Дети и отцы    

Методы развития памяти у детей

707c5723

Сознание маленького ребенка свободно, оно не скованно различными табу, не ограниченно рамками «этого не может быть». Его не удивляет, что колобок умет говорить, зайчик строит избушку, живущая в лесах Баба-яга и Кощей бессмертный для ребенка так же реальны, как воркующие голуби за окном. Малыш верит всему, для него не проблема вообразить несовместимые вещи, «напридумывать» фантастические образы и соединить их неправдоподобными связями. И пока он не растерял феерическую способность сочинять, оживлять стоит научить его навыкам запоминания.

Видов памяти существует великое множество: оперативная, механическая и логическая, кратковременная и долговременная, произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная. Память классифицируется по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица.

Принцип развития любой памяти един. Информация, которую мы должны запомнить должна быть яркой и образной. Мы запоминаем то, что нас поразило и потрясло. Запечатлеваются яркие моменты жизни и для того, чтобы запомнить нужный информационный объем, мы должны его раскрасить, разложить на зрительные, слуховые и осязательные образы, и постараться войти в то, что запоминаем.

Не забывайте, объем запоминаемой информации должен быть интересен и понятен ребенку. Информация, «бьющая по нервам» сама запоминается. Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых чувствах способствуют лучшему закреплению информации.

Ниже перечислены игры — упражнения, которые научат придумывать ассоциации и находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах, упорядочивать нужную информацию. Игры не только разовьют память, но, и раскрасят, обогатят восприятие мира, научат видеть то, что раньше уходило от нашего внимания.

1. Сначала надо раздвинуть границы воображения. Помогут этому вот такие необычные предложения: «Вообрази, как звучит мягкое пушистое облако? Нарисуй животное, которое никто никогда не видел, что ты можешь ощутить, если дотронешься до радуги, нарисуй, как пахнут мамины духи».

2. Называете ребенку сначала знакомые слова, например: доктор, ручка, улыбка, а он вам перечисляет, какие ассоциации возникают в его воображении, описывая их по схеме: форма-цвет, запах, какие они на ощупь и вкус. Вы записываете прилагательные, а затем перечисляете их, ребенок вспоминает, какое слово соответствовало какой группе прилагательных. Задание усложняется, и для визуализации образов используются незнакомые слова.

3. Поиграв в предыдущую игру, усложните условия, перечислите ребенку, одну — две, на ваш взгляд, характерные детали предмета, а ребенок должен вспомнить объект. Например, белый, малыш вспоминает — это доктор, гладко-длинное, это ручка, красно-теплая, улыбка.

4. Берутся спички, пуговицы, мелкие детали конструктора, бумага, которую можно резать, рвать, мять. Вы диктуете с небольшим интервалом слова ребенку, а он выкладывает образы – ассоциации на услышанные слова и через некоторое время, глядя на выложенные фигуры, повторяет услышанное.

5. Игра на визуализацию слов и понятий, незнакомых ребенку. Малыш либо рисует образ, возникший в его сознании, либо описывает его словесно. «Как выглядит абракадабра, электрификация, субмодальность? А как эти слова пахнут, каковы они на ощупь?» В игре можно использовать различные термины и иностранные слова.

6. Малыш выбирает любой предмет и оживляет его, представляя, что выбранный объект обладает интеллектом, может говорить и двигаться. Что он расскажет, куда пойдет, что будет делать, среди каких предметов будет себя комфортно чувствовать. Можно придумать сказку, о житие-бытие ожившей вещи.

7. Эта игра достаточно известная. Ребенок выкладывает карточки — картинки, запоминает их, переворачивает и называет. Задание со временем усложняется, карточек становится все больше, времени на их запоминание – меньше. Эта игра – разминка. Следующий этап, вы с паузой диктуете слова, а ребенок выкладывает карточки, которые не связаны с вашим перечнем слов и, за тем, глядя на карточки, он воспроизводит услышанные слова. Малыш, например, выкладывает картинку «мяч», вы диктуете слово «шкаф», ребенку нужно быстро и на крепко связать эти два слова, чтобы впоследствии назвать то слово, которое услышал, а не увидел.

