Дети и отцы    

Польза и вред раннего развития детей

707c5723
Современные мамы и папы очень спешат дать своим детям раннее образование, при этом, оказывается, они наносят немалый вред их психике

В наше время методики раннего развития стали чрезвычайно популярны – уже в колыбели детей различными способами учат читать и считать. Но психологи бьют тревогу – увеличивается число детей с нарушениями психики. Чем  методики раннего развития отличаются друг от друга и от традиционных программ дошкольного воспитания? 

Раннее обучение – что это?

Так называемый вирус с названием “раннее развитие детей” поразил большинство молодых родителей крупных городов. “Моя дочь уже в 3 года читает…” – “А мой сын – считает”, – хвастаются мамы малышей друг перед другом. Широкий размах увлечения методиками воспитания вундеркиндов спровоцирован появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями.

В этом случае понятие “развитие” употребляется ошибочно, на самом деле оно подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Но в домашних “школах для младенцев” занимаются не столько развитием, сколько досрочным обучением тем предметам, которые ребенок позже изучает в начальной школе. Энтузиазм взрослых подогревается необходимостью сдачи тестов при поступлении в элитные школы. Им кажется, что с помощью раннего обучения они дадут ребенку “ранний старт”, повысив его конкурентоспособность в дальнейшей жизни.

Во всем мире эпидемия раннего развития началась в середине XX века с лозунга педагогов-новаторов: “После трех учить уже поздно!” Авторы различных методик исходили из постулата о том, что чем раньше начать обучение, тем гениальнее будет воспитанник. На неопытных родителей это действует неотразимо: оказывается, мой ребенок может запросто стать гением! “Волшебная палочка” для чудесного превращения младенца в вундеркинда берется из богатого набора известных новаторских “брендов”: Монтессори, Никитин, Зайцев, Тюленев. Чем подходы к раннему обучению отличаются друг от друга, что положительного способны они дать ребенку, а чем могут ему навредить?

Система Монтессори

Мария Монтессори, итальянский педагог – дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Она разработала упражнения с картонными рамками, карточками и кубиками, тренирующие у детей мелкую моторику пальцев (на кончиках которых находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). Умственно отсталые дети не только научились говорить, но и начали читать, писать и считать раньше сверстников из обычной школы. И тогда Монтессори предположила, что те же упражнения могут помочь при обучении здоровых детей. Сегодня в Монтессори-садиках по всей Европе в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные своим примером помогают новичкам. Сложение и вычитание познается с помощью разноцветных бусин, нанизанных на нитку в различном порядке, а читать дети учатся по специальным картинкам. 

  Психологи из института РАО считают, что эта система в ее традиционном варианте “ограничивает речевое взаимодействие детей и их фантазию”. Фактически на этих уроках фантазия, воображение, эмоциональные стороны маленькой личности не находят выхода. Человеческая природа такова, что со временем недостаток общения и бедность эмоциональной жизни приводят к расстройствам психики и психосоматическим заболеваниям.

“НУВЭРС” Никитиных

Семье Никитиных принадлежит идея “НУВЭРСа” – Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Не дав ребенку до трех лет особых умений, родители, по мысли Никитиных, лишают его возможности в будущем приобретать знания и в конечном счете не дают раскрыться личности маленького человека.

На своих семи детях Никитины опробовали оригинальный метод развития способностей с помощью кубиков, таблиц, логических задач. По системе Никитиных дети должны не только умственно воспринимать знания, но и физически развиваться. Чтобы тело, не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, легко и охотно откликалось на решение интеллектуальных задач. Минусом системы Никитиных можно признать то, что в ней акцент сделан на физическое и интеллектуальное развитие, в ущерб эмоциональному.

Сотрудники Института психологии РАН неоднократно предпринимали попытки понять особенности развития детей, воспитанных в семье Никитиных. Но от предложения протестировать детей и дать научную оценку этой методике родители-новаторы отказывались. Интересно, что дети Никитиных крайне неохотно рассказывают о своем раннем развитии, и никто из них не попытался повторить родительские эксперименты на собственных детях. Система Никитиных, казалось бы, нацеленная на воспитание гениев, вырастила из них совершенно обычных, хотя и образованных людей. Так стоило ли так мучиться, если этих результатов можно добиться более “мирным” путем.

Кубики Зайцева

Свои авторские кубики питерский педагог Николай Зайцев создал, “увидев” единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. 

  Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку – их наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для “звонких” кубиков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками. Кубики Зайцева помогают детям 3-4 лет научиться читать с первых занятий. Конечно, выучиться чтению по традиционным методикам труднее, чем по “кубикам Зайцева”. Дело в том, что двухлетний ребенок способен без особых проблем выучить, какие звуки передаются какими буквами, но ничего прочесть он при этом все равно не сумеет, потому что он пока не способен понять, что отдельные звуки надо сливать в слоги и слова. В методике Зайцева “тупость” двухлетнего малыша преодолевается хитрым способом: ребенку предъявляется буквосочетание “МА” как один неделимый символ-склад. Подобных складов оказывается очень много – около двух сотен, однако выучить пару сотен складов малышу все же проще, чем догадаться о том, что склады получаются из отдельных букв. Но впоследствии в традиционной школе маленькому умнику придется фактически переучиваться, чтобы научиться читать традиционным способом. Тогда непонятно, зачем было осваивать “складовое” чтение?

“Читать раньше, чем ходить”

Так называется методика Виктора Тюленева, обосновавшего достижения в педагогике на опыте воспитания собственных дочерей. Он использует для домашнего образования уже знакомые нам карточки с буквами и цифрами, которые следует с самого рождения вешать над кроваткой малыша и показывать ему регулярно. Также стены детской следует украсить географическими картами, таблицей Менделеева, портретами поэтов и писателей. В одной из знакомых семей девочка с помощью методов Тюленева научилась читать в год, а через два месяца цитировала наизусть “Бородино” Лермонтова, печатала на машинке и сама составляла из магнитных букв слова на холодильнике. Правда, маме вундеркинда приходилось скрывать таланты дочери от соседей по песочнице и задумываться о перспективах обучения в средней школе. Чем закончится этот конкретный опыт раннего развития – покажет время, но психолог и медики утверждают, что активные образовательные эксперименты над младенцами не проходят бесследно. 

  “Подводные камни” ранних успехов    Психотерапевты приводят в качестве примера жалобы родителей на “ранообучаемых” детей: “Мальчику 3,5 года, после садика водим на музыку и английский язык, при этом он плачет и кричит”, “Девочке – 2 года, она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстро “накалякает” и бежит машинки катать!”, “Нам 5 лет – читает только из-под палки, только, если ремень видит”.    Все программы воспитания гениев построены так, будто конечная цель состоит в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте лишь усвоил материал начальных классов. Конечно, семилетнему грамотею проще учиться в первых классах, но когда приходит время заниматься всерьез информатикой или алгеброй, вдруг выясняется, что преимущества на стороне тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром заурядных учителей. После поступления в вуз становится окончательно ясно, что ранний форсированный старт не обеспечил вундеркинду преимуществ по сравнению с однокашниками.    Сторонникам раннего развития часто приходится отбиваться от критиков, которые говорят о том, что детей нельзя лишать детства. Многие методики акцентируются на легкости усвоения знаний, создается обманчивое впечатление, что ребенок учится как бы играючи, безо всякого умственного усилия. После столь активного обучения в младенчестве у подросших вундеркиндов формируется эмоционально ущербная психика, не способная воспринимать в школе все усложняющиеся задания. Такие дети страдают зацикленностью на каких-то идеях, им трудно самостоятельно сконцентрироваться, они постоянно перевозбуждены, требуют к себе повышенного внимания учителя.    Представители традиционной психологии и педагогики считают, что раннее развитие – явление нездоровое прежде всего потому, что в его основе лежит совершенно ложная идея о том, что учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего.    Драма заключается в том, что родители не понимают возрастной психологии, особенности восприятия, мышления, интеллекта ребенка. Никто не спорит, что развивать ребенка необходимо, но все хорошо в свое время. Психологи настаивают на том, что до 5 лет обучать читать и писать – значит, наносить вред детской психике, которая ориентирована на игровые способы познания мира и не способна адекватно “переваривать” информацию, выраженную в символах.    Если вовремя не остановиться в чрезмерно активном стремлении воспитать гения, то, возможно, потом придется лечить ребенка от заикания, энуреза, бессонницы, гастрита и других психосоматических заболеваний. Хотя есть в эпидемии раннего обучения и положительный момент. Здравомыслящие родители, “переболев” новомодными методиками, возвращаются к играм в “Ладушки” и сказкам про “Колобка”. Психологи признают, что проверенные десятками поколений методы воспитания гораздо лучше новомодных образовательных продуктов. 

