О кризисе подросткового возраста > Отцы и дети
Дети и отцы    

О кризисе подросткового возраста

707c5723
Подростковый период формирования человеческой личности часто называют переходным возрастом, трудным возрастом, периодом полового созревания или пубертатным периодом. Так что же такое, этот непонятный и сложный возраст, который никто не может обойти и который почему-то очень быстро забывается?   Название «пубертатный период», которое может считаться синонимом выражений «трудный возраст» или «переходный возраст», происходит от латинских слов pubertas, pubertalis, которые обозначают понятия «период полового созревания», «половая зрелость», «возмужалость». В эти понятия, как бы их не называли, включаются стадии и биологического созревания человека, и социально-психологического развития каждой личности.   Временные рамки этого периода не могут считаться чем-то одинаковым абсолютно для всех и имеют индивидуальные различия. Однако ученые (психологи, врачи, педагоги) называют средние временные показатели «трудного» возраста.   У девочек пубертатный период начинается в возрасте от десяти до двенадцати лет и длится практически до шестнадцатилетия. А у мальчиков эти сроки несколько сдвигаются — начало пубертатного периода приходится на возраст с двенадцати до четырнадцати лет, а длится этот трудный и непредсказуемый возраст практически до совершеннолетия, то есть до восемнадцати лет. Именно эта разница и лежит в основе утверждения, что девочки развиваются раньше, и это полностью соответствует действительности.   Насколько точны эти временные рамки? Безусловно, каждый подросток проживает этот период по-своему и в свое время, и временные рамки могут быть названы только ориентировочно и весьма приблизительно, но родители должны быть готовы, что в определенном возрасте их ласковые и всегда сговорчивые малыши могут превратиться в колючих и ершистых существ, которые отрицают даже то, что сахар сладкий, и настроение у которых меняется по сто раз на дню. Мамы часто вспоминают свое состояние во время беременности, однако насколько справедливо такое сравнение?   Необходимо еще раз отметить, что в основе всех трудностей подросткового возраста лежит половое созревание, то есть гормональные изменения, которые происходят в организме ребенка. Так что сравнение с состоянием нервной системы беременной женщины в какой-то мере оправдано, поскольку и в том, и в другом случае дело в гормональной перестройке организма и в гормональной активности.   Другое дело, что беременная женщина — это взрослый человек, и точно знает, что с ней происходит и почему, а также знает, что на смену гормональным бурям во время беременности придет состояние умиротворения в период грудного вскармливания. А вот подростки не понимают, что с ними происходит, даже если и знают выражение «трудный возраст».   Кроме того, беременность длится девять месяцев, а пубертатный период может растянуться и на пять лет, и родители должны хорошо понимать, что в жизни их ребенка сейчас происходит настоящая смена эпох со всеми надлежащими и совершенно неизбежными катаклизмами и катастрофами.   У всех ли детей подростковый возраст проходит одинаково? Конечно же, не у всех. Да и главные трудности продолжаются не все годы переходного периода. Однако главная задача родителей — понимать, что происходит с их ребенком, и помочь справиться с этим сложнейшим периодом в жизни, когда происходит физическое, умственное, нравственное и социальное становление молодого человека, а также активно формируются моральные и социальные устои личности.

