Михаил Казиник: Забирать у детей детство, чтобы сообщать им кучу информации, — это преступно
Музыкант, философ и автор «комплексно-волнового урока» Михаил Казиник рассказывает, почемушкола похожа на стюардессу, зачем учителя физики должны говорить о Бахе и кто крадет у детей лучшие годы жизни.
В моей юности учителя были намного более знающими, чем нынешние. Образование было более фундаментальным. И все равно я считаю, что очень много времени пропало зря. Жалко детство, в котором много ненужной информации.
Я узнаю у людей про их оценку по истории. Отвечают: «Пятерка». Тогда я спрашиваю: «Что такое огораживания?». Вспоминает только учитель истории. Я не совсем понимаю, зачем у меня был урок про «огораживания». Зачем все это было нужно, когда никто никогда не помнит ни про какие огораживания?
Вот в самолетах каждый раз стюардесса рассказывает про технику безопасности. Конечно, никто ничего не запоминает. Нет таких историй, в которых человек все надел, поплыл и потом заявил: «Самолет упал, все погибли, а я спасся, потому что внимательно выслушал стюардессу». Мне наша школа напоминает эту стюардессу, которая всегда обязана все рассказывать.
Современная школа — это школа прошлых веков; школа, которая абсолютно неправомерна. Раньше все было понятно — никаких источников информации, кроме учителей, не было. А сейчас все учителя, с точки зрения знаний, будут посрамлены перед интернетом. Ни один, даже самый замечательный, учитель географии не знает и одной миллиардной доли того, что есть в сети.
Любой нормальный ребенок наберет ключевое слово и получит десять миллионов единиц информации, а бедный учитель географии по-прежнему задает прочитать страницу 117 и пересказать ее. Абсурд очевиден.
Школу надо менять, потому что сейчас она порождает дичайшую необразованность
Это просто ужас, и он с каждым годом все ужаснее и ужаснее, извините за тавтологию. Мы забираем у детей десять лет в самые лучшие годы их жизни. А что получаем на выходе? Поклонников Стаса Михайлова и Леди Гаги. А ведь эти дети десять лет учили поэзию Пушкина, Тютчева, учили Моцарта, пели в хоре, изучали великие творения, которые порой и взрослые не понимают.
Учили великую литературу и музыку, доказывали теоремы, изучали логическое мышление. Но после этого всего в мир выходит человек, который не может связать и пяти звуков, у которого не стыкуются правая и левая части мозга, у которого речь насыщена словами, которые ни один педагог в школе не преподавал.
Школа не соответствует требованиям социума. Единственное спасение — другая школа, школа будущего. Каждый предмет должен преподаваться вкупе с другими предметами. Нет оторванных друг от друга предметов, есть панорамная картина мира. Она и дает нам как нобелевских лауреатов, так и просто нормальных людей с нормальным мышлением.
Идеальная школа — это создание панорамного видения, воссоздание мышления во всей ассоциативной связи. В моей школе все уроки комплексно-волновые, они связаны единым понятием, явлением, вещью, предметом. Урок может длиться день, ведут его все учителя, сопричастные с этим явлением.
Плюс междисциплинарности
Почему я говорю о нескольких учителях сразу? Очень унизительно бегать из класса в класс каждый час, все время менять атмосферу и переделываться. В обычной школе каждый учитель абсолютно не соотносится с другим учителем и его предметом.
Учитель физики даже не задумывается, что у детей только что была география, и не может понять, почему не получается навести дисциплину. А потом приходит учитель, которого дети очень любят, и ему вовсе не надо наводить порядок. Это все хорошо, но невозможно школу положить на индивидуальность учителей.
Все нобелевские открытия сделаны на междисциплинарном уровне, на стыке предметов.Распространить такую систему вполне реально. Начинать нужно с отдельных точек. То, что я предлагаю, куда более естественно, чем школа, в которой бедный учитель постоянно приспосабливается к разным классам.
Учитель физики, который прошел мою методику, приходит в школу и начинает говорить про Баха. Химик включает музыку Бородина, через которую становится ясной связь между музыкой и химическими реакциями. Музыка — это питание мозга, я знаю это по нобелевским лауреатам.
