Польза и вред раннего развития детей > Отцы и дети
Дети и отцы    

Польза и вред раннего развития детей

707c5723
Современные мамы и папы очень спешат дать своим детям раннее образование, при этом, оказывается, они наносят немалый вред их психике

В наше время методики раннего развития стали чрезвычайно популярны – уже в колыбели детей различными способами учат читать и считать. Но психологи бьют тревогу – увеличивается число детей с нарушениями психики. Чем  методики раннего развития отличаются друг от друга и от традиционных программ дошкольного воспитания? 

Раннее обучение – что это?

Так называемый вирус с названием “раннее развитие детей” поразил большинство молодых родителей крупных городов. “Моя дочь уже в 3 года читает…” – “А мой сын – считает”, – хвастаются мамы малышей друг перед другом. Широкий размах увлечения методиками воспитания вундеркиндов спровоцирован появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями.

В этом случае понятие “развитие” употребляется ошибочно, на самом деле оно подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Но в домашних “школах для младенцев” занимаются не столько развитием, сколько досрочным обучением тем предметам, которые ребенок позже изучает в начальной школе. Энтузиазм взрослых подогревается необходимостью сдачи тестов при поступлении в элитные школы. Им кажется, что с помощью раннего обучения они дадут ребенку “ранний старт”, повысив его конкурентоспособность в дальнейшей жизни.

Во всем мире эпидемия раннего развития началась в середине XX века с лозунга педагогов-новаторов: “После трех учить уже поздно!” Авторы различных методик исходили из постулата о том, что чем раньше начать обучение, тем гениальнее будет воспитанник. На неопытных родителей это действует неотразимо: оказывается, мой ребенок может запросто стать гением! “Волшебная палочка” для чудесного превращения младенца в вундеркинда берется из богатого набора известных новаторских “брендов”: Монтессори, Никитин, Зайцев, Тюленев. Чем подходы к раннему обучению отличаются друг от друга, что положительного способны они дать ребенку, а чем могут ему навредить?

Система Монтессори

Мария Монтессори, итальянский педагог – дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Она разработала упражнения с картонными рамками, карточками и кубиками, тренирующие у детей мелкую моторику пальцев (на кончиках которых находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). Умственно отсталые дети не только научились говорить, но и начали читать, писать и считать раньше сверстников из обычной школы. И тогда Монтессори предположила, что те же упражнения могут помочь при обучении здоровых детей. Сегодня в Монтессори-садиках по всей Европе в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные своим примером помогают новичкам. Сложение и вычитание познается с помощью разноцветных бусин, нанизанных на нитку в различном порядке, а читать дети учатся по специальным картинкам. 

  Психологи из института РАО считают, что эта система в ее традиционном варианте “ограничивает речевое взаимодействие детей и их фантазию”. Фактически на этих уроках фантазия, воображение, эмоциональные стороны маленькой личности не находят выхода. Человеческая природа такова, что со временем недостаток общения и бедность эмоциональной жизни приводят к расстройствам психики и психосоматическим заболеваниям.

“НУВЭРС” Никитиных

Семье Никитиных принадлежит идея “НУВЭРСа” – Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Не дав ребенку до трех лет особых умений, родители, по мысли Никитиных, лишают его возможности в будущем приобретать знания и в конечном счете не дают раскрыться личности маленького человека.

На своих семи детях Никитины опробовали оригинальный метод развития способностей с помощью кубиков, таблиц, логических задач. По системе Никитиных дети должны не только умственно воспринимать знания, но и физически развиваться. Чтобы тело, не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, легко и охотно откликалось на решение интеллектуальных задач. Минусом системы Никитиных можно признать то, что в ней акцент сделан на физическое и интеллектуальное развитие, в ущерб эмоциональному.

Сотрудники Института психологии РАН неоднократно предпринимали попытки понять особенности развития детей, воспитанных в семье Никитиных. Но от предложения протестировать детей и дать научную оценку этой методике родители-новаторы отказывались. Интересно, что дети Никитиных крайне неохотно рассказывают о своем раннем развитии, и никто из них не попытался повторить родительские эксперименты на собственных детях. Система Никитиных, казалось бы, нацеленная на воспитание гениев, вырастила из них совершенно обычных, хотя и образованных людей. Так стоило ли так мучиться, если этих результатов можно добиться более “мирным” путем.

Кубики Зайцева

Свои авторские кубики питерский педагог Николай Зайцев создал, “увидев” единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. 

  Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку – их наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для “звонких” кубиков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками. Кубики Зайцева помогают детям 3-4 лет научиться читать с первых занятий. Конечно, выучиться чтению по традиционным методикам труднее, чем по “кубикам Зайцева”. Дело в том, что двухлетний ребенок способен без особых проблем выучить, какие звуки передаются какими буквами, но ничего прочесть он при этом все равно не сумеет, потому что он пока не способен понять, что отдельные звуки надо сливать в слоги и слова. В методике Зайцева “тупость” двухлетнего малыша преодолевается хитрым способом: ребенку предъявляется буквосочетание “МА” как один неделимый символ-склад. Подобных складов оказывается очень много – около двух сотен, однако выучить пару сотен складов малышу все же проще, чем догадаться о том, что склады получаются из отдельных букв. Но впоследствии в традиционной школе маленькому умнику придется фактически переучиваться, чтобы научиться читать традиционным способом. Тогда непонятно, зачем было осваивать “складовое” чтение?

“Читать раньше, чем ходить”

Так называется методика Виктора Тюленева, обосновавшего достижения в педагогике на опыте воспитания собственных дочерей. Он использует для домашнего образования уже знакомые нам карточки с буквами и цифрами, которые следует с самого рождения вешать над кроваткой малыша и показывать ему регулярно. Также стены детской следует украсить географическими картами, таблицей Менделеева, портретами поэтов и писателей. В одной из знакомых семей девочка с помощью методов Тюленева научилась читать в год, а через два месяца цитировала наизусть “Бородино” Лермонтова, печатала на машинке и сама составляла из магнитных букв слова на холодильнике. Правда, маме вундеркинда приходилось скрывать таланты дочери от соседей по песочнице и задумываться о перспективах обучения в средней школе. Чем закончится этот конкретный опыт раннего развития – покажет время, но психолог и медики утверждают, что активные образовательные эксперименты над младенцами не проходят бесследно. 

  “Подводные камни” ранних успехов    Психотерапевты приводят в качестве примера жалобы родителей на “ранообучаемых” детей: “Мальчику 3,5 года, после садика водим на музыку и английский язык, при этом он плачет и кричит”, “Девочке – 2 года, она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстро “накалякает” и бежит машинки катать!”, “Нам 5 лет – читает только из-под палки, только, если ремень видит”.    Все программы воспитания гениев построены так, будто конечная цель состоит в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте лишь усвоил материал начальных классов. Конечно, семилетнему грамотею проще учиться в первых классах, но когда приходит время заниматься всерьез информатикой или алгеброй, вдруг выясняется, что преимущества на стороне тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром заурядных учителей. После поступления в вуз становится окончательно ясно, что ранний форсированный старт не обеспечил вундеркинду преимуществ по сравнению с однокашниками.    Сторонникам раннего развития часто приходится отбиваться от критиков, которые говорят о том, что детей нельзя лишать детства. Многие методики акцентируются на легкости усвоения знаний, создается обманчивое впечатление, что ребенок учится как бы играючи, безо всякого умственного усилия. После столь активного обучения в младенчестве у подросших вундеркиндов формируется эмоционально ущербная психика, не способная воспринимать в школе все усложняющиеся задания. Такие дети страдают зацикленностью на каких-то идеях, им трудно самостоятельно сконцентрироваться, они постоянно перевозбуждены, требуют к себе повышенного внимания учителя.    Представители традиционной психологии и педагогики считают, что раннее развитие – явление нездоровое прежде всего потому, что в его основе лежит совершенно ложная идея о том, что учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего.    Драма заключается в том, что родители не понимают возрастной психологии, особенности восприятия, мышления, интеллекта ребенка. Никто не спорит, что развивать ребенка необходимо, но все хорошо в свое время. Психологи настаивают на том, что до 5 лет обучать читать и писать – значит, наносить вред детской психике, которая ориентирована на игровые способы познания мира и не способна адекватно “переваривать” информацию, выраженную в символах.    Если вовремя не остановиться в чрезмерно активном стремлении воспитать гения, то, возможно, потом придется лечить ребенка от заикания, энуреза, бессонницы, гастрита и других психосоматических заболеваний. Хотя есть в эпидемии раннего обучения и положительный момент. Здравомыслящие родители, “переболев” новомодными методиками, возвращаются к играм в “Ладушки” и сказкам про “Колобка”. Психологи признают, что проверенные десятками поколений методы воспитания гораздо лучше новомодных образовательных продуктов. 