Некоторые особенности психологии подросткового возраста

В психологии и в педагогике особенности психологии подростков принято называть подростковым комплексом. Что же подразумевается под этими словами, то есть на какие особенности подростковой психологии следует действительно обратить серьезное внимание?   Часто подростковый комплекс дает о себе знать повышенным интересом к внешности, причем этот интерес сочетается с особой чувствительностью и с очень острой реакцией на оценку собственной внешности, но при этом с безапелляционными и нелицеприятными высказываниями по поводу внешности окружающих.     Педагоги и психологи отмечают, что в подростках часто уживаются такие, казалось бы, несочетаемые качества, как повышенная внимательность и просто поразительная черствость по отношению к окружающим.   Часто подростки могут очень легко и практически мгновенно переходить от крайней застенчивости и закрытости к полнейшей раскованности, которая может граничить с развязностью.   Кроме того, подростковый комплекс отличается еще и тем, что стремление получить признание окружающих и максимально высокую оценку своих действий или мыслей может сочетаться с демонстративной независимостью и с показной самостоятельностью.   Характерны для подростков нежелание соглашаться с общепринятыми в обществе правилами, стремление отрицать общепринятые идеалы, постоянное противостояние любым авторитетам, которые сочетаются с готовностью практически обожествлять своих кумиров, когда те (с высокой долей вероятности) могут появиться в жизни юного человека; причем таким кумиром может быть и поп-звезда, и религиозный фанатик, и руководитель спортивной секции, и необыкновенная девочка из соседнего двора — абсолютно кто угодно.   Психологи и педагоги отмечают, что в подростке удивительным образом может сочетаться способность фантазировать, богатое воображение, лиризм и прагматичность, сухой расчет или сухое мудрствование, а нежность вполне способна тут же переходить в жестокость.   Если внимательно присмотреться к подростку, то становится совершенно понятно, что для подростков очень свойственна полярность психики, повышенная восприимчивость, ранимость, эмоциональность.   Что касается способности подростка к обучению, то тут ученые и педагоги-практики отмечают, что для подростков очень характерны и свойственны стремление к знаниям и к познанию мира и себя, пытливость и живость ума, стремление получить как можно больше самых разных сведений, навыков и умений, что, к сожалению, далеко не всегда проявляется во время школьных занятий.   Однако неоднократно отмечалось, что подростки совершенно не стремятся к какой-либо системе при получении знаний и могут легко «перепрыгивать» с одного увлечения на другое, бросать что-то одно, чтобы тут же заняться чем-то другим. Максимальные усилия подростки прилагают для освоения тех сфер и для получения тех знаний, которые кажутся им наиболее привлекательными, интересными и важными.   Неоднократно отмечено, что подростки часто бывают эмоционально неустойчивыми, у них резко и совершенно непредсказуемо меняется настроение, что объясняется гормональными всплесками в период активной гормональной перестройки организма. Бывает, что подросток, который только что казался весьма экзальтированным и чрезмерно эмоциональным, практически мгновенно впадает в заторможенное состояние, которое граничит с депрессивным.   Подростки категорически неприемлют попыток хоть каким-то образом ущемить их самолюбие, а также любых высказываний или поступков окружающих, которые хотя бы минимально могут напоминать такие попытки.   Интересно, что пики эмоциональной неустойчивости у девочек и у мальчиков не совпадают, причем на этот раз девочки от мальчиков отстают. Максимальная эмоциональная неустойчивость мальчиков отмечается в возрасте от одиннадцати до тринадцати лет, а для девочек эта проблема становится особенно актуальной в промежутке с тринадцати до пятнадцати.

Формирование самосознания подростка

Известно, что один из важнейших этапов формирования личности — это этап формирования самосознания, когда молодой человек учится осознавать свои потребности и соотносить их со своими возможностями, учится анализировать свои переживание, желания и мысли и делать выводы на основании выполненного анализа, а также осваивает очень важное умение отличать себя как личность от того, что эта личность делает.   Восприятие себя самого, то есть субъективное «Я», формируется у подростков преимущественно не на самооценке, а на мнении окружающих, причем часто даже тех, кто подростку не нравится. Но ведь бесспорный факт, что самооценка — это обязательный и неотъемлемый компонент самосознания. А именно самооценка у подростков, как говорится, хромает на обе ноги: то она занижена по совершенно непонятным причинам, то завышена, и тоже непонятно, почему именно.   Чтобы самосознание подрастающего и взрослеющего человека не было искалечено и деформировано, взрослые должны внимательно относиться к подростку и своевременно вносить коррективы в формирование восприятия подростком самого себя и своей неповторимости и уникальности в этом мире.

