Дети и отцы    

Тайна школьной успеваемости: почему одни дети учатся хорошо, а другие – плохо?

707c5723

От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку разгадали петербургские социологи

 

Есть ли дети, которым предначертаны только школьные неудачи? Есть ли дети, которым еще до рождения предназначено стать отличниками?

Чаще всего ученые цитируют прямолинейный ответ международных экспертов, содержащийся в материалах международных сравнительных исследований PISA (Programme for International Student Assessment) и  TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study): «Дети из семей с более высоким семейным культурным капиталом демонстрируют более высокие образовательные результаты».

 

Решетников Ф. П. «Опять двойка», 1952 г.

 

Но если это верно, почему многие из детей, с «завещанным» им высоким культурным капиталом, так и не могут себя реализовать? Что им мешает: равнодушие учителей, перегруженные программы, или собственная леность? Или присутствие одноклассников, чьи школьные неудачи фатально предопределены комнатой в коммунальной квартире и пьющими родителями?

«На самом деле многие факторы, которые мы прежде считали  важными, не влияют на  успеваемость детей, – уверена Ольга Сачава, кандидат филологических наук, магистрант программы «Управление образованием» Высшей школы экономики (Санкт-Петербург). – А на то, что действительно важно, мы прежде и не обращали внимания!…»

Россия в миниатюре

Исследования успешности и неуспешности детей, находящихся в системе образования – один из мировых трендов, заявивший о себе в 90-е годы, когда одновременно во многих странах мира разворачивались глобальные реформы национальных систем образования.

Ольга Сачава – кандидат филологических наук и  завуч по учебно-методической работе одной из петербургских школ – не задавалась новыми вопросами, но на некоторые из старых вопросов ей удалось найти новые ответы.

И, наверное, это благодаря ее школе. Школа находится на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.В длину этот остров чуть больше шести километров, в ширину – четыре километра. С Петербургом его соединяют четыре разводных моста. С конца апреля, по конец октября, в период навигации на Неве, мосты разводятся каждую ночь.

Это – самый густонаселенный остров России. На каждом  его квадратном километре обитают более 11 тысяч жителей.

В начале 19 века у островка была монополия на всю науку и образование столицы: здесь располагались Петербургская академии я наук, библиотека Академии наук, Университет, Академия Художеств. А сейчас его затопило волной нерасселенных коммунальных квартир. В соседних комнатах, выходящих дверями в общий коридор (с высоким лепным окном 19 века), обитают потомки коренных петербуржцев и – семьи с юга или крайнего севера России.

Большая часть обитателей Васильевского острова – мигранты. Одни ищут лучшей жизни для себя и своих детей. Другие оказались здесь, как некогда герои романов самого петербургского из писателей – лишь потому, что им больше некуда пойти. По их мнению, если уж умирать, то – на Васильевском острове. «30% наших учеников – из социально незащищенных слоев населения», –  рассказывают мне учителя.

Нам не надо знать больше ничего про эту школу. Скажем просто: она – на острове, который, сам по себе, –  Россия в миниатюре.И Ольга Сачава, завуч и магистрантка Высшей школы экономики, очень хотела узнать про эту Россию что-то новое.

Богатство бесполезно

Социологическое исследование – это множество бумаг и множество вопросов. Большинство вопросов (в этом уверены респонденты, то есть участники исследования) – вообще не по делу. Поэтому далеко не всегда на эти вопросы отвечают честно. Но анкеты составлены так, что у социологов всегда есть возможность проверить искренность ответов. Анкета, которую Ольга раздавала родителям учащихся всех ступеней обучения (со 2 по 11 класс), включала в себя 5 блоков вопросов. Четыре блока – вопросы о семье. Пятый  – о ребенке и его успеваемости.

«Сначала мы надеялись получить ответ на вопрос, влияет ли на школьные успехи детей материальный достаток и условия жизни их семей», – рассказывает Ольга Сачава, – Однако прямой зависимости от материального достатка мы не обнаружили.

