Как на практике научить безопасности малышей от трех до пяти лет
Дети легко с улыбкой подходят к постороннему человеку, рассказывают обо всем подряд первому встречному, не подумают и возьмут предложенную конфету, и иногда кажется, что они готовы обнимать и любить весь мир: знакомиться, дружить, делиться, доверять. Вы правильно подумали, речь идет о малышах трех-пяти лет.
Поначалу родителей, такой легкий контакт деток с посторонними, радует и умиляет, но через какое-то время их абсолютная доверчивость начинает тревожить, тем более, они так и норовят убежать от нас при первом удобном случае: и в гипермаркете, и на детской площадке и во дворе собственного дома. Нам взрослым все чаще становится неловко, когда незнакомая тётя в городском транспорте или в поликлинике слышит подробный рассказ о том, как мама с папой вчера поссорились, или о том, что мама приготовила на ужин в праздничный вечер, сколько комнат в квартире, куда папа ездил в командировку, почему мама не разговаривает с бабушкой, и как братик описался в гостях на прошлой неделе.
Дети кивают, но разговоры не помогают, когда слышат наши объяснения. И тут назревает проблема: как научить малыша основам таких понятий как доверие и недоверие, стыд и сдержанность, свои и чужие, хорошие и плохие? Как объяснить, где проходят личные границы и границы «ближнего круга», о чем можно говорить с посторонними, а о чем нет? Как вести себя, если милая пожилая тетя вдруг начинает обращаться к ребенку с вопросами при маме или без нее, и, главное, как проделать все это воспитательное волшебство, не пугая, не настораживая и не запрещая?
Мамы и папы должны поставить цель: сделать так, чтобы без нажима, запугиваний и конфликтов, вызывающих даже у малышей чувство протеста и нежелание слушать или разговаривать о безопасности, научить ребенка нескольким вещам:
- уметь разделять взрослых на своих и чужих, знакомых и посторонних, и разделять свои формы поведения в зависимости от этого;
- всегда понимать, что добрый и вежливый (улыбающийся, симпатичный, щедрый, пожилой, женщина) – не одно и то же.
- научиться твердо говорить «Нет» постороннему взрослому человеку, не стесняясь и не боясь этого;
- знать, как отвечать любому постороннему, если тот обратился за помощью, с предложением или с любым разговором;
- всегда знать, как и к кому обратиться за помощью, если рядом нет ни родителей, ни знакомых;
- осознавать, что взрослые люди могут быть опасны, но не испытывать парализующего страха перед возможными угрозами.
Вот примерный план, чтобы усовершенствовать навыки.
1. Рисуем «круги доверия» вместе.
Берем цветные карандаши, пусть нарисует самых близких членов семьи, самых-самых. Обведем в кружок. Затем знакомых и друзей, кого-то из дальних родственников, воспитателей, нянь. Это второй круг другого цвета. Затем можно нарисовать тех незнакомых, которые нравятся и вызывают доверие. А еще – тех, кто кажется подозрительным.
Такой рисунок пригодится нам не раз. По нему мы можем показать степени близости: например, обнимать, гладить и целовать ребенка могут только люди из этого круга (пусть ребенок выберет свой любимый цвет для самых близких). А вежливо здороваться и разговаривать можно и с этими и вот с теми (здесь тоже лучше, чтобы ребенок выбрал цвета сам). А вот посторонние (плохие или хорошие – неважно) будут нейтрального цвета. Они не должны подходить к чужим детям, особенно, если рядом с теми нет родителей. Они не могут трогать и обнимать, ничего не предлагают, никуда не зовут, не дарят и не спрашивают ни о самом ребенке, ни о его семье. А если и спрашивают, то можно не отвечать, потому что воспитанные взрослые не общаются с чужими детьми без разрешения их родителей.
Свою нарисованную картинку можно вспомнить на прогулке на улице: пусть покажет тех прохожих, которые нравятся и тех, кто не симпатичен, и расскажет почему. Заодно можно и определить тех посторонних, к которым можно подойти, если нужна помощь, если потерялся или что-то случилось.
