перечень не связанных между собой слов или образов, то придумывается логическая связь, впоследствии помогающая вытянуть слово за словом и восстановить весь перечень. Из разрозненных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова.
Последовательные ассоциации — запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Эта техника применяется, когда следует запомнить нечто абстрактное: иностранные слова или понятия, тогда на каждое «ничего не говорящее» слово придумывается ассоциация, вот она и запоминается.
Фонетические ассоциации.
Суть метода в подборе созвучных ассоциаций. Метод хорошо применять при запоминании иностранных слов. Например, при запоминании английского слова «ball» — мяч, представляется, что вас задели мячом, и вы почувствовали боль.
Автобиографические ассоциации, ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, нужно запомнить текст, рассказывающий о жизни морских рыб. Тут же в памяти всплывает ваше путешествие в Египет, плавание в маске и множество ярких рыб проплывающих неподалеку. И «приложив» факты и содержание на ваше воспоминание, легко можно запомнить текст.
Раскрашивание и усугубление.
Трансформация информации, черно-белого образа — в цветной, маленького – в большой, плоского – в объемный. Хорошо запоминаются гипертрофируемые образы.
Вхождение — войти вовнутрь представляемой картинки, стать ее участником.
Соощущение позволяет усилить представления, почувствовать шероховатость, вкус, цвет, запах, звук представляемого образа. Этот метод называется тактильной, обонятельной памятью. Любое «нечто» можно вообразить в виде предмета, имеющего размер, форму, цвет, запах, фактуру и вот две последующие составляющие мы крайне редко задействуем. А попробуйте определить на ощупь слово «генетика», а чем пахнет слово «транскрипция»?
Избыточность.
Для запоминания используется больше информации, чем есть в исходном материале. Делается акцент на второстепенных деталях. Здесь задействовано умение видеть и чувствовать больше, чем есть на самом деле.
Цифро-буквенный код.
Цифровая информация более абстрактна, чем словесная, поэтому важна перекодировка, то есть оживление. Цифру от 0 до 9 представляем в виде образных крючков. Например, 1 – это палка, 2 – лебедь… 9 – перевернутый замок. И при запоминании ряда цифр, мы запечатлеваем образы цифр, связывая их свыше перечисленными методами. Для того, чтобы не было путаницы в воспроизведение многозначных цифр, к каждой цифре от 0 до 9 придумывается несколько образов — крючков. Например, 8 – матрешка, очки, бантик, снеговик.
Метод Цицерона.
По этому методу запоминаемые образы и предметы располагаются в знакомой комнате. Потом достаточно вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация.
Комбинированный метод.
Чем больше ассоциаций вызывает знакомство с новой информацией, тем прочнее запоминание. Поэтому преувеличивайте, раскрашивайте, заставляйте двигаться, оживляйте, становитесь сами действующим лицом информационной цепочки, заменяйте с целью усиления образа, связывайте неожиданным, невозможным в жизни способом. Запоминаемую информацию делайте уникальной, она должна быть разноцветным фейерверком огней вашей памяти. Натренировавшись, вы станете настолько быстро выстраивать ассоциации, что время запоминания будет практически равняться времени поступления информации.
Как выбрать метод для лучшего запоминания информации? Сначала следует до автоматизма отработать все техники, а потом… расслабиться и довериться своему первому ощущению, которое и будет самым ярким и запоминающимся.
Как и когда заниматься? К развитию памяти следует относиться не как кропотливому труду, а как к игре. А играть можно всегда и почти везде. Поэтому игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, помните лишь, что внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут. Внесите дух соперничества: кто больше запомнит, кто быстрее назовет, кто придумает самый неправдоподобный образ.
Запоминание стихов.
Взрослый медленно читает стихотворение вслух. Малыш слушает с закрытыми глазами, прорисовывая перед внутренним взором каждую строчку, насыщая ее деталями, и чем больше будет второстепенных компонентов, тем ярче будет поэтический образ. Перенасыщение деталями ведет к тому, что малыш вживается в нарисованную им картинку, становится действующим лицом повествования.
Замечательно, если малыш начинает не только видеть строки, созданные поэтом, но и чувствовать запах, температуру, ощущать поверхность описываемых предметов. И впоследствии ребенку нужно лишь описать мир, созданный его воображением. Для того, чтобы чтение стихотворения на память, не напоминало пересказ близкий к тексту, когда есть возможность слово заменить синонимом, научите малыша вслушиваться в звучание слов, рифму и ритм стиха.
