Тайна школьной успеваемости: почему одни дети учатся хорошо, а другие – плохо? > Отцы и дети
Дети и отцы    

Тайна школьной успеваемости: почему одни дети учатся хорошо, а другие – плохо?

707c5723

От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку разгадали петербургские социологи

 

Есть ли дети, которым предначертаны только школьные неудачи? Есть ли дети, которым еще до рождения предназначено стать отличниками?

Чаще всего ученые цитируют прямолинейный ответ международных экспертов, содержащийся в материалах международных сравнительных исследований PISA (Programme for International Student Assessment) и  TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study): «Дети из семей с более высоким семейным культурным капиталом демонстрируют более высокие образовательные результаты».

 

Решетников Ф. П. «Опять двойка», 1952 г.

 

Но если это верно, почему многие из детей, с «завещанным» им высоким культурным капиталом, так и не могут себя реализовать? Что им мешает: равнодушие учителей, перегруженные программы, или собственная леность? Или присутствие одноклассников, чьи школьные неудачи фатально предопределены комнатой в коммунальной квартире и пьющими родителями?

«На самом деле многие факторы, которые мы прежде считали  важными, не влияют на  успеваемость детей, – уверена Ольга Сачава, кандидат филологических наук, магистрант программы «Управление образованием» Высшей школы экономики (Санкт-Петербург). – А на то, что действительно важно, мы прежде и не обращали внимания!…»

Россия в миниатюре

Исследования успешности и неуспешности детей, находящихся в системе образования – один из мировых трендов, заявивший о себе в 90-е годы, когда одновременно во многих странах мира разворачивались глобальные реформы национальных систем образования.

Ольга Сачава – кандидат филологических наук и  завуч по учебно-методической работе одной из петербургских школ – не задавалась новыми вопросами, но на некоторые из старых вопросов ей удалось найти новые ответы.

И, наверное, это благодаря ее школе. Школа находится на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.В длину этот остров чуть больше шести километров, в ширину – четыре километра. С Петербургом его соединяют четыре разводных моста. С конца апреля, по конец октября, в период навигации на Неве, мосты разводятся каждую ночь.

Это – самый густонаселенный остров России. На каждом  его квадратном километре обитают более 11 тысяч жителей.

В начале 19 века у островка была монополия на всю науку и образование столицы: здесь располагались Петербургская академии я наук, библиотека Академии наук, Университет, Академия Художеств. А сейчас его затопило волной нерасселенных коммунальных квартир. В соседних комнатах, выходящих дверями в общий коридор (с высоким лепным окном 19 века), обитают потомки коренных петербуржцев и – семьи с юга или крайнего севера России.

Большая часть обитателей Васильевского острова – мигранты. Одни ищут лучшей жизни для себя и своих детей. Другие оказались здесь, как некогда герои романов самого петербургского из писателей – лишь потому, что им больше некуда пойти. По их мнению, если уж умирать, то – на Васильевском острове. «30% наших учеников – из социально незащищенных слоев населения», –  рассказывают мне учителя.

Нам не надо знать больше ничего про эту школу. Скажем просто: она – на острове, который, сам по себе, –  Россия в миниатюре.И Ольга Сачава, завуч и магистрантка Высшей школы экономики, очень хотела узнать про эту Россию что-то новое.

Богатство бесполезно

Социологическое исследование – это множество бумаг и множество вопросов. Большинство вопросов (в этом уверены респонденты, то есть участники исследования) – вообще не по делу. Поэтому далеко не всегда на эти вопросы отвечают честно. Но анкеты составлены так, что у социологов всегда есть возможность проверить искренность ответов. Анкета, которую Ольга раздавала родителям учащихся всех ступеней обучения (со 2 по 11 класс), включала в себя 5 блоков вопросов. Четыре блока – вопросы о семье. Пятый  – о ребенке и его успеваемости.

«Сначала мы надеялись получить ответ на вопрос, влияет ли на школьные успехи детей материальный достаток и условия жизни их семей», – рассказывает Ольга Сачава, – Однако прямой зависимости от материального достатка мы не обнаружили.

