Дети и отцы    

Методы развития памяти у детей

707c5723

Сознание маленького ребенка свободно, оно не скованно различными табу, не ограниченно рамками «этого не может быть». Его не удивляет, что колобок умет говорить, зайчик строит избушку, живущая в лесах Баба-яга и Кощей бессмертный для ребенка так же реальны, как воркующие голуби за окном. Малыш верит всему, для него не проблема вообразить несовместимые вещи, «напридумывать» фантастические образы и соединить их неправдоподобными связями. И пока он не растерял феерическую способность сочинять, оживлять стоит научить его навыкам запоминания.

Видов памяти существует великое множество: оперативная, механическая и логическая, кратковременная и долговременная, произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная. Память классифицируется по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица.

Принцип развития любой памяти един. Информация, которую мы должны запомнить должна быть яркой и образной. Мы запоминаем то, что нас поразило и потрясло. Запечатлеваются яркие моменты жизни и для того, чтобы запомнить нужный информационный объем, мы должны его раскрасить, разложить на зрительные, слуховые и осязательные образы, и постараться войти в то, что запоминаем.

Не забывайте, объем запоминаемой информации должен быть интересен и понятен ребенку. Информация, «бьющая по нервам» сама запоминается. Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых чувствах способствуют лучшему закреплению информации.

Ниже перечислены игры — упражнения, которые научат придумывать ассоциации и находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах, упорядочивать нужную информацию. Игры не только разовьют память, но, и раскрасят, обогатят восприятие мира, научат видеть то, что раньше уходило от нашего внимания.

1. Сначала надо раздвинуть границы воображения. Помогут этому вот такие необычные предложения: «Вообрази, как звучит мягкое пушистое облако? Нарисуй животное, которое никто никогда не видел, что ты можешь ощутить, если дотронешься до радуги, нарисуй, как пахнут мамины духи».

2. Называете ребенку сначала знакомые слова, например: доктор, ручка, улыбка, а он вам перечисляет, какие ассоциации возникают в его воображении, описывая их по схеме: форма-цвет, запах, какие они на ощупь и вкус. Вы записываете прилагательные, а затем перечисляете их, ребенок вспоминает, какое слово соответствовало какой группе прилагательных. Задание усложняется, и для визуализации образов используются незнакомые слова.

3. Поиграв в предыдущую игру, усложните условия, перечислите ребенку, одну — две, на ваш взгляд, характерные детали предмета, а ребенок должен вспомнить объект. Например, белый, малыш вспоминает — это доктор, гладко-длинное, это ручка, красно-теплая, улыбка.

4. Берутся спички, пуговицы, мелкие детали конструктора, бумага, которую можно резать, рвать, мять. Вы диктуете с небольшим интервалом слова ребенку, а он выкладывает образы – ассоциации на услышанные слова и через некоторое время, глядя на выложенные фигуры, повторяет услышанное.

5. Игра на визуализацию слов и понятий, незнакомых ребенку. Малыш либо рисует образ, возникший в его сознании, либо описывает его словесно. «Как выглядит абракадабра, электрификация, субмодальность? А как эти слова пахнут, каковы они на ощупь?» В игре можно использовать различные термины и иностранные слова.

6. Малыш выбирает любой предмет и оживляет его, представляя, что выбранный объект обладает интеллектом, может говорить и двигаться. Что он расскажет, куда пойдет, что будет делать, среди каких предметов будет себя комфортно чувствовать. Можно придумать сказку, о житие-бытие ожившей вещи.

7. Эта игра достаточно известная. Ребенок выкладывает карточки — картинки, запоминает их, переворачивает и называет. Задание со временем усложняется, карточек становится все больше, времени на их запоминание – меньше. Эта игра – разминка. Следующий этап, вы с паузой диктуете слова, а ребенок выкладывает карточки, которые не связаны с вашим перечнем слов и, за тем, глядя на карточки, он воспроизводит услышанные слова. Малыш, например, выкладывает картинку «мяч», вы диктуете слово «шкаф», ребенку нужно быстро и на крепко связать эти два слова, чтобы впоследствии назвать то слово, которое услышал, а не увидел.