Интеллектуальное и эмоциональное формирование подростка

В подростковом возрасте продолжается эмоциональное и интеллектуальное формирование личности, которое началось практически сразу же после рождения, однако именно в подростковом возрасте формирование этих сторон личности особенно активно.   Педагоги и психологи неоднократно отмечали, что и эмоционально, и интеллектуально мальчики и девочки развиваются неодинаково.   Что касается мальчиков, то, как выяснилось в результате многих наблюдений, именно мальчикам гораздо проще абстрагироваться, поэтому у них лучше, чем у девочек, развито абстрактное мышление и восприятие. Как правило, мальчики имеют более широкий круг интересов и самых разных увлечений, которые иногда могут быть и совершенно неожиданными.   Но есть и другая сторона медали — несмотря на некоторые явные преимущества, мальчикам гораздо сложнее ориентироваться в реальной жизни и принимать безошибочные решения в ситуациях, которые встречаются в реальных обстоятельствах.   По поводу девочек неоднократно отмечено, что девочки более практичны, более реалистичны и более крепко стоят на ногах в обыденных житейских ситуациях. Кроме того, отмечается, что девочки умеют более ясно и отчетливо доносить до собеседника свою мысль, то есть словесно-речевая деятельность развита у девочек лучше, чем у мальчиков этого же возраста.   Отмечается и то, что девочки более остро и более болезненно реагируют на нелестные отзывы об их внешности, чем на такие же острые высказывания по поводу их сообразительности и интеллектуальных возможностей.

Самооценка подростка и его стремление познать себя

Для любого подростка весьма характерно стремление познать себя и свои возможности в самых разных сферах жизнедеятельности. Для любого подростка крайне важно понять, на что он способен, в чем он лучше других, чем он может выделиться на общем фоне. Взрослые должны помнить о том, что для подростков свойственен максимализм, то есть восприятие всего окружающего по максимуму и стремление достичь максимума во всем, что подростку интересно (надеяться, что это будет изучение, например, химии, совершенно не стоит, хотя и исключать этого тоже нельзя).   Любой подросток пытается выяснить, где ему нет равных и где он будет несравненно лучше, чем другие. Для подростков очень часто характерны упорство, настойчивость, вера в свои силы и возможности, стремление добиться практически невозможного, включая пресловутое «перевернуть мир».   Такое сочетание черт характера может из любого человека сделать успешную личность и бесспорного лидера в своей отрасли, однако чаще всего реалии повседневности через какое-то время заставляют эти черты угаснуть и превращают весьма обнадеживающего подростка во вполне заурядного взрослого.   Очень важно, что практически любой подросток сравнивает себя с другими людьми, причем чаще всего происходит сравнение с кем-то из известных и успешных людей — именно таким образом формируются подростковые авторитеты, а то и кумиры. А важность формирования авторитетов переоценить действительно сложно, поскольку часто именно на этой основе будут сформированы личностные ценности и оценка себя как личности, что имеет огромное и неоспоримое влияние на всю дальнейшую жизнь человека.   Кроме того, сравнивая себя и свои возможности с другими людьми, подросток определяет свои цели на и ближайшее время, и на отдаленное будущее, а именно эти цели и станут основой дальнейших поступков и решений.   И самооценка, и самовоспрятие любого подростка в очень значительной мере зависят от общения, причем как от общения со сверстниками, так и от общения со взрослыми. Именно общение с окружающими людьми корректирует самооценку любого человека и, тем более, самооценку подростка.   Очень важно понимать, что для любого подростка огромное значение имеет признание — и признание его умений, и признание его достоинств, и признание его правоты. Если подросток получает такое признание, то он становится вполне успешным взрослым, даже если идея перевернуть мир и отвергнута как неперспективная.   Однако если подросток не получает ни малейшего признания своих талантов, у него практически наверняка будут развиваться многие комплексы, в том числе и комплекс неполноценности. Имея же внутреннюю и даже неосознанную потребность компенсировать свои комплексы, подросток может бросать вызов обществу, шокируя всех своим, казалось бы, необъяснимым неадекватным поведением. Однако возможен и другой вариант, когда подросток становится нелюдимым и замыкается в себе, теряя любую, даже самую крошечную, веру в людей.

