О кризисе подросткового возраста
Некоторые особенности психологии подросткового возраста
В психологии и в педагогике особенности психологии подростков принято называть подростковым комплексом. Что же подразумевается под этими словами, то есть на какие особенности подростковой психологии следует действительно обратить серьезное внимание? Часто подростковый комплекс дает о себе знать повышенным интересом к внешности, причем этот интерес сочетается с особой чувствительностью и с очень острой реакцией на оценку собственной внешности, но при этом с безапелляционными и нелицеприятными высказываниями по поводу внешности окружающих. Педагоги и психологи отмечают, что в подростках часто уживаются такие, казалось бы, несочетаемые качества, как повышенная внимательность и просто поразительная черствость по отношению к окружающим. Часто подростки могут очень легко и практически мгновенно переходить от крайней застенчивости и закрытости к полнейшей раскованности, которая может граничить с развязностью. Кроме того, подростковый комплекс отличается еще и тем, что стремление получить признание окружающих и максимально высокую оценку своих действий или мыслей может сочетаться с демонстративной независимостью и с показной самостоятельностью. Характерны для подростков нежелание соглашаться с общепринятыми в обществе правилами, стремление отрицать общепринятые идеалы, постоянное противостояние любым авторитетам, которые сочетаются с готовностью практически обожествлять своих кумиров, когда те (с высокой долей вероятности) могут появиться в жизни юного человека; причем таким кумиром может быть и поп-звезда, и религиозный фанатик, и руководитель спортивной секции, и необыкновенная девочка из соседнего двора — абсолютно кто угодно. Психологи и педагоги отмечают, что в подростке удивительным образом может сочетаться способность фантазировать, богатое воображение, лиризм и прагматичность, сухой расчет или сухое мудрствование, а нежность вполне способна тут же переходить в жестокость. Если внимательно присмотреться к подростку, то становится совершенно понятно, что для подростков очень свойственна полярность психики, повышенная восприимчивость, ранимость, эмоциональность. Что касается способности подростка к обучению, то тут ученые и педагоги-практики отмечают, что для подростков очень характерны и свойственны стремление к знаниям и к познанию мира и себя, пытливость и живость ума, стремление получить как можно больше самых разных сведений, навыков и умений, что, к сожалению, далеко не всегда проявляется во время школьных занятий. Однако неоднократно отмечалось, что подростки совершенно не стремятся к какой-либо системе при получении знаний и могут легко «перепрыгивать» с одного увлечения на другое, бросать что-то одно, чтобы тут же заняться чем-то другим. Максимальные усилия подростки прилагают для освоения тех сфер и для получения тех знаний, которые кажутся им наиболее привлекательными, интересными и важными. Неоднократно отмечено, что подростки часто бывают эмоционально неустойчивыми, у них резко и совершенно непредсказуемо меняется настроение, что объясняется гормональными всплесками в период активной гормональной перестройки организма. Бывает, что подросток, который только что казался весьма экзальтированным и чрезмерно эмоциональным, практически мгновенно впадает в заторможенное состояние, которое граничит с депрессивным. Подростки категорически неприемлют попыток хоть каким-то образом ущемить их самолюбие, а также любых высказываний или поступков окружающих, которые хотя бы минимально могут напоминать такие попытки. Интересно, что пики эмоциональной неустойчивости у девочек и у мальчиков не совпадают, причем на этот раз девочки от мальчиков отстают. Максимальная эмоциональная неустойчивость мальчиков отмечается в возрасте от одиннадцати до тринадцати лет, а для девочек эта проблема становится особенно актуальной в промежутке с тринадцати до пятнадцати.Формирование самосознания подростка
Известно, что один из важнейших этапов формирования личности — это этап формирования самосознания, когда молодой человек учится осознавать свои потребности и соотносить их со своими возможностями, учится анализировать свои переживание, желания и мысли и делать выводы на основании выполненного анализа, а также осваивает очень важное умение отличать себя как личность от того, что эта личность делает. Восприятие себя самого, то есть субъективное «Я», формируется у подростков преимущественно не на самооценке, а на мнении окружающих, причем часто даже тех, кто подростку не нравится. Но ведь бесспорный факт, что самооценка — это обязательный и неотъемлемый компонент самосознания. А именно самооценка у подростков, как говорится, хромает на обе ноги: то она занижена по совершенно непонятным причинам, то завышена, и тоже непонятно, почему именно. Чтобы самосознание подрастающего и взрослеющего человека не было искалечено и деформировано, взрослые должны внимательно относиться к подростку и своевременно вносить коррективы в формирование восприятия подростком самого себя и своей неповторимости и уникальности в этом мире.Интеллектуальное и эмоциональное формирование подростка