«Большинство участников нашего опроса, – продолжает Ольга, – обитатели петербургских коммуналок. Только 20% семей живут в отдельных  квартирах. Семьи отличников и троечников примерно в равных пропорциях проживают в коммуналках и в отдельных квартирах. Пришлось сделать вывод: обстановка коммунальной квартиры не мешает ребенку быть успешным в учебе.

Не влияет на успеваемость детей и наличие в семье домашней библиотеки. В семьях 73% отличников дома хранится более 200 книг, но 75% семей троечников тоже заявили, что их семейная библиотека состоит из 100 книг. Семьи 5% отличников и 6% троечников владели большими библиотеками (более 1000 книг). Трудно найти зависимость, верно?

Важный вопрос, который волнует всех: влияют ли родительские доходы на оценки детей? Можно ли утверждать (как это делают некоторые), что при низком уровне семейных доходов ребенок просто обречен на получать плохие оценки?

Наше исследование отвечает однозначно: нет.

В опросе участвовали малообеспеченные семьи, с доходами на каждого менее 5000 рублей в месяц. Именно из этих семей вышли 26% всех троечников и… 30% всех отличников! Отличников в малообеспеченных семьях оказалось даже больше, чем троечников.

Доходы 20% семей  отличников и 24% семей троечников составляли до 20 000 тысяч рублей на человека. 25% отличников и 21% троечников заявили о доходах более 20 000 рублей на каждого члена семьи. Пропорции и в этом случае сопоставимы. И – мы возвращаемся к той  же загадке. В одном случае дети из малообеспеченных (или, напротив,  состоятельных семей) почему-то учатся на тройки, в другом – на пятерки!».

– А вы учли, что семьи с высокими доходами имеют дополнительные финансовые возможности? Например, могут  нанять своим детям репетиторов?

– Да, и, как правило, нанимают. Но чаще всего родителям не удается компенсировать  недостаток семейного общения вкладами в образование ребенка (репетиторы, платные курсы и т.п.). Эти вклады просто не работают.

Материальное благополучие и даже богатство семьи само по себе не способно позитивно влиять на школьные успехи детей.

Влияет другое. И теперь мы подходим к самому интересному.

Условие первое, неожиданное – бабушка

Исследование, проведенное среди семей на Васильевском острове, доказало, что можно готовить уроки на кухонном столе в коммуналке и быть отличником. Можно иметь отдельную комнату и быть троечником. Неважно, где ты живешь. Важно, – с кем.

Так вот, оказалось, что 50% отличников и хорошистов живут в одной квартире с бабушками и дедушками.

А 42% успевающих детей общаются со старшими родственниками, даже если те проживают в другом городе.  Троечники же  в 40 % случаев вообще не встречаются с бабушками и дедушками.  А 5% детей с низкой успеваемостью сообщили, что никогда в жизни не видели старших родственников.

 

«Это только на первый взгляд кажется удивительным. На школьные успехи ребенка на всех ступенях обучения напрямую влияют ценности его семьи, – считает Ольга Сачава. – Чем важнее для взрослых отношения внутри их семьи, чем большую ценность представляет для родителей школьника семейная жизнь (в том числе отношения со старшими родственниками), чем больше внимания родители уделяют построению внутрисемейных связей, тем выше школьные оценки их ребенка. Грамотно выстроенные внутрисемейные связи  свидетельствуют о психологической компетентности родителей. Поэтому их можно назвать ключевым фактором, определяющим успеваемость ребенка».

 

Условие второе, еще более неожиданное – семейный праздник

– И в этой связи не должен казаться необычным следующий пример, –  продолжает Ольга Сачава. – Наше исследование показало, что 67 % хорошистов и отличников начальной школы и 73 % хорошистов и отличников средней школы живут в семьях, где всегда отмечаются семейные праздники. А вот в семьях большинства троечников такие праздники отмечаются эпизодически. Или – не отмечаются вообще!

И очень важно, чтобы семейные торжества не были импровизированными (собрались, выпили, разбежались). Надо, чтобы семья готовилась к ним заранее: обсуждала подарки, накрывала праздничный стол, разрабатывала сценарий праздника, шила костюмы, рассылала родственникам и друзьям приглашения  и т. д.

