Дети и отцы    

Эксперимент Бенезета: Как один год учёбы может быть равен шести

707c5723

Знаменитый эксперимент с преподаванием математики, который заставляет пересмотреть наши взгляды на соотношение количества и качества обучения. 

 

В 1929 году Фрэнк Бойнтон, руководитель школ в городе Итака (штат Нью-Йорк) отправил своим коллегам по образовательной сфере статью о реформе школьной программы. Её концовка прозвучала почти как вызов. «Мы постоянно обсуждаем, какие предметы нужно добавить в школьное расписание, — писал Бойнтон. — Но ребёнок не может тратить на учёбу всё своё время. Что в таком случае из неё нужно убрать?»

«Математику», — спустя месяц уверенно ответил ему Луис Бенезет, который в то время руководил школами в Манчестере (штат Нью-Хемпшир). По его мнению, математика в младших классах только оглупляет школьников.

Я не раз замечал, что единственный результат раннего обучения математике — скука и настоящее усыпление детской способности к умозаключению.

Луис Пол Бенезет

Все основные математические навыки могут быть освоены всего за один или два года, а до этого арифметика должна осваиваться через игры, примеры и другие занятия — менее абстрактные и более близкие к детскому мышлению.

«Зачем десятилетнему ребёнку знать, как делить в столбик? Всю арифметику можно отложить до седьмого года школьного обучения — потом эту программу за пару лет догонит любой нормальный ученик».

К этому времени Бенезет уже 5 лет руководил несколькими школами в Манчестере и заслужил себе не очень хорошую славу: родители и учителя критиковали его за то, что он изгнал практически всю арифметику из школьной программы первых двух с половиной лет обучения.

Он был убеждён, что способности к математическому абстрактному мышлению формируются ближе к подростковому возрасту. До этого обучить ребёнка арифметике можно только натаскиванием.

Натаскивание отбивает у детей желание иметь дело с цифрами и притупляет их способность к самостоятельному мышлению. Ребёнок может вызубрить правила, но не научится понимать, в чём их смысл. Математика должна входить в жизнь ребёнка постепенно, не через зубрёжку, а через осмысленную деятельность.

Бенезет предлагал пересмотреть классическую схему обучения, построенную вокруг трёх «R» (чтение, письмо и счёт — reading, writing and arithmetic). Место арифметики должно занять говорение, рассказывание (reciting).

  Схема три «R» была сформулирована в американской педагогике в начале XIX века, но восходит ещё к античности и средневековью. Фома Аквинский писал в своей «Исповеди»:   «Первоначальное обучение чтению, письму и счету казалось мне таким же тягостным и мучительным, как весь греческий».

Бенезет был удручён тем, что даже самые умные школьники не умеют рассуждать и грамотно формулировать свои мысли. Что касается арифметики, то они могут усвоить правила, но не владеют элементарной математической логикой (к примеру, не могут объяснить, почему из двух дробей с одинаковым числителем больше будет та, у которой знаменатель меньше).

Осенью 1929 года Бенезет приступил к организации своего эксперимента. Он выбрал пять классов (с третьего по пятый год обучения), учителя которых согласились на его требования. Он намеренно выбрал школы, в которых учились дети из необеспеченных семей: их родители, как правило, были эмигрантами и не получили хорошего образования.

Если бы такой эксперимент начался в более престижной школе, разразился бы скандал.

В качестве компромисса занятия арифметикой были отложены не до седьмого, а до шестого года обучения. До этого школьники осваивали математику через игры и практические занятия, в которых нужно было оперировать датами, расстояниями, временем или деньгами (например, давать друг другу сдачу, или рассчитывать время, которое потребуется на то, чтобы добраться из одного места в другое).

Часы, которые раньше отводились на математику, теперь занимали устные занятия, на которых школьники делились своими впечатлениями от прочитанных книг и просмотренных фильмов, обсуждали недавние происшествия и делились какими-то личными историями. Дети, которые до этого угрюмо молчали и не могли связать и двух слов, теперь могли увлеченно рассказывать о том, что было им интересно.

