Дети и отцы    

Все о детской памяти и методах ее развития

707c5723

Сознание маленького ребенка свободно, оно не скованно различными табу, не ограниченно рамками «этого не может быть». Его не удивляет, что колобок умет говорить, зайчик строит избушку, живущая в лесах Баба-яга и Кощей бессмертный для ребенка так же реальны, как воркующие голуби за окном. Малыш верит всему, для него не проблема вообразить несовместимые вещи, «напридумывать» фантастические образы и соединить их неправдоподобными связями. И пока он не растерял феерическую способность сочинять, оживлять стоит научить его навыкам запоминания.

Видов памяти существует великое множество: оперативная, механическая и логическая, кратковременная и долговременная, произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная. Память классифицируется по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица.

Принцип развития любой памяти един. Информация, которую мы должны запомнить должна быть яркой и образной. Мы запоминаем то, что нас поразило и потрясло. Запечатлеваются яркие моменты жизни и для того, чтобы запомнить нужный информационный объем, мы должны его раскрасить, разложить на зрительные, слуховые и осязательные образы, и постараться войти в то, что запоминаем.

Не забывайте, объем запоминаемой информации должен быть интересен и понятен ребенку. Информация, «бьющая по нервам» сама запоминается. Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых чувствах способствуют лучшему закреплению информации.

Ниже перечислены игры — упражнения, которые научат придумывать ассоциации и находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах, упорядочивать нужную информацию. Игры не только разовьют память, но, и раскрасят, обогатят восприятие мира, научат видеть то, что раньше уходило от нашего внимания.

1. Сначала надо раздвинуть границы воображения. Помогут этому вот такие необычные предложения: «Вообрази, как звучит мягкое пушистое облако? Нарисуй животное, которое никто никогда не видел, что ты можешь ощутить, если дотронешься до радуги, нарисуй, как пахнут мамины духи».

2. Называете ребенку сначала знакомые слова, например: доктор, ручка, улыбка, а он вам перечисляет, какие ассоциации возникают в его воображении, описывая их по схеме: форма-цвет, запах, какие они на ощупь и вкус. Вы записываете прилагательные, а затем перечисляете их, ребенок вспоминает, какое слово соответствовало какой группе прилагательных. Задание усложняется, и для визуализации образов используются незнакомые слова.

3. Поиграв в предыдущую игру, усложните условия, перечислите ребенку, одну — две, на ваш взгляд, характерные детали предмета, а ребенок должен вспомнить объект. Например, белый, малыш вспоминает — это доктор, гладко-длинное, это ручка, красно-теплая, улыбка.

4. Берутся спички, пуговицы, мелкие детали конструктора, бумага, которую можно резать, рвать, мять. Вы диктуете с небольшим интервалом слова ребенку, а он выкладывает образы – ассоциации на услышанные слова и через некоторое время, глядя на выложенные фигуры, повторяет услышанное.

5. Игра на визуализацию слов и понятий, незнакомых ребенку. Малыш либо рисует образ, возникший в его сознании, либо описывает его словесно. «Как выглядит абракадабра, электрификация, субмодальность? А как эти слова пахнут, каковы они на ощупь?» В игре можно использовать различные термины и иностранные слова.

6. Малыш выбирает любой предмет и оживляет его, представляя, что выбранный объект обладает интеллектом, может говорить и двигаться. Что он расскажет, куда пойдет, что будет делать, среди каких предметов будет себя комфортно чувствовать. Можно придумать сказку, о житие-бытие ожившей вещи.

7. Эта игра достаточно известная. Ребенок выкладывает карточки — картинки, запоминает их, переворачивает и называет. Задание со временем усложняется, карточек становится все больше, времени на их запоминание – меньше. Эта игра – разминка. Следующий этап, вы с паузой диктуете слова, а ребенок выкладывает карточки, которые не связаны с вашим перечнем слов и, за тем, глядя на карточки, он воспроизводит услышанные слова. Малыш, например, выкладывает картинку «мяч», вы диктуете слово «шкаф», ребенку нужно быстро и на крепко связать эти два слова, чтобы впоследствии назвать то слово, которое услышал, а не увидел.