8. Игра на ассоциации. Называется слово, например, «луна» и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты — инопланетяне… Потом называется последнего слово ассоциативной цепочке и ребенок должен воспроизвести все слова-звенья наоборот, от последнего слова к первому.

Если вспомним НЛП и его классификацию по ведущей модальности: визуалы воспринимают мир через зрительные образы, аудиалы через слух, кинестетики через ощущения, то понятно, что визулы, будут стараться то, что следует запомнить — увидеть. Поэтому, родители ребенка — визуала должны сделать акцент на развитии тактильной и слуховой памяти, на том, что менее всего развито.

Эти игры не только развивают память, но и тестируют способности малыша, показывая его «слабые» или малоразвитые виды памяти. Например, малыш легко запоминает зрительные образы, но «тормозит» при запоминании со слуха или в установлении логических ассоциаций. Для того чтобы помочь малышу обратимся к технике запоминания.

Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью. Если требуется запомнить перечень не связанных между собой слов или образов, то придумывается логическая связь, впоследствии помогающая вытянуть слово за словом и восстановить весь перечень. Из разрозненных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова.

Последовательные ассоциации — запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Эта техника применяется, когда следует запомнить нечто абстрактное: иностранные слова или понятия, тогда на каждое «ничего не говорящее» слово придумывается ассоциация, вот она и запоминается.

Фонетические ассоциации.

Суть метода в подборе созвучных ассоциаций. Метод хорошо применять при запоминании иностранных слов. Например, при запоминании английского слова «ball» — мяч, представляется, что вас задели мячом, и вы почувствовали боль.

Автобиографические ассоциации, ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, нужно запомнить текст, рассказывающий о жизни морских рыб. Тут же в памяти всплывает ваше путешествие в Египет, плавание в маске и множество ярких рыб проплывающих неподалеку. И «приложив» факты и содержание на ваше воспоминание, легко можно запомнить текст.

Раскрашивание и усугубление.

Трансформация информации, черно-белого образа — в цветной, маленького – в большой, плоского – в объемный. Хорошо запоминаются гипертрофируемые образы.

Вхождение — войти вовнутрь представляемой картинки, стать ее участником.

Соощущение позволяет усилить представления, почувствовать шероховатость, вкус, цвет, запах, звук представляемого образа. Этот метод называется тактильной, обонятельной памятью. Любое «нечто» можно вообразить в виде предмета, имеющего размер, форму, цвет, запах, фактуру и вот две последующие составляющие мы крайне редко задействуем. А попробуйте определить на ощупь слово «генетика», а чем пахнет слово «транскрипция»?

Избыточность.

Для запоминания используется больше информации, чем есть в исходном материале. Делается акцент на второстепенных деталях. Здесь задействовано умение видеть и чувствовать больше, чем есть на самом деле.

Цифро-буквенный код.

Цифровая информация более абстрактна, чем словесная, поэтому важна перекодировка, то есть оживление. Цифру от 0 до 9 представляем в виде образных крючков. Например, 1 – это палка, 2 – лебедь… 9 – перевернутый замок. И при запоминании ряда цифр, мы запечатлеваем образы цифр, связывая их свыше перечисленными методами. Для того, чтобы не было путаницы в воспроизведение многозначных цифр, к каждой цифре от 0 до 9 придумывается несколько образов — крючков. Например, 8 – матрешка, очки, бантик, снеговик.

Метод Цицерона.

По этому методу запоминаемые образы и предметы располагаются в знакомой комнате. Потом достаточно вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация.

Комбинированный метод.

Чем больше ассоциаций вызывает знакомство с новой информацией, тем прочнее запоминание. Поэтому преувеличивайте, раскрашивайте, заставляйте двигаться, оживляйте, становитесь сами действующим лицом информационной цепочки, заменяйте с целью усиления образа, связывайте неожиданным, невозможным в жизни способом. Запоминаемую информацию делайте уникальной, она должна быть разноцветным фейерверком огней вашей памяти. Натренировавшись, вы станете настолько быстро выстраивать ассоциации, что время запоминания будет практически равняться времени поступления информации.

