Почему существуют изгои в детских коллективах
Как часто на детской площадке, или в парке, или во дворе можно увидеть такую картину: группа оживленно играющих детей — кто-то руководит игрой, указывая, что кому делать; кто- то сам вносит в сюжет игры новый поворот; кто-то ждет распоряжений «игрового лидера» — организатора и покорно их выполняет; кто-то просто подает нужную игрушку и с готовностью бросается отыскивать недостающий кубик (кастрюльку, пистолет)… А один ребенок стоит невдалеке, так, чтобы было видно и слышно играющих, но в то же время чтобы не привлекать их внимания. Он и не привлекает.
Он даже избегает встречаться с ними глазами, всегда готов посторониться, если мимо проносится кто-то из разгоряченных участников игры. А если вдруг случайно к нему обратятся с просьбой, относящейся к игре («Эй, ты там, подай мячик!»), он растеряется, неловко выполнит просьбу, а затем отойдет чуть подальше, внутренне переживая это редкое событие, чтобы затем снова вернуться на свой пост. И снова наблюдать за игрой — чужой игрой, в которой он не участвует. Может, боится, может, не умеет. А может, его не принимают.
Все верно: боится, что не примут, а не принимают — потому что не умеет играть. И если в три года еще все дети плохо умеют играть вместе, то в шесть, а тем более в семь лет и старше — это уже проблема, причем очень большая.
В детском коллективе свои законы — часто достаточно жестокие. А коллектив — это не обязательно группа детского сада, это любая компания детей, которые часто видятся в одном и том же месте. Такие компании стихийно возникают в местах, традиционно отведенных для детских прогулок: в парках, на оборудованных детских площадках, на дачных улицах и в городских дворах.
Как правило, мамы и бабушки, увлеченно беседуя на скамеечках «о своем, о женском», не обращают внимания на игру детей, разве что в крайнем случае — когда кто-то упал или подрался. И ребенок, которого не принимают в игру, вызывает у них только раздражение (отрывает от интересной беседы), даже некоторый стыд за него (все дети как дети, а этот, видите ли, особенный! все играют вместе, а вот он не как все, требует индивидуального внимания). И редко-редко какая-нибудь добрая мама или бабушка, пытаясь ему помочь… уводит его прочь от не принявшей его компании («А ну их! Пусть играют, они большие. А мы вот с тобой цветочков наберем, потом в магазин сходим, а дома я тебе почитаю или компьютер включим. Да и игрушек у нас дома полно, сам поиграешь…»).
Ребенок, которого тянут за руку, уходит, оглядываясь, на душе у него горечь. Да, дома — игрушки, книжки, компьютер, раскраски. Дома мама — только вот нет там друзей, и никогда не будет там так весело, как им сейчас, вот на этой поляне, в пыли, вспотевшим, радостным, а главное — играющим вместе.
Почему же так происходит? Почему одни легко и непринужденно входят в любую компанию, а другие — вечно в стороне? Причем особенно тяжело таким детям в детском саду, где состав детей постоянен и почти нет надежды, что придет кто-то новенький и будет играть не со всеми, а именно с тобой, «отверженным». Такая ситуация отражается не только на сиюминутном настроении ребенка, не только на становлении его характера, но может определить в дальнейшем его жизненную позицию, а в конечном счете — судьбу.
Возможные причины
Например, ребенок может быть отвергнут сверстниками по той простейшей причине, что он неприятен им внешне (некрасив, грязен, плохо одет, не вытирает нос, имеет какие-то врожденные или приобретенные дефекты — крупные родимые пятна, болячки, косоглазие, изуродованное лицо или руки, хромоту или другую инвалидность). Как бы не бунтовала против этого гуманная душа педагога или родителя, тем не менее, объективные данные говорят о том, что обычно, без специальной, длительной, организованной взрослыми работы, такого ребенка другие дети не принимают, и не только в игру, но и в свое общество вообще.
Любой «не такой» всегда возбуждает у обычных детей негативное чувство, а гуманное отношение к таким людям в нашей стране не привилось даже в обществе взрослых.