8. Игра на ассоциации. Называется слово, например, «луна» и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты — инопланетяне… Потом называется последнего слово ассоциативной цепочке и ребенок должен воспроизвести все слова-звенья наоборот, от последнего слова к первому.

Если вспомним НЛП и его классификацию по ведущей модальности: визуалы воспринимают мир через зрительные образы, аудиалы через слух, кинестетики через ощущения, то понятно, что визулы, будут стараться то, что следует запомнить — увидеть. Поэтому, родители ребенка — визуала должны сделать акцент на развитии тактильной и слуховой памяти, на том, что менее всего развито.

Эти игры не только развивают память, но и тестируют способности малыша, показывая его «слабые» или малоразвитые виды памяти. Например, малыш легко запоминает зрительные образы, но «тормозит» при запоминании со слуха или в установлении логических ассоциаций. Для того чтобы помочь малышу обратимся к технике запоминания.

Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью. Если требуется запомнить перечень не связанных между собой слов или образов, то придумывается логическая связь, впоследствии помогающая вытянуть слово за словом и восстановить весь перечень. Из разрозненных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова.

Последовательные ассоциации — запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Эта техника применяется, когда следует запомнить нечто абстрактное: иностранные слова или понятия, тогда на каждое «ничего не говорящее» слово придумывается ассоциация, вот она и запоминается.

Фонетические ассоциации.

Суть метода в подборе созвучных ассоциаций. Метод хорошо применять при запоминании иностранных слов. Например, при запоминании английского слова «ball» — мяч, представляется, что вас задели мячом, и вы почувствовали боль.

Автобиографические ассоциации, ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, нужно запомнить текст, рассказывающий о жизни морских рыб. Тут же в памяти всплывает ваше путешествие в Египет, плавание в маске и множество ярких рыб проплывающих неподалеку. И «приложив» факты и содержание на ваше воспоминание, легко можно запомнить текст.

Раскрашивание и усугубление.

Трансформация информации, черно-белого образа — в цветной, маленького – в большой, плоского – в объемный. Хорошо запоминаются гипертрофируемые образы.

Вхождение — войти вовнутрь представляемой картинки, стать ее участником.

Соощущение позволяет усилить представления, почувствовать шероховатость, вкус, цвет, запах, звук представляемого образа. Этот метод называется тактильной, обонятельной памятью. Любое «нечто» можно вообразить в виде предмета, имеющего размер, форму, цвет, запах, фактуру и вот две последующие составляющие мы крайне редко задействуем. А попробуйте определить на ощупь слово «генетика», а чем пахнет слово «транскрипция»?

Избыточность.

Для запоминания используется больше информации, чем есть в исходном материале. Делается акцент на второстепенных деталях. Здесь задействовано умение видеть и чувствовать больше, чем есть на самом деле.

Цифро-буквенный код.

Цифровая информация более абстрактна, чем словесная, поэтому важна перекодировка, то есть оживление. Цифру от 0 до 9 представляем в виде образных крючков. Например, 1 – это палка, 2 – лебедь… 9 – перевернутый замок. И при запоминании ряда цифр, мы запечатлеваем образы цифр, связывая их свыше перечисленными методами. Для того, чтобы не было путаницы в воспроизведение многозначных цифр, к каждой цифре от 0 до 9 придумывается несколько образов — крючков. Например, 8 – матрешка, очки, бантик, снеговик.

Метод Цицерона.

По этому методу запоминаемые образы и предметы располагаются в знакомой комнате. Потом достаточно вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация.

Комбинированный метод.

Чем больше ассоциаций вызывает знакомство с новой информацией, тем прочнее запоминание. Поэтому преувеличивайте, раскрашивайте, заставляйте двигаться, оживляйте, становитесь сами действующим лицом информационной цепочки, заменяйте с целью усиления образа, связывайте неожиданным, невозможным в жизни способом. Запоминаемую информацию делайте уникальной, она должна быть разноцветным фейерверком огней вашей памяти. Натренировавшись, вы станете настолько быстро выстраивать ассоциации, что время запоминания будет практически равняться времени поступления информации.