«Большинство участников нашего опроса, – продолжает Ольга, – обитатели петербургских коммуналок. Только 20% семей живут в отдельных  квартирах. Семьи отличников и троечников примерно в равных пропорциях проживают в коммуналках и в отдельных квартирах. Пришлось сделать вывод: обстановка коммунальной квартиры не мешает ребенку быть успешным в учебе.

Не влияет на успеваемость детей и наличие в семье домашней библиотеки. В семьях 73% отличников дома хранится более 200 книг, но 75% семей троечников тоже заявили, что их семейная библиотека состоит из 100 книг. Семьи 5% отличников и 6% троечников владели большими библиотеками (более 1000 книг). Трудно найти зависимость, верно?

Важный вопрос, который волнует всех: влияют ли родительские доходы на оценки детей? Можно ли утверждать (как это делают некоторые), что при низком уровне семейных доходов ребенок просто обречен на получать плохие оценки?

Наше исследование отвечает однозначно: нет.

В опросе участвовали малообеспеченные семьи, с доходами на каждого менее 5000 рублей в месяц. Именно из этих семей вышли 26% всех троечников и… 30% всех отличников! Отличников в малообеспеченных семьях оказалось даже больше, чем троечников.

Доходы 20% семей  отличников и 24% семей троечников составляли до 20 000 тысяч рублей на человека. 25% отличников и 21% троечников заявили о доходах более 20 000 рублей на каждого члена семьи. Пропорции и в этом случае сопоставимы. И – мы возвращаемся к той  же загадке. В одном случае дети из малообеспеченных (или, напротив,  состоятельных семей) почему-то учатся на тройки, в другом – на пятерки!».

– А вы учли, что семьи с высокими доходами имеют дополнительные финансовые возможности? Например, могут  нанять своим детям репетиторов?

– Да, и, как правило, нанимают. Но чаще всего родителям не удается компенсировать  недостаток семейного общения вкладами в образование ребенка (репетиторы, платные курсы и т.п.). Эти вклады просто не работают.

Материальное благополучие и даже богатство семьи само по себе не способно позитивно влиять на школьные успехи детей.

Влияет другое. И теперь мы подходим к самому интересному.

Условие первое, неожиданное – бабушка

Исследование, проведенное среди семей на Васильевском острове, доказало, что можно готовить уроки на кухонном столе в коммуналке и быть отличником. Можно иметь отдельную комнату и быть троечником. Неважно, где ты живешь. Важно, – с кем.

Так вот, оказалось, что 50% отличников и хорошистов живут в одной квартире с бабушками и дедушками.

А 42% успевающих детей общаются со старшими родственниками, даже если те проживают в другом городе.  Троечники же  в 40 % случаев вообще не встречаются с бабушками и дедушками.  А 5% детей с низкой успеваемостью сообщили, что никогда в жизни не видели старших родственников.

 

«Это только на первый взгляд кажется удивительным. На школьные успехи ребенка на всех ступенях обучения напрямую влияют ценности его семьи, – считает Ольга Сачава. – Чем важнее для взрослых отношения внутри их семьи, чем большую ценность представляет для родителей школьника семейная жизнь (в том числе отношения со старшими родственниками), чем больше внимания родители уделяют построению внутрисемейных связей, тем выше школьные оценки их ребенка. Грамотно выстроенные внутрисемейные связи  свидетельствуют о психологической компетентности родителей. Поэтому их можно назвать ключевым фактором, определяющим успеваемость ребенка».

 

Условие второе, еще более неожиданное – семейный праздник

– И в этой связи не должен казаться необычным следующий пример, –  продолжает Ольга Сачава. – Наше исследование показало, что 67 % хорошистов и отличников начальной школы и 73 % хорошистов и отличников средней школы живут в семьях, где всегда отмечаются семейные праздники. А вот в семьях большинства троечников такие праздники отмечаются эпизодически. Или – не отмечаются вообще!

И очень важно, чтобы семейные торжества не были импровизированными (собрались, выпили, разбежались). Надо, чтобы семья готовилась к ним заранее: обсуждала подарки, накрывала праздничный стол, разрабатывала сценарий праздника, шила костюмы, рассылала родственникам и друзьям приглашения  и т. д.