Коммуникативная сфера в жизни подростков

Сложно не согласиться, что совершенно особенное значение для любого человека и, тем более, для подростка, имеет коммуникативная сфера, то есть сфера общения между людьми, а также возможность и умение общаться. Именно в процессе общения (коммуникации) подросток получает знания, которые ему непременно понадобятся в жизни, причем эти необходимые знания далеко не ограничиваются школьными предметами.   Подростку очень важно научиться понимать принципы общения между людьми, принципы построения иерархии в любом обществе или сообществе, принципы совместной деятельности и многое другое.   Проблемой подросткового возраста много и плодотворно занимался блестящий американский психоаналитик (немец по происхождению) Эрик Хомбургер Эриксон, который очень много работал как психолог, изучающий и корректирующий психологию развития. Именно Эрику Эриксону принадлежит теория восьми стадий психосоциального развития личности и именно он стал автором популярного сегодня термина «кризис идентичности». Что имеется ввиду?   Не секрет, что одна из важнейших особенностей любого подростка — поиск себя, своего места в мире, стремление найти себя как личность и как индивидуальность. Иногда этот путь может быть не просто длительным и сложным, но еще и болезненным, когда самолюбие подростка будет подвергаться многочисленным испытаниям, а то и ударам.   Психологи и педагоги отмечают, что главная суть так называемого подросткового комплекса состоит в свойственных именно этому возрастному периоду поведенческих моделях и в специфических, свойственных именно для подростков, поведенческих реакциях на любое воздействие и вмешательство извне, то есть на любую попытку вмешаться в жизнь подростка или попытаться подкорректировать его поведение.

Социализация подростков

Одной из важнейших частей подросткового кризиса следует считать социализацию подростка — в подростковом возрасте все подростки проходят через фазу первичной социализации, что объясняется тем, что все подростки этого возраста посещают школу и находятся на иждивении (на содержании). Чаще всего речь идет об иждивении родителей, но некоторые подростки по совершенно разным причинам находятся на иждивении у государства.   В социальном отношении подросток практически не отличается от ребенка, поскольку подросток тоже зависит от содержащих его институтов (институт семьи или институт государства).   Что касается психологических особенностей этого возраста применительно к социализации, то психологи отмечают существенное возрастание уровня притязаний, то есть подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы окружающие считали его именно таким.   Для подростка очень важно, чтобы его признали взрослым и чтобы его поведение воспринималось как поведение взрослого, однако уровень этих притязаний в большинстве случаев достигается несколько позже, поскольку понятие «взрослый» непременно соединяется с понятием «ответственность», к чему подростки чаще всего не готовы. Тем не менее, для подростка крайне важно, чтобы его взросление и взрослость были замечены и отмечены как можно большим количеством людей; также для подростка не менее важно изменить форму своего поведения, чтобы не выглядеть ребенком в глазах окружающих.   Не следует забывать, что представления подростков о норме поведения в среде взрослых людей далеко не всегда соответствуют действительности, что провоцирует обсуждение поведения и поступков взрослых людей, причем это обсуждение далеко не всегда имеет приемлемые формы, что способно стать причиной возрастных конфликтов, которые, к сожалению, весьма типичны при общении с подростком.   Именно такие подростки достаточно часто проходят подростковый возраст легко и практически без кризисных ситуаций, однако не следует забывать, что социализация неизбежна для каждого человека и совершенно не зависит от тех условий, которые были созданы для подростка в семье.   Например, если подросток не научился общаться с ровесниками в раннем подростковом возрасте, то ему все равно придется это делать в позднем подростковом возрасте, когда законы подросткового социума становятся более жесткими, поэтому процесс социализации для такого подростка может пройти гораздо сложнее и стать более травматичным.   Для полноценной социализации любого подростка очень важны отношения в семье, ведь именно семейные установки становятся ориентиром для установления подростком межличностных отношений. Известно, что если в семье нет взаимного доверия и уважения, то у подростка формируется чувство недоверия к окружающему миру, а то и чувство враждебности.   Кроме того, на формирование подростка как личности огромное влияние оказывают социально-экономическое состояние всего общества, ощущение стабильности или нестабильности, ощущение уверенности или неуверенности в завтрашнем дне, представления о социальной справедливости.   Источник  