В моей школе любой учитель начинает с неожиданного, непривычного. Это принцип отстранения. Как только учитель приходит на урок и говорит: «Великий русский писатель Достоевский», внимание у детей ослабляется — лучше почитать какой-нибудь детектив. Мысль о том, что Достоевский — великий, должна родиться в конце урока у самих детей.
Чувство юмора — необходимое качество педагога
Еще одно условие — чувство юмора. Да, не у всех оно есть, и в будущем людям без него лучше идти в бухгалтеры, нежели в учителя. Пусть педагоги заводят картотеки веселых историй и рассказывают их детям — устраивают перезагрузку.
Неужели нормальный учитель не может выяснить знания ребенка без дурацких экзаменов, без глупых билетов? А если ребенок забыл точную высоту Джомолунгмы — это что, ему тройку нужно ставить? Да ерунда! А он скажет: «Иван Иваныч, вот там внизу целая религия родилась. Там Тибет, там такое творится! Можно я вам расскажу?».
Обучение — это не тюрьма и не армия. Это светлое место академии Платона, где люди, улыбаясь, познают всякие вещи. Ребенок не компьютер и не большая советская академия. Главное — чтобы ребенок был счастливым. В современной школе он не будет счастлив никогда.
Главный двигатель к знаниям
Нормальному индустриальному обществу нужен лишь один процент математиков. Остальные будут уметь считать только деньги. Зачем же всех детей мучить математическими деталями, которые они забудут навсегда на следующий день? Стране нужны 3% фермеров, 1,5% химиков, еще 4–5% рабочих. Математики, физики, химики, производственники — 10% населения. Остальные будут людьми свободных профессий, как это уже произошло в Швеции.
Вся система должна измениться. Куча знаний во всех предметах никому не нужна. Зачем вам изучать географию Дании — вы же найдете все в интернете, как туда соберетесь. Другое дело — если познавать ее через Андерсена. Мой урок объединяет его сказки с географией, историей Дании, красотой Копенгагена, историей любви Русалочки. Вот это и есть школа.
Главный двигатель к знаниям — это любовь. Все остальное не играет роли. То, что человек любит, он знает. Нельзя вбить в голову никакую математику и геометрию. Современной школе не хватает искусства, культуры и риторики. Нужно просто посмотреть семь свободных искусств, которые изучали античные дети, это было неплохо поставлено.
В общем-то, смысл и цель всего движения цивилизации — создание артефактов культуры и искусства. Кто правил во времена Баха? Какой по счету был король во времена Шекспира? Эпоха Шекспира, эпоха Пушкина, эпоха Мольера, эпоха греческого театра… А кто был в это время цезарем — это надо смотреть в справочниках. От всего развития человечества остается только культура и искусство. Остальное — ерунда. Ничего другого не остается, как бы мы не старались. Даже научное открытие только мостик для следующих.
Искусство и культура нужны для того, чтобы люди не убивали друг друга. Школа должна быть радостным воспоминанием детства, самой светлой частью жизни человека. Все равно с каждым годом мы приближаемся к смерти. В этом плане жизнь — достаточно пессимистичная штука, печальная. Забирать у детей еще и детство, чтобы сообщать им кучу информации, которую они никогда не запомнят и которой никогда не воспользуются — это совсем преступно. Выпустить надо не математика или физика, а человека.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Лучше помогите нам, а не критикуйте!...
29 12 2021 15:37:38
Малыши все понимают, у них очень осмысленный взгляд...
28 12 2021 10:28:50
Если вы решили выяснить отношения с супругом, постарайтесь это сделать без присутствия ребенка...
27 12 2021 1:35:25
Если вы будете постоянно хвалить ребенка даже за самые маленькие достижения, чтение по-английски станет его любимым занятием...
22 12 2021 12:16:31
Застенчивость – это черта характера, которая может быть особенностью определенного возраста ребенка, а может быть и постоянной. Застенчивость у детей может казаться милой, но на самом деле, она крайне мешает ребенку, особенно подросткового возраста, вести нормальный образ жизни и общаться с одногодками....
21 12 2021 12:26:33
...показать мальчику, что значит жить без денег. Несколько дней они провели на ферме у очень бедной семьи....