Мы обнаружили  одну интересную закономерность: чем выше доход семьи и чем ниже культура семейных праздников, тем ниже оценки ребенка.

И наоборот: чем выше культура семейных праздников по отношению к доходам семьи (средним или даже низким) тем выше успеваемость школьника!

– Мы заговорили о семейных празднествах. Бытует убеждение, что почти в 100% случаев два обстоятельства разрушительно влияют на детей: пьянство одного из родителей и (или) их развод. Ваше исследование это подтверждает?

– Мы с самого начала задавались вопросом, влияет ли пьянство родителей на успеваемость детей. Этот вопрос просто «лежит на поверхности». Но выяснилось, что факт пьянства, сам по себе, без сочетания с другими факторами, не является значимым для плохой успеваемости ребенка. Более того: когда родители заявляют: «да, в нашей семье есть проблема, и мы работаем над нею», когда мамы и папы начинают реально что-то делать в этом направлении, – это переламывает негативную тенденцию, которая могла бы повлиять на успеваемость школьника. Негатив компенсируется конструктивной позицией родителей: они осознали проблемы, существующие в семейных отношениях, и стремятся  их решить.

Например, некоторые родители учащихся 5-9 классов заявили в анкетах о серьезных проблемах в одной или нескольких сферах семейных отношений. Мы должны были бы подумать, что их дети – если верить общепризнанным схемам – учатся плохо? Да ничуть не бывало! У 90% этих родителей дети учатся на 4 и 5! Почему?

Просто эти родители делают реальные шаги для решения своих семейных проблем. Мы убедились в этом, изучив их анкеты.

В международных исследованиях часто подчеркивается: чем выше уровень образования родителей, тем лучше учится их ребенок. Но это тоже не так.

Например, 64%  мам и пап отличников из начальной школы, участвовавших в нашем исследовании, имеют высшее образование, а в 20% семей отличников из начальной школы один из родителей имеет даже два высших образования. 68% родителей троечников имеют только среднее образование. Казалось бы, все правильно, как в исследованиях? Тоже нет.

Если в начальной школе лишь каждый пятый родитель троечника имел высшее образование (21%), то в основной школе их в два раза больше (43%). То есть со временем дети высокообразованных родителей тоже могут стать троечниками.

Но вряд ли мы должны удивляться тому, что 85 % всех отличников и хорошистов, участвовавших в исследовании, живут в полных семьях (причем, таких, в которых  отец и мать являются для ребенка родными). Только 5% отличников и хорошистов живут с мачехой или отчимом. Что касается троечников, то здесь ситуация прямо противоположная: больше половины из них (55%) живут в неполных семьях!

Хочу подчеркнуть: жизнь в неполной семье еще не предопределяет низких школьных результатов. Мы знаем даже отличников (10% из всей выборки), которые воспитываются в неполных семьях. Обычно их мать или отец заявляют, что осознанно не вступают в новый брак, чтобы полностью посвятить себя ребенку.

Но чаще всего к статусу неполной семьи приводит ряд последовательных родительских ошибок. В каких-то жизненных ситуациях родители повели себя недостаточно конструктивно. И — не подумали о том, что расплачиваться за это будут их дети.

Будьте довольны жизнью – и ваши дети станут отличниками

– В сущности, в вашем исследовании вы пришли к выводу, что на школьные успехи ребенка влияют родители. Но тогда могли бы вы нарисовать мне портрет  идеальных родителей? Про которых можно сказать: их дети будут (если у них есть, конечно, способности к учебе) учиться на «хорошо» и «отлично»?

– Если для родителей важна ценность семейных отношений, то следующая по значимости ценность – профессиональная самореализация. Возможно, эту мировоззренческую и жизненную позицию родителей по отношению к труду ребенок воспринимает как норму и реализует применительно к собственному труду – учебной деятельности.

Согласно исследованию, проведенном на Васильевском острове, 56 % родителей отличников и хорошистов заявили, что работают, в первую очередь, для самореализации. Они говорят не только о  моральном удовлетворении, но и об удовольствии от своей профессиональной деятельности. Лишь 20 % родителей троечников рассказали, что работают ради самореализации. Большинство из них трудятся, по их собственным  словам, «ради денег».