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Как воспитать принцессу?

Все ли девочки могут быть принцессами...

26 10 2021 17:26:57

Развивающие игры для ребенка в один годик

Во что поиграть малышам до года и после...

25 10 2021 9:22:10

«Советы моей 13-летней дочери. Вскрыть после моей смерти» – шуточное письмо-завещание, опубликованное в британской газете The Times.

Никогда не люби того, кого, по твоему мнению, стоит улучшить – или того, кто заставляет тебя думать, что улучшить надо тебя...

24 10 2021 3:48:45

Мой любимый город

Мой любимый город О моем городе Благовещенске. За что я его люблю....

23 10 2021 19:45:42

Каково это, когда ваш брак в подвешенном состоянии?

Вам лучше сесть и принять правильное решение!...

22 10 2021 9:47:10

Роды с мужем: за или против? Мамы делятся опытом!

Совместные роды: за или против? Существует много мнений по этому поводу....

21 10 2021 1:18:38

Как научить ребенка говорить правду?

Учим малыша быть правдивым...

20 10 2021 16:10:51

Невероятные поделки из самых обычных макаронных изделий!

Это просто фантастика! Отличная идея для хобби!...

19 10 2021 18:41:25

Как справиться с чересчур подвижным ребенком?

Не запрещайте ребенку двигаться и найдите для него интересное занятие...

18 10 2021 10:56:59

Ожоги: степени, лечение и профилактика!

Эти важные советы стоит запомнить!...

17 10 2021 9:53:11

Четыре стадии в отношениях матери и дочери

Долгое время у меня мамы не было. Ну то есть она была всегда, физически. Но внутри у меня не было ощущения корней, не было ощущения, что она старше и больше. Не было уважения, любви. Мы могли ругаться, мириться, мило общаться, пить чай вечерами литрами. Она была моим родным человеком. Но мамой… Мамой я ее почувствовала не так давно. Когда наконец перестала от нее чего-то ждать, что-то ей доказывать и пытаться ее переделать. Когда повзрослела и перестала заниматься ерундой....

16 10 2021 16:26:27

Откуда берутся «хорошие девочки»

Таких жутких историй много, я же постараюсь рассказать вам историю обычную, некую общую часть истории хороших девочек, которая так или иначе могла коснуться и коснулась каждой....

15 10 2021 0:15:25

Андрей Максимов: Дети – это экзамен, который родители сдают перед Богом

Если между поколениями возникают проблемы – виноваты всегда родители....

14 10 2021 4:53:35

Вам кажется, что у вас не хватает молока? Давайте разберемся, что к чему!

Каждая кормящая мама сталкивается с лактационным кризом!...

12 10 2021 11:53:50

Дети хотят быть равными

Педагогика и воспитание или общение с учителем...

11 10 2021 4:46:33

Заботимся о водном балансе ребенка. Сколько нужно пить ВОДЫ детям?

Как приучить ребенка пить достаточное количество воды в день?...

09 10 2021 2:12:22

Забавные игры для выплеска бури эмоций у ребенка

Будет интересно, если в играх будут участвовать все члены семьи...

08 10 2021 7:43:44

Воспитание по Песталоцци: Любовь – понятие конкретное

О какой любви идет речь? О милом сюсюканье? О том, чтобы говорить ребенку хорошие слова и гладить по головке? Да, все это тоже важно. Но речь, понятно, не об этом, но о чувстве серьезном и действенном....