Мы обнаружили  одну интересную закономерность: чем выше доход семьи и чем ниже культура семейных праздников, тем ниже оценки ребенка.

И наоборот: чем выше культура семейных праздников по отношению к доходам семьи (средним или даже низким) тем выше успеваемость школьника!

– Мы заговорили о семейных празднествах. Бытует убеждение, что почти в 100% случаев два обстоятельства разрушительно влияют на детей: пьянство одного из родителей и (или) их развод. Ваше исследование это подтверждает?

– Мы с самого начала задавались вопросом, влияет ли пьянство родителей на успеваемость детей. Этот вопрос просто «лежит на поверхности». Но выяснилось, что факт пьянства, сам по себе, без сочетания с другими факторами, не является значимым для плохой успеваемости ребенка. Более того: когда родители заявляют: «да, в нашей семье есть проблема, и мы работаем над нею», когда мамы и папы начинают реально что-то делать в этом направлении, – это переламывает негативную тенденцию, которая могла бы повлиять на успеваемость школьника. Негатив компенсируется конструктивной позицией родителей: они осознали проблемы, существующие в семейных отношениях, и стремятся  их решить.

Например, некоторые родители учащихся 5-9 классов заявили в анкетах о серьезных проблемах в одной или нескольких сферах семейных отношений. Мы должны были бы подумать, что их дети – если верить общепризнанным схемам – учатся плохо? Да ничуть не бывало! У 90% этих родителей дети учатся на 4 и 5! Почему?

Просто эти родители делают реальные шаги для решения своих семейных проблем. Мы убедились в этом, изучив их анкеты.

В международных исследованиях часто подчеркивается: чем выше уровень образования родителей, тем лучше учится их ребенок. Но это тоже не так.

Например, 64%  мам и пап отличников из начальной школы, участвовавших в нашем исследовании, имеют высшее образование, а в 20% семей отличников из начальной школы один из родителей имеет даже два высших образования. 68% родителей троечников имеют только среднее образование. Казалось бы, все правильно, как в исследованиях? Тоже нет.

Если в начальной школе лишь каждый пятый родитель троечника имел высшее образование (21%), то в основной школе их в два раза больше (43%). То есть со временем дети высокообразованных родителей тоже могут стать троечниками.

Но вряд ли мы должны удивляться тому, что 85 % всех отличников и хорошистов, участвовавших в исследовании, живут в полных семьях (причем, таких, в которых  отец и мать являются для ребенка родными). Только 5% отличников и хорошистов живут с мачехой или отчимом. Что касается троечников, то здесь ситуация прямо противоположная: больше половины из них (55%) живут в неполных семьях!

Хочу подчеркнуть: жизнь в неполной семье еще не предопределяет низких школьных результатов. Мы знаем даже отличников (10% из всей выборки), которые воспитываются в неполных семьях. Обычно их мать или отец заявляют, что осознанно не вступают в новый брак, чтобы полностью посвятить себя ребенку.

Но чаще всего к статусу неполной семьи приводит ряд последовательных родительских ошибок. В каких-то жизненных ситуациях родители повели себя недостаточно конструктивно. И — не подумали о том, что расплачиваться за это будут их дети.

Будьте довольны жизнью – и ваши дети станут отличниками

– В сущности, в вашем исследовании вы пришли к выводу, что на школьные успехи ребенка влияют родители. Но тогда могли бы вы нарисовать мне портрет  идеальных родителей? Про которых можно сказать: их дети будут (если у них есть, конечно, способности к учебе) учиться на «хорошо» и «отлично»?

– Если для родителей важна ценность семейных отношений, то следующая по значимости ценность – профессиональная самореализация. Возможно, эту мировоззренческую и жизненную позицию родителей по отношению к труду ребенок воспринимает как норму и реализует применительно к собственному труду – учебной деятельности.

Согласно исследованию, проведенном на Васильевском острове, 56 % родителей отличников и хорошистов заявили, что работают, в первую очередь, для самореализации. Они говорят не только о  моральном удовлетворении, но и об удовольствии от своей профессиональной деятельности. Лишь 20 % родителей троечников рассказали, что работают ради самореализации. Большинство из них трудятся, по их собственным  словам, «ради денег».