 



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Способы борьбы с детскими истериками

Научитесь мгновенно реагировать на ребенка, склонного к истерикам...

21 09 2021 2:31:44

Школа молодой мамочки

Чему легче учить ребенка с детства......

20 09 2021 13:44:48

Растет будущий защитник семьи!

Как воспитать настоящего мужчину...

19 09 2021 9:40:48

13 вещей, которые я делаю, чтобы раздражать мужа, пока я беременна!

К счастью, он отличный мужчина!...

18 09 2021 22:40:11

Необоснованные детские страхи приводят к серьезным осложнениям нервной системы малыша

Необоснованные детские страхи приводят к серьезным осложнениям нервной системы малыша...

17 09 2021 17:53:31

6 признаков в поведении ребенка, которые нельзя игнорировать

Наблюдайте за ребенком, не будьте безразличными. Это очень важно!...

16 09 2021 8:46:10

Что такое синдром дефицита внимания и как его преодолеть?

Ребенок нуждается в профессиональной помощи, и, чем раньше она будет оказана, тем больше у него шансов стать целеустремленным и успешным человеком в будущем...

15 09 2021 5:19:28

Для развития речи пригодятся пальчиковые игры

Малыш с удовольствием будет выполнять все задания...

14 09 2021 12:44:21

Быть самым лучшим папой на свете

Для ребенка главное внимание и любовь отца!...

13 09 2021 1:20:34

Выбираем растения для детской комнаты

Если выбрать растения правильно, они могут улучшить атмосферу детской и оказать благоприятное влияние на детей...

12 09 2021 18:18:33

Дети запомнят это на всю жизнь...

Нужно делать не так уж и много!...

11 09 2021 14:29:46

Малышу уже три года, а он не говорит. Что делать?

Причины и последствия такой ситуации...

10 09 2021 13:32:16

Развивайте умственные способности своих детей

В копилку для родителей детей разного возраста...

09 09 2021 9:19:47

Как помочь малышу, если у него нарушен режим сна

Пусть сон вашего ребенка будет спокойным!...

08 09 2021 18:24:24

6 причин, по которым сентябрьские дети особенные!

Похоже, сентябрь - отличный месяц для дня рождения!...

07 09 2021 22:59:32

11 фраз Комаровского, которые заставят задуматься

Для вас— самые интересные фразы из его книги « Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников»....

05 09 2021 22:57:33

Когда ваш ребенок «застревает»: каково это иметь дистоцию плеча во время родов!

Это редкое, но весьма реальное осложнение родов!...

04 09 2021 8:33:22

Воспитание девочки-подростка

Никто, кроме вас, не сможет объяснить вашей дочери-подростку, как избежать нежелательной беременности...

03 09 2021 15:39:17

Юлия Гиппенрейтер: «Когда вы разговариваете с ребенком — помолчите»

Перед обаянием, спокойствием и мудростью 83-летней женщины, самого популярного современного российского психолога, устоять трудно, и родители, выходя к Юлии Борисовне на диалог, моментально сами превращались в детей....

02 09 2021 21:32:14

20 способов удаления различных пятен!

После моих малышей и их прогулок - все эти советы мне нужны!...

01 09 2021 21:48:39

Жизненная позиция Чайлдфри, ее плюсы и минусы

Ваше решение должно быть обдуманным, взвешенным и обоснованным!...

31 08 2021 2:46:45

Как мама, я получаю то, что осталось!

Наверное, такова "участь" всех любящих мам!...

30 08 2021 9:42:38

Как научить малыша читать по методике Николая Зайцева

Не теряйте веры - и Ваш малыш все сможет!...

29 08 2021 2:17:28

Что подарить ребенку на крестины

Крестины - главное событие после рождения малыша. Что же подарить?...

