Когда учиитель говорит "Маша - тормоз" - меняйте учителя или школу!
Задача родителя — добиться гласности, обозначить проблему перед педагогом и директором. Задача учителя — так построить работу с классом с первых дней, чтобы коллектив ощущал себя культурной группой, в которой есть безопасность и нет условий для возникновения травли. Тогда победить зарождающийся буллинг можно буквально за 1 день.
Общеизвестно, что травля, или буллинг, — это вид группового насилия. И пока дети подвергаются агрессии со стороны сверстников, взрослые все еще спорят — что собственно считать травлей, а что — невинной детской игрой. Где грань между простым негативным высказыванием, выяснением отношений двух одноклассников и агрессивной неприязнью всего коллектива к одному ученику? На эти вопросы отвечает психолог Людмила Петрановская.
Людмила Петрановская о признаках школьной травли и что с этим делать
- «Застревание» в ролях — признак травли
- «Ну это просто дети сейчас такие»
- Культурные и некультурные
- Оружие родителей — гласность
- Как «окультурить» группу?
- Как же пресечь школьную травлю и что стоит делать в ситуации, когда она уже началась?
«Застревание» в ролях — признак травли
Во-первых, конфликт должен быть групповым, стычка один на один травлей не является. Вне социума конкретный ребенок может вести себя иначе, например, играть с объектом травли. Но попадая в группу, он рискует стать жертвой, если не присоединится к команде сильных. Причем сам ребенок может даже не замечать смены ролей. Незамечание групповых правил характерно для буллинга. Например, мы никогда не задумываемся о том, что дышим, и эта неосознанность — признак группового процесса.
Второе условие, без которого невозможен буллинг, — это насилие. То есть перед вами не просто непопулярный ученик, с которым не хотят дружить или даже осуждают за какие-то его действия. И не просто конфликтная ситуация, ведь в ней есть столкновение интересов: к примеру, когда два одноклассника пихают друг друга локтями на парте — это конфликт за территорию. Дети иногда кричат друг на друга, машут руками, называют дураками. Если это происходит со сменой ролей и каждый по очереди становится булли — это не травля. В травле роли агрессора и жертвы устойчивы.
«Ну это просто дети сейчас такие»
Многие учителя и родители относятся к буллингу, как к проблеме отдельных личностей. Мол, «он такой агрессивный, всех задирает, потому что гиперактивный и его папа дома бьет». Или «его никто не любит, потому что он такой робкий и застенчивый, еще и заикается». Всегда можно приписать признаки, которые якобы являются причиной.
Но это тупиковый путь, ведь если человек застенчивый, вы не сделаете так, чтобы с понедельника он стал более общительным. Или если ребенок страдает от насилия в семье, этот вопрос также не решить быстро. Еще одна популярная отговорка: «Ну такие сейчас дети, они просто невоспитанные, вот опять боевиков насмотрелись и проявляют агрессию». У всех этих позиций есть одна общая черта — нежелание менять ситуацию.
Травля в классе это не тема воспитания, а тема безопасности. Представьте себе, что в школе провели электропроводку таким образом, что повсюду торчат оголенные провода, и учителя говорят: «Нет, мы не знаем, что с этим делать, родители, научите своих детей ходить аккуратнее и уворачиваться от опасности, ну не знаем, раздайте им резиновые перчатки, что ли».
Также и здесь. Проблема не в том, чтобы заметить травлю и пресечь ее, а в том, чтобы сами условия обучения не располагали к травле. В то время как сейчас они напоминают шарик, который катится по наклонной плоскости: рано или поздно он упадет.
Культурные и некультурные
Что такое школьный класс? Это искусственно созданная группа. Дети не сами выбрали себе место занятий. Их сюда записали. И в этой группе им предстоит провести большую часть дня ближайшие несколько лет.
Группы можно разделить на эфемерные и длительные — от спонтанного объединения людей, ожидающих опаздывающий автобус, до членов семьи. А еще группа может быть дикой или культурной. В дикой нет осознания себя как единого коллектива, нет собственных правил и целей, иерархии. В такой группе нет и безопасности. Вспомните историю давки на Ходынке.
Сам по себе пустырь в сад не превратится, так и группа не станет вдруг из дикой — культурной. Тут важна работа доминантной заботливой особи, а именно педагога. Наивно полагать, что проблему смогут решить дети или родители. Это под силу только учителям. Кто-то не умеет справляться с коллективом, и тогда дети его «съедят», кто-то действует методом силы, и тогда его боятся, а свою энергию выплескивают в виде агрессии на одноклассника. А есть те, кто интуитивно умеет создавать из класса культурную группу.
Оружие родителей — гласность
Впрочем, иногда педагог выступает не в роли садовника, а в роли разрушителя, он может быть инициатором буллинга.
К примеру, классный руководитель, получив новый коллектив пятиклассников, принялся развешивать ярлыки: Маша — тормоз, а Паша — дурак. Вслед за педагогом эти обидные прозвища стал повторять весь класс. Маша и Паша столкнулись с травлей и неприятием общества. В эту ситуацию пришлось вмешаться родителям и сменить классного руководителя.
Некоторые полагают, что муштра в классе полезна, но, по мнению психологов, это не так. Вы ведь не хотите получить нервного ребенка, у которого из-за этого начнутся проблемы со здоровьем?
А потому родители имеют право и даже должны открыто говорить, если их не устраивает стиль работы педагога, от банального «я перевел ребенка в соседний класс, потому что мне не нравился классный руководитель» до прямых вопросов директору «правильно ли я понимаю, что вы отказываетесь взять на себя ответственность за эмоциональную безопасность моего ребенка в школе?». Нормальный директор возразить не сможет, начнется конструктивный диалог. Если в ответ звучит «отказываюсь» — надо менять школу. Вместе с тем бывают примеры, когда групповая травля прекращается за один день. Но этому предшествует долгая, может, даже многолетняя работа с коллективом учеников.
«Знакомая учительница — полная веселая женщина, которую дети просто обожают — как-то рассказала, что к ним пришел мальчик после болезни, и пока его не было, он сильно поправился. В его адрес полетели шутки на эту тему. Но надо сказать, что ее класс — культурная группа. Она на уроке вышла в проход, вся такая колоритная, руки в боки и говорит: «Вы правда хотите обсудить вопрос лишнего веса?». Тема тут же отпала. Но перед этим она 3 года работала с классом, чтобы он стал культурным коллективом.
Как «окультурить» группу?
У культурной группы должны быть установлены четкие границы, правила, безопасность, цели. И обговорить все это, задать вектор — обязанность учителя. Педагог должен хозяйничать в коллективе, а не обороняться. Тогда коллектив будет осознавать себя как группу и понимать ее ценность. Каждый начнет ощущать себя частью команды.
Важно, чтобы группа вела совместную деятельность. Например, можно после уроков печь пиццу, играть в волейбол, ставить спектакли или помогать пожилым людям. Любое занятие сближает. Если группа дикая — объединение примет протестные формы, например, дети договорятся прогулять урок или замыслят шалости против учителей и одноклассников.
Также важно учить школьников рефлексировать, сопереживать, откликаться на чувства других. Для этого учитель должен показать, что слышит и понимает их потребности.
К примеру, педагог ведет урок математики, а дети пришли после физкультуры такие разгоряченные: вертятся, перешептываются. Можно им пригрозить: «А ну-ка не вертеться, у нас сейчас сложная тема!» — и тем самым дать им посыл «мне наплевать на ваши потребности». А можно сказать: «Я понимаю, что вы такие активные, давайте сейчас пять минут встанем и подвигаемся, сделаем зарядку, а потом сядем и успокоимся». Причем тут неважно, какие именно слова скажет учитель, их нельзя заучить наизусть, важен сам посыл — забота, сопереживание.
Подведем итоги, как же пресечь школьную травлю и что стоит делать в ситуации, когда она уже началась?
Задача родителя — добиться гласности, обозначить проблему перед педагогом и директором.
Задача учителя — так построить работу с классом с первых дней, чтобы коллектив ощущал себя культурной группой, в которой есть безопасность и нет условий для возникновения травли. Тогда победить зарождающийся буллинг можно буквально за 1 день.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Мир не без добрых людей!...
27 12 2021 0:29:30
Отличный вариант для развлечения детей!...
26 12 2021 9:12:44
Много интересных вариантов, о которых вы раньше и не знали!...
25 12 2021 11:56:59
Соблюдайте эти рекомендации и ваши дети будут здоровы!...
24 12 2021 23:59:21
Уделяйте время каждому ребенку отдельно!...
22 12 2021 0:38:59
Нужно заняться этим интереснейшим предметом еще до школы...
21 12 2021 19:29:17
Принять новое решение, как альтернативу крику......
20 12 2021 18:18:50
С помощью лепки из пластилина фигурок, у ребенка будет развиваться художественный тип мышления...
19 12 2021 7:39:57
Первое утреннее впечатление должно быть ярким и неожиданным...
18 12 2021 18:14:43
Сына (5 лет) я за что-то поругала. Сел на пол, достал бумагу, карандаши, и «надувшись» мне: — Тогда я тебя толстую нарисую)...