Еще одна важная субъективная особенность, которая отличает семьи отличников и хорошистов от семей троечников. Как ни странно, это – удовлетворенность жизнью.

Об этом рассказали 91% родителей отличников и хорошистов и только 62% родителей троечников. Думаю, что многие читатели могут счесть это заявлением либо обманом, либо – самообманом.

Ведь 30% семей отличников и хорошистов, участвовавших в исследовании, относятся к малообеспеченным семьям. А большинство из них живут в коммунальных квартирах.

 

– Чем более довольны жизнью родители, тем успешнее в учебе их дети, – объясняет Ольга Сачава. – Это – закономерность. 23% родителей троечников ответили, что не полностью удовлетворены своей жизнью, а 9 % заявили, что собственная жизнь их вообще не устраивает. Среди родителей отличников «недовольных» вообще нет. На всех уровнях образования (от начальной до старшей школы) недовольные жизнью родители, как правило, не удовлетворены и учебными достижениями собственного ребенка. Я думаю, любому педагогу известен этот персонаж – «ребенок неудовлетворенных родителей». Его родителям всегда кажется, что главный ресурс развития их чада – это не собственная семья, а общение с одноклассниками из семей с более высоким социальным статусом. Если же таких одноклассников нет, семья снова и снова ищет для отпрыска другую школу. Но «ребенок неудовлетворенных родителей» и в новой школе продолжает учиться неудовлетворительно.  Ведь его проблемы – не в школе и не в одноклассниках. Его проблемы – в семье.

 

И все же, я думаю, большинство читателей, дойдя до этого места, не поверит, что материальное положение семьи в действительности так мало значит для успехов школьника. И что личное ощущение счастья, которое испытывают родители, гораздо важнее для их детей 

– На самом деле здесь проявляются более сложные взаимосвязи. Мы пришли к выводу, что успеваемость школьников  коррелирует не с объективными финансово-экономическими условиями, в которых живет семья (они, как мы уже видели, могут быть одинаковы и у отличников, и у троечников), а с системой ценностей их родителей. В том числе – с экономической компетентностью родителей, с их желанием и умением инвестировать в будущее своей семьи. Эта компетентность выражается через соотношение между уровнем дохода и качеством материального окружения, который семье при данном уровне дохода удается обеспечить. То есть на первое место снова выдвигается личность родителей, их отношения с близкими и с окружающим миром.

Возьмем для примера среднюю семью отличника или хорошиста из нашего исследования. Такая семья имеет доход  5000-10000 рублей в месяц на человека, дачу в 62 % случаев, машину – в 35 % случаев (жилищный вопрос не решен у 70 %). Родители учащихся с тройками при том же уровне дохода в семье  имеют дачу лишь в 36 % случаев, а машину – в 27 %. (жилищный вопрос не решен в 90% случаев). Но самое интересное, что даже при более высоких доходах (превышающих 20000 рублей в месяц на человека) родители троечников все равно не могут купить дачу или  автомобиль. Значит, речь идет, в первую очередь, об экономической некомпетентности этих семей, об их  неспособности управлять семейными финансами.

Поэтому в семьях с относительно низким доходом, но более высоким уровнем предметного окружения (квартира, машина, дача) дети показывают более высокие образовательные результаты, чем в тех семьях, где уровень дохода относительно высокий, но качество предметного окружения ниже.

— Исследование, о котором мы говорим, легло в основу вашей магистерской диссертации, написанной в НИУ-Высшая школа экономики (Петербург). В каждой диссертации есть раздел «выводы». Какие выводы вы бы сделали?

– Я думаю, мы, школьные преподаватели,  совершали и совершаем ошибку, вкладывая деньги  только в компьютеры, книги, учебное оборудование для школы и для семей. Мы надеялись, что эти вложения повысит успеваемость детей. На самом деле нужно вкладывать средства в целенаправленное взаимодействие с семьями, в формирование у родителей и детей необходимых ценностей и компетенций. Но как это можно сделать – я пока не знаю. Давайте думать вместе.

Источник



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Почему ребенок не хочет учиться?

Если нежелание учиться уже возникло, то давлением, угрозами и применением грубой физической силы вы проблему не решите...