Еще одна важная субъективная особенность, которая отличает семьи отличников и хорошистов от семей троечников. Как ни странно, это – удовлетворенность жизнью.

Об этом рассказали 91% родителей отличников и хорошистов и только 62% родителей троечников. Думаю, что многие читатели могут счесть это заявлением либо обманом, либо – самообманом.

Ведь 30% семей отличников и хорошистов, участвовавших в исследовании, относятся к малообеспеченным семьям. А большинство из них живут в коммунальных квартирах.

 

– Чем более довольны жизнью родители, тем успешнее в учебе их дети, – объясняет Ольга Сачава. – Это – закономерность. 23% родителей троечников ответили, что не полностью удовлетворены своей жизнью, а 9 % заявили, что собственная жизнь их вообще не устраивает. Среди родителей отличников «недовольных» вообще нет. На всех уровнях образования (от начальной до старшей школы) недовольные жизнью родители, как правило, не удовлетворены и учебными достижениями собственного ребенка. Я думаю, любому педагогу известен этот персонаж – «ребенок неудовлетворенных родителей». Его родителям всегда кажется, что главный ресурс развития их чада – это не собственная семья, а общение с одноклассниками из семей с более высоким социальным статусом. Если же таких одноклассников нет, семья снова и снова ищет для отпрыска другую школу. Но «ребенок неудовлетворенных родителей» и в новой школе продолжает учиться неудовлетворительно.  Ведь его проблемы – не в школе и не в одноклассниках. Его проблемы – в семье.

 

И все же, я думаю, большинство читателей, дойдя до этого места, не поверит, что материальное положение семьи в действительности так мало значит для успехов школьника. И что личное ощущение счастья, которое испытывают родители, гораздо важнее для их детей 

– На самом деле здесь проявляются более сложные взаимосвязи. Мы пришли к выводу, что успеваемость школьников  коррелирует не с объективными финансово-экономическими условиями, в которых живет семья (они, как мы уже видели, могут быть одинаковы и у отличников, и у троечников), а с системой ценностей их родителей. В том числе – с экономической компетентностью родителей, с их желанием и умением инвестировать в будущее своей семьи. Эта компетентность выражается через соотношение между уровнем дохода и качеством материального окружения, который семье при данном уровне дохода удается обеспечить. То есть на первое место снова выдвигается личность родителей, их отношения с близкими и с окружающим миром.

Возьмем для примера среднюю семью отличника или хорошиста из нашего исследования. Такая семья имеет доход  5000-10000 рублей в месяц на человека, дачу в 62 % случаев, машину – в 35 % случаев (жилищный вопрос не решен у 70 %). Родители учащихся с тройками при том же уровне дохода в семье  имеют дачу лишь в 36 % случаев, а машину – в 27 %. (жилищный вопрос не решен в 90% случаев). Но самое интересное, что даже при более высоких доходах (превышающих 20000 рублей в месяц на человека) родители троечников все равно не могут купить дачу или  автомобиль. Значит, речь идет, в первую очередь, об экономической некомпетентности этих семей, об их  неспособности управлять семейными финансами.

Поэтому в семьях с относительно низким доходом, но более высоким уровнем предметного окружения (квартира, машина, дача) дети показывают более высокие образовательные результаты, чем в тех семьях, где уровень дохода относительно высокий, но качество предметного окружения ниже.

— Исследование, о котором мы говорим, легло в основу вашей магистерской диссертации, написанной в НИУ-Высшая школа экономики (Петербург). В каждой диссертации есть раздел «выводы». Какие выводы вы бы сделали?

– Я думаю, мы, школьные преподаватели,  совершали и совершаем ошибку, вкладывая деньги  только в компьютеры, книги, учебное оборудование для школы и для семей. Мы надеялись, что эти вложения повысит успеваемость детей. На самом деле нужно вкладывать средства в целенаправленное взаимодействие с семьями, в формирование у родителей и детей необходимых ценностей и компетенций. Но как это можно сделать – я пока не знаю. Давайте думать вместе.