20 12 2021 19:41:21
Роды, схватки, потуги, что к чему и в какой последовательности!...
19 12 2021 22:54:37
Результаты удивили даже самих исследователей...
18 12 2021 1:53:12
Еще не придя в себя от первого, о втором я даже думать не решалась. « Попробую пожить с тираном!» — мысленно сказала себе и по самую макушку окунулась в счастье материнства....
17 12 2021 23:36:37
Материнство - это как мышца, которая с каждым разом становится все сильнее!...
16 12 2021 9:37:30
Будьте здесь и сейчас со своим малышом, пока он с вами...
15 12 2021 1:49:33
Вы знаете, кто ваш ребенок? Лидер, звезда, наблюдатель... А вдруг он - в числе "отвергнутых"?! В этой статье рассказывается, как помочь ребенку занять достойное положение в своем детском коллективе....
14 12 2021 11:29:25
Полезные советы, которые стоит запомнить!...
13 12 2021 13:53:28
Сохраняя терпение и спокойствие, можно научиться правильно преодолевать детские истерики без вреда для семейных взаимоотношений и психического состояния крохи...
11 12 2021 23:53:35
Если ребенок не будет спать днем, это нарушит весь его режим!...
10 12 2021 14:24:53
Чудо появления на свет новой жизни или девятый круг ада — так отзываются люди о родах. То, о чем одни мечтают как о чуде, другие боятся как огня, третьи — мечтают и боятся одновременно. Несколько мам решили поделиться с читательницами собственным опытом рождения малышей....
09 12 2021 13:41:47
Выясните причину и помогите малышу, сам он не справится...
08 12 2021 6:33:59
Превратите монотонное обучение в увлекательную игру и, тогда весь процесс одевания станет не в тягость, а в радость!...
07 12 2021 16:42:45
Малышу важно чувствовать, что он не один, что рядом есть люди, которые любят его...
06 12 2021 20:23:41
Цените маленькие и большие радости!...
05 12 2021 6:27:24
Перечень самых травматичных видов детского спорта...
04 12 2021 1:30:22
Так все таки - есть ли эффект?!...
03 12 2021 21:50:57
Почему стоит интересоваться интересами своего ребенка...
02 12 2021 8:37:22
Как только малыш появился на свет, родители сразу начинают думать и мечтать, каким он вырастит, какой у него будет характер и каким он будет человечком :)...
29 11 2021 20:15:10
" По ученикам узнают учителей..."...
28 11 2021 6:39:54
Что если он скажет: « Мама кричала на меня...»...
27 11 2021 2:17:16
Изучение новых слов - это игра для целой семьи...
26 11 2021 20:44:43
Это на самом деле О Ч Е Н Ь важно...
25 11 2021 7:20:18
Эта процедура весьма неприятна, но иногда просто необходима!...
23 11 2021 23:49:24
Прочный фундамент совместного труда и семейного отдыха...
22 11 2021 19:56:28
Хорошее зрение необходимо для учебы, отдыха и, повседневной жизни...
19 11 2021 3:40:22
Главное поговорите со своим партнером!...
18 11 2021 22:40:35
Понаблюдайте за ребенком, как он пробует снова и снова, ошибается, падает, потом опять встает, продолжает попытки, лишь бы научиться чему-то новому. А как часто мы при малейшей неудаче опускаем руки?…...
17 11 2021 21:52:29
Я чувствую себя точно так же, как чувствует себя бегун после того, как он завершает свой марафон и падает на асфальт!...
16 11 2021 14:10:59
Со временем мы все это осознаем!...
15 11 2021 17:17:10
Жираф и кот мои новые кумиры!...
14 11 2021 17:37:15
С собой в практику "приручения горшка" мы берем терпение и терпимость, уверенность в том, что мы хорошие родители чудесного ребенка, умение не сравнивать себя и своего детки с другими родителями и другими ребенками, умение спокойно выслушивать критику и советы бабушек- дедушек...
13 11 2021 10:11:48
Организуйте веселый праздник для ребенка и его друзей...
11 11 2021 3:10:30
Просто так ничего не бывает, особенно – у детей...
10 11 2021 17:38:32
Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::