Каких методов стоит придерживаться, развивая память ребенка?
У малыша сознание совершенно свободно, оно не скованно различными табу, не ограниченно рамками «этого не может быть». Его совсем не удивляет, что колобок умет говорить, зайчик старается и строит избушку, живущая в лесах Баба-яга и Кощей бессмертный для ребенка так же реальны, как воркующие голуби за окном. Маленький человечек верит всему, для него не проблема вообразить несовместимые вещи, «напридумывать» фантастические образы и соединить их неправдоподобными связями. И пока он не растерял феерическую способность сочинять, оживлять стоит научить его навыкам запоминания.
Существует великое множество видов памяти: оперативная, механическая и логическая, кратковременная и долговременная, произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная. Память классифицируется по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица.
Принцип развития любой памяти един. Информация, которую мы должны запомнить должна быть яркой и образной. Мы запоминаем то, что нас поразило и потрясло. Запечатлеваются яркие моменты жизни и для того, чтобы запомнить нужный информационный объем, мы должны его раскрасить, разложить на зрительные, слуховые и осязательные образы, и постараться войти в то, что запоминаем.
Всегда помните, что объем запоминаемой информации должен быть интересен и понятен ребенку. Информация, «бьющая по нервам» сама запоминается. Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых чувствах способствуют лучшему закреплению информации.
Хотим Вас ознакомить с играми-упражнениями, которые научат придумывать ассоциации и находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах, упорядочивать нужную информацию. Игры не только разовьют память, но, и раскрасят, обогатят восприятие мира, научат видеть то, что раньше уходило от нашего внимания.
1. Сначала надо раздвинуть границы воображения. Помогут этому вот такие необычные предложения: «Вообрази, как звучит мягкое пушистое облако? Нарисуй животное, которое никто никогда не видел, что ты можешь ощутить, если дотронешься до радуги, нарисуй, как пахнут мамины духи».
2. Называете ребенку сначала знакомые слова, например: доктор, ручка, улыбка, а он вам перечисляет, какие ассоциации возникают в его воображении, описывая их по схеме: форма-цвет, запах, какие они на ощупь и вкус. Вы записываете прилагательные, а затем перечисляете их, ребенок вспоминает, какое слово соответствовало какой группе прилагательных. Задание усложняется, и для визуализации образов используются незнакомые слова.
3. Поиграв в предыдущую игру, усложните условия, перечислите ребенку, одну — две, на ваш взгляд, характерные детали предмета, а ребенок должен вспомнить объект. Например, белый, малыш вспоминает — это доктор, гладко-длинное, это ручка, красно-теплая, улыбка.
4. Берутся спички, пуговицы, мелкие детали конструктора, бумага, которую можно резать, рвать, мять. Вы диктуете с небольшим интервалом слова ребенку, а он выкладывает образы – ассоциации на услышанные слова и через некоторое время, глядя на выложенные фигуры, повторяет услышанное.
5. Игра на визуализацию слов и понятий, незнакомых ребенку. Малыш либо рисует образ, возникший в его сознании, либо описывает его словесно. «Как выглядит абракадабра, электрификация, субмодальность? А как эти слова пахнут, каковы они на ощупь?» В игре можно использовать различные термины и иностранные слова.
6. Малыш выбирает любой предмет и оживляет его, представляя, что выбранный объект обладает интеллектом, может говорить и двигаться. Что он расскажет, куда пойдет, что будет делать, среди каких предметов будет себя комфортно чувствовать. Можно придумать сказку, о житие-бытие ожившей вещи.
7. Эта игра достаточно известная. Ребенок выкладывает карточки — картинки, запоминает их, переворачивает и называет. Задание со временем усложняется, карточек становится все больше, времени на их запоминание – меньше. Эта игра – разминка. Следующий этап, вы с паузой диктуете слова, а ребенок выкладывает карточки, которые не связаны с вашим перечнем слов и, за тем, глядя на карточки, он воспроизводит услышанные слова. Малыш, например, выкладывает картинку «мяч», вы диктуете слово «шкаф», ребенку нужно быстро и на крепко связать эти два слова, чтобы впоследствии назвать то слово, которое услышал, а не увидел.
8. Игра на ассоциации. Называется слово, например, «луна» и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты — инопланетяне… Потом называется последнего слово ассоциативной цепочке и ребенок должен воспроизвести все слова-звенья наоборот, от последнего слова к первому.
Визуалы воспринимают мир через зрительные образы, аудиалы через слух, кинестетики через ощущения, то понятно, что визулы, будут стараться запомнить через увиденное. Поэтому, родители ребенка-визуала должны сделать акцент на развитии тактильной и слуховой памяти, на том, что менее всего развито.