Как выбрать метод для лучшего запоминания информации? Сначала следует до автоматизма отработать все техники, а потом… расслабиться и довериться своему первому ощущению, которое и будет самым ярким и запоминающимся.

Как и когда заниматься? К развитию памяти следует относиться не как кропотливому труду, а как к игре. А играть можно всегда и почти везде. Поэтому игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, помните лишь, что внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут. Внесите дух соперничества: кто больше запомнит, кто быстрее назовет, кто придумает самый неправдоподобный образ.

Запоминание стихов.

Взрослый медленно читает стихотворение вслух. Малыш слушает с закрытыми глазами, прорисовывая перед внутренним взором каждую строчку, насыщая ее деталями, и чем больше будет второстепенных компонентов, тем ярче будет поэтический образ. Перенасыщение деталями ведет к тому, что малыш вживается в нарисованную им картинку, становится действующим лицом повествования.

Замечательно, если малыш начинает не только видеть строки, созданные поэтом, но и чувствовать запах, температуру, ощущать поверхность описываемых предметов. И впоследствии ребенку нужно лишь описать мир, созданный его воображением. Для того, чтобы чтение стихотворения на память, не напоминало пересказ близкий к тексту, когда есть возможность слово заменить синонимом, научите малыша вслушиваться в звучание слов, рифму и ритм стиха.

Если малыш созрел к системному восприятию некого объема информации, например, вы, решили прочитать детскую энциклопедию с последующим пересказом отдельных глав, то выделите определенное время для ваших занятий и предложите малышу придумать некий обряд, позволяющий ему сосредоточиться, войти в состояние максимальной концентрации внимания. Это может быть любой жест или несколько глубоких вдохов. Повторив эти движения несколько раз перед занятиями, ребенок заякорит, свяжет обряд с последующей фиксацией внимания. И впоследствии, когда ему необходимо будет быстро сосредоточиться, достаточно будет повторить знакомый жест, ритуал.

Затем текст читается, одновременно в сознании фиксируется название и автор текста, факты, действия, основное содержание. Ребенок сначала отвечает на ваши вопросы: кто автор, как называется прочитанный рассказ… Отшлифовав умение отвечать на поставленные вопросы, малыш начнет уже автоматически давать ответы на эти вопросы при пересказе. При работе с текстом, изобилующим большим количеством фактов и понятий, дайте ребенку бумагу и карандаш, пусть рисует и пишет то, что поможет ему зафиксировать информацию. И ничего страшного нет, если вы не сможете разобрать его «закорючки», главное, чтобы они помогали ребенку воспроизвести текст.

При запоминании большого объема информации рисуйте карту памяти, используя разноцветные ручки и фломастеры, начиная с середины страницы. В центре пишется главная идея или тема, затем идут разветвления, указывающие на какие части, блоки делится текст. Для каждого ответвления напишите ключевое слово. Эти слова должны отражать суть идеи, будить память. Не забудьте отдельным цветом выделить факты.

Если содержание текста понятно, то появляется свое мнение о прочитанном или услышанном, личное отношение и комментарии к тексту тоже помогают в пересказе. Добавляйте символы и рисунки, чтобы легче потом было вспомнить. В карте памяти должны быть отображены такие ключевые моменты: кто делает, что, когда, почему, где, как. Это позволит дольше сохранить информацию в активной зоне памяти.

С какого возраста заниматься?

Существуют игры по развитию памяти для детей (10 месяцев — 1,5 года), например, «Найди игрушку», «Где мама», «Чего не стало» («Чего не хватает»). Правила игры кроятся уже в названии. Кто-то или что — то прячется, и это нужно вспомнить и найти. Для детей постарше есть игры «Узнай предмет», «Волшебный мешочек”. В этих играх ребенок на ощупь должен определить предмет. При этом развивается тактильная память, а для развития двигательной памяти есть игра «Делай, как я». Малыш повторяет движения взрослого, темп со временем убыстряется, усложняются и сами движения.