Если малыш созрел к системному восприятию некого объема информации, например, вы, решили прочитать детскую энциклопедию с последующим пересказом отдельных глав, то выделите определенное время для ваших занятий и предложите малышу придумать некий обряд, позволяющий ему сосредоточиться, войти в состояние максимальной концентрации внимания. Это может быть любой жест или несколько глубоких вдохов. Повторив эти движения несколько раз перед занятиями, ребенок заякорит, свяжет обряд с последующей фиксацией внимания. И впоследствии, когда ему необходимо будет быстро сосредоточиться, достаточно будет повторить знакомый жест, ритуал.
Затем текст читается, одновременно в сознании фиксируется название и автор текста, факты, действия, основное содержание. Ребенок сначала отвечает на ваши вопросы: кто автор, как называется прочитанный рассказ… Отшлифовав умение отвечать на поставленные вопросы, малыш начнет уже автоматически давать ответы на эти вопросы при пересказе. При работе с текстом, изобилующим большим количеством фактов и понятий, дайте ребенку бумагу и карандаш, пусть рисует и пишет то, что поможет ему зафиксировать информацию. И ничего страшного нет, если вы не сможете разобрать его «закорючки», главное, чтобы они помогали ребенку воспроизвести текст.
При запоминании большого объема информации рисуйте карту памяти, используя разноцветные ручки и фломастеры, начиная с середины страницы. В центре пишется главная идея или тема, затем идут разветвления, указывающие на какие части, блоки делится текст. Для каждого ответвления напишите ключевое слово. Эти слова должны отражать суть идеи, будить память. Не забудьте отдельным цветом выделить факты.
Если содержание текста понятно, то появляется свое мнение о прочитанном или услышанном, личное отношение и комментарии к тексту тоже помогают в пересказе. Добавляйте символы и рисунки, чтобы легче потом было вспомнить. В карте памяти должны быть отображены такие ключевые моменты: кто делает, что, когда, почему, где, как. Это позволит дольше сохранить информацию в активной зоне памяти.
С какого возраста заниматься?
Существуют игры по развитию памяти для детей (10 месяцев — 1,5 года), например, «Найди игрушку», «Где мама», «Чего не стало» («Чего не хватает»). Правила игры кроятся уже в названии. Кто-то или что — то прячется, и это нужно вспомнить и найти. Для детей постарше есть игры «Узнай предмет», «Волшебный мешочек”. В этих играх ребенок на ощупь должен определить предмет. При этом развивается тактильная память, а для развития двигательной памяти есть игра «Делай, как я». Малыш повторяет движения взрослого, темп со временем убыстряется, усложняются и сами движения.
Помимо игр, чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок и ребусов тоже прекрасно развивает память.
Помните, чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья отвечает на вопрос " Что делать, если ребенок эгоист?". А также советы, как Н Е воспитать эгоиста....
29 12 2021 18:26:20
Многие считают, что женщинам в декрете легко живется, им же лишь надо заботиться о ребенке?...
27 12 2021 5:37:36
Как воспитать ребенка личностью независимой, незаурядной, целеустремленной и просто целостной?...
26 12 2021 0:34:23
Давайте вспомним исчезнувшие детские игры, в которые мы играли во дворе, будучи в возрасте 7-12 лет, и поймем, что они нам дали, ведь, возможно, благодаря им мы стали именно такими взрослыми, какими есть сейчас....
25 12 2021 10:48:15
Елена Кучеренко – об одной частой родительской ошибке и способах ее исправления...
24 12 2021 21:30:38
Помогите Вашему чаду повысить успеваемость в учебном заведении...
23 12 2021 17:20:47
Вы будете шокированы, когда узнаете это!...
21 12 2021 23:19:41
Чтобы доказать, что я не пытаюсь вас обмануть, я приведу в пример эксперименты Курта Цадек Левина - немецкого психолога, который ставил опыты над крысятами....
19 12 2021 11:46:33
Кого волнует, что думают другие люди?...
18 12 2021 4:39:37
Запреты должны присутствовать, но в умеренном количестве...
17 12 2021 1:36:26
Стоячие столы помогут решить поведенческие проблемы школьников и повысить их внимательность при решении учебных задач...
16 12 2021 20:52:49
Блог www.prostomama.com (далее – Блог) стремится всеми доступными способами обеспечить безопасность пользования Блогом. Настоящим Соглашением Блог...