2. Проверяем и спрашиваем.
В возрасте трех лет с помощью таких разговоров во время прогулки или игры можно аккуратно донести главное: есть люди хорошие и плохие, добрые и злые, и вторые всегда стараются быть похожими на первых, ведь иначе их сразу все увидят и выведут на чистую воду. Даже волк в сказке о семерых козлятах подделывал добрый голос мамы, чтобы козлята открыли ему дверь. А иногда бывает наоборот: не очень красивый, неулыбчивый человек может быть очень добрым. Хороший человек может иногда и нагрубить или показаться невежливым, просто у него такое настроение. После пары таких коротких разговоров (обязательно в диалоге, пусть ребенок сам думает и доходит до этих выводов) можно переходить ко следующему логическому шагу:
3. Примерное описание, как выглядит нехороший человек?
Когда вы увидите в книжке, мультике или кино «преступника» (в черном, в маске, с оружием и жуткими повадками), то обращайте внимание ребенка на то, что такие преступники существуют только в вымышленном мире. Спросите его, почему ни один преступник не рискнет выйти на улицу в черной маске, черном плаще и с пистолетом в руке. Его собственный ответ запомнится ребенку лучше всего.
Постарайтесь донести до ребенка то,, что на улице всегда есть люди, и у каждого есть мобильный телефон, с которого можно моментально позвонить в полицию, или снять подозрительного человека на фото или видео. Покажите ребенку камеры наружного наблюдения. Пусть он поймет, что настоящий преступник никогда не рискнет ни выглядеть как-то по-особенному, ни нападать на других прямо на улице. И тут можно перейти к следующему важному моменту:
4. Способы, как действует опасный человек?
Если плохой человек хочет, чтобы на него не обратили внимания, то он должен действовать очень скрытно и выглядеть совсем не подозрительно. А что он может сделать, например, чтобы увести с собой чужого ребенка? Как можно начать разговор, чтобы все окружающие подумали, что это не чужой дядя или тетя, а папа или мама малыша? Как он поведет себя, если ребенок закричит или побежит? Рискнет ли он гнаться за ним, или тащить за собой? Что лучше кричать, чтобы все-все вокруг точно поняли, что это чужой человек? Давай покричим вместе, кто громче? Совершенно не важно, посмотрят ли на нас с тобой, если мы сейчас потренируемся громко кричать на весь парк.
5. Личные границы
Исключаем из общения фразы: «Старших надо уважать», «Как ты разговариваешь со взрослыми?», «Что о тебе подумает тетя?» Нет, мы не собираемся воспитывать хулиганов, но и беспрекословное послушание, зажатость и желание «всегда быть хорошим» — не самый лучший вариант с точки зрения безопасности.
И здесь все просто: посторонние взрослые не должны подходить к детям, если тем не нужна помощь. Они могут сделать замечание, если ребенок расшалился и нарушил их личные границы. Могут спросить, не нужна ли помощь, если ребенок потерялся.
Некоторые бабушки, конечно, могут начать разговор о чем угодно, потому что они выросли в другое время, тогда так было принято. Но сейчас, в наше время, ни один взрослый не должен ни угощать чужого ребенка, ни звать с собой, ни просить его о помощи или услуге. И если такой взрослый подходит и заговаривает, то с ним можно и нужно быть невежливым, потому что таких взрослых нужно опасаться и даже воспитывать. Отвечаем: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать» или «Я не разговариваю с незнакомыми».
А если какой-то взрослый пытается увести, даже хотя бы просто дотрагивается, – можно и нужно применять два своих главных оружия: быстрые ноги и громкий голос. Кричим громко: «Помогите! Я не знаю этого человека!» и бежим в самое ближайшее безопасное место, откуда сразу же звоним родителям.
Много раз обратите внимание ребенка на то, что главное – привлечь внимание. Не победить, не «применить приём», не спрятаться, не плакать, не кусаться или плеваться (они все на тренингах предлагают такие варианты), а устроить «шумовую атаку», ничегошеньки не стесняясь.
6. Запомнить телефоны наизусть.