Помимо игр, чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок и ребусов тоже прекрасно развивает память.

Помните, чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Вакцина против гриппа во время беременности!

Вы обезопасите себя и вашего будущего ребенка!...

29 12 2021 9:52:19

Если концентрация внимания у детей нарушена - это связано с поведением родителей

Внимание ребенка напрямую зависит от поведения взрослого...

28 12 2021 5:36:54

Интересные занятия для детей 2 - 3 лет

Занятия должны быть короткими со сменой деятельности...

27 12 2021 7:23:15

Научно доказано, когда вы обнимаете вашего ребенка, это меняет его ДНК к лучшему!

Никогда не стоит пренебрегать объятиями!...

26 12 2021 3:16:51

5 вещей, которые удивили меня во время отлучения от груди моего третьего ребенка!

Несколько интересных моментов, которые стоит запомнить!...

25 12 2021 9:11:45

8 интересных фактов о детях

Дети - это наше все! Их познание мира всегда наполнены приключениями и весельем!...

24 12 2021 3:51:19

Близнецы должны быть постоянно вместе??

О практике совместного размещения близнецов...

23 12 2021 8:59:34

Семейное образование. Обойдемся без школы!

Большинство родителей самостоятельно занимается образованием детей из идеологических соображений...

21 12 2021 2:18:17

Профилактика кариеса у малыша и как правильно чистить зубки

Чтобы зубы ребенка были здоровыми!...

20 12 2021 5:17:18

Я могла бы быть свободной - вместо этого у меня были дети!

У каждого свои приоритеты!...

19 12 2021 10:16:43

Аккуратные мамы тоже воспитывают счастливых детей!

Я испытываю странное чувство стыда за то, что у меня чистый дом!...

18 12 2021 4:23:57

Как правильно воспитывать малыша, который растет в неполной семье

Неполная семья – это вовсе не приговор...

17 12 2021 3:27:50

Ты так быстро растешь, мой ребенок, я хотела бы замедлить это время!

Какие это все таки сладкие моменты!...

15 12 2021 13:44:32

Эта фотография новорожденного передает потерю таким красивым и мощным способом!

Замечательная идея, которая заслуживает внимания!...

14 12 2021 2:45:47

Если ребенка дразнят в школе

Твоего ребенка дразнят в школе? Из-за насмешек он не хочет ходить в школу, ищет малейшую причину, чтобы остаться дома? Да, случай неприятный. Но выход есть....

13 12 2021 7:54:53

Обманывать и воровать - это очень плохо!

Учите этому своих детей...

12 12 2021 14:59:57

Чем полезен облепиховый чай ребенку

Нужно ли давать детям чай из облепихи...

11 12 2021 21:23:40

В чем секрет счастливого детства?

Почему дети растут счастливыми, но не всегда...

10 12 2021 15:16:52

Почему детям нужен строгий режим дня

Уменьшить вероятность возникновения проблем в будущем......

09 12 2021 13:26:52

Этапы формирования характера у ребенка и его виды

Характер человека определяет не только темперамент...

07 12 2021 0:57:21

Симптомы беременности: Топ 11 ранних признаков беременности!

Вы можете заметить эти симптомы на самых ранних сроках!...

06 12 2021 8:19:42

Как определить, достаточно ли вашему ребенку грудного молока?

Важные рекомендации при становлении кормления!...

05 12 2021 16:34:26

Проверенный метод, как правильно научить ребенка читать бегло по буквам

Благодаря этим упражнениям ребенок научится читать быстро и правильно...

04 12 2021 16:34:41

Надеюсь, я тебя сегодня достаточно любила!

Мама всегда будет рядом и всегда будет тебя любить!...

03 12 2021 23:54:28

Как помочь малышу, если у него нарушен режим сна

Пусть сон вашего ребенка будет спокойным!...

02 12 2021 14:19:31

Зрительный контакт ускоряет развитие мозга ребенка

Мозг ребенка быстро развивается в течение первых пяти лет жизни, и дети начинают изучать слова примерно через 15-18 месяцев после рождения....