Однако более частой и распространенной причиной является незнание ребенком стереотипов и негласных правил специфически детского общения, принятых в данном сообществе. Дети, выросшие среди взрослых и проводящие среди них фактически всю жизнь, незнакомы иногда даже со словарем и терминологией, используемыми сверстниками, и буквально не могут найти с ними общий язык. А их «взрослая» речь, которая так умиляет родителей, — с большим запасом слов, сложными оборотами и разнообразием тем, вызывает у сверстников в лучшем случае насмешки.
Еще более важной причиной является дезориентация ребенка в социальных взаимоотношениях окружающих его детей. Он не понимает соотношения социальных ролей в коллективе, ему не ясно, почему не всегда можно высказать свое мнение, он не видит причин выполнять распоряжения «лидера» и, главное, не представляет, чем это ему грозит. И когда на него обрушиваются насмешки или агрессия, он не улавливает связи между своими действиями и реакцией окружающих его детей. Это просто недостаток социального опыта: ведь наш ребенок, даже если и умеет договариваться со взрослыми, совершенно лишен такой возможности в обществе детей. Да еще большой вопрос, захотят ли они с ним о чем-то договариваться; гораздо легче его просто прогнать.
Недостаток социального опыта в сочетании с такими качествами характера, которые препятствуют его накоплению (застенчивость, например, или агрессивность), ведет к возникновению дефицита специфически игрового опыта.
В этом случае ребенку трудно:
- выделить роли и принять какую-то на себя;
- оставаться в рамках этой роли в течение всей игры;
- соблюдать соподчинение ролей по сюжету;
- понять собеседника-партнера с учетом как его роли, так и его личностных качеств, желаний, недовольств и т.д. и суметь договориться с ним в рамках роли и сюжета, не обидев при этом «по жизни», как личность.
Вот и получается, что ребенок играть не умеет, не понимает партнера, все время «вылезает» из своей роли, чтобы дать кому- нибудь полезный, с его точки зрения, совет, путает ролевые и реальные отношения и высказывания, обижается на них. Понятие «понарошку», которым он худо-бедно владеет в индивидуальной игре, вдруг забывается, и он всерьез воспринимает, например, гнев и наказание со стороны мальчика, исполняющего в игре роль злого папы, может испугаться и выйти из игры, заявив: «Петя меня ругает, не хочу с ним играть». Налицо игровая и социальная незрелость, неготовность к совместной игре. А ведь остальные учить его не будут, здесь закон простой: не умеешь — иди отсюда. Вот наш неудачник и идет, глотая слезы.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Помощь ребенку при коликах. Наш опыт был тяжелым. Зато теперь я точно знаю как помочь ребенку при коликах...
29 12 2021 13:19:54
Несколько важных моментов из методики Марии Монтессори!...
28 12 2021 3:51:30
Такое нередко встречается в песочнице, в детском саду, школе. В нашем обществе пока, к сожалению, не принято с уважением относиться к детям, не важно, свои это или чужие....
27 12 2021 22:25:43
Узнайте, как сделать дом безопасным для ребенка!...
26 12 2021 1:20:56
Воспитывайте в ребенке устойчивость к провокациям со стороны других детей...
24 12 2021 23:43:13
Обзор настольных игр " Доббль", " Халли- Галли" и " Барабашка"....
23 12 2021 17:20:23
Наши советы помогут Вам все сделать правильно...
22 12 2021 10:25:40
Если вы умны — поблагодарите свою маму, а не папу. И вот почему ......
21 12 2021 6:11:21
Порой кажется, что чем быстрее надо собираться, тем больше вероятность, что ребенок начнет проявлять упрямство и протест, становится неуправляемым. Почему бы ему просто не согласиться?...
20 12 2021 10:59:32
Вот и делайте выводы, что нужно делать для сохранения здоровья зубов во время беременности......
19 12 2021 17:29:10
Причины плача и ошибки мамы в организации кормления...
18 12 2021 15:17:59
Вы можете принимать витамины для беременных, содержащие йод!...
17 12 2021 5:42:28
Мы открыли для себя чудесный комплект с заготовками для создания новогодних открыток. Он замечательно подходит для случаем, когда нужно сделать много открыток и при этом быстро...