Игры не только развивают память, но и тестируют способности малыша, показывая его «слабые» или малоразвитые виды памяти. Например, малыш легко запоминает зрительные образы, но «тормозит» при запоминании со слуха или в установлении логических ассоциаций. Для того чтобы помочь малышу обратимся к технике запоминания.
Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью. Если требуется запомнить перечень не связанных между собой слов или образов, то придумывается логическая связь, впоследствии помогающая вытянуть слово за словом и восстановить весь перечень. Из разрозненных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова.
Последовательные ассоциации — запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Эта техника применяется, когда следует запомнить нечто абстрактное: иностранные слова или понятия, тогда на каждое «ничего не говорящее» слово придумывается ассоциация, вот она и запоминается.
Фонетические ассоциации.
Суть метода в подборе созвучных ассоциаций. Метод хорошо применять при запоминании иностранных слов. Например, при запоминании английского слова «ball» — мяч, представляется, что вас задели мячом, и вы почувствовали боль.
Автобиографические ассоциации, ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, нужно запомнить текст, рассказывающий о жизни морских рыб. Тут же в памяти всплывает ваше путешествие в Египет, плавание в маске и множество ярких рыб проплывающих неподалеку. И «приложив» факты и содержание на ваше воспоминание, легко можно запомнить текст.
Раскрашивание и усугубление.
Трансформация информации, черно-белого образа — в цветной, маленького – в большой, плоского – в объемный. Хорошо запоминаются гипертрофируемые образы.
Вхождение — войти вовнутрь представляемой картинки, стать ее участником.
Соощущение позволяет усилить представления, почувствовать шероховатость, вкус, цвет, запах, звук представляемого образа. Этот метод называется тактильной, обонятельной памятью. Любое «нечто» можно вообразить в виде предмета, имеющего размер, форму, цвет, запах, фактуру и вот две последующие составляющие мы крайне редко задействуем. А попробуйте определить на ощупь слово «генетика», а чем пахнет слово «транскрипция»?
Избыточность.
Для запоминания используется больше информации, чем есть в исходном материале. Делается акцент на второстепенных деталях. Здесь задействовано умение видеть и чувствовать больше, чем есть на самом деле.
Цифро-буквенный код.
Цифровая информация более абстрактна, чем словесная, поэтому важна перекодировка, то есть оживление. Цифру от 0 до 9 представляем в виде образных крючков. Например, 1 – это палка, 2 – лебедь… 9 – перевернутый замок. И при запоминании ряда цифр, мы запечатлеваем образы цифр, связывая их свыше перечисленными методами. Для того, чтобы не было путаницы в воспроизведение многозначных цифр, к каждой цифре от 0 до 9 придумывается несколько образов — крючков. Например, 8 – матрешка, очки, бантик, снеговик.
Метод Цицерона.
По этому методу запоминаемые образы и предметы располагаются в знакомой комнате. Потом достаточно вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация.
Комбинированный метод.
Чем больше ассоциаций вызывает знакомство с новой информацией, тем прочнее запоминание. Поэтому преувеличивайте, раскрашивайте, заставляйте двигаться, оживляйте, становитесь сами действующим лицом информационной цепочки, заменяйте с целью усиления образа, связывайте неожиданным, невозможным в жизни способом. Запоминаемую информацию делайте уникальной, она должна быть разноцветным фейерверком огней вашей памяти. Натренировавшись, вы станете настолько быстро выстраивать ассоциации, что время запоминания будет практически равняться времени поступления информации.
Как выбрать метод для лучшего запоминания информации? Сначала следует до автоматизма отработать все техники, а потом… расслабиться и довериться своему первому ощущению, которое и будет самым ярким и запоминающимся.
Как и когда заниматься? К развитию памяти следует относиться не как кропотливому труду, а как к игре. А играть можно всегда и почти везде. Поэтому игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, помните лишь, что внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут. Внесите дух соперничества: кто больше запомнит, кто быстрее назовет, кто придумает самый неправдоподобный образ.
Запоминание стихов.
Взрослый медленно читает стихотворение вслух. Малыш слушает с закрытыми глазами, прорисовывая перед внутренним взором каждую строчку, насыщая ее деталями, и чем больше будет второстепенных компонентов, тем ярче будет поэтический образ. Перенасыщение деталями ведет к тому, что малыш вживается в нарисованную им картинку, становится действующим лицом повествования.