8. Игра на ассоциации. Называется слово, например, «луна» и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты — инопланетяне… Потом называется последнего слово ассоциативной цепочке и ребенок должен воспроизвести все слова-звенья наоборот, от последнего слова к первому.

Если вспомним НЛП и его классификацию по ведущей модальности: визуалы воспринимают мир через зрительные образы, аудиалы через слух, кинестетики через ощущения, то понятно, что визулы, будут стараться то, что следует запомнить — увидеть. Поэтому, родители ребенка — визуала должны сделать акцент на развитии тактильной и слуховой памяти, на том, что менее всего развито.

Эти игры не только развивают память, но и тестируют способности малыша, показывая его «слабые» или малоразвитые виды памяти. Например, малыш легко запоминает зрительные образы, но «тормозит» при запоминании со слуха или в установлении логических ассоциаций. Для того чтобы помочь малышу обратимся к технике запоминания.

Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью. Если требуется запомнить перечень не связанных между собой слов или образов, то придумывается логическая связь, впоследствии помогающая вытянуть слово за словом и восстановить весь перечень. Из разрозненных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова.

Последовательные ассоциации — запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Эта техника применяется, когда следует запомнить нечто абстрактное: иностранные слова или понятия, тогда на каждое «ничего не говорящее» слово придумывается ассоциация, вот она и запоминается.

Фонетические ассоциации.

Суть метода в подборе созвучных ассоциаций. Метод хорошо применять при запоминании иностранных слов. Например, при запоминании английского слова «ball» — мяч, представляется, что вас задели мячом, и вы почувствовали боль.

Автобиографические ассоциации, ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, нужно запомнить текст, рассказывающий о жизни морских рыб. Тут же в памяти всплывает ваше путешествие в Египет, плавание в маске и множество ярких рыб проплывающих неподалеку. И «приложив» факты и содержание на ваше воспоминание, легко можно запомнить текст.

Раскрашивание и усугубление.

Трансформация информации, черно-белого образа — в цветной, маленького – в большой, плоского – в объемный. Хорошо запоминаются гипертрофируемые образы.

Вхождение — войти вовнутрь представляемой картинки, стать ее участником.

Соощущение позволяет усилить представления, почувствовать шероховатость, вкус, цвет, запах, звук представляемого образа. Этот метод называется тактильной, обонятельной памятью. Любое «нечто» можно вообразить в виде предмета, имеющего размер, форму, цвет, запах, фактуру и вот две последующие составляющие мы крайне редко задействуем. А попробуйте определить на ощупь слово «генетика», а чем пахнет слово «транскрипция»?

Избыточность.

Для запоминания используется больше информации, чем есть в исходном материале. Делается акцент на второстепенных деталях. Здесь задействовано умение видеть и чувствовать больше, чем есть на самом деле.

Цифро-буквенный код.

Цифровая информация более абстрактна, чем словесная, поэтому важна перекодировка, то есть оживление. Цифру от 0 до 9 представляем в виде образных крючков. Например, 1 – это палка, 2 – лебедь… 9 – перевернутый замок. И при запоминании ряда цифр, мы запечатлеваем образы цифр, связывая их свыше перечисленными методами. Для того, чтобы не было путаницы в воспроизведение многозначных цифр, к каждой цифре от 0 до 9 придумывается несколько образов — крючков. Например, 8 – матрешка, очки, бантик, снеговик.

Метод Цицерона.

По этому методу запоминаемые образы и предметы располагаются в знакомой комнате. Потом достаточно вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация.

Комбинированный метод.

Чем больше ассоциаций вызывает знакомство с новой информацией, тем прочнее запоминание. Поэтому преувеличивайте, раскрашивайте, заставляйте двигаться, оживляйте, становитесь сами действующим лицом информационной цепочки, заменяйте с целью усиления образа, связывайте неожиданным, невозможным в жизни способом. Запоминаемую информацию делайте уникальной, она должна быть разноцветным фейерверком огней вашей памяти. Натренировавшись, вы станете настолько быстро выстраивать ассоциации, что время запоминания будет практически равняться времени поступления информации.

Как выбрать метод для лучшего запоминания информации? Сначала следует до автоматизма отработать все техники, а потом… расслабиться и довериться своему первому ощущению, которое и будет самым ярким и запоминающимся.

Как и когда заниматься? К развитию памяти следует относиться не как кропотливому труду, а как к игре. А играть можно всегда и почти везде. Поэтому игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, помните лишь, что внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут. Внесите дух соперничества: кто больше запомнит, кто быстрее назовет, кто придумает самый неправдоподобный образ.

Запоминание стихов.

Взрослый медленно читает стихотворение вслух. Малыш слушает с закрытыми глазами, прорисовывая перед внутренним взором каждую строчку, насыщая ее деталями, и чем больше будет второстепенных компонентов, тем ярче будет поэтический образ. Перенасыщение деталями ведет к тому, что малыш вживается в нарисованную им картинку, становится действующим лицом повествования.

Замечательно, если малыш начинает не только видеть строки, созданные поэтом, но и чувствовать запах, температуру, ощущать поверхность описываемых предметов. И впоследствии ребенку нужно лишь описать мир, созданный его воображением. Для того, чтобы чтение стихотворения на память, не напоминало пересказ близкий к тексту, когда есть возможность слово заменить синонимом, научите малыша вслушиваться в звучание слов, рифму и ритм стиха.

Если малыш созрел к системному восприятию некого объема информации, например, вы, решили прочитать детскую энциклопедию с последующим пересказом отдельных глав, то выделите определенное время для ваших занятий и предложите малышу придумать некий обряд, позволяющий ему сосредоточиться, войти в состояние максимальной концентрации внимания. Это может быть любой жест или несколько глубоких вдохов. Повторив эти движения несколько раз перед занятиями, ребенок заякорит, свяжет обряд с последующей фиксацией внимания. И впоследствии, когда ему необходимо будет быстро сосредоточиться, достаточно будет повторить знакомый жест, ритуал.

Затем текст читается, одновременно в сознании фиксируется название и автор текста, факты, действия, основное содержание. Ребенок сначала отвечает на ваши вопросы: кто автор, как называется прочитанный рассказ… Отшлифовав умение отвечать на поставленные вопросы, малыш начнет уже автоматически давать ответы на эти вопросы при пересказе. При работе с текстом, изобилующим большим количеством фактов и понятий, дайте ребенку бумагу и карандаш, пусть рисует и пишет то, что поможет ему зафиксировать информацию. И ничего страшного нет, если вы не сможете разобрать его «закорючки», главное, чтобы они помогали ребенку воспроизвести текст.

При запоминании большого объема информации рисуйте карту памяти, используя разноцветные ручки и фломастеры, начиная с середины страницы. В центре пишется главная идея или тема, затем идут разветвления, указывающие на какие части, блоки делится текст. Для каждого ответвления напишите ключевое слово. Эти слова должны отражать суть идеи, будить память. Не забудьте отдельным цветом выделить факты.

Если содержание текста понятно, то появляется свое мнение о прочитанном или услышанном, личное отношение и комментарии к тексту тоже помогают в пересказе. Добавляйте символы и рисунки, чтобы легче потом было вспомнить. В карте памяти должны быть отображены такие ключевые моменты: кто делает, что, когда, почему, где, как. Это позволит дольше сохранить информацию в активной зоне памяти.

С какого возраста заниматься?

Существуют игры по развитию памяти для детей (10 месяцев — 1,5 года), например, «Найди игрушку», «Где мама», «Чего не стало» («Чего не хватает»). Правила игры кроятся уже в названии. Кто-то или что — то прячется, и это нужно вспомнить и найти. Для детей постарше есть игры «Узнай предмет», «Волшебный мешочек”. В этих играх ребенок на ощупь должен определить предмет. При этом развивается тактильная память, а для развития двигательной памяти есть игра «Делай, как я». Малыш повторяет движения взрослого, темп со временем убыстряется, усложняются и сами движения.

Помимо игр, чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок и ребусов тоже прекрасно развивает память.

Помните, чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, .



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


2 года! Внимание - конкурс!

2 года! Внимание - конкурс! Свершилось! Сегодня главной вдохновительнице мамы исполнилось два года. День обещает быть полным впечатлений, подарков...

20 06 2021 2:36:18

Разумные требования к ребенку

Ведь для короля самое важное – чтобы ему повиновались беспрекословно. Непокорства он бы не потерпел. Это был абсолютный монарх. Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания....

19 06 2021 1:29:34

Это наука: сахар, содержащийся в грудном молоке, может помочь бороться с инфекцией!

Очередное доказательство преимущества грудного вскармливания!...

18 06 2021 21:33:46

География для маленьких детей

Помогите ребенку научиться хорошо ориентироваться в пространстве...

16 06 2021 4:13:51

Иностранный язык лишним не бывает! Начинаем учить его с детства

Сборник видео-подсказок молодым родителям!...

15 06 2021 10:41:26

Как научить ребенка стать успешным в будущем

Психологи об успехе детей...

14 06 2021 6:48:14

Малыш растет избалованным. Как его перевоспитать?

Важен личный пример родителей, чтобы ребенок прислушивался к советам...

13 06 2021 5:16:55

Методика раннего развития от Сесиль Лупан

Давайте ребёнку свободу...

12 06 2021 7:11:36

О сюрпризах подросткового возраста

Удивительный, сложный и важный период в жизни каждого человека......

11 06 2021 22:44:46

Деньги и их "прайс"

И вот это и есть - реальный ответ на вопрос "сколько стоит ребенок". Столько же, сколько заработала бы мать в то время, которое она потратила на уход за ним....

10 06 2021 14:56:48

Книги о маленьких человечках. Корнюшон и Рылейка

Книги о маленьких человечках. Корнюшон и Рылейка Обзор великолепной книги о приключениях маленьких человечках: мальчике Корнюшоне и его тёти Рылейки...

09 06 2021 22:10:42

Безопасно ли принимать опиоиды для кесарева сечения?

Учитывайте рекомендации врача и все будет хорошо!...

08 06 2021 4:35:25

«Руководство» по переворачиванию в постели во время беременности!

Это может показаться смешным, но на самом деле все так и есть!...

07 06 2021 2:39:49

Первая помощь детям при удушье и сердечно-легочной реанимации: иллюстрированное руководство!

Следующие инструкции предназначены для детей младше 12 месяцев!...

06 06 2021 2:56:28

Почему дети не знают страха высоты?

В отличие от взрослых, маленькие дети не умеют бояться высоты...

05 06 2021 18:54:15

Доброта в ребенке - залог достойной жизни

Добрые поступки по отношению к окружающим очень важны, и ребенок должен это понимать...

04 06 2021 12:46:11

Мы подвергаем женщин пыткам!

Найдите положение, которое заставит вас чувствовать себя комфортно!...

03 06 2021 2:20:32

Интересные игры с крупами помогут в развитии мелкой моторики ручек

Играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми!...

02 06 2021 2:32:41

Сексуальное воспитание детей 3-14 лет

Подростку важно рассказать про технику безопасности секса....

01 06 2021 14:30:40

Мы обижаем своих детей...

Малыш любит вас в любом настроении, с любыми подарками, просто потому, что вы – его мама или папа!...

31 05 2021 14:22:19

Обо всем, что касается воспитания девочек

" Девочка получает все качества в начале жизни.."...

30 05 2021 12:23:47

Как сделать ребенка счастливым? (видео)

Любой любящий родитель желает своему ребенку добра, счастья, здоровья, успеха в жизни, быть самодостаточным, уверенным, самостоятельным....