28 08 2021 15:18:59

Все ЗА и ПРОТИВ наказаний для ребенка

Ребенок, помимо «железной дисциплины», требует уважения и любви!...

27 08 2021 17:13:16

Детские игрушки: Как их выбирать и что делать с надоевшими

Любите детей и дарите им радость каждый день...

26 08 2021 14:59:16

Что делать родителям, если в школе их ребенка дразнят одноклассники?

Это не детские глупости, а серьезная проблема, которую нужно решать...

25 08 2021 23:36:38

Безопасность школьников, или о роковой ошибке родителей

Минимум 2000 – 3000 детей рассказали о том, как они представляют себе преступника, кому они помогут на улице, с кем пойдут, не сомневаясь, и что будут делать в случае опасности...

24 08 2021 10:43:23

Продукты для ума. Советы родителям

Что есть ребенку для развития...

23 08 2021 3:13:47

Говорят дети. Выпуск 3

Говорят дети. Выпуск 3 Перлы нашей дочки...

22 08 2021 21:28:25

Почему я не убираю свой телефон, когда я рядом со своими детьми?

« Перестаньте вести себя так, будто люди не игнорируют своих детей перед телефонами!»...

20 08 2021 15:52:18

Я молюсь, чтобы ты вышла замуж за мужчину, который будет любить тебя так, как твой папа любит меня!

Речь не идет о подарках по особым случаям или неожиданностях в случайные вечера......

19 08 2021 12:45:18

Как быть, если в доме живет врунишка

Причины детского вранья и способы борьбы с ним...

18 08 2021 16:47:12

Учите детей жить в семье!

Гораздо "эффективнее" - учиться на своих ошибках...

17 08 2021 11:31:43

У нас с ребенком любовь с первого взгляда!

Они встретились взглядами и влюбились!...

16 08 2021 10:46:14

Когда я стала матерью двоих детей!

Для меня переход был очень тяжелым!...

15 08 2021 4:16:31

Игры и упражнения, способствующие развитию Речи

Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил - развивайте его ручки...

14 08 2021 0:50:23

Игры с покрывалами и подушками

Как правило, самыми любимыми игрушками для детей становятся вещи, совершенно не предназначенные для игры. Подушка и покрывало есть в каждом доме, а количество игр с ними просто не счесть....

13 08 2021 3:27:13

Ребенок требует внимания, что делать?

Всем людям важно ощущать свою ценность и значимость в этом мире и дети в своем стремлении быть нужными, полезными, заметными не являются исключением....

12 08 2021 15:36:39

Все, что я хочу на Рождество, это услышать, как вы говорите: «Хорошая работа, мама»!

Как часто нам не хватает моральной поддержки!...

11 08 2021 23:23:27

10 великих "двоечников"

Твоему вниманию предлагается в высшей степени антипедагогическая статья о том, что быть двоечником - не стыдно, а иногда и почетно. Доказательство - десять гениев-двоечников. Только не показывай это своей учительнице. И вообще не читай папин журнал!...

10 08 2021 1:19:46

Как пережить весенний авитоминоз

Недостаток витаминов большинство людей ощущает именно весной...

09 08 2021 18:22:59

В театре. Экскурсия за кулисы. Виммбельмух

В театре. Экскурсия за кулисы. Виммбельмух Необычный виммбельмух о том, что нас ждет за кулисами театра. Тут и воображение, и познавательные моменты....

08 08 2021 17:53:19

Чем лечить ребенка при простуде

Узнайте, чем лечить ребенка в домашних условиях...

07 08 2021 14:34:39

И Бог сказал: «Да будут папы!»

Пусть будут папы, которые любят так, как могут любить только папочки!...

06 08 2021 17:48:32

Считалки-засыпалки: мамины вечерние помощники

Малыши-исследователи не хотят пропускать ни минуты яркой жизни, в которой столько всего неизведанного. Поэтому колыбельные - это мамины помощники в таком нелегком деле....

05 08 2021 3:58:13

Я люблю тебя достаточно, чтобы не давать тебе все, что ты хочешь!

Когда она будет готова снова поговорить со мной, вот что я ей скажу!...

04 08 2021 2:12:34

Первый раз в первый класс! Проходим период адаптации!

Давайте разберемся, как помочь ребенку в этот непростой период!...

03 08 2021 1:11:43

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.