02 08 2021 7:48:46

Как нужно заботиться о безопасности ребенка

Что делать ребенку, если подходи незнакомый человек...

01 08 2021 8:39:27

Опека над детьми после развода родителей

Способы, как избежать проблем у детей, которые в скором времени будут переезжать из дома в дом...

31 07 2021 12:16:36

Легенда о Св.Николае, которого так любят и ждут дети

О настоящем празднике для ребенка, который запомниться ему надолго...

30 07 2021 19:59:49

Первый раз в первый класс...

Тревога родителей порождается разными мифами о школе...

29 07 2021 4:44:37

Ребенок может болеть из-за семейных конфликтов!

Когда в семье наблюдается затяжной конфликт, то у ребенка заметно снижается самооценка...

28 07 2021 4:43:37

Уроки, которые я выучила, потеряв ВЕСЬ ЛИШНИЙ вес после моих близнецов!

Главное желание и терпение - и вы всего добьетесь!...

27 07 2021 19:13:11

Правильное воспитание поможет вырастить хорошего человека

Дружить с ребенком, это здорово!...

26 07 2021 1:28:47

Защитите подростка от психологических проблем

Антисознание является чрезвычайно жестоким, тираничным, грубым и злым...

25 07 2021 4:43:48

Что влияет на ухудшение памяти и внимания наших детей

Родителям рекомендуется выяснить, чего в первую очередь стоит избегать их чаду...

24 07 2021 13:19:47

Почему вы не должны позволять своему подростку обращаться к вам «OK, Бумер»!

Этот протестовый сленг стоит искоренить!...

23 07 2021 16:12:11

Эти советы для тех родителей, которые еще не решили, стоит ли учить ребенка рисовать

А ведь можно достигнуть хороших результатов!...

22 07 2021 20:11:56

Отказ от курения на ранних сроках беременности снижает риск рождения недоношенного ребенка!

Это один из самых больших подарков, который вы можете дать своему ребенку!...

21 07 2021 8:53:42

9 «не», на которых вырастают хорошие родители

Начните с себя. Во-первых, дети очень чувствуют наше настроение и перенимают его. У спокойных родителей спокойные дети. Во-вторых, дети требуют очень много нашего терпения....

20 07 2021 0:33:10

Детская панама крючком

Мастер-класс вязания нежной детской панамы...

19 07 2021 23:44:20

Как развивать способности ребенка по знакам Зодиака

Дети первого летнего месяца...

18 07 2021 19:38:15

Можно ли воспитать ребенка без ремня? – Людмила Петрановская

Почему мы до сих пор можем физически наказывать детей? Чем отличаются физические наказания в разных семейных моделях, при различных взаимоотношениях между родителями и ребёнком? Что делать тем, кто принимает подобный способ наказания, но хочет остановиться? Об этом рассказывает педагог – психолог Людмила Петрановская....

17 07 2021 8:20:41

Это Рождество наша семья проведет без стресса!

Если вы боретесь с желанием начать свои семейные традиции, но боитесь разочарования, которое может возникнуть у родственников, ожидающих вашего визита, рассмотрите следующие советы!...

16 07 2021 13:24:29

Мама «дикого» ребенка старается сильнее, чем вы думаете!

Это бывает действительно трудно!...

15 07 2021 1:13:22

Центениалы: поколение, которое сотрёт нас с лица Земли

Появилось целое поколение детей, которые утрут нос любому родителю. Знакомьтесь — центениалы. Эти люди будут взрослыми уже завтра. Вы моргнуть не успеете, а они захватят мир....

14 07 2021 17:10:23

Вся правда разбитой мамы и обиженной жены!

Если в вашем сердце полно любви, то там нет места для горечи и обиды!...

13 07 2021 22:43:46

Дисциплина - это свобода или необходимость?

Дисциплина формируется с раннего детства...

12 07 2021 0:17:23

Чем бы дитя не тешилось, главное, что бы не плакало!

Дети, растущие вместе с собаками, более ответственные за свои действия...

11 07 2021 17:41:19

Мой малыш впадает в истерику, когда ему подстригают волосы. Что я могу сделать?