29 05 2021 2:17:25

У меня есть ребенок, новорожденный малыш и новая доза маминой вины!

Затем полная волна маминой вины обрушивается на меня, и я задаю себе вопросы!...

28 05 2021 15:21:25

Я беременна и уже знаю, что не буду кормить грудью!

Никто не оспаривает пользу грудного кормления!...

27 05 2021 12:42:32

34 забавных детских высказываний

У кого точно можно научиться творческому мышлению, так это у наших детей....

26 05 2021 7:47:17

Придерживайтесь этих советов и у Вас получится воспитать счастливого ребенка

Дети будут помнить детство всю жизнь – постарайтесь, чтобы это были приятные воспоминания, полные радости и любви...

25 05 2021 8:50:23

Стоит ли осваивать иностранный язык в раннем возрасте?

Начать раньше – лучше, чем позже, но начать позже – лучше, чем не начать вообще...

24 05 2021 16:40:44

Грудное вскармливание – настоящий дар природы!

Материнское молоко – лучшее питание для ребенка!...

23 05 2021 16:43:59

Как "безболезненно" оставить малыша на некоторое время с родственниками

Просто обнимашек и целовашек тут будет мало......

22 05 2021 19:35:52

Как подобрать малышу памперсы?

Любой выбор принесет пользу, если соблюдать правила использования подгузников...

21 05 2021 20:12:17

Воспитывайте самостоятельность у детей

Самостоятельность не должна стоять рядом с запретами!...

20 05 2021 12:37:57

Комплексы подростка по поводу АКНЕ

Тяжесть этого процесса зависит от очень многих причин...

19 05 2021 7:20:56

Правильно выбираем обувь для малыша

Когда ваш малыш еще не ходит и даже не пытается еще ходить, покупая обувь вы можете руководствоваться чем угодно. То ли вы хотите вызвать мимишность и знакомых и друзей, то ли вам некуда выкинуть деньги....

18 05 2021 21:54:21

Фанты, как развлечение для детей на празднике или во дворе

30 лучших заданий для фантов...

17 05 2021 8:58:58

Детская плита, сделанная из обувной коробки

Интересное решение проблемы нехватки шкафчиков...

15 05 2021 17:11:45

Маме, которая экономит каждый доллар в это Рождество - я вижу вас!

Запомните - Вы не одиноки и у Вас все получится!...

14 05 2021 9:14:21

Попробуйте посмотреть на жизнь глазами ребенка

Во многом ребенок сам выбирает, каким ему быть...

12 05 2021 17:35:13

Роль мяса в детском питании

Мясо – источник витаминов группы В, кальция, калия, фосфора, магния...

11 05 2021 5:15:41

Потерянное детство

Детство – для многих есть, было и остается наилучшим периодом их жизни: временем беззаботного бытия, миром сказок, открытий и чудес, заботливых молодых родителей....

10 05 2021 14:18:10

Вещи, которые нельзя делать родителям при детях

Дети очень быстро растут, и не всегда родители за этим ростом успевают. Вот и получается, что малыш уже вырос, а до сих пор спит с родителями в одной кровати или присутствует тогда, когда родители переодеваются....

09 05 2021 17:14:22

Воспитание честности — 6 советов

Как правило, дети на доверие отвечают тем же и если в каких-то случаях обманывают, то, скорее всего, не понимают этого....

08 05 2021 18:22:36

Почему ребенок плохо ведет себя с мамой, а с другими хорошо?

Малыш капризничает и закатывает истерики только в присутствии мамы? Психолог рассказала, в чём причина!...

07 05 2021 17:48:51

Развиваем самостоятельность у ребенка

Правильная самостоятельность со временем перерастает в ответственность...

06 05 2021 10:41:46

О детях, которые обладают высокой чувствительностью

Помогаем ребенку справиться с эмоциями...

05 05 2021 2:15:58

Придерживаясь этих советов, у Вас получится стать хорошими родителями

Главней всего погода в доме, и сделать счастливым каждого члена семьи не так уж и сложно!...

03 05 2021 7:54:11

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.