07 10 2021 0:35:46

Каким должен быть подход к выбору имени ребенку?

Сколько семей - столько и вариантов......

06 10 2021 1:15:39

Дорогая дочь! Когда я стала твоей мамой – это навсегда изменило меня!

Любовь, которой ты меня учила, была всепоглощающей!...

05 10 2021 3:12:25

Традиционные и вкусные блинчики

Несколько удивительных рецептов блинчиков...

04 10 2021 20:21:43

Время животика: как помочь малышу освоиться на животе!

Это очень полезное занятие!...

03 10 2021 4:32:14

Когда мама опаздывает на работу!

Мы видим вашу тяжелую работу!...

02 10 2021 16:30:14

Ты растешь прямо на моих глазах!

Нужно больше обниматься, меньше беспокоиться и напоминать себе, как все быстро меняется!...

01 10 2021 9:55:27

Гармония в отношениях с ребенком

Очень часто молодые мамы и папы стараются воплотить несбывшиеся мечты в своих детях......

30 09 2021 0:23:33

Планируем беременность и семью

О самом важном в жизни шаге...

29 09 2021 17:41:26

Поможем маленькой Лизе

Поможем маленькой Лизе Маленькая Лиза нуждается в помощи. Даже 100 рублей, могут помочь. Ведь нас много. Если каждый откликнется, маленькая Лиза...

28 09 2021 20:14:18

Первый раз в первый класс! Проходим период адаптации!

Давайте разберемся, как помочь ребенку в этот непростой период!...

27 09 2021 12:27:10

Основные способы поощрения детей

Помните, что поощрение должно быть грамотным!...

26 09 2021 23:32:44

Воспитание детей с любовью

Это так просто!...

25 09 2021 7:39:19

Хотите быть счастливым родителем? Отпусти эти 15 моментов, чтобы обрести радость!

Позвольте себе быть счастливым родителем для своего ребенка и себя!...

24 09 2021 20:46:47

Как правильно учить ребенка одеваться

Превратите монотонное обучение в увлекательную игру и, тогда весь процесс одевания станет не в тягость, а в радость!...

23 09 2021 14:40:47

6 навыков, которые пригодятся детям в будущем

Важнейшие жизненные способности, которые пригодятся детям в будущем...

22 09 2021 9:24:12

Дорогой сын, надеюсь, ты позвонишь!

Просто чтобы знать, что я рядом......

21 09 2021 3:41:55

Как учить с ребенком цифры

Как увлечь ребенка, чтобы ему было интересно учить цифры и легко запоминать новую информацию...

20 09 2021 18:35:14

Не собирайте пропущенные моменты, мама!

Посмотрите вокруг и оцените эту жизнь, которую вы создали!...

19 09 2021 12:23:46

10 имен, к которым счастье так и липнет

Родителям на заметку!...

18 09 2021 21:47:44

Не требуйте от детей любви

Родительской любви не свойственно искать взаимности......

17 09 2021 23:49:36

Каждый день спрашивайте у ребенка ответы на эти вопросы...

Слушая рассказ ребенка, не торопитесь осуждать...

16 09 2021 10:19:45

3 причины, по которым ваша жена несчастна!

Я попросил ее… П О Г О В О Р И Т Ь О Б Э Т О М!...

15 09 2021 5:15:56

Как научить ребенка ценить время

Люди, которые постоянно везде опаздывают и раздражают этим других, вырастают из детей, которым в детстве родители не объяснили ценность времени....

14 09 2021 8:22:35

Как заставить вашего ребенка слушать вас с первого раза!

Полезная тактика, которую стоит опробовать!...

13 09 2021 20:20:30

Выберите для себя правильную линию поведения в воспитании гиперактивного ребенка

Любви и терпения Вам на нелёгком родительском пути!...

12 09 2021 0:12:48

Как тужиться: должно ли ваше тело быть вашим проводