НУЖНО ли делать УРОКИ вместе с ребенком?
Ночью я дописывала очередной текст, легла в четыре.
Утром заходит Даша.
– Мам, я не успела сольфеджио сделать, сделаешь за меня?
В тот момент я была согласна на что угодно, лишь бы меня не кантовали.
– Сделаю. Поведу Гришу на трубу, пока буду его ждать, сделаю.
Музыке я училась давно и 2 года. Максимум, что могу теперь – сыграть одной рукой простенькую мелодию в двух октавах (первой и второй). Басовый ключ – это уже за гранью. Ну что я – не разберусь в сольфеджио 2 класса музыкальной школы? Да фигня!
Так и не выспавшись, на ватных ногах, забираю Гришу из школы и привожу в музыкалку.
Смотрю задание, открываю рабочую тетрадь. 7 упражнений на одной странице, три на другой и еще одно на третьей. Глаза боятся, башка трещит, а руки делают. Поехали!
Ну, обозначить устойчивые ступени гаммы до мажор – это просто. Ре мажор, соль мажор, фа мажор? – Посложнее, конечно, но выполняемо. На неустойчивых ступенях си бемоль мажор я уже напряглась.
На задании “обведите синим карандашом ступени мажорных гамм, между которыми образуется полутон” закашлялась и полезла в учебник.
На этапе транспонирования мелодий из фа мажор в соль мажор и из до мажор в си бемоль мажор ко мне подсела завуч музыкальной школы.
– Давайте я вам помогу!
– А ничего что я за ребенка задание делаю?
– Ну, вы же потом ему все объясните.
– Эээ, неудобно как-то. Я себя чувствую застуканной на месте преступления.
– Ничего, ничего, сейчас все быстренько сделаем!
Справились за несколько минут. А тут и Гриша освободился.
Я встретила его вполне живой, взбодрившейся и довольной собой. Но! Надо смотреть правде в глаза: задание было и впрямь пустяковское.
Помнится, недавно я за Дашу упражнения по интервалам делала (превратите большие секунды в малые, поставьте там, где необходимо, диезы, чтобы все терции стали большими, постройте вниз от звуков ДО, РЕ, МИ интервалы: м.2, б.2, м.3 и б.3).
Вот там реально вынос мозга был. А тут что? Безделица.
ут же встает вопрос, а насколько это педагогично, «психологично» и в принципе правильно делать уроки вместе с ребенком или вообще за него?
Официальный ответ: неправильно.
Учеба в школе и домашние задания как ее существенная часть – это ответственность ребенка.
Это не такая уж простая, но совершенно посильная для него «работа», поэтому, в идеале, он должен справляться с ней сам (имея, конечно, возможность попросить помочь, если что-то непонятно или трудно).
А если не справляется, если не умеет грамотно распределить свои силы и время, пусть идет в школу с невыученными уроками, зарабатывает там свои законные двойки, краснеет, огорчается, делает выводы и исправляет.
Смысл тут в том, что обучение в школе – дело ребенка, а не родителей. Это важно.
Чем больше родитель берет на себя здесь ответственности и контроля, тем меньше их остается у ребенка, который утрачивает собственную мотивацию, энергию и самоуважение.
И чем больше родители стараются, чтобы их ребенок учился лучше, тем меньше у него на это шансов.
Как и шансов на то, чтобы учиться управлять собой, своей жизнью, отвечать за результаты своей деятельности, ставить собственные цели и достигать их.
Однако в жизни, как всегда, не все так прямолинейно и однозначно.
Требования современной школьной программы – серьезные.
Существует также жизнь вне школы (всевозможные кружки/секции, в которые реально тянет).
Да и вообще – по-хорошему – еще должно оставаться время на прогулки, игры, книжки, мультики и ничегонеделанье.
В итоге, наш бедный 7-8-9-10-и далее летний ребенок загружен по самую маковку.
Он бы, может, и рад только на гитаре учиться играть. Но его в музыкальной школе пригружают еще нехилым сольфеджио, музыкальной литературой и хором, на которые надо не только ходить, но еще и задания делать.
Это здорово, если у нашего ребенка высоченная мотивация, тяга к знаниям, внутренняя собранность и нервная система сильная, а если нет?
Так нужен ли рядом с ребенком, делающим домашнее задание, взрослый? Я считаю, да – если речь идет о первых двух (трех) годах начальной школы и по крайней мере первом годе школы средней (т.е. о 5-ом классе, когда появляется кабинетная система, много новых предметов, а главное – учителей с их различными и порой противоречивыми требованиями).
Дело в том, что без взрослого ребенку на первых порах (!) трудно организовать свою работу, следить за временем и управлять своим расписанием.
Ему нужен рядом тот, кто послужит проводником и надежной опорой в этой новой для маленького человека деятельности.
Кто будет замечать достижения, подбадривать и подпитывать веру в его собственные силы.
Вспоминаем Л.С. Выготского и его закон «зоны ближайшего развития»: в каждом возрасте у ребенка есть определенный круг дел, которые он может делать сам. И другой круг – побольше – тех дел, которые он сам выполнить не в состоянии – только с помощью взрослого.
По мере развития ребенка круг его самостоятельных дел увеличивается за счет тех, что раньше выполнялись вместе с взрослым.
Проще говоря, завтра ребенок САМ будет делать то, что сегодня делал вместе с мамой (whoever) и именно благодаря тому, что мама ему ПОМОГАЛА.
Но! Помогающий взрослый присутствует в жизни школьника не для того, чтобы нависать над ним зорким критикующим орлом или решать за него задачки, а чтобы объяснить непонятное, задать правильные вопросы, спланировать работу, помочь ее начать, а потом проверить и похвалить.
По мере того, как ребенок осваивает новые навыки, взрослый постепенно отходит, «отпускает вожжи» (главное – не упустить этот момент, когда пора медленно отходить и отпускать), освобождая ребенку пространство для самостоятельного развития и позволяя испытывать радость и гордость от того, что у него самого многое получается, что он может, способен, успешен.
И вот после всего так красиво написанного, вы спросите меня – как же так получается, что я делаю за свою 10-летнюю дочь задания по сольфеджио? Это вы еще не знаете, что я за нее и математику делаю, когда она по понедельникам 5 часов в художественном лицее натюрморты рисует.
Жизнь – она же как река. Не всегда у реки есть правильные, четко очерченные берега. Иногда ее разносит, разливает, иногда тесно сжимает между грубыми скалами.
Я что хочу сказать: умение расставлять приоритеты, быть гибким и действовать по обстоятельствам, не создавать себе тюрьму из жестких, раз и навсегда принятых правил, иногда выходить из берегов, а потом вновь в них возвращаться, оставаясь при этом в русле собственных ценностей и установок, – это неплохо и здорово помогает в жизни.
Я считаю, что ребенка нужно поддерживать. Не брать на себя ответственность за его учебу, не контролировать каждую букву, нет, а подстраховывать там, где у него вот-вот закончатся ресурсы, и он станет заваливаться, как забор – в неуспех.
Неуспех, как и физическая усталость, имеет свойство накапливаться и замечательно отравлять существование.
Накапливающая усталость и накапливающийся неуспех опасны тем, что ребенок может надорваться, разувериться в собственных силах и, как следствие, возненавидит учебу и потеряет интерес и стимул к обучению.
Так что: смотрите на своего ребенка, его способности и возможности, ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми и не упрекайте за промахи, позвольте ему развиваться там, где ему интересно, поддерживайте его самостоятельность, не навязывайте свои представления об успехе, будьте той каменной стеной, на которую всегда можно опереться и если надо – попросить о помощи.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Любовь – вот что поможет пережить любой сложный период в жизни малыша...
29 12 2021 16:18:41
Рецензия на книгу Гюру Эйестад " Самооценка у детей и подростков"...
28 12 2021 0:59:26
Все родители травмируют своих детей... И это весьма неприятный, но от этого не менее неизбежный факт....
27 12 2021 3:48:17
Продолжаем подготовку к Новому Году. Сегодня я покажу вам еще две открытки, которые легко можно изготовить с детками, достигшими 1.5 лет и старше....
26 12 2021 12:54:12
Четвероногие друзья иногда перегибают палку, но малыши их безмерно любят......
24 12 2021 20:38:52
Мастер-класс по изготовлению новогодних игрушек из шишек...
23 12 2021 1:48:35
Начните с себя. Во-первых, дети очень чувствуют наше настроение и перенимают его. У спокойных родителей спокойные дети. Во-вторых, дети требуют очень много нашего терпения....
22 12 2021 18:37:38
Говорите с детьми открыто...
21 12 2021 18:25:14
Дети нуждаются в эмоциональной близости со своими родителями, особенно в те моменты, когда семьи переживают потрясения...
20 12 2021 16:43:22
Кори Салчерт поставила своей целью создание детского домашнего хосписа, в который принимает умирающих сирот в последние дни их жизни....
19 12 2021 18:22:23
Ребенок, когда вырастет будет снова и снова повторять слова мам-пап-бабушек-дедушек… ...
18 12 2021 3:19:25
Если вы признаете, что у вас есть проблема, вам станет намного легче!...
17 12 2021 9:41:59
Все очень относительно - учтите этот факт!...
16 12 2021 1:34:32
У подростка начинается «ломка», если интернет недоступен? Он не может выйти из дому без любимого гаджета? Даже на ходу в толпе людей водит пальцем по экрану и нажимает на «сердечки»? Такое часто можно увидеть в больших городах....
15 12 2021 19:26:53
Психолог Марша Линехан описала так называемую «эмоциональную инвалидизацию». Это стиль воспитания, который разными способами искажает значение эмоций ребенка....
14 12 2021 23:48:38
Какие книги читать дошкольникам с года до 5 лет. Описание, фотографии и аннотации...
12 12 2021 14:42:55
Проверено на практике - детям очень нравится!...
11 12 2021 18:50:11
Я ни в коем случае не хочу сказать, что это было легко......
10 12 2021 0:37:57
Никогда не игнорируйте вопросы малыша...
09 12 2021 4:32:12
Повторение- мать учения. Называйте все, что делаете, все предметы дома, все явления на улице, предупреждайте, что сейчас придет папа, бабушка или гости. И, поверьте, результаты скоро дадут о себе знать....
07 12 2021 18:37:13
Причины и последствия такой ситуации...
06 12 2021 12:55:11
Это все равно его ребенок – родной, любимый единственный!...
05 12 2021 17:38:45
Исследование говорит об удивительной связи разума и тела, которая происходит во время беременности!...
03 12 2021 18:55:56
Мы все в долгу перед австралийцем, чья кровь спасла тысячи детей по всему миру!...
02 12 2021 12:50:40
Идея простой открытки на 8 марта для бабушки или мамы в технике аппликации...
01 12 2021 1:12:21
Не забудьте спросить об этом новую маму!...
30 11 2021 2:29:38
Полезные советы для родителей!...
29 11 2021 11:56:20
Эти игры будут полезны для развития маленького человечка...
27 11 2021 4:20:32
Все упущения взрослых...
26 11 2021 9:34:56
Он наблюдает за каждым движением, каждой задачей, каждой страстью своего папы, желая подражать ему!...
25 11 2021 21:51:16
Мать Тереза не имела своих детей, но она стала матерью для многих покинутых малышей...
24 11 2021 5:22:25
« Как уложить ребенка спать» – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями. Даже родители «хорошо спящих» детей нередко сталкиваются с дилеммой случайно заснувшего ребенка – оставить спать «в ночь» или разбудить и позже укладывать заново. Так или иначе, по статистике до 40 процентов детей страдают от тех или иных проблем со сном....
23 11 2021 15:43:25
Достаточно ли ест Ваш ребенок для его возраста?...
22 11 2021 15:10:44
Все очень просто, но не стоит упускать важные моменты!...
20 11 2021 9:33:48
Помните, что поощрение должно быть грамотным!...
19 11 2021 19:57:53
Неполная семья – это вовсе не приговор...
18 11 2021 19:50:19
Твой ребенок жадничает? Почти никогда не дает другим детям свои игрушки, велосипед или конфеты? Все это «пробелы» в воспитании....
17 11 2021 8:59:44
А у нас пополнение - родилась красавица дочка. Нежная и сладкая....
16 11 2021 23:25:41
Отличный завтрак - залог продуктивного дня!...
15 11 2021 13:42:16
Чтобы доказать, что я не пытаюсь вас обмануть, я приведу в пример эксперименты Курта Цадек Левина - немецкого психолога, который ставил опыты над крысятами....
14 11 2021 0:37:50
Потому что, кажется, только вчера......
13 11 2021 16:23:20
Однажды вы услышите этот вопрос!...
12 11 2021 0:45:12
Идеи поделок из природного материала: из листьев, из желудей...
11 11 2021 8:22:21
С этими книгам малыш будет знать не меньше, чем его родители!...
10 11 2021 23:31:33
Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::