Как выбрать метод для лучшего запоминания информации? Сначала следует до автоматизма отработать все техники, а потом… расслабиться и довериться своему первому ощущению, которое и будет самым ярким и запоминающимся.

Как и когда заниматься? К развитию памяти следует относиться не как кропотливому труду, а как к игре. А играть можно всегда и почти везде. Поэтому игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, помните лишь, что внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут. Внесите дух соперничества: кто больше запомнит, кто быстрее назовет, кто придумает самый неправдоподобный образ.

Запоминание стихов.

Взрослый медленно читает стихотворение вслух. Малыш слушает с закрытыми глазами, прорисовывая перед внутренним взором каждую строчку, насыщая ее деталями, и чем больше будет второстепенных компонентов, тем ярче будет поэтический образ. Перенасыщение деталями ведет к тому, что малыш вживается в нарисованную им картинку, становится действующим лицом повествования.

Замечательно, если малыш начинает не только видеть строки, созданные поэтом, но и чувствовать запах, температуру, ощущать поверхность описываемых предметов. И впоследствии ребенку нужно лишь описать мир, созданный его воображением. Для того, чтобы чтение стихотворения на память, не напоминало пересказ близкий к тексту, когда есть возможность слово заменить синонимом, научите малыша вслушиваться в звучание слов, рифму и ритм стиха.

Если малыш созрел к системному восприятию некого объема информации, например, вы, решили прочитать детскую энциклопедию с последующим пересказом отдельных глав, то выделите определенное время для ваших занятий и предложите малышу придумать некий обряд, позволяющий ему сосредоточиться, войти в состояние максимальной концентрации внимания. Это может быть любой жест или несколько глубоких вдохов. Повторив эти движения несколько раз перед занятиями, ребенок заякорит, свяжет обряд с последующей фиксацией внимания. И впоследствии, когда ему необходимо будет быстро сосредоточиться, достаточно будет повторить знакомый жест, ритуал.

Затем текст читается, одновременно в сознании фиксируется название и автор текста, факты, действия, основное содержание. Ребенок сначала отвечает на ваши вопросы: кто автор, как называется прочитанный рассказ… Отшлифовав умение отвечать на поставленные вопросы, малыш начнет уже автоматически давать ответы на эти вопросы при пересказе. При работе с текстом, изобилующим большим количеством фактов и понятий, дайте ребенку бумагу и карандаш, пусть рисует и пишет то, что поможет ему зафиксировать информацию. И ничего страшного нет, если вы не сможете разобрать его «закорючки», главное, чтобы они помогали ребенку воспроизвести текст.

При запоминании большого объема информации рисуйте карту памяти, используя разноцветные ручки и фломастеры, начиная с середины страницы. В центре пишется главная идея или тема, затем идут разветвления, указывающие на какие части, блоки делится текст. Для каждого ответвления напишите ключевое слово. Эти слова должны отражать суть идеи, будить память. Не забудьте отдельным цветом выделить факты.

Если содержание текста понятно, то появляется свое мнение о прочитанном или услышанном, личное отношение и комментарии к тексту тоже помогают в пересказе. Добавляйте символы и рисунки, чтобы легче потом было вспомнить. В карте памяти должны быть отображены такие ключевые моменты: кто делает, что, когда, почему, где, как. Это позволит дольше сохранить информацию в активной зоне памяти.

С какого возраста заниматься?

Существуют игры по развитию памяти для детей (10 месяцев — 1,5 года), например, «Найди игрушку», «Где мама», «Чего не стало» («Чего не хватает»). Правила игры кроятся уже в названии. Кто-то или что — то прячется, и это нужно вспомнить и найти. Для детей постарше есть игры «Узнай предмет», «Волшебный мешочек”. В этих играх ребенок на ощупь должен определить предмет. При этом развивается тактильная память, а для развития двигательной памяти есть игра «Делай, как я». Малыш повторяет движения взрослого, темп со временем убыстряется, усложняются и сами движения.

Помимо игр, чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок и ребусов тоже прекрасно развивает память.

Помните, чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, .



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Ребенок должен учиться и не получать от этого стресс

Будьте доброжелательны и готовы участвовать в решении проблем ребенка...