Источник



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Телефон в руках ребенка

В чем опасность и какие могут быть последствия...

28 12 2021 13:43:58

Почему у мам-эгоисток самые счастливые дети?

Заботится о себе. Речь даже не о маникюрах, а о базовых потребностях: вовремя есть, следить за гигиеной и по возможности высыпаться....

27 12 2021 18:49:22

Нет, это не безумие хотеть 5 детей!

У каждого свои цели в жизни!...

26 12 2021 15:45:42

Как вести себя родителям в случае перепадов настроения у ребенка

Перепады настроения с возрастом проходят......

25 12 2021 0:40:41

Кашки для самых маленьких

Каши являются одним из основных источников белка растительного происхождения, витаминов, а также углеводов и минеральных веществ...

24 12 2021 9:11:41

Какой из 8 видов интеллекта у вашего ребенка?

Все мы разные и развиваемся в своем темпе!...

23 12 2021 0:25:12

Ребенок должен заниматься творчеством - это пойдет ему на пользу!

Творчество поможет ребенку найти собственную индивидуальность и укрепить самооценку...

22 12 2021 10:56:30

Мама может перенимать опыт у папы

Папы, как правило, готовы решать проблемы не пытаясь добиться совершенства...

21 12 2021 22:32:46

Кусается ребенок: что делать?

С этим сталкиваются многие родители!...

20 12 2021 5:21:20

Чудеса случаются: мама родила близняшек с разным цветом кожи

Родители уникальных близняшек говорят, что они даже по характеру разные: Мила очень активна, рано начала ползать и вертеться, как юла, а вот Аная — спокойная, больше любит посидеть и понаблюдать за происходящим....

19 12 2021 22:24:21

Советы родителям, как повысить успеваемость ребенка на занятиях в школе

Всегда правильно выбирайте методы подачи информации!...

18 12 2021 4:21:56

Родители могут привить детям боязнь математики

Я не люблю математику!...

17 12 2021 10:56:45

Как Куколка: 8 фото безумно красивой девочки

Маленький ангелочек!...

16 12 2021 21:35:54

Развитие памяти через рифму

Развитие памяти начинается с первой колыбельной песенки, а с 5−6 месяцев тренировка происходит благодаря стихам. Практически с пеленок малышу можно декламировать как взрослые, так и детские вирши, главное − делать это с чувством и выражением....

15 12 2021 13:50:28

Обычные явления у новорожденных, которые могут повлиять на здоровье детей, если родители вовремя не предпримут необходимые меры!

Это очень распространенные явления у детей, но не все знают, как справиться с ними вовремя!...

14 12 2021 7:57:25

Чем больше детей, тем больше успеваешь!

4 причины родить еще одного ребенка...

13 12 2021 16:37:15

Простые советы, как приучить ребенка к горшку

Туалет - не поле битвы!...

12 12 2021 12:31:30

Какое наказание выбрать для малыша

Мнения родителей будут Вам в помощь для размышлений...

11 12 2021 7:29:20

Каждый ребенок достоин уважения

Почему люди думают, что пока человек маленький, то он вроде как неполноценный и относятся к нему, как к низшему существу?...

10 12 2021 15:45:55

5 главных детских обид

Взрослые проблемы не всегда легко понять детским умом...

09 12 2021 23:51:31

3 вещи которым надо учить ребенка

Каждая мама должна учить ребенка заботе пониманию, и еще......

08 12 2021 18:56:19

Почему ребенок 2-3 лет ломает игрушки?

Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир......

07 12 2021 12:51:52

Сухая кожа у ребенка!

Обратите внимание на эти признаки!...

06 12 2021 13:11:45

Людмила Петрановская о «Теории привязанности»

К няне у ребенка будет определенная степень привязанности.  Это само по себе не страшно, у самого ребенка иногда бывает несколько привязанностей, и не только.  Важно, чтобы не возникал конфликт лояльностей: когда мама доверила ребенка няне, а потом сама к ней ревнует....

05 12 2021 18:35:16

Ирина Млодик: Чем вредит ребенку чрезмерное чувство вины родителей

У многих родителей сейчас есть одна модная идея, будто бы можно воспитать ребенка, не причинив ему никаких психологических травм. На мой взгляд, это иллюзия, утопия....

04 12 2021 11:37:42

Как научить ребенка стать успешным в будущем

Психологи об успехе детей...

03 12 2021 13:24:28

Несколько поводов, когда следует обратиться за рекомендациями к детскому психиатру

Своевременное обнаружение проблемы увеличивает шансы на счастливое избавление от нее...

02 12 2021 19:46:27

Как рассказать детям о войне?

Как рассказать детям о войне? Как рассказать ребенку о войне и Дне Победы? Я уже второй год задаюсь этим вопросом. Для меня очень важно сохранить память о подвигах наших дедов...

01 12 2021 7:37:22

10 правил как не надо себя вести с мамой младенцев

Разговаривать с незнакомыми без причины не принято и неполезно. И лишь двум категориям простых граждан везёт на случайные беседы — вышедшим в город на пленэр художникам и молодым мамам с малышами....

30 11 2021 16:32:38

Как комментарий учителя на родительском собрании отправил меня на терапию!

Посмотрите на свое поведение, оно оказывает влияние на ваших детей!...

29 11 2021 20:54:57

Уникальная связь между мамой и ребенком

Я не сдерживала слез!...

28 11 2021 14:54:23

Не стоит отбирать у ребенка право на слезы!

Совершенно нормально - плакать, когда больно!...

27 11 2021 16:23:14

Время ощущается по-другому, когда вы становитесь родителем!

Я считаю эти часы и минуты, но в последнее время......

26 11 2021 19:20:38

Удобные позы при кормлении грудью

Удобная поза помогает отдохнуть маме, способствует лучшему насыщению ребенка....

23 11 2021 7:17:57

Почему дети нас не слышат? 9 причин и рекомендаций родителям

Самые частые жалобы, которые можно услышать от родителей — это жалобы на непослушание. Родители говорят, что дети их не слышат, что приходится несколько раз повторять, кричать и ругать ребенка....

22 11 2021 13:39:43

Советы, как правильно выявить таланты ребенка

Помочь выбрать правильный жизненный путь для ребенка смогут только родители!...

21 11 2021 2:27:24

10 важных правил при проведении праздничных выходных с новорожденным!

Пожалуйста, придерживайтесь этих правил и рекомендаций!...

20 11 2021 21:55:10

НУЖНО ли делать УРОКИ вместе с ребенком?

А насколько это педагогично, «психологично» и в принципе правильно делать уроки вместе с ребенком или вообще......

19 11 2021 10:54:46

Как в домашних условиях приготовить раствор для мыльных пузырей

Дайте ребёнку в руки трубочку и мыльный раствор - как минимум 20 спокойных минут вам обеспечены!...

18 11 2021 20:26:46

Хотите, чтобы дети преуспели в будущем, тогда учите их делать это с юных лет!

Вы закладываете основы их будущей ответственности!...

17 11 2021 16:53:20

Забавные игры для выплеска бури эмоций у ребенка

Будет интересно, если в играх будут участвовать все члены семьи...

16 11 2021 1:12:37

Как я провел лето

Как я провел лето Лето в деревне - прекрасная пора. У детей масса возможностей для закалки и оздоровления организма...

15 11 2021 16:40:13

Психическая нагрузка материнства - это то, чего я не ожидала!

Когда наши дети счастливы, в наших шагах легкость......

14 11 2021 13:15:56

Занять ребенка 10-14 лет чтением книг. Рекомендуемая литература

Полезное чтение во время летних каникул...

13 11 2021 10:56:53

Как "расшевелить" неконтактного малыша?

Задача родителей — обеспечить ребенку уверенность и эмоциональный комфорт в разных видах деятельности...

12 11 2021 1:33:48

Почему все народы воспитывали младенцев в подвесной люльке

Почему практически все народы воспитывали младенца в подвесной качающейся люльке?...

11 11 2021 14:37:21

Мама - ангел-хранитель для своего малыша

Мамочка готова на все ради своего ребенка!...

10 11 2021 0:41:21

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Папа, вот видишь, тут нет ничего страшного! Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.