Естественный страх ребенка перед стрижкой может стать фобией!...

10 07 2021 0:17:51

Помогите подростку избавиться от вредной привычки курить

Будьте непреклонны в ваших усилиях по ведению войны с курением подростков...

09 07 2021 0:23:20

9 основных истин послеродовой депрессии!

Эти советы обязательно вам пригодятся!...

08 07 2021 18:44:41

7 способов говорить с ребенком так, чтобы он понял с первого раза

Стоило сказать сыну: « Перед сном убирай игрушки», и он начал каждый вечер исправно складывать их в коробку? Да это настоящее чудо!...

07 07 2021 9:44:55

Что нужно знать о социальной тревоге!

Это может случиться с каждым из нас!...

06 07 2021 3:42:35

Стоя на ногах, дети соображают лучше, чем сидя

Стоячие столы помогут решить поведенческие проблемы школьников и повысить их внимательность при решении учебных задач...

05 07 2021 3:54:44

В пять лет у малыша может наступить кризис возраста

Любовь – вот что поможет пережить любой сложный период в жизни малыша...

04 07 2021 4:37:39

Советы по воспитанию ребенка-флегматика

Родители должны запастись терпением!...

03 07 2021 0:43:15

Все о походе с ребенком в горы

Что нужно учитывать когда идешь с ребенком в горы?...

02 07 2021 15:37:53

Как душа ребенка выбирает маму

Вопрос — как душа ребенка выбирает своих будущих родителей – рождает за собой целую цепь вопросов......

30 06 2021 8:32:23

Смело берите с собой малыша и поезжайте отдыхать

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!...

29 06 2021 1:25:46

Окрашивание волос, маникюр, педикюр и другие косметические процедуры во время беременности!

У каждого свое мнение на этот счет, но необходимо учитывать, что теперь вы отвечаете не только за себя, но и за своего малыша!...

28 06 2021 20:21:21

Я так благодарна, что моя мама заставила нас сделать это фото!

Сделайте снимок. Распечатайте память. Помните своих любимых!...

27 06 2021 10:59:56

Как дружба влияет на здоровье ребенка?

Крепкая дружба улучшает здоровья взрослых и детей!...

26 06 2021 13:52:13

Чесотка у детей!

Если ваш ребенок болеет чесоткой, у него развивается сильная зудящая сыпь!...

25 06 2021 12:35:33

Еще один месяц попыток!

Может быть, в следующем месяце вы увидите эти две розовые полосочки!...

24 06 2021 16:44:50

Ошибки детского сна! Как их избежать!

Корректируйте ваше поведение и поведение малыша перед сном!...

22 06 2021 8:23:32

Самый лучший подарок для шестилетнего мальчика

Чтобы жизнь мальчишки стала интересной и увлекательной...

21 06 2021 22:30:43

Что если я никогда не «узнаю», что наша семья полная?

Что произойдет, если это чувство уверенности ускользнет от вас?...

20 06 2021 23:41:55

10 фраз, которые делают из детей закомплексованных взрослых

О некоторых выражениях лучше навсегда забыть мамам и папам....

19 06 2021 23:48:40

Цитаты, наполненные глубиной и мудростью из "Маленького принца"

Цитаты о любви и дружбе, которые помогут взглянуть на мир теплее и дружелюбнее...

18 06 2021 23:30:57

Главные принципы воспитания ребенка в педагогике Монтессори

Самостоятельность поощряется и поддерживается!...

17 06 2021 2:56:48

10 ошибок молодых мам, которые НЕНАВИДЯТ их мужья

Когда мы ожидаем ребенка, мы пририсовываем в будущей идиллической картинке воображаемые крылья и своему мужу. Он будет понимающим, нежным, заботливым....

16 06 2021 13:13:14

Почему мамочки любят размещать фото детей в соцсетях

Наибольшую активность в соцсетях проявляют женщины, стремящиеся быть идеальными мамами...

15 06 2021 14:44:12

Как поддержать молодую маму: 9 простых советов

Когда в семье рождается новый человек, все сломя голову бросаются его любить. Совершенно забывая любить человека «старого» — маму ребенка....

14 06 2021 8:14:33

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.