 



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Большое горе пациентки Чарли Тео!

Через две недели после спасительной операции семье был нанесен сокрушительный удар!...

18 06 2021 0:13:39

Притча о том, как сделать своего ребенка самым счастливым

Прочитайте и задумайтесь..... Все в Ваших силах, дорогие родители!...

17 06 2021 7:20:18

Капризный ребенок: как воспитывать

Твой малыш часто капризничает и ты не знаешь как с этим бороться? Не расстраивайся, мы расскажем тебе о причинах появления детских капризов и научим, как от них избавиться. Главное — терпение, и еще раз терпение… Ведь капризы детей это ничто другое, как желание привлечь к себе внимание....

16 06 2021 5:12:30

Малыш и дисциплина

Старайтесь с малых лет приучать своего отпрыска к дисциплине!...

15 06 2021 17:58:35

Польза музыки для психологического развития малыша

Чтобы ребенок получил позитив от прослушивания музыкальных композиций...

14 06 2021 12:16:16

Стоматолог предостерегает от общего заблуждения многих родителей!

У детей могут портиться зубы, и это чаще всего связано с проблемами питания!...

13 06 2021 17:35:45

Мирим брата и сестру

Последствия родительского отношения и воспитания......

12 06 2021 21:43:40

Как отметить праздничные дни рождения и сделать их особенными!

Полезные советы для родителей "зимних" детей!...

11 06 2021 8:12:44

Японский метод планирования пола ребенка

Если хотите, чтобы определить пол будущего ребенка Вам помогла древняя мудрость, то используйте японский метод планирования пола ребенка. Он представляет собой календарь определения пола ребенка, разбитый на две таблицы, и позволяет запланировать пол ребенка по дате зачатия....

10 06 2021 6:10:21

Роды показались мне вечностью, да ещё не тот ребенок родился

Глянула на часы: прошло всего 15 минут, но они показались мне вечностью......

08 06 2021 0:19:37

Почему ребенок ведет себя агрессивно?

Дети становятся замкнутыми и настроенными против окружающего мира из-за нехватки родительской опеки...

07 06 2021 4:21:43

Участие отца в воспитательном процессе сына

Какие черты характера сынишка должен видеть в отце......

06 06 2021 6:22:17

Десять золотых правил воспитания

Несколько золотых правил воспитания американского психолога Виктора Кляйна...

05 06 2021 9:31:18

Опасная «колясочная» ошибка, которую допускают большинство родителей!

Будьте особенно осторожны в жаркие дни!...

04 06 2021 17:17:48

Занятия в школах должны начинаться позже

Руководство учебных заведений должно пересмотреть график занятий!...

03 06 2021 19:34:33

Если вы щекочете своих детей, запомните это!

Вы просто обязаны знать эту информацию!...

02 06 2021 8:26:19

Дорогая дочь, Бог и твоя мама всегда на твоей стороне!

Когда ты не знаешь, можешь ли ты это сделать, мы с Богом всегда рядом!...

01 06 2021 20:11:10

Нужна ли в воспитании строгость отца?

О неправильном поведении родителя, которое может нанести вред психике ребенка...

31 05 2021 2:37:47

Топ 5 советов по купанию вашего новорожденного малыша!

Нюансы, которые стоит учитывать!...

29 05 2021 18:35:53

Ребенок должен "держаться подальше" от незнакомых людей на улице

Правила поведения малыша в общественных местах...

28 05 2021 5:48:30

30 мыслей каждой женщины перед родами!

Я буду первой женщиной, которая будет беременна в течение 52 недель!...

27 05 2021 0:19:19

Уроки жизни: учим детей решать проблемы самостоятельно

Это она из важных составляющих воспитания ребенка....

26 05 2021 7:45:34

Продукты, которые могут быть небезопасны для вашего ребенка!

Обязательно контролируйте, что ест ваш ребенок!...

25 05 2021 23:10:48

В садик ходили похожие девочки оказалось сёстры

Одна из сестёр Маша - родила дочку Вику, потом забеременела вторым ребёнком, а муж на последних месяцах её беременности ушёл из семьи....

24 05 2021 11:33:56

Почему мамы держат малышей слева

Подобное поведение свойственно большинству млекопитающих и объясняется особенностями функционирования мозга...

23 05 2021 8:55:19

Устами ребенка: Самые забавные детские перлы

Поднимите себе настроение, читайте смешную подборку диалогов с детьми...

22 05 2021 19:26:23

От безнадежного к обнадеживающему: что я поняла о будущем моего сына!

Вера творит чудеса! Настройтесь на лучшее!...

21 05 2021 11:10:22

Как в Китае лечат подростков от интернет-зависимости

Китай стал одной из первых стран, признавших интернет-зависимость клиническим расстройством. Справедливо рассудив, что больше всего от пагубной страсти страдают подростки, власти страны открыли «исправительные» лагеря для молодежи....

20 05 2021 20:58:10

Учите малыша правильно читать по буквам (советы и практическое руководство)

Благодаря этим упражнениям ребенок научится читать быстро и правильно...

19 05 2021 4:15:26

Бог связал наши сердца нитями любви!

Вчера, когда мои дети играли в парке, я почувствовала эти связи с новой ясностью!...

18 05 2021 22:41:25

Колыбельные песни для самых маленьких

Колыбельные песни внушают чувство уверенности и защищенности от бед...

17 05 2021 12:29:14

Ребенок в 11 месяцев. Навыки и развитие

Малыш растет не по дням, а по часам...

16 05 2021 16:13:41

Техники рисования с детьми: монотипия

Техники рисования с детьми: монотипия Что такое монотипия? Великолепная техника для создания уникальных рисунков. А с малышами можно изготовить много дизайнерской бумаги...

15 05 2021 8:54:40

Карлос Гонсалес: «НЕТ» — слово, которое ребенок слышит чаще всех остальных

Авторитет можно утратить. Если давать тысячи бессмысленных и неважных указаний...

14 05 2021 1:21:40

Мифы об отношениях ребенка и неродного папы

Ваше семейное счастье в ваших руках!...

13 05 2021 2:55:28

Если малыш будет правильно питаться - он будет здоров!

Приучайте кроху к культуре питания с раннего детства...

12 05 2021 19:13:50

Говорят дети. Выпуск 5

Говорят дети. Выпуск 5 Предлагаю сегодня улыбнуться вместе. У меня для вас подготовлена очередная порция детского юмора и не только. Нашей дочке сейчас 3 года и 2 месяца....

11 05 2021 7:11:47

Детские поделки на тему Пасхи

Детские поделки на тему Пасхи Простые поделки для детей на тему Пасхи...

10 05 2021 8:23:40

Как раскрыть секрет семейного счастья?

Чтобы детям было интересно жить с родителями......

09 05 2021 9:50:50

У материнства нет выходных!

Все познается в сравнении!...

08 05 2021 11:23:25

Зачем ребенку свободное время?

Примерно 14 часов в сутки ребенок тратит на сон, еду, гигиену. А остальные 10 уходят на школу и детсад... Нужно ли ребенку, то немногое время, что осталось свободным и зачем....

07 05 2021 5:21:22

Как отвечать на детские вопросы

Дети очень любознательны от природы, их бесконечные «а почему?», ставят в тупик даже родителей со стажем, что уже говорить о молодых родителях. Как же отвечать на детские вопросы, чтобы и не соврать ему, когда не знаешь ответа, и не отмахнуться и при этом стимулировать познавательный интерес ребенка?...

06 05 2021 7:58:49

Невозможно быть готовым к подростковым годам!

Это тяжелая работа и Вам нужна поддержка!...

05 05 2021 22:21:55

Как легко научить ребенка различать лево и право?

Как научить ребенка различать лево и право? Этим вопросом задаются многие родители. Малышам обычно тяжело дается освоение этих понятий. С этими рекомендациями вы поможете ребенку быстрее научиться различать лево и право, что облегчит ему письмо, занятия спортом и другими видами умственной и физической деятельности....

04 05 2021 3:54:30

Какой подарок взять с собой, если идете в гости, где есть дети

Какой же ребенок не любит неожиданные подарки?!...

02 05 2021 15:46:57

Смелые теории Гленна Домана: «бесполезные» эмоции и раннее развитие

Ученый не уставал повторять, что мозг ребенка похож на компьютер, и его необходимо постоянно загружать информацией – лишь тогда он будет развиваться и расти....

01 05 2021 1:38:36

Помогите ребенку преодолеть чувство страха и тревоги

Будьте рядом и поддерживайте кроху в любой ситуации!...

30 04 2021 5:23:39

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.