29 12 2021 15:32:45

4 стратегии воспитания: какую выбираете вы?

Современные представления о воспитании детей базируются на работах трех исследователей: Дианы Бомрид, сделавшей в семидесятых годах акцент на контроле, а также на работах Элеоноры Маккоби и Джона Мартина, которые критиковали работы Бомрид и добавили еще одно измерение — родительскую ответственность против родительской требовательности....

28 12 2021 21:21:47

Ребенка дразнят одноклассники. Какие меры следует предпринять родителям?

Очень важна позиция учителя, он должен делать самостоятельные наблюдения...

27 12 2021 11:40:21

Относитесь к Сыну, как к Мужчине

Ваш сын - это мужчина!...

26 12 2021 6:10:40

Это наука: беспорядок на самом деле может доставить вам беспокойство!

Очистите свой дом от ненужного хлама!...

25 12 2021 16:54:46

Мужья рассказывают о своих истинных чувствах к беременному телу жены!

Такие милые комментарии просто умиляют!...

23 12 2021 5:39:42

Как найти общий язык с непослушным ребенком

Ребенок должен сам выбирать, что ему нужно, а что нет, но только в разумных пределах!...

21 12 2021 10:21:22

Что такое бруксизм у детей?

Это может вызвать различные побочные эффекты, такие как головная боль и боль в ухе!...

20 12 2021 0:41:21

Надо ли учить детей давать сдачи?

Помогайте ребенку укреплять веру в себя, поддерживайте его достоинство и самоуважение!...

19 12 2021 10:56:59

Почему так важно читать сказки на ночь малышам

Выделяйте полчаса каждый вечер для чтения сказок своему ребенку...

18 12 2021 3:52:31

Как повысить иммунитет ребенка, разнообразив его меню!

Питание - это один из ключевых факторов здоровья!...

17 12 2021 4:51:10

Негативные чувства и эмоции у детей

Ревность, зависть и агрессия. Как справиться?...

16 12 2021 7:22:27

Почему дети боятся?

У детей возникает страх,если произошло пугающее его событие...

15 12 2021 0:45:26

Безопасно ли кормить грудью, если я болею?

Пока вы болеете, не забывайте пить много жидкости!...

14 12 2021 5:44:14

Моей свекрови: мальчик вашей мечты стал моим мужем!

Я просто хочу сказать, спасибо!...

13 12 2021 18:17:55

Жизнь с одним ребенком — это санаторий

Семьи должны быть полными!...

12 12 2021 7:48:55

«ЕСЛИ ВЫ ДАЕТЕ ДЕТЯМ ЧИПСЫ — ВЫ ИДИОТ»

Джейми Оливер — эксцентричный шеф-повар и шоумен — много лет борется за правильное школьное питание. Он увлек своей идеей множество школ в Англии и Америке, настроил против себя правительство и многих родителей, но для других стал наставником. Почему школьникам так важно правильно питаться и что по этому поводу думает сам Джейми Оливер — рассказывает Юлия Кошеляева....

11 12 2021 7:48:40

Жизнь после родов, о которой никто не предупреждает

Пожалуй, это самое фееричное признание молодой мамы! Относитесь к жизни с юмором и любите своих детей!...

10 12 2021 10:22:32

Что делать, если ребенок жадничает?

Жадничают дети, родители которых не уважают их частную территорию...

09 12 2021 22:52:37

Когда вы кормите из бутылочки детей старше 1 года, это может нанести им вред!

Плавно, но настойчиво отучайте ребенка от бутылочки!...

08 12 2021 0:50:27

Сколько сна нужно новорожденным и малышам постарше?

Обеспечьте своему ребенку достаточное количество сна!...

07 12 2021 17:51:50

О пользе увлечений вашего ребенка

А может быть дети будут учить своих детей тому же, чему учили их вы?...

06 12 2021 12:38:20

Не любимый ребенок

Очень много в судьбе и жизни человека зависит от того, какими были его ранние отношения с собственной матерью (первые 3 года). Психоанализ придает этому чрезвычайно важное значение....

05 12 2021 5:55:36

Учите малыша правильно читать по буквам (советы и практическое руководство)

Благодаря этим упражнениям ребенок научится читать быстро и правильно...