01 12 2021 3:14:22

Занимательные и полезные Опыты для ДЕТЕЙ

Из обычной пластиковой бутылки можно сделать познавательную игрушку для экспериментов и игр с водой на даче или на пляже. ...

30 11 2021 7:33:19

8 навыков, которым стоит обучить первоклашку

Перед поступлением в школу малыша стоит научить:...

29 11 2021 5:35:42

Зрение у ребенка и почему оно может быть плохим

Зрение нужно проверять даже у самых маленьких детей...

27 11 2021 16:25:26

Воспитание детей с раннего возраста

Пройдёт ещё пара лет, и вашего ребёнка надо будет отправлять в детский садик. Некоторые оспаривают тему полезности и необходимости детского сада для ребёнка, и определяться с этим – дело каждой семьи. Однако упрямая статистика гласит, что дети, которые не ходят в детский сад, становятся менее открытыми для общения, несмотря на дальнейшие школьные и студенческие годы....

26 11 2021 19:10:56

Почему детям нужна рискованная игра, чтобы процветать!

Вы должны дать больше свободы детям!...

25 11 2021 9:22:50

Дорогая, не интересующаяся семья, мне грустно, что вам не достаточно знать нас!

Моему сыну не нужны подарки, ему нужны отношения!...

24 11 2021 16:32:20

Лучшие советы папам для установления связи с ребенком!

Не стоит паниковать - скоро все наладится!...

23 11 2021 0:46:19

Первая книга для малыша. Выбирайте правильно!

Задача родителей - подобрать качественные книги не только по материалу, но и по содержанию...

22 11 2021 22:49:59

10 мифов про кесарево сечение, которые мы хотели бы прояснить прямо сейчас!

Каждая мать заслуживает лучшего варианта рождения!...

21 11 2021 4:16:36

Родился младший. Как помочь старшему

В семье, где уже есть ребенок (или несколько детей) родился малыш. Есть множество мелких деталей новой совместной жизни, о которых стоит позаботиться, чтобы жизнь эта протекала мирно, в любви и радости....

20 11 2021 8:40:29

«Я просила усыпить меня, сделать кесарево или застрелить!». Монологи о тяжелых родах

« Ты берёшь малыша на руки — и боль тут же забывается!» — уверяют большинство рожавших. И всё же роды — непредсказуемый процесс, а значит, надо быть готовой ко всему. Мы выслушали истории трёх мам, которые запомнили появление своих детей на свет как ужасную пытку....

19 11 2021 7:49:11

Идеи подарков для беременных!

Вы все еще ходите по магазинам в поисках подарка?!...

18 11 2021 12:35:19

Дружба между стоматологом и ребенком

Довольно часто мы родители сталкиваемся с такой проблемой, как поход к стоматологу. Еще ни разу не бывав у стоматолога, малыш плачет, капризничает и не хочет открывать ротик....

16 11 2021 10:43:12

Развивающие игры для детей 3 лет

Развивающие игры для детей 3 лет Идеи игр для детей 3-х лет. На логику, развитие мелкой моторики, вкусовых ощущений, ролевые игры...

15 11 2021 14:23:42

Подарки для вашего новорожденного!

Возьмите на заметку - пригодится!...

14 11 2021 9:23:19

Почему я борюсь, чтобы расставить приоритеты по уходу за собой!

Чтобы заботиться о других, я должна заботиться о себе!...

13 11 2021 9:17:51

У Вас растет маленький обманщик...

Об ошибках родителей и методах, как сделать так, чтобы ребенок не врал...

12 11 2021 4:58:45

Йога для наших деток: забавная гимнастика для бодрости духа

Разминка в йога-стиле помогает сделать тело сильным и гибким, способствует массажу внутренних органов ребенка...

11 11 2021 1:18:58

Математические настольные игры. Этажики

Математические настольные игры. Этажики Обзор настольной игры Этажики. Зачем нужны математические игры?...

10 11 2021 21:13:32

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Папа, вот видишь, тут нет ничего страшного! Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.