17 12 2021 21:42:24
У многих родителей сейчас есть одна модная идея, будто бы можно воспитать ребенка, не причинив ему никаких психологических травм. На мой взгляд, это иллюзия, утопия....
16 12 2021 21:17:43
Позвольте себе быть счастливым родителем для своего ребенка и себя!...
15 12 2021 14:31:31
Ребенок должен знать, что папа с мамой пришли к общему решению...
14 12 2021 18:23:29
Как подготовиться к отпуску и провести его незабываемо в компании с ребенком...
13 12 2021 19:42:48
Интересуйтесь мнением ребенка и привлекайте его к принятию решений...
12 12 2021 12:37:25
Любовь к ребенку дает женщине невероятные силы. А в критические моменты жизни мамы совершают поистине героические поступки....
11 12 2021 5:31:56
Очень часто детей наказывают за то, что они люди!...
10 12 2021 11:57:55
Срочно идти к врачу, если нашли такое у своего ребенка...
09 12 2021 10:27:19
Полезные советы для организации вашего гардероба!...
08 12 2021 0:29:56
Определите свое поведение в пяти различных ситуациях......
07 12 2021 13:55:34
Психотипы детей и их влияние на развитие...
06 12 2021 5:16:42
Одна из главных задач мамы — это помочь ребёнку справиться с его эмоциями. Научить обращаться с ними, забрать лишнее, принять, помочь переварить то, что он переварить может....
05 12 2021 3:45:44
Японцы изобрели торт, который удивит всех...
03 12 2021 20:22:44
В народе существует много рекомендаций и правил по общению с детьми и их воспитанию. Какие-то советы приводят к нужным результатам, а какие-то никак не меняют ситуацию. Но есть 3 правила, которые если правильно использовать, то обязательно приведут к налаживанию взаимоотношений с детьми....
02 12 2021 1:57:51
Писатель и психолог Эрик Баркер объясняет, как научить ребенка справляться со своими эмоциями — даже самыми сложными, и почему это важно в жизни....
01 12 2021 8:13:11
Красиво оформленный фотоальбом будет долго радовать нас и наших деток...
30 11 2021 14:22:10
Уберите из рациона булки и печенье или сведите кондитерку на минимум. От нее только вред. Лучше давайте орешки и сухофрукты....
29 11 2021 15:53:55
Слов «здравствуйте» и « до свидания» не достаточно!...
28 11 2021 5:33:30
Вы живет у меня, - упрекала тетка молодую семью сына, - значит обязаны помогать. Если я могу, почему бы не помочь людям?...
27 11 2021 23:42:30
Почти мистика......
26 11 2021 4:52:30
Травяные ванны оказывают хорошее успокаивающее действие и улучшают сон...
24 11 2021 12:58:18
Понять психологию ребенка в возрасте от 7 до 12 лет, объяснить, как себя вести в сложных ситуациях, что можно считать нормальным, а что должно вызывать опасение...
23 11 2021 10:45:53
Этому есть весьма логичное объяснение!...
22 11 2021 20:14:17
Страшные ошибки, которые взрослые совершают под воздействием гнева или равнодушия, не подумав, чем это может обернуться в маленькой детской душе...
21 11 2021 23:38:28
Возьмите на заметку - пригодится!...
20 11 2021 9:39:47
Кто-то школьные годы вспоминает с удовольствием. Лично я не вспоминаю никак, потому что было не очень интересно. Институтский период жизни был гораздо интереснее и насыщеннее. Окончив школу, я на долгое время забыл про нее и особо не интересовался, пока не настала пора детям идти в школу....
19 11 2021 2:39:16
Использование всего, что есть под рукой...
18 11 2021 13:57:20
Совместное преодоление трудностей позволяет родителям сблизиться с их усыновленным ребенком...
17 11 2021 15:19:33
Это может многое объяснять!...
16 11 2021 7:41:31
События далекого детства могут оказать влияние на нашу судьбу...
15 11 2021 8:32:22
Достаточно ли ест Ваш ребенок для его возраста?...
14 11 2021 22:57:23
Ваш малыш постоянно капризничает и все делает как будто вам назло? Это нормально. Ведь для того чтобы ребенок вырос уверенным в себе и жизнерадостным человеком, нужно еще научить его управлять своими эмоциями и поведением....
13 11 2021 7:10:34
Если малыш подает такие сигналы, нужно действовать безотлагательно!...
12 11 2021 9:25:12
Страшно и подумать о том, сколько всего проглотил малыш...
10 11 2021 13:44:16
Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::