В три года можно запомнить как минимум, два номера. И домашний адрес – наизусть. И имя-фамилию-отчество мамы и папы. И заодно сразу напоминаем, что это — информация про самый близкий круг, и ее не нужно рассказывать посторонним, если не нужна помощь.
7. Опасные и безопасные места.
Отлично помогут карточки с рисунками. Рисуем все, что видим на улицах: и детские сады, и школы, и магазины, и станцию метро, и автобус с трамваем, и гаражи, и стройку, и двор, и парк, и дорогу, и аптеку/банк/салон красоты/кафе/ресторан. Пусть помогают рисовать, насколько возможно.
Затем раскладываем на две кучки: опасные и безопасные. А потом при случае находим их на прогулке, по пути в детский сад или в гости, по сторонам от детской площадки и просто, глядя в окно. В безопасных местах всегда есть люди, а преступники больше всего на свете боятся, что их раскроют и поймают. Именно поэтому они убегут, если только применить два главных оружия. Главное: кричать громко-громко и бежать быстро. Тогда никто не рискнет ни догонять, ни даже подходить близко.
Спросите у ребенка – почему? Пусть представит прямо во время прогулки, что бы случилось, если бы какой-то мальчик сейчас бежал по улице и кричал: «Помогите! Спасите! Я не знаю этого человека!» Напомните о камерах наружного наблюдения, о мобильных телефонах у каждого прохожего. Пусть ребенок будет уверен в том, что он может отпугнуть любого, главное – не стесняться орать громко и бежать, не раздумывая.
8. Когда малыш один дома.
Незабываем подключать игру, потому что очень важно все показать и попробовать на практике вместе. Проще всего сначала показать, как именно отвечать, если кто-то позвонил в дверь, а родителей нет дома. (Иногда некоторые специалисты советуют вовсе не подходить к двери, но мы, все-таки, считаем, что это – более опасно, потому что в случае, если какой-то грабитель пришел с целью взлома, он может проникнуть в квартиру, если никого дома нет).
Объясняем и показываем, играя: «Допустим, я – это ты, а ты – это посторонний. Ты звонишь в дверь. Я подхожу, спрашиваю, кто там? Слушаю ответ и говорю: «Родителей нет, но скоро придут». И звоню – кому? Правильно! Маме или папе. Сразу же, даже если человек за дверью ушел. Мы не рекомендуем в этом возрасте прорабатывать ситуации из серии «что делать, если кто-то взламывает дверь» или «что делать, если на тебя напали в подъезде или в лифте». Трех-пятилетнего ребенка это, скорее, напугает. Тем более, что детей такого возраста мы же крайне редко оставляем одних надолго без присмотра.
Освоение описанных правил – дело не одного дня, но начинать постепенно вводить основы безопасности стоит как можно раньше.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Любой предмет или любую науку можно освоить радостно и без проблем. Главное иметь фантазию или следовать нашим инструкциям....
29 12 2021 2:14:39
Исследование неопровержимо. Детям нужен перерыв!...
28 12 2021 0:14:14
Младенцы учатся ходить поэтапно, наблюдая и понимая, как двигаются их ноги!...
27 12 2021 8:26:30
Счастливая мама 👶👶👶...
26 12 2021 0:34:12
« Врачи продолжали предлагать анализ sпермы, но он отказывался»!...
25 12 2021 20:29:25
Почему детей тянет использовать косметику мамы?...
24 12 2021 23:53:55
Есть определенные нормы, которые стоит учитывать!...
23 12 2021 22:19:12
Это намного облегчает нашу жизнь!...
22 12 2021 21:22:42
Актуальные моменты, которые будут связаны с дисциплиной, будут формироваться на протяжении взросления малыша...
21 12 2021 20:11:35
Все должны знать эти важные признаки!...
20 12 2021 16:31:32
Однажды я перечитаю это письмо снова!...
18 12 2021 10:59:22
Зачем нужны кубики детям? Какие кубики выбрать. Во что играть с деревянными кубиками? Идеи игр...
17 12 2021 6:57:45
При общении с новорожденным родители смотрят ему в глаза...