Замечательно, если малыш начинает не только видеть строки, созданные поэтом, но и чувствовать запах, температуру, ощущать поверхность описываемых предметов. И впоследствии ребенку нужно лишь описать мир, созданный его воображением. Для того, чтобы чтение стихотворения на память, не напоминало пересказ близкий к тексту, когда есть возможность слово заменить синонимом, научите малыша вслушиваться в звучание слов, рифму и ритм стиха.
Если малыш созрел к системному восприятию некого объема информации, например, вы, решили прочитать детскую энциклопедию с последующим пересказом отдельных глав, то выделите определенное время для ваших занятий и предложите малышу придумать некий обряд, позволяющий ему сосредоточиться, войти в состояние максимальной концентрации внимания. Это может быть любой жест или несколько глубоких вдохов. Повторив эти движения несколько раз перед занятиями, ребенок заякорит, свяжет обряд с последующей фиксацией внимания. И впоследствии, когда ему необходимо будет быстро сосредоточиться, достаточно будет повторить знакомый жест, ритуал.
Затем текст читается, одновременно в сознании фиксируется название и автор текста, факты, действия, основное содержание. Ребенок сначала отвечает на ваши вопросы: кто автор, как называется прочитанный рассказ… Отшлифовав умение отвечать на поставленные вопросы, малыш начнет уже автоматически давать ответы на эти вопросы при пересказе. При работе с текстом, изобилующим большим количеством фактов и понятий, дайте ребенку бумагу и карандаш, пусть рисует и пишет то, что поможет ему зафиксировать информацию. И ничего страшного нет, если вы не сможете разобрать его «закорючки», главное, чтобы они помогали ребенку воспроизвести текст.
При запоминании большого объема информации рисуйте карту памяти, используя разноцветные ручки и фломастеры, начиная с середины страницы. В центре пишется главная идея или тема, затем идут разветвления, указывающие на какие части, блоки делится текст. Для каждого ответвления напишите ключевое слово. Эти слова должны отражать суть идеи, будить память. Не забудьте отдельным цветом выделить факты.
Если содержание текста понятно, то появляется свое мнение о прочитанном или услышанном, личное отношение и комментарии к тексту тоже помогают в пересказе. Добавляйте символы и рисунки, чтобы легче потом было вспомнить. В карте памяти должны быть отображены такие ключевые моменты: кто делает, что, когда, почему, где, как. Это позволит дольше сохранить информацию в активной зоне памяти.
С какого возраста заниматься?
Существуют игры по развитию памяти для детей (10 месяцев — 1,5 года), например, «Найди игрушку», «Где мама», «Чего не стало» («Чего не хватает»). Правила игры кроятся уже в названии. Кто-то или что — то прячется, и это нужно вспомнить и найти. Для детей постарше есть игры «Узнай предмет», «Волшебный мешочек”. В этих играх ребенок на ощупь должен определить предмет. При этом развивается тактильная память, а для развития двигательной памяти есть игра «Делай, как я». Малыш повторяет движения взрослого, темп со временем убыстряется, усложняются и сами движения.
Помимо игр, чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок и ребусов тоже прекрасно развивает память.
Помните, чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Ни для кого не секрет, что курение и употребление алкоголя абсолютно несовместимы с беременностью. Однако некоторые будущие мамы не желают отказываться от своих вредных привычек, считая доводы врачей надуманными и необоснованными....
29 12 2021 12:46:28
Идеи поделок барашков: из крупы, макарон и ваты...
28 12 2021 18:51:30
Преступник должен понести наказание!...
27 12 2021 21:31:49
Можно ли наказывать ребенка за жадность или просто попытаться его понять?...
26 12 2021 20:28:32
Порой кажется, что чем быстрее надо собираться, тем больше вероятность, что ребенок начнет проявлять упрямство и протест, становится неуправляемым. Почему бы ему просто не согласиться?...
25 12 2021 12:24:58
У вас должны появится посудомоечная и стиральная машины, пока они занимаются своими делами, вы занимаетесь своими....
24 12 2021 0:56:23
Важные нюансы для новоиспеченных родителей!...
23 12 2021 3:16:18
Ребенок будет в восторге!...
22 12 2021 15:24:29
Это не ваша вина, оказывается, наш мозг запрограммирован, чтобы отреагировать на них!...
21 12 2021 19:18:45
У этой мамы есть сообщение, которое она хочет, чтобы услышала каждая мама, и это может спасти жизнь!...
20 12 2021 19:51:55
В семье дети учатся не только помогать и любить, учатся конфликтовать и спорить...
18 12 2021 23:46:23
А кому в детстве можно было злиться на маму? Кому разрешалось быть несогласными с мамой? Кто имел право на собственное мнение? Вдруг есть такие счастливые люди......
17 12 2021 23:59:52
Вы должны знать все риски!...
16 12 2021 1:25:27
Я говорю тебе это только потому, что знаю, что я не единственная!...
15 12 2021 19:25:53
Просто наслаждайтесь прослушиванием любимых треков!...
14 12 2021 5:38:21
Важно давать возможность «прикоснуться к холоду» ежедневно и не менее 4-5 раз в сутки даже для новорождённого...
13 12 2021 23:19:39
Главное - правильное и сбалансированное питание!...
12 12 2021 9:41:39
Как объяснить детям, что учитель не всегда прав. Важно, чтобы ребёнок хотя бы в общих чертах понимал, что учителя тоже люди, а все люди иногда, по разным причинам, могут вести себя неправильно....
11 12 2021 5:27:23
Существует старинная английская истина – «дети должны быть видны, но не слышны»....
10 12 2021 13:35:24
Что же делать мамочкам, чьи здоровые дети тоже ходят в садик?...
09 12 2021 12:28:17
Мы будем смеяться, петь и проводить вечера у костра...
08 12 2021 18:50:42
При надлежащем уходе и любви родителей, ребенок вырастет самостоятельным человеком...
07 12 2021 12:20:39
Обязательно повышайте самооценку ребенка!...
06 12 2021 7:54:15
Несколько интересных идей, которые вас заинтересуют!...
05 12 2021 18:46:50
Адаптация на новом месте...
04 12 2021 9:19:27
Помню, как у меня в детстве была такая книжка!...
03 12 2021 21:13:51
Задумайся: а зачем кричать на ребенка? Имеет ли твой громкий голос, многословные причитания и угрозы хоть какой-то педагогический эффект? Вряд ли… Но сдерживаться получается у родителей не всегда....
02 12 2021 15:57:21
Что поможет ребенку заснуть намного быстрее, а также предотвратит утомление и раздражение?...
01 12 2021 4:50:56
Любому ребёнку необходимы понимание, забота и любовь......
30 11 2021 11:38:43
Это имя заняло первое место в девяти странах......
29 11 2021 5:45:42
Правильное настроение – это как раз та мелочь, которая может оказать огромное влияние на нашу жизнь. – Не стоит позволять влиять на него тому, что нас окружает. Лучше постарайтесь изменить свое настроение таким образом, чтобы оно помогло нам стать теми, кем мы хотим быть, и помогло нам выразить себя наилучшим образом....
28 11 2021 9:32:50
Если малыш любим, он будет больше доверять не только своим близким, но и окружающему миру...
27 11 2021 12:33:13
Звучит довольно правдоподобно, но......
26 11 2021 21:53:56
Обеспечьте своему ребенку достаточное количество сна!...
25 11 2021 15:13:56
Если мамы и папы терпеливы, то и их ребенок будет терпеливо выполнять все порученные ему задания...
24 11 2021 19:22:11
Должны ли папы влиять на кормление своего ребенка? Или если это тело матери, то это, соответственно, и ее выбор?...
22 11 2021 17:56:10
Что делать, когда малыш "срыгивает"!...
21 11 2021 15:26:21
Кого волнует, что думают другие люди?...
20 11 2021 16:58:47
Яркие и красочные шаблоны расписания для 1-4 классов. Цветной и черно-белый вариант. Скачать бесплатно...
19 11 2021 20:58:51
" Утешительная" шпаргалка для родителей...
18 11 2021 11:22:25
Уделяйте как можно больше внимания своим детям!...
17 11 2021 18:38:51
Главными помощниками для выхода ребенка из депрессии будут сами родители...
16 11 2021 5:39:56
Работа по дому - это один из способов продемонстрировать вашему ребенку независимость и зрелость!...
15 11 2021 22:44:17
Здоровый малыш - счастливые родители!...
14 11 2021 22:25:22
Йога сегодня весьма популярна среди взрослых, однако и среди детей она распространяется довольно быстро. Конечно, дети не всегда отдают отчет тому, насколько полезны занятия йогой для них. Поэтому, часто родители вдохновляют своих отпрысков на практику йоги. Так или иначе, это нисколько не умаляет реального блага, оказываемого регулярной практикой йоги на развитие и здоровье ребенка....
13 11 2021 5:54:12
Соблюдайте режим сна! Это важно для вашего ребенка!...
12 11 2021 17:30:30
О некоторых нюансах вы, возможно, и не догадывались!...
11 11 2021 3:41:13
Я всегда буду делать такой выбор!...
10 11 2021 10:29:20
Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::