Всего один визит на такой урок — и можно было вдохновиться. Классные комнаты будто бы были пропитаны радостным и свободным настроением. […] Если раньше дети угрюмо корпели над таблицами умножения, то теперь они действительно стали получать удовольствие от занятий.

Результаты стали заметны уже через 8 месяцев. Когда исследователи приходили к четвероклассникам, которые учились по традиционной программе, и спрашивали их, что они сейчас читают, то единственная реакция, на которую можно было рассчитывать — это растерянность и апатия («в одном классе я не обнаружил ни одного ребёнка, который сознался бы в приверженности к греху чтения», — писал Бенезет). Теперь всё было по-другому: не хватило бы и целого занятия, чтобы каждый поделился своими мыслями и впечатлениями.

С математикой всё было ещё интереснее. В 1936 году эксперимент завершился. Его результаты Бенезет подробно изложил в статье из трёх частей, которая была опубликована в Journal of the National Education Association. И они заслуживают того, чтобы вспомнить об этом сейчас, несколько десятков лет спустя.

К шестому классу дети из экспериментальной группы хуже справлялись со арифметическими тестами, чем школьники из контрольной группы, которые продолжали учиться по стандартной программе. Но всего через год они уже сравнялись по своим результатам. Более того, некоторые задачи давались им намного легче.

Бенезет показал: первоначальные математические умения, которые дети осваивают на практике, легко трансформируются в реальное владение математической логикой.

Дети, которые не тратили шесть лет на математику, всего за один год догнали своих ровесников.

Это становится ещё более удивительным, если учесть, что школьники из экспериментальной группы Бенезета происходили из не самых благополучных семей и вряд ли могли рассчитывать на помощь с учёбой за пределами класса. Дети из маргинальных социальных групп, как правило, учатся хуже всего потому, что образование не имеет почти никакой ценности в той среде, где они растут. В эксперименте Бенезета всё было наоборот.

Когда Бенезет проверял результаты своего исследования, он давал ученикам задачи наподобие следующей:

 

Расстояние от Бостона до Портлэнда по воде — 120 километров. Три парохода одновременно вышли из Бостона в Портлэнд. Первый добрался до пункта назначения за 10 часов, второй — за 12, третий — за 15. Спустя какое время все три парохода оказались в Портлэнде?  

Это может показаться странным, но в 9 классе только 6 из 29 учеников успешно справились с этой задачей. А дети, которые учились по системе Бенезета, всегда давали верный ответ ещё во втором классе.

В своих публикациях Бенезет не приводит примеры неверных ответов, но мы можем себе представить, каковы они были, если обратимся к исследованию 1988 года. Учеников первого и второго класса просили найти решение для задач следующего типа:

 

На корабле есть 26 овец и 10 баранов. Сколько лет капитану корабля?  

67 учеников из 97 «решили» задачку, просто складывая 26 и 10. Дети усвоили, что математика — это когда нужно что-то делать с цифрами, но обычная школьная программа не дала им понять, какой смысл в этих действиях. И самое печальное, что к старшим классам эта тенденция часто только усиливается.

Если эксперимент Бенезета был проведён корректно (а в его основных результатах нет почти никаких сомнений), то он многое говорит нам о том, что не так с формальной системой школьного обучения. Сложно удержаться от соблазна и не распространить те выводы, которые он получил в случае с математикой, и на другие предметы.

Как писал Бертран Рассел, люди не рождаются глупыми. Они рождаются невежественными, а глупыми их делает образование.

Этот небольшой эпизод из истории экспериментальной педагогики ещё раз говорит нам о том, как можно перестроить систему обучения, чтобы она соответствовала реальным способностям каждого ребёнка; чтобы образование не сводилось к натаскиванию, а превратилось в воспитание мышления.

Но для всех этих задач и так уже предлагалось множество решений. Проблема, как всегда, в том, чтобы их использовать.

Источник



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Что делать, если У ребенка глисты?

Иногда аппетит ребенка настолько снижен, что вас удивляет, за счет чего малыш вообще живет. Кроме того, вы стали замечать, что ваш малыш стал раздражительным, капризным, беспокойно спит по ночам....

29 12 2021 0:49:13

Нужно помнить: Детское плавание и его польза

Если нет страха и стресса, если малыш чувствует себя комфортно и плещется в воде, продолжайте, ради здоровья и гармоничного развития вашего ребенка....

28 12 2021 15:18:29

Дети Индиго имеют отличную ДНК от нашей

Одна из самых обсуждаемых тем в последнее время – феномен « Дети Индиго». Ученым удалось научно доказать, что 95% рожденных детей в наше время имеют Д Н К отличную от нашей....

27 12 2021 2:42:43

Как быстро убаюкать малыша

Интересный способ, на заметку всем родителям маленьких детей...

26 12 2021 18:43:59

Всем родителям нужно знать! Несчастные случаи в воде!

Все приходят в ужас, когда узнают о детях утопленниках...

25 12 2021 10:23:56

Его единственным симптомом было больное колено, но я знала, что с ним что-то не так!

Рак не выбирает. Это может случиться с кем угодно!...

24 12 2021 21:46:14

Вот за ЭТИ действия и поступки никогда не наказывайте ребенка!

Многие дети испытывают раскаяние за то, что сделали...

23 12 2021 7:10:18

Полезные таблицы английской грамматики!

Сохраняйте, обязательно пригодится вашим школьникам!...

22 12 2021 9:29:20

Рекомендации по подбору первой обуви для малыша

О признаках хорошей детской обуви...

21 12 2021 4:29:40

Французские дети не капризничают или опыт парижского воспитания

Книга " Французские дети не капризничают" написана американской матерью Кэтрин Кроуфорд и рассказывает о французском воспитании, которое в корне отличается от американского....

20 12 2021 19:25:25

Простые стихи с договариванием для самых маленьких

Малышам очень понравится!...

19 12 2021 9:28:59

Я так устал, мама, а мне еще жить и жить…

Я помню его маленьким. Он удивлял всю нашу семью: взрослый малыш с мудрым подходом к жизни, с простыми и глубокими выводами....

18 12 2021 15:49:35

Как приучить ребенка спать отдельно от родителей?

Лишь немногие знают, как правильно начинать приучать ребенка спать отдельно от мамы в своей кроватке, чтобы случайно не нанести непоправимый вред психике малыша....

17 12 2021 18:14:56

Как бороться с упрямостью малыша?

Ребенок борется за достойное место в обществе...

16 12 2021 11:53:36

О силе родительских слов

Слова имеют огромную силу!...

15 12 2021 5:32:57

Как долго я буду в больнице после родов?

Все зависит от того, как прошли ваши роды!...

14 12 2021 21:24:11

Интересные факты о разнице в возрасте между первым и вторым ребенком

Все плюсы и минусы разных вариантов...

13 12 2021 7:56:51

Разнообразие мясных блюд для детского меню

Обязательно включите мясо в рацион малыша!...

12 12 2021 21:48:29

Реакция ребенка на новую ситуацию..

Определите, какова первоначальная реакция вашего ребенка на новые ситуации, что более характерно для него: доступность или уход в себя...

11 12 2021 6:13:21

Ученые разрабатывают лечение аллергии на арахис!

Это очень важно для здоровья многих детей!...

10 12 2021 16:52:28

10 вещей, которые нужно перестать говорить вашим детям (и что говорить вместо них)

Оказывается, некоторые безобидные фразы, которые родители ежедневно говорят своим детям, могут оказывать на них разрушительное воздействие....

09 12 2021 3:55:31

Воспитывайте в ребенке самоуважение

Используйте умеренную похвалу и умеренную требовательность...

08 12 2021 10:31:13

Завтра забирать жену из роддома. Готовлю психологически «старших» детей:

— Ребята, завтра приедет мама! И не одна!.. Младший, совершенно офигев, шепчет удивлённо, но на полном серьёзе: — Две мамы?!...

07 12 2021 8:40:13

Семь способов облегчить отношения с ребенком

Для того чтоб построить близкие отношения с ребенком нам нужно терпение, изобретательность, любовь и здравый смысл....

06 12 2021 14:30:15

Как стать другом своему ребенку?

Дружба, важна не только между хорошими знакомыми или родственниками. Родители так же должны стремиться стать своим детям друзьями. Ведь в детско-родительских отношениях важны не только чувства уважения и любви....

