Почему дети нас не слышат?
«Сто раз надо повторять», «как об стенку горох», «пока не прикрикнешь – не сделает» – эти фразы уверенно занимают первые строчки в хит-параде родительских жалоб детскому психологу. Почему? «Самая главная ошибка родителей заключается в том, что они пытаются давать указания крохам, как маленьким взрослым. Но в «маленькой стране» действуют свои законы восприятия, которые необходимо учитывать, если мы хотим быть услышанными».
Ошибка 1. Отсутствие зрительного контакта.
Малышам доступно только одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на строительстве тоннеля из стульев). Бессмысленно раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас «не слышит» – он пока просто не способен на это. Тем более что мамины слова доносятся откуда-то сверху, в то время как «настоящая» жизнь проходит здесь, под стульями! Именно об этом много говорит известный детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер: сначала визуальный контакт, а потом все остальное.
Работа над ошибками: Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку). Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тёма, послушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаешь сам себе, выполнять гораздо приятней.
Ошибка 2. Просьба, состоящая из нескольких.
«Сними валенки, вымой руки и за стол», – на наш взгляд, просьба проста, как дважды два. А вот для ребенка младше 3,5–4 лет это довольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность, ничего не пропустив! Вот ребенок и «застревает» в прихожей.
Работа над ошибками: Разбивайте сложную задачу на простые. Выдавайте ребенку только одно короткое задание, например: «Сними валенки». К следующему переходите, когда указание №1 будет выполнено.
Ошибка 3. “Косвенные” задания.
Например: «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе что, нравится ходить с липкими руками?». «Малыши понимают все буквально, – говорит психолог. – Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока трудновато».
Работа над ошибками: Стоит помнить, что ребенок еще только осваивает родной язык. Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.
Ошибка 4. Многословность.
«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как расквасил нос, хочешь свалиться еще раз?.. и т. д.». «Понятно, что у родителя, который выдает «речь», что называется, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребенка, – говорит психолог. – Но выслушивая длинную нотацию, ребенок только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь».
Работа над ошибками: Не стоит припоминать ребенку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Он живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать с кресла нельзя, это опасно». После этого можно превратить ситуацию в шутку – например, снять шалуна с кресла и покружить, поиграть в самолетики. Или переключить внимание – например, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило – если не можете изменить поведение ребенка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, перенесите кресло в другую комнату.
Ошибка 5. Крик.
Ребенок попросит прощения, скажет, что все услышал и понял. На самом деле он не услышал – не до того было. Главной целью было – предотвратить наказание. И помните, что крик вызывает у ребенка тревогу и страх. А страх снижает способность мыслить. «Вспомните, как вы сами себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например начальник, – советует психолог. – Наверняка бывает ощущение, что теряетесь, как будто «глупеете»? То же самое происходит и с ребенком». Когда ребенок чувствует страх, у него в голове как будто бы включается пожарная сирена, SOS, опасность! Скажите, вы способны на вдумчивое восприятие и спокойные размышления в чрезвычайной ситуации?
Работа над ошибками: Лучший способ удержать эмоции под контролем – быть последовательными. Если ребенок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики.
Ошибка 6. Ожидание немедленных изменений.
Американский педагог Мэри Бадд Роу в ходе экспериментов обнаружила, что дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6–7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше шести попросту не может.
Работа над ошибками: Давайте ребенку «временной» запас. Например, вам пора домой, а чадо никак не может оторваться от игры. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Вариант: если карапуз «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, – предложите машинкам посоревноваться – кто быстрее доедет до кухни и т. п.
Ошибка 7. “Заезженная пластинка”
Плох для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. «Мама в этот раз не напомнила, что надо вымыть руки после туалета, значит, их мыть не обязательно». Плох для мамы, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластинкой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша – накричать или отшлепать.
Работа над ошибками. «У детей очень развита зрительная память, – говорит Оксана Лысикова, – поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки. Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трем ситуациям. Каждое мытье рук ребенок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком».