15 12 2021 13:48:43
Когда мне сказали, что у меня диастаз, я подумала, что это какое-то странное заболевание!...
14 12 2021 20:20:12
Есть очень много преимуществ, которых вы не знали!...
13 12 2021 20:18:10
Японцы изобрели торт, который удивит всех...
12 12 2021 3:11:13
Редкий мужчина способен справиться со всеми женскими обязанностями...
11 12 2021 10:40:54
Как бы вам ни было тяжело, уделяйте обоим детям одинаковое количество внимания...
10 12 2021 7:26:13
Ребенок слишком поздно ложится спать не потому, что он вредный и капризный, а потому, что именно вы сами ему это позволяете...
09 12 2021 18:37:28
Я люблю смотреть на них и знать, что лучший день в их жизни не за горами!...
08 12 2021 20:40:13
Я проигнорировала извинения, закатила глаза настолько драматично, насколько это возможно......
07 12 2021 4:17:17
От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку разгадали петербургские социологи...
06 12 2021 23:45:32
Родители должны обеспечить ребенку здоровый и безопасный сон!...
05 12 2021 3:55:43
Если вы заметите у себя подобные симптомы - обращайтесь к врачу!...
03 12 2021 7:11:40
Чтобы ребенок успокоился, нужно его отвлечь. Цель: помочь ребенку справиться с негативными чувствами. Результат: отвлеканием мы способствуем тому...
02 12 2021 11:33:12
Дети, которым недостает эмоциональной связи с родителями - становятся "трудными" подростками...
01 12 2021 18:48:25
О чувствах, которые должна испытывать настоящая мать...
30 11 2021 0:57:10
У тебя дома бедлам, дети болеют и отвратительно себя ведут. Вообще они постоянно болеют, такие вот у тебя дети. Из-за них ты плохо ешь, плохо спишь и вообще не очень себя чувствуешь. Но ты их любишь....
29 11 2021 0:46:53
Размышления мамы двоих сыновей о плюсах и минусах детского сада...
28 11 2021 6:54:42
Нестандартные методы, с помощью которых ребенок лучше будет усваивать новый материал...
27 11 2021 7:51:31
Если вы признаете, что у вас есть проблема, вам станет намного легче!...
26 11 2021 10:37:18
Несколько рекомендаций, которые вам помогут в достижении цели...
25 11 2021 22:32:11
Молочные продукты необходимы для растущего организма: они богаты белком, аминокислотами, кальцием. Но что делать, если ваше чадо от них отказывается?...
24 11 2021 18:11:34
Список полезных сайтов, которые помогут освежить в голове школьные премудрости...
23 11 2021 9:42:17
Слишком заботливые родители - это слишком...
22 11 2021 14:43:46
Каждый из нас сталкивается с определенными трудностями в воспитании ребенка...
21 11 2021 4:28:56
Можно лепить, рисовать, делать аппликации, вырезать, шить из фетра, делать книги и развивающие игрушки по ее мотивам...
20 11 2021 15:16:42
Одобрение помогает развеять сомнения...
19 11 2021 0:14:34
Чем раньше вы это распознаете, тем лучше!...
18 11 2021 1:47:32
Как облегчить ребенку и себе этот нелегкий шаг к аналою?...
17 11 2021 4:14:49
Вы можете быть потрясены (или нет), узнав, насколько социальные сети влияют на то, как мы к себе относимся!...
16 11 2021 20:36:22
Здоровый перекус поможет избежать ожирения!...
15 11 2021 16:47:10
Атмосфера любви и взаимного доверия в семье!...
14 11 2021 22:13:33
Гормоны, вырабатывающиеся у женщины после родов, ухудшают ее отношения с мужем...
13 11 2021 17:57:58
Здоровье ребенка зависит не только от матери!...
12 11 2021 5:52:45
Все мы хотим, чтобы наш ребенок вырос счастливым и всесторонне развитым. Часто из-за огромного количества забот и хлопот мы не успеваем уделять должное внимание воспитанию, отмахиваясь короткими «нельзя» или «прекрати». Конечно, запреты должны присутствовать в жизни ребенка, но в умеренном количестве. Ведь познать мир так важно и необходимо!...
11 11 2021 12:17:20
Не принимайте витамины без рекомендации врача!...
10 11 2021 18:17:49
Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::