05 12 2021 10:30:19

Вы не представляете – сегодня все больше рождается мальчиков, чем девочек!

Уровень рождаемости у мальчиков выше, а теории, стоящие за этим, довольно сумасшедшие!...

04 12 2021 2:21:36

Читаем ребенку!

Это прекрасный способ провести время с ребенком!...

03 12 2021 14:35:18

Побалуйте вкусняшкой малыша: Творожные маффины

Вкусный десерт наверняка понравится крохе...

02 12 2021 13:17:56

Когда ваш ребенок не слушает, помните: вы все еще хорошая мама!

Я могу раскрыть вам маленький секрет!...

01 12 2021 5:51:47

Вы только что "сломали" вашего ребенка. Поздравляю.

Одинокий отец и блогер Дэн Пирс написал глубокую и эмоциональную статью о роли отца в воспитании ребёнка...

30 11 2021 5:33:37

Тревога у подростка - 5 способов помочь вашему ребенку справиться!

Подростковая тревога растет, и это не удивительно!...

29 11 2021 21:38:12

Когда вы кричите на своих детей, вы подвергаете их негативному воздействию и это может привести к депрессии!

Крик - это проявление слабости! Старайтесь разговаривать спокойно!...

27 11 2021 20:31:10

Как побудить у ребенка желание действовать?

Наша жизнь наполнена скучными, малоинтересными, повседневными делами. Когда думаешь о том, что «надо-должен сделать», становится тоскливо. Где взять энергию для выполнения обыденных задач?...

26 11 2021 5:44:54

Старая добрая сказка моего детства "12 месяцев"

Сказка учит правильным вещам!...

25 11 2021 23:15:40

Какие черты характера проявляются у грудничков?

Главная роль в формировании характера маленького человека принадлежит родителям...

24 11 2021 0:55:33

Чем занять ребенка, если на улице плохая погода

Мы предлагаем массу вариантов, как развлечь Ваше любимое чадо...

23 11 2021 3:40:14

Листериоз во время беременности!

Следите за тем, чтобы ваша еда проходила правильную термическую обработку!...

22 11 2021 4:27:36

Почтительный ребенок: как научить уважению!

Начните со своего поведения и манер!...

19 11 2021 16:30:38

Воспитание в Израиле

На фоне общих тенденций воспитания за рубежом Израиль можно выделить благодаря особому и трепетному отношению к детству....

18 11 2021 14:36:53

Развиваем ЧУВСТВО ЮМОРА у ребенка

Воспитывать чувство юмора должны родители, опираясь на всевозможные существующие игры, примеры из книг и мультфильмов, помогая ребенку развивать его собственную фантазию...

17 11 2021 2:44:41

МАЛЬЧИКА-ХВАЛИТЬ, ДЕВОЧКОЙ-ВОСХИЩАТЬСЯ

Девочек не надо хвалить за сделанное. Вы способствуйте ее деградации. Если девочку хвалить за то, что она сделала: очень вкусно, очень красиво, очень чисто — в итоге формируется понимание, что признание мне придет только за мои заслуги....

16 11 2021 16:45:11

Нельзя обманывать и воровать! Объясняйте это детям

Ребенок Вас поймет. Рассказывайте доступным языком и приводите примеры...

15 11 2021 12:25:54

Научно доказано: присмотр за внуками помогает продлить жизнь!

Необходимо найти правильный баланс!...

14 11 2021 23:56:17

Иностранный язык лишним не бывает! Начинаем учить его с детства

Сборник видео-подсказок молодым родителям!...

13 11 2021 7:48:58

Как добиться реакции от ребенка

Как сделать так, чтобы дети перестали спорить с родителями...

12 11 2021 2:57:20

Сделать ребенка счастливым - это совсем не трудно!

Окружайте малышей теплом и заботой!...

11 11 2021 8:53:58

Почему ребенок не хочет учиться?

Если нежелание учиться уже возникло, то давлением, угрозами и применением грубой физической силы вы проблему не решите...

10 11 2021 3:36:14

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Папа, вот видишь, тут нет ничего страшного! Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.