Ошибка 8. Просьба-отрицание.
«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!» Детское восприятие «пропускает» частицу «не», и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение.
Работа над ошибками. Предложите интересную альтернативу. Например: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику» или «Сможешь закрыть дверь, чтобы никто не услышал?»
Ошибка 9. Постоянное одергивание.
«Как правило, то и дело одергивают ребенка тревожные мамы, которые испытывают постоянный страх за малыша и справляются с этим страхом с помощью гиперопеки, – считает психолог. – “Не наступи в грязь”, “Осторожно, порог”, “Стой, там собака” – и так целый день». В какой-то момент уставший от давления ребенок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон».
Работа над ошибками. Попробуйте посчитать, сколько раз за час (например, за прогулку), вы делаете ребенку замечания. Какие из этих замечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Ребенок обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.
Ошибка 10. Неумение слышать ребенка.
«Бывает, что мама и ребенок проводят вдвоем целый день, но сложно сказать, что они долго были вместе, – считает Оксана Лысикова. – Например, малыш хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения, очень важное про найденный в песочнице камушек. Но мама увлечена разговором с подругой: “Подожди!” Или по дороге в магазин карапуз что-то увлеченно рассказывает, мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли».
Работа над ошибками: Ребенок учится у нас всему, в том числе и искусству коммуникации. «Не так важно, сколько времени вы проводите с малышом, важнее, как вы его проводите, – считает психолог. – Попробуйте на час-два полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с малышом. Он наверняка «насытится» вниманием и захочет поиграть самостоятельно, оставив вам время и на разговор с подругой, и на размышления. А вот ребенок, с которым проводят целый день «рядом, но не вместе», привыкает «выпрашивать» внимание с помощью шалостей.
Научи другого!
Как указать малышу на ошибки, не превратившись в «пилу»? Можно делегировать ему полномочия «старшего». Первый этап обучения чему-либо – например, умению правильно переходить дорогу или пользоваться вилкой – должны пройти «дублеры» малыша – его любимые игрушки. Ваша задача с помощью ребенка дать игрушкам подробные инструкции: «Накалываешь кусочки котлеты? Опусти вилочку зубцами вниз. А чтобы донести до рта пюре, поверни вилку изгибом вниз».
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Если вы заметите у себя подобные симптомы - обращайтесь к врачу!...
29 12 2021 22:11:17
Подходящий способ, который поможет малышу лучше запоминать иностранные слова и знать их перевод...
28 12 2021 23:42:36
Избавляемся от дурных привычек для того, чтобы они не стали привычками наших детей!...
26 12 2021 2:44:52
Наверняка все видели приступы детской истерики в магазинах. Ребенок сквозь слезы и сопли кричит: "купи". Обезумевшая мать орет на него в ответ, выхватывает из рук то, что он схватил, и ставит обратно на полку. Наконец наступает момент, когда она сдается и покупает это....
25 12 2021 14:14:33
Врач говорит мне, что я должна спать 8 часов в день....
24 12 2021 4:39:14
Прочитайте и задумайтесь..... Все в Ваших силах, дорогие родители!...
23 12 2021 13:49:57
Вам будет гораздо проще растить своих маленьких детей!...
22 12 2021 21:48:24
Все относительно и стоит учитывать все факторы!...
21 12 2021 12:37:16
Она не выпустила фотоаппарат из рук, даже когда тужилась!...
20 12 2021 3:16:59
Переходный возраст – это сложный, иногда даже кризисный, период как для самого ребенка, так и для его родителей. И это не случайно....
19 12 2021 17:52:24
Не игнорируйте попытки ребенка что-то вам рассказать......
18 12 2021 6:30:44
Старайтесь как можно раньше разобраться, какой гениальностью обладает ваше чадо, и развивайте её...
17 12 2021 22:37:13
К няне у ребенка будет определенная степень привязанности. Это само по себе не страшно, у самого ребенка иногда бывает несколько привязанностей, и не только. Важно, чтобы не возникал конфликт лояльностей: когда мама доверила ребенка няне, а потом сама к ней ревнует....
16 12 2021 1:28:30
Возможно, это и правильно! Смотря, как рассуждать!...
15 12 2021 0:12:22
Если уж вам и приходится наказать ребенка, ваш взгляд не должен выражать ни злобы, ни враждебности......
14 12 2021 3:47:11
Для мамочек, заботящихся о здоровье своих чад...
12 12 2021 19:59:55
Помогите ребенку выучить несложные стишки - и малышу на пользу, и Вам приятно!...
09 12 2021 4:29:57
Вот что может заставит взрослого, сильного мужчину плакать!...
08 12 2021 8:36:56
Не забывайте замечать успех ребенка, даже самый незначительный!...
07 12 2021 8:21:48
Когда дети появляются на свет их первые годы жизни предопределены целями и желаниями родителей. Какого цвета будет коляска, пинетки? Какие будут игрушки? Будет ли ходить в ясли? В какой детский садик отдадим? На какую секцию запишем? В какую школу лучше пойти?...
06 12 2021 19:46:55
Ваш малыш нуждается в вашей любви и заботе!...
05 12 2021 5:21:55
Приближается сезон гриппа, так что стоит задуматься!...
04 12 2021 9:15:39
Чтобы понять своего ребенка - нужно просто захотеть это сделать и выслушать его...
03 12 2021 16:29:14
Все пространство монтессори-класса посвящено развитию сенсорного опыта. В первую очередь ребенку предлагают найти пары предметов, отличающиеся только по одному признаку, например высоте, длине или толщине....
02 12 2021 0:56:39
Как рассказать ребенку о войне? О подвигах наших дедов, да так чтобы не ранить нежную детскую душу...
30 11 2021 21:18:20
Вы должны учитывать, какой тип вакцины используется при иммунизации!...
29 11 2021 16:38:23
10 способов, которыми вы можете помочь малышам лучше адаптироваться в окружающем мире без наказания...
28 11 2021 19:52:15
Очень часто, мы, родители, занимаясь творчеством с ребенком сталкиваемся с рядом проблем....
27 11 2021 8:32:20
Время так быстротечно!...
25 11 2021 8:46:57
Это аутоиммунное заболевание может быть очень коварным!...
24 11 2021 23:30:38
На самом деле такой пример, не плохой, а эмоциональный....
22 11 2021 13:48:32
Сегодня мы, сами став такими взрослыми и важными, как наши родители, можем с ностальгической и доброй улыбкой вспомнить некоторые фразы из детства...
21 11 2021 8:16:47
Следите за вашим тоном и выбирайте слова...
20 11 2021 21:40:42
Занимайтесь с крохой, развивайте его умственно и физически...
19 11 2021 9:16:26
Милые пальчиковые рисунки могут украсить стены детской комнаты...
18 11 2021 8:31:51
Я не хочу, чтобы тяжесть горя была в этом доме!...
17 11 2021 5:55:54
Важное условие для развития ребенка, как личностного, так и социального...
16 11 2021 18:19:31
Главное не забывайте соблюдать эти правила!...
15 11 2021 0:43:42
Отношения между родителем и ребенком могут быть хорошими, только если они будут общительны друг с другом...
14 11 2021 23:41:17
Почитай детям стихи о зиме: добрые, светлые, смешные и поучительные...
13 11 2021 6:14:46
Об ошибках родителей и методах, как сделать так, чтобы ребенок не врал...
12 11 2021 11:12:24
У подростков возникает чувство некоторого заточения, когда взрослые тебя серьезно еще не воспринимают......
11 11 2021 17:38:58
Отличная идея, как и ребенка занять полезным делом и сделать милую поделку!...
10 11 2021 12:37:51
Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::