Изнасилование на пятерку
Должен сказать, я никогда не писал практически ничего об оценках, несмотря на многочисленные просьбы и даже настоятельные рекомендации, просто потому, что всегда считал для себя эту тему очень понятной. Но в последнее время разговор этот возникает вновь и вновь — с коллегами, с друзьями, с родителями. Значит, говорить надо. Ну что ж, давайте.
Сразу скажу: дело вовсе не в том, что я категорически против оценок, я просто действительно совсем-совсем не понимаю, как оценка в школе может явиться хоть каким-то образовательным (педагогическим) инструментом. Штука в том, что весь мой опыт доказывает обратное. Да и опыт коллег, по моим наблюдениям, приводит к единственному выводу: оценка не просто вредна — она развращает личность, убивает любопытство, приводит к конфликтам и комплексам.
Хотите доказательств? Пожалуйста! Желание получить положительную оценку (и избежать отрицательной) постепенно становится сильнейшей мотивацией. Настолько сильной, что часто она покрывает все остальные мотивации. Потому и вводится в манипулятивных системах дрессировка с самого раннего детства. Начнем с простейших примеров: скажем, за обедом человек хочет поскорее выпить компот. При этом знает, что положительную оценку («ты хороший мальчик») он получит в случае, если съест суп. Как ему поступить? В рамках приобретенного условного рефлекса — реакция на положительную оценку — он принимается за суп. Получает подкрепление в виде похвалы (оценка). Как вам кажется, сколько раз ему нужно побывать в подобной модели, чтобы она закрепилась? Нескольких будет достаточно, не правда ли? Что станет результатом? Его неумение определить, чего он на самом деле хочет? Познание принципа зависимости отношений с мамой от ее субъективной оценки? Что взрослые лучше знают, как жить? Организм, черт возьми, подсказывает, что он хочет компот (рис с овощами, макароны и пр.) а мир диктует, что нужно есть суп! Как тут быть? Однако эта дилемма не вечна. Оценка — наркотик, ежедневное применение которого снимает все эти вопросы. И постепенно вытесняет истинные мотивации.
Слишком примитивно? Этот же механизм работает точно так же и в более сложных случаях.
Давайте про школу. Взгляните на пятибалльную оценочную систему: ничего странного не замечаете? Из пяти возможных вариантов три – отрицательные (причем один из них — единица — практически никогда не используется), остается хилая дифференциация между 4 и 5… Что мы хотим сказать с помощью этих сомнительных инструментов? Даже приблизительной объективности не получается. Представьте, у человека в диктанте было 20 ошибок, он долго работал и в следующем сделал только 8. И что же? Опять двойка! Между тем его успех намного больше, чем у отличника, который, исправив одну-единственную ошибку, перешел от четверки к пятерке. Равно как и за сданный чистый лист он получит не ноль, что было бы хотя бы логичным, а все ту же двойку. Неужели вас это не смущает? Как объяснить это детям? Разве такая система может стать хоть сколько-нибудь серьезной и честной обратной связью — поддерживающей, обучающей….
Девочка Света выучила письмо Татьяны и получила пятерку. Мальчик Ваня не выучил письмо Евгения и объяснил, почему он этого не сделал (его раздражает лживость и манипулятивность письма). Два. И это — в полном соответствии со стандартом.
Государственная контрольная в нашей школе. Второй класс. На картинке — гнездо и домик. Вопрос: объясните, что общего и в чем разница. Наш ученик отвечает: «Разница в том, что в гнезде живет птица, а в доме — человек, а общее то, что в гнезде живет птица, а в доме — человек». Ответ, на мой взгляд, на грани гениальности. Прикажете поставить пару, в соответствии со стандартом? Сказать что-нибудь типа «ты молодец, но мир этого не оценит?» Нет тут подходящих вариантов. Но есть вопрос: зачем оценка? Разве без нее мы не сможем понять, что человек знает, а чего не знает?
Могу предложить вам жестокую и опасную проверку: введите на недельку жесткую оценочную систему в собственные женско-мужские отношения и увидите, с какой скоростью рухнет все. «Дорогой, сегодня за наш секс ставлю тебе 4 с минусом…» — «Дорогая, тебе троечка за сегодняшний вечер». Смешно, не правда ли? Вот и в отношениях с детьми — смешно.
Оценка приводит к тому, что человек учится соответствовать не самому себе, своим желаниям, мыслям, интересам, а учебнику, взглядам учителя, вообще взрослого. Он постепенно теряет умение взаимодействовать с миром, выбирать.
Это неправда, что без оценок «они» не учатся! Ну совсем неправда! Эта формула возникает только в одном случае: происходящее вне уроков намного важнее происходящего внутри. И еще один обязательный элемент: сам оценивающий часто страдает сильнейшим комплексом неполноценности. Стоит только построить вместе с учениками яркий, интересный процесс, необходимость в оценках отпадает сама собой.