16 12 2021 22:23:15
Дельные рекомендации от ведущих специалистов!...
15 12 2021 20:41:11
Прекратите делать это.......
14 12 2021 1:17:54
Как быть для ребенка учителем, наставником, эмоциональной поддержкой, примером в жизни? Вебинар поднял много трепещущих вопросов. Обязательно прослушай его с листочком и ручкой....
13 12 2021 11:25:20
При правильном отношении и серьезной мотивации ваш ребенок может накопить в своем словаре до 300–400 слов к своему третьему дню рождения...
11 12 2021 20:14:21
Д А - дружбе и Н Е Т - нравоучениям!...
10 12 2021 5:11:42
Забота о развитии детей — это наш родительский долг!...
09 12 2021 11:25:30
Социальный репост приветствуется! ⚠...
08 12 2021 5:21:34
Я знаю, вы думаете, что забота о внуках - это ваш шанс пережить дни славы, но это не ваши дети. Это наши дети!...
07 12 2021 13:59:25
Одинокий отец и блогер Дэн Пирс написал глубокую и эмоциональную статью о роли отца в воспитании ребёнка...
06 12 2021 20:57:34
Я бы отдала все, чтобы иметь кучу грязного белья и посуды!...
05 12 2021 15:28:46
Главное не отвлекайтесь и не теряйте бдительность!...
04 12 2021 9:43:45
Учим детей только лучшему. Все советы в этой статье!...
03 12 2021 11:30:40
Я – мама во многих отношениях… У меня двое детей, которых я родила сама, четверо детей моего мужа, и одного мы с ним вместе усыновили. Да. Ты правильно посчитала: у меня семеро детей....
01 12 2021 18:58:57
Запомните - к каждому ребенку нужен свой подход!...
30 11 2021 18:48:57
Главное придерживайтесь рекомендаций врача!...
29 11 2021 22:25:11
Каждый год наступает время подводить итоги и составлять планы. Мечтать и планировать. Друзья! Поздравляем вас...
28 11 2021 23:33:20
Психологи рекомендуют делать это не более 3 раз в день. Это не возможно, возражают некоторые мамы и бабушки. Возможно. Слово нельзя можно заменить на "можно только", " опасно". Лучше всего давать четкие указания...
27 11 2021 14:41:19
Не забывайте все время контролировать температуру тела!...
26 11 2021 0:53:50
Отец разговаривал по мобильному телефону. Он не обращал на сына внимания, не касался его. Как будто они с ним ехали в разных вагонах.......
25 11 2021 17:30:22
Ребенок стремиться выразить потребность во внимании...
24 11 2021 19:18:20
Физическая активность до беременности - лучшая профилактика!...
23 11 2021 6:51:31
Такие милые комментарии просто умиляют!...
22 11 2021 8:28:12
Стресс и нарушение привычного для ребенка хода событий...
21 11 2021 22:15:16
Так, когда же начинать читать малышу?...
20 11 2021 22:40:35
Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе....
19 11 2021 20:43:21
Вот как бывает... Одно умиление!...
18 11 2021 6:23:45
Старайтесь до посещения детского сада максимально общаться с другими детками...
17 11 2021 5:18:47
Без предупреждения. Без позирования. Просто сделайте снимок!...
16 11 2021 11:27:28
К сожалению, часто мы, женщины, слышим в свой адрес слова: « Вам живется проще, чем мужчинам. Вам можно не работать. Все, что вам нужно делать, — вести домашнее хозяйство и воспитывать детей». Но только мы знаем, что это только звучит просто. А на самом деле, быть женщиной и мамой — самая сложная в мире работа....
15 11 2021 18:40:28
Эту открытку очень просто изготовить, но при этом у нее есть своя «изюминка»!...
13 11 2021 14:57:35
Нужно совсем немножечко подумать, чтобы догадаться...
12 11 2021 10:16:22
Когда мир кажется нам неподвластным, наши дети могут сделать все так просто и чисто!...
11 11 2021 6:53:47
Это может вызвать различные побочные эффекты, такие как головная боль и боль в ухе!...
10 11 2021 0:31:51
Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::