04 12 2021 20:18:15

Как наладить дружбу между братом и сестрой

Оба ваших малыша нуждаются в любви и заботе...

03 12 2021 1:14:35

До двух лет приучайте детей есть овощи - так проще!

Чем больше детки их едят, тем больше они им нравятся...

02 12 2021 14:16:52

Как приобщить ребенка к спорту

Занятия спортом должны приносить радость и удовольствие...

01 12 2021 3:16:38

Как все успеть работающей маме детей-погодок младше 3 лет

Когда я стала мамой двоих маленьких детей, то поняла, что готовить, убирать и делать вообще все домашние дела становится все сложнее, а главное, — медленнее....

30 11 2021 12:13:56

Почему роды не начинаются в срок

Даже небольшие признаки старения плаценты не являются основанием для стимуляции родов, если при этом не страдает ребенок....

29 11 2021 11:44:22

Важная причина, по которой детям нужно больше играть (особенно в течение учебного года)!

Нам всем нужно напоминать о том, чтобы замедлиться, обрести спокойствие, снизить стресс и больше «играть»!...

28 11 2021 12:25:19

Как социальные навыки вашего ребенка закладывают основу для успеха!

Жизнь полна моментов, которые могут ошеломить нас!...

27 11 2021 9:25:35

Нет, вам не нужно выбирать пол ребенка!

Я выйду и скажу это - я не понимаю. Я не понимаю разочарования от пола ребенка!...

26 11 2021 8:29:37

Крохе 2 месяца: Что он может в этом возрасте?

Малыш узнает маму и улыбается ей! Как же это приятно наблюдать!...

25 11 2021 11:46:30

На продолжительность жизни ребенка влияет возраст отца!

Чем позже у мужчины рождаются дети, тем больше проблем со здоровьем они имеют...

24 11 2021 6:43:13

Как не вырастить ребенка нарциссом, влюбленным в себя идиотом?

Три слова, которые изменять жизнь вашего ребенка!...

23 11 2021 12:18:55

Укрепляем иммунитет ребенка

Советы по укреплению иммунитета ребенка...

22 11 2021 7:21:31

Великолепный стишок детишкам на ночь

Всем мамам на заметку!...

21 11 2021 11:20:33

Я мама, которая работает в холостую!

Я постоянно бегаю на "парах", надеясь, что если я смогу просто добраться до следующего места, то смогу наполнить свой "бак"!...

20 11 2021 5:36:46

Новогодняя открытка своими руками с детьми

Новогодняя открытка своими руками с детьми Мастер-класс по изготовлению новогодней открытки своими руками...

19 11 2021 14:11:42

Оригинальная поделка на осеннюю тематику - цветы из листьев!

Прекрасное украшение для осеннего праздника!...

18 11 2021 13:20:57

40 великих цитат наших родителей, с которыми не поспоришь

Сегодня мы, сами став такими взрослыми и важными, как наши родители, можем с ностальгической и доброй улыбкой вспомнить некоторые фразы из детства...

17 11 2021 10:13:19

Я была разочарована полом моего ребенка – сначала!

« Миру нужно больше хороших парней!!! Вселенная знала, что ты готова к этой задаче!!!»...

15 11 2021 9:28:45

Дорогой муж, я с тобой, даже когда тяжело!

Я выбираю тебя независимо от того, что жизнь нам преподнесет!...

13 11 2021 6:47:56

Брутальные мужчины, которые не стесняются своих отцовских чувств

Как по мне, это самое сексуальное в мужчине - когда он не стесняется проявлять нежные чувства☝️💞😎...

12 11 2021 1:12:32

5 вещей, которые нужно знать о воспитании подростков

Список из пяти вещей, которые вам никто не говорил о воспитании подростков...

11 11 2021 7:47:30

7 советов мамам непослушных детей

Ваш малыш постоянно капризничает и все делает как будто вам назло? Это нормально. Ведь для того чтобы ребенок вырос уверенным в себе и жизнерадостным человеком, нужно еще научить его управлять своими эмоциями и поведением....

10 11 2021 12:19:38

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Папа, вот видишь, тут нет ничего страшного! Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.