Был у меня когда-то такой случай. Меня пригласили в одну из школ провести с учениками 9-10-11 классов «День чтения» (есть, как оказалось, и такой день…). Мы с участниками нашли малоизвестную сказку Андерсена и организовали большую открытую конференцию, в процессе которой они в малых группах читали, свободно ходили по залу, обменивались мнениями, трактовали, задавали друг другу вопросы, спорили. Практически не было не вовлеченных в процесс (а почему бы им быть, ведь речь шла о собственной трактовке, об отношении текста к нашей жизни). И тут ко мне подошли две учительницы этих детей. «Как здорово! Мы никогда их такими не видели! Можно мы поставим оценки?» Я, конечно, оторопел: «Зачем?» — «Просто мы действительно никогда прежде не слышали голоса некоторых из них, а сейчас они так активны. Это поможет нам поставить им в четверти хотя бы тройку…»
Ну и как вам? Все еще не достаточно доказательств? Талантливые, яркие, активные получат «хотя бы тройку». Легко, конечно, свалить все на учителей, сказав, что они просто не умеют организовать интересный урок. Я уверен, что это не так. Просто сами учителя оказываются заложниками оценочной системы и теряют постепенно собственную ориентацию, собственную способность к творчеству.
В процессе учения, познания, безусловно, человеку необходима «обратная связь». Ну так и дайте ее! Начиная с раннего детства. Разговор о том, что вы думаете, что чувствуете, что вам мешает, что помогает, каков ваш опыт, предложение поддержки — все это намного действеннее, чем оценочное «молодец, хороший мальчик, вот теперь ты мне нравишься» (Мне! Вот в чем истинная цель — понравиться высшему существу!)
В школе же все еще проще: человек учится, это так интересно! Зачем подменять его желание познавать мир желанием понравиться учителю, соответствовать некоему стандарту? Сколько потерянных поколений еще необходимо для того, чтобы понять, насколько это опасно? Сначала «подсадим» на оценку в качестве главного мотора, а потом носимся в поисках утраченной самости ребенка. «Он ничем не интересуется…»
Знаете, когда к нам приходят дети из других школ, то, о чем говорилось выше, проявляется как на негативе. Поначалу они в принципе не в состоянии поверить, что будут приняты такими, какие есть. В этом смысле они проходят довольно непростой период адаптации. Это такой же непростой период и для нас: ведь одно дело, когда человек делает что-то, ибо в противном случае его осудят, и совсем другое — когда он выбирает сам как поступать. Одна история, когда он постоянно получает «месседж» окружающего мира типа «мы-то знаем, как поступать правильно, знаем все правильные ответы, и тебя скоро научим», и другая — учиться самому принимать решения, открывать свой собственный интерес, следовать ему, находить неожиданные пути и решения (о которых учитель может и не догадываться). Открыть заново, что урок может быть интересен сам по себе, вне зависимости от того, как тебя оценивают, — это, верите ли, непросто. Особенно если до этого главным мотором была оценка. Противоположные системы координат…
Как-то меня спросили: вы, наверное, говорите не об оценках, а об отметках? А что, действительно есть разница? Разве отметка не является простым выражением вашего оценивания? Разве не на нее реагирует ребенок — радостно или с горечью? Разве это не пустое словоблудие, в конце концов?
Манипулятивная система требует манипулятивной же поддержки. Не поэтому ли так часто предлагается и такое оправдание: «Сейчас он учится важному принципу: как поработаешь, так и получишь. Поработаешь хорошо — получишь пять, поленишься — получишь два. Вот вырастет — будет так же: поработает (поучится) хорошо — получит большую зарплату (должность, положение), поленится — будет прозябать под забором». И первое, и второе — ложь! Уверен, за примерами читателям далеко ходить не придется.
Я снова и снова возвращаюсь к своему излюбленному вопросу: зачем? Если ответ — обратная связь, то намного проще дать ее на словах, объяснить, что к чему, найти вместе ошибки, предложить путь к их исправлению, пониманию.
Оценка — один из главных якорей учителей и родителей, не умеющих или не желающих сделать жизнь интересной, как для себя, так и для другого.
Вот и даем мы в ответ на простой вопрос «зачем учиться» взаимоисключающие ответы: учиться нужно для себя, но на оценку других. Как это? Сами подумайте!
Автор: Дима Зицер
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Образованные и финансово успешные дети...
29 12 2021 1:10:56
« В тот день, когда я забрала его из школы, было ясно, что его состояние ухудшилось. Его яркие голубые глаза больше не сверкали, и он чувствовал сонливость и одышку...»...
28 12 2021 20:46:37
Со временем мы все это осознаем!...
27 12 2021 3:24:58
Даже самые любящие родители не всегда отдают себе отчет в том, что есть цель воспитания. Мы должны четко представлять, какие качества мы хотим воспитать в своих детях....
25 12 2021 8:42:12
Оба ваших малыша нуждаются в любви и заботе...
24 12 2021 13:15:46
Когда мне сказали, что у меня диастаз, я подумала, что это какое-то странное заболевание!...
23 12 2021 10:27:13
Как воспитать ответственность? Что необходимо делать, чтобы юный человек стал ответственным человеком? Как воспитать в ребенке ответственность?...
22 12 2021 9:59:39
Ребенок не должен терять уверенность в себе и своих силах!...
21 12 2021 10:42:53
Фотограф Джеймс с разрешения семьи Макклин поделился их невероятной и грустной историей......
20 12 2021 7:55:12
Статья поможет вам разобраться какие игрушки купить детям до года...
19 12 2021 19:18:19
Мозг подростков использует уникальный метод работы......
18 12 2021 3:33:17
Фантазия ребенка не знает границ!...
17 12 2021 2:27:25
Исследователи обнаружили, что, когда у мамы есть поддерживающая сеть друзей, их малыши лучше справляются с когнитивными тестами!...
16 12 2021 15:51:23
Сделайте переход от детства ко взрослой жизни успешным для вашего ребенка...
15 12 2021 22:17:13
Возьмите на заметку, вам обязательно пригодится!...
13 12 2021 19:47:14
Ребенок – это карма родителей. И если вдруг младенец выбирает сложную программу (например, рождается с врожденными заболеваниями или пороками), то это не столько наказание, сколько один из способов вразумления тех, через кого он пришел....
12 12 2021 22:12:35
Смотря на наших детей, мы с теплом вспоминаем свое детство. Это беззаботное время, когда для полного счастья хватало мороженного, полазать по деревьям, опека и любовь родителей а также съездить на море!...
10 12 2021 13:44:38
Обычный родитель уверен, что все его свободное время должно полностью посвящаться ребенку, при этом свои интересы он отодвигает на второй план. Мудрый родитель способен самостоятельно о себе заботиться, этому он учит и своих детей....
09 12 2021 0:33:16
Чем занять ребенка на прогулке зимой? Попробуйте рисовать на снегу. Подготовка минимальная, а радости у ребенка неописуемо много!!!...
08 12 2021 3:13:23
Мы с дочкой большие любители книг, поэтому наша новогодняя коллекция пополнилась новинками. Часть из тех книг, что я покажу вам сегодня, будут подарками для адвент-календаря....
07 12 2021 23:59:47
« Я хозяин своего тела!»...
05 12 2021 5:29:30
Благодаря этим упражнениям ребенок научится читать быстро и правильно...
04 12 2021 2:58:45
Советы для сохранения хорошего настроения...
03 12 2021 11:42:10
Обратитесь к врачу, если вы заметили эти симптомы у ребенка!...
02 12 2021 19:11:36
Читаем, думаем, делаем выводы....
01 12 2021 3:20:53
Роль отца в семье и в воспитательном процессе...
30 11 2021 19:52:43
То, что с ребенком не все в порядке, не замечают и не хотят замечать родители, больше предпочитая радоваться, что их малыш тихоня...
29 11 2021 15:31:32
Не навреди — первая заповедь врача. Соблюдают ли ее родители, когда лечат простуду у малыша?...
28 11 2021 4:57:31
Отличный рецепт вкуснейшего печенья. Делать быстро и просто. Попробуйте!...
27 11 2021 16:15:33
Креативный способ рисования, который понравится вашим детям!...
26 11 2021 9:43:19
Удивительные исследования о том, как растут любознательные дети...
25 11 2021 20:21:52
Мой подход в воспитании детей изменился благодаря одному откровению. Однажды мой муж вспомнил свое детство: « Каждый раз, когда мы спрашивали у отца значение какого-либо слова, он брал словарь и предлагал узнать его вместе». Помните Библейскую притчу? « Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда»....
23 11 2021 9:12:40
Мама Ирина предложила нам поучаствовать в конкурсе « Подарок лучшему папе на свете». И мы это предложение принимаем с радостью!...
22 11 2021 12:37:20
Редкая врожденная аномалия привела к удивительному чуду!...
21 11 2021 9:11:45
Я знаю, что так нельзя. Но вот у меня появились дети, и я вдруг осознаю: я становлюсь похожей....
20 11 2021 16:24:16
Рецензия на детскую книгу Муфта, Полботинка и Моховая борода. Читать всем обязательно!...
18 11 2021 1:16:48
Милые пальчиковые рисунки могут украсить стены детской комнаты...
16 11 2021 15:14:21
Я видела вас сегодня, и я хочу сказать вам: все в порядке!...
14 11 2021 17:24:36
Папочки тоже бывают изобретательны......
13 11 2021 13:45:32
Не чокнуться самим – вот главная задача родителей подростка....
12 11 2021 7:27:33
В период зимних каникул веселое времяпровождение обеспечено!...
11 11 2021 11:27:19
Плавание укрепляет иммунитет и полезно для физического развития...
10 11 2021 1:28:31
Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::