15 12 2021 23:55:45
Один строгий запрет - на непочтительность к старшим !...
14 12 2021 13:20:27
Самые важные «сценарии» жизни человека формулируются еще в детстве...
12 12 2021 9:59:45
Один из моих любимых способов решения любой проблемы - найти способ переосмыслить ее!...
11 12 2021 0:59:13
Это так прекрасно, когда есть такой друг!...
10 12 2021 17:34:25
Почему возникают скачки развития и особенности кризисов...
09 12 2021 21:59:57
Как сделать так, чтоб ребенок всегда рисовал только радостные, веселые и красочные картинки...
08 12 2021 21:56:16
Творите и создавайте свои волшебные шедевры...
07 12 2021 0:15:38
С этим сталкиваются многие беременные женщины!...
06 12 2021 8:21:20
Чтобы малыш мог спокойно радовать других подарками и дарами щедрости...
05 12 2021 14:37:20
Спасибо, родная, что жизнь подарила, Себя не жалела, с пеленок растила…...
04 12 2021 14:48:54
Все познается в сравнении!...
03 12 2021 0:10:44
Научитесь мгновенно реагировать на ребенка, склонного к истерикам...
02 12 2021 7:54:32
Родители могут сделать жизнь чада максимально насыщенной и разносторонней...
01 12 2021 7:16:52
Публикуем подборку «вредных советов» на тему воспитания детей. Осторожно, токсично! Только для адекватных родителей!...
30 11 2021 14:26:22
Несколько полезных советов для родителей!...
29 11 2021 17:41:58
Молодая женщина избила свою 21-месячную дочь так сильно, что сердце маленькой девочки не выдержало. Малышка кричала только: '' Остановись, мама!'' Заключенные тюрьмы решили встретить ''мамочку'' так, как они это умеют!...
28 11 2021 8:24:52
Мягкие игрушки наших любимых детей достаточно часто пачкаются, на них оседает много пыли....
27 11 2021 0:25:34
Важные нюансы для новоиспеченных родителей!...
26 11 2021 14:21:48
Прежде, чем ругать непослушного ребенка - посмотрите на список, в этой статье....
25 11 2021 8:47:44
Я обычная, как и вы. И на эти грабли я наступала и наступаю сама. Что-то я знаю, но не всегда могу применить. Что-то знаю и применяю. Наверняка есть еще что-то, о чем я задумаюсь позже. Давайте я расскажу вам о своих ошибках, которые я заметила у себя, как у мамы. Не о ваших – только о своих, хорошо?...
24 11 2021 9:33:43
Успевайте находить время на своих детей...
23 11 2021 20:57:59
Аутизмом называют пожизненное нарушение психического развития, которое очень сильно влияет на поведение и мировосприятие ребёнка....
22 11 2021 3:59:13
Дети учат нас замечать радость и наслаждаться каждой минутой, поскольку она уникальна и больше никогда не повторится. И завтра наш малыш будет уже совсем другим…...
21 11 2021 12:12:52
Хитрости, которые помогут вам заснуть!...
20 11 2021 4:56:33
Упражнения для детских ручек и ножек в виде игры...
19 11 2021 12:32:17
Всегда определяйте степень возможностей малыша...
18 11 2021 17:32:33
Все великие дела совершались теми, кто осмеливался поверить в свою одаренность и гениальность...
17 11 2021 5:19:23
Как поступать, чтобы слово «нет» принесло результат и как можно больше пользы ребенку?...
16 11 2021 3:55:32
Все детки с младенчества любят рисовать. Это развивает мелкую моторику и воображение. Кроме того, через рисунки ребенок может передавать свои переживания и страхи....
14 11 2021 2:45:24
Устранили причину, и всё становится на свои места. Тишина и покой....
13 11 2021 15:26:15
Наши дети это — наша инвестиция в будущее, если не уделять внимание этим вопросам сейчас, мы можем получить еще одно потерянное поколение....
11 11 2021 6:22:49
Ребенок - это, в первую очередь, личность!...
10 11 2021 18:49:28
Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::