В подростковом возрасте продолжается эмоциональное и интеллектуальное формирование личности, которое началось практически сразу же после рождения, однако именно в подростковом возрасте формирование этих сторон личности особенно активно. Педагоги и психологи неоднократно отмечали, что и эмоционально, и интеллектуально мальчики и девочки развиваются неодинаково. Что касается мальчиков, то, как выяснилось в результате многих наблюдений, именно мальчикам гораздо проще абстрагироваться, поэтому у них лучше, чем у девочек, развито абстрактное мышление и восприятие. Как правило, мальчики имеют более широкий круг интересов и самых разных увлечений, которые иногда могут быть и совершенно неожиданными. Но есть и другая сторона медали — несмотря на некоторые явные преимущества, мальчикам гораздо сложнее ориентироваться в реальной жизни и принимать безошибочные решения в ситуациях, которые встречаются в реальных обстоятельствах. По поводу девочек неоднократно отмечено, что девочки более практичны, более реалистичны и более крепко стоят на ногах в обыденных житейских ситуациях. Кроме того, отмечается, что девочки умеют более ясно и отчетливо доносить до собеседника свою мысль, то есть словесно-речевая деятельность развита у девочек лучше, чем у мальчиков этого же возраста. Отмечается и то, что девочки более остро и более болезненно реагируют на нелестные отзывы об их внешности, чем на такие же острые высказывания по поводу их сообразительности и интеллектуальных возможностей.Самооценка подростка и его стремление познать себя
Для любого подростка весьма характерно стремление познать себя и свои возможности в самых разных сферах жизнедеятельности. Для любого подростка крайне важно понять, на что он способен, в чем он лучше других, чем он может выделиться на общем фоне. Взрослые должны помнить о том, что для подростков свойственен максимализм, то есть восприятие всего окружающего по максимуму и стремление достичь максимума во всем, что подростку интересно (надеяться, что это будет изучение, например, химии, совершенно не стоит, хотя и исключать этого тоже нельзя). Любой подросток пытается выяснить, где ему нет равных и где он будет несравненно лучше, чем другие. Для подростков очень часто характерны упорство, настойчивость, вера в свои силы и возможности, стремление добиться практически невозможного, включая пресловутое «перевернуть мир». Такое сочетание черт характера может из любого человека сделать успешную личность и бесспорного лидера в своей отрасли, однако чаще всего реалии повседневности через какое-то время заставляют эти черты угаснуть и превращают весьма обнадеживающего подростка во вполне заурядного взрослого. Очень важно, что практически любой подросток сравнивает себя с другими людьми, причем чаще всего происходит сравнение с кем-то из известных и успешных людей — именно таким образом формируются подростковые авторитеты, а то и кумиры. А важность формирования авторитетов переоценить действительно сложно, поскольку часто именно на этой основе будут сформированы личностные ценности и оценка себя как личности, что имеет огромное и неоспоримое влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Кроме того, сравнивая себя и свои возможности с другими людьми, подросток определяет свои цели на и ближайшее время, и на отдаленное будущее, а именно эти цели и станут основой дальнейших поступков и решений. И самооценка, и самовоспрятие любого подростка в очень значительной мере зависят от общения, причем как от общения со сверстниками, так и от общения со взрослыми. Именно общение с окружающими людьми корректирует самооценку любого человека и, тем более, самооценку подростка. Очень важно понимать, что для любого подростка огромное значение имеет признание — и признание его умений, и признание его достоинств, и признание его правоты. Если подросток получает такое признание, то он становится вполне успешным взрослым, даже если идея перевернуть мир и отвергнута как неперспективная. Однако если подросток не получает ни малейшего признания своих талантов, у него практически наверняка будут развиваться многие комплексы, в том числе и комплекс неполноценности. Имея же внутреннюю и даже неосознанную потребность компенсировать свои комплексы, подросток может бросать вызов обществу, шокируя всех своим, казалось бы, необъяснимым неадекватным поведением. Однако возможен и другой вариант, когда подросток становится нелюдимым и замыкается в себе, теряя любую, даже самую крошечную, веру в людей.Коммуникативная сфера в жизни подростков
Сложно не согласиться, что совершенно особенное значение для любого человека и, тем более, для подростка, имеет коммуникативная сфера, то есть сфера общения между людьми, а также возможность и умение общаться. Именно в процессе общения (коммуникации) подросток получает знания, которые ему непременно понадобятся в жизни, причем эти необходимые знания далеко не ограничиваются школьными предметами. Подростку очень важно научиться понимать принципы общения между людьми, принципы построения иерархии в любом обществе или сообществе, принципы совместной деятельности и многое другое. Проблемой подросткового возраста много и плодотворно занимался блестящий американский психоаналитик (немец по происхождению) Эрик Хомбургер Эриксон, который очень много работал как психолог, изучающий и корректирующий психологию развития. Именно Эрику Эриксону принадлежит теория восьми стадий психосоциального развития личности и именно он стал автором популярного сегодня термина «кризис идентичности». Что имеется ввиду? Не секрет, что одна из важнейших особенностей любого подростка — поиск себя, своего места в мире, стремление найти себя как личность и как индивидуальность. Иногда этот путь может быть не просто длительным и сложным, но еще и болезненным, когда самолюбие подростка будет подвергаться многочисленным испытаниям, а то и ударам. Психологи и педагоги отмечают, что главная суть так называемого подросткового комплекса состоит в свойственных именно этому возрастному периоду поведенческих моделях и в специфических, свойственных именно для подростков, поведенческих реакциях на любое воздействие и вмешательство извне, то есть на любую попытку вмешаться в жизнь подростка или попытаться подкорректировать его поведение.Социализация подростков
Одной из важнейших частей подросткового кризиса следует считать социализацию подростка — в подростковом возрасте все подростки проходят через фазу первичной социализации, что объясняется тем, что все подростки этого возраста посещают школу и находятся на иждивении (на содержании). Чаще всего речь идет об иждивении родителей, но некоторые подростки по совершенно разным причинам находятся на иждивении у государства. В социальном отношении подросток практически не отличается от ребенка, поскольку подросток тоже зависит от содержащих его институтов (институт семьи или институт государства). Что касается психологических особенностей этого возраста применительно к социализации, то психологи отмечают существенное возрастание уровня притязаний, то есть подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы окружающие считали его именно таким. Для подростка очень важно, чтобы его признали взрослым и чтобы его поведение воспринималось как поведение взрослого, однако уровень этих притязаний в большинстве случаев достигается несколько позже, поскольку понятие «взрослый» непременно соединяется с понятием «ответственность», к чему подростки чаще всего не готовы. Тем не менее, для подростка крайне важно, чтобы его взросление и взрослость были замечены и отмечены как можно большим количеством людей; также для подростка не менее важно изменить форму своего поведения, чтобы не выглядеть ребенком в глазах окружающих. Не следует забывать, что представления подростков о норме поведения в среде взрослых людей далеко не всегда соответствуют действительности, что провоцирует обсуждение поведения и поступков взрослых людей, причем это обсуждение далеко не всегда имеет приемлемые формы, что способно стать причиной возрастных конфликтов, которые, к сожалению, весьма типичны при общении с подростком. Именно такие подростки достаточно часто проходят подростковый возраст легко и практически без кризисных ситуаций, однако не следует забывать, что социализация неизбежна для каждого человека и совершенно не зависит от тех условий, которые были созданы для подростка в семье. Например, если подросток не научился общаться с ровесниками в раннем подростковом возрасте, то ему все равно придется это делать в позднем подростковом возрасте, когда законы подросткового социума становятся более жесткими, поэтому процесс социализации для такого подростка может пройти гораздо сложнее и стать более травматичным. Для полноценной социализации любого подростка очень важны отношения в семье, ведь именно семейные установки становятся ориентиром для установления подростком межличностных отношений. Известно, что если в семье нет взаимного доверия и уважения, то у подростка формируется чувство недоверия к окружающему миру, а то и чувство враждебности. Кроме того, на формирование подростка как личности огромное влияние оказывают социально-экономическое состояние всего общества, ощущение стабильности или нестабильности, ощущение уверенности или неуверенности в завтрашнем дне, представления о социальной справедливости. ИсточникОтзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Чаще говорите ребенку приятные и ласковые слова...
29 12 2021 14:41:48
Вырабатываем правильную дикцию у ребенка...
28 12 2021 21:52:31
Взамен наказания должен выступать строгий родительский наказ!...
27 12 2021 14:40:38
Если бы кто-нибудь меня предупредил об этих простых особенностях — мне было бы проще их растить», — признавалась женщина, поднявшая на ноги троих сыновей. А как же мамы девочек? Восстанавливаем справедливость и даем слово одной из них....
26 12 2021 23:19:42
Мамочки, избегайте спорных конфликтных ситуаций!...
25 12 2021 14:45:45
Зодиакальная характеристика детей Стрельцов...
24 12 2021 10:56:15
Курсы для будущих родителей – это шанс для вас и партнера узнать как можно больше о рождении ребенка и уходе за ним. А еще это возможность познакомиться с другими мамами....
23 12 2021 7:24:40
Ваш ребенок вырастет и преодолеет свое поведение!...
22 12 2021 6:34:59
Проводите больше времени со своими детьми!...
21 12 2021 14:45:14
Данное блюдо рекомендовано детям с 2 лет!...
20 12 2021 0:25:23
Главное обратите внимание на качество и безопасность конструкции!...
19 12 2021 22:38:16
Для начала Вы должны успокоиться сами!...
18 12 2021 7:56:30
Это отличная новость!...
17 12 2021 17:42:12
Чтобы детям не надоедали мамины уроки, нужно подойти к ним с фантазией...
16 12 2021 7:14:45
Друзья, вот и подошел к концу Фестиваль « Озорных песиков», организаторами которого стали блоги « Просто Мама» и « Друзья Бабочки Яночки»!...
15 12 2021 19:13:15
Все родители хотят своим детям только добра, но вот проблема: каждый понимает это самое добро по-своему. И, собственно, взращивает добро в ребенке по своему уникальному методу....
14 12 2021 4:30:36
« Справедливость является величайшей из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда» ( Аристотель)...
13 12 2021 3:11:54
Перед тем, как вы решите, что "все с этого момента, с этого дня никаких сосок", подумайте о том, а вы выбрали правильно время для этого?...
12 12 2021 21:45:53
Обратите внимание, родители!...
11 12 2021 9:57:12
Соблюдайте эти рекомендации и ваши дети будут здоровы!...
10 12 2021 23:53:14
Влияние Омега-3 на поведение человека...
09 12 2021 0:19:59
Ребенок должен знать, что его не только считают взрослым, но и начинают требовать как с взрослого...
08 12 2021 19:25:23
Ребенок наблюдает и привыкает к жизни в системе, которая его окружает...
07 12 2021 17:44:23
Вы не подозревали, что мешаете ребенку учиться...
06 12 2021 11:11:30
Настойчивость и терпение Вам в помощь!...
05 12 2021 21:34:43
Постарайтесь не потерять любовь и поддержку родного человека...
04 12 2021 0:49:58
Главное придерживайтесь рекомендаций врача!...
03 12 2021 3:16:25
Совесть может появиться только благодаря мышлению и усвоению особенностей этического воспитания в семье...
02 12 2021 12:40:57
Это так важно для меня!...
01 12 2021 10:42:38
Не игнорируйте эти занятия с ребенком, они пойдут на пользу!...
30 11 2021 19:32:37
Помогите ребенку увидеть, какие прелести дарит мир фантазий и представлений...
29 11 2021 5:16:27
Помогите своему ребенку определить для себя разницу не только в манере одеваться, но и в стилях взаимодействия с людьми вокруг...
28 11 2021 8:16:15
Я влюбился в нее в свои тридцать с лишним лет... такая любовь, которая захватывает твое дыхание и пугает тебя тем, что ты нашел « Единственную!»...
27 11 2021 12:33:44
Не стоит отодвигать себя на задний план!...
26 11 2021 3:42:31
У нас в семье есть великолепная традиция. Каждый год мы вместе с ребенком заполняем анкету. Я задаю вопросы, а ребенок отвечает. Из года в год у нас пишется книга - о ребенка. Хочу поделиться с Вами интересными вопросами для анкеты...
25 11 2021 7:17:30
Любовь к чтению – это привычка, которую нужно формировать с детства...
24 11 2021 8:59:34
Такие советы стоит запоминать!...
23 11 2021 0:59:47
10 способов, которыми вы можете помочь малышам лучше адаптироваться в окружающем мире без наказания...
22 11 2021 21:48:56
Ребенок делает слишком много попыток ввода пароля и блокирует iPad практически навсегда!...
21 11 2021 20:50:49
Маленькие хитрости счастливых родителей!...
20 11 2021 18:18:50
Неважно, что вы говорите - важно, как вы это говорите...
18 11 2021 22:22:48
Почему?...
17 11 2021 3:12:27
Он наблюдает за каждым движением, каждой задачей, каждой страстью своего папы, желая подражать ему!...
16 11 2021 10:59:56
Если вы говорите нет вашим детям, это не значит, что вы плохая мать. Вы просто обозначаете границы. Запреты являются одной из форм научить их ценить вещи....
15 11 2021 19:13:24
С этим сталкиваются многие беременные женщины!...
14 11 2021 5:23:20
За каждым действием стоит решение или настроение...
13 11 2021 4:10:26
Как часто мы боимся неизвестности!...
12 11 2021 19:54:11
Шесть представительниц разных поколений одной семьи соберутся вместе, чтобы отметить День матери: 111 лет – 88 лет – 70 лет – 39 лет – 16 лет – 7 недель...
11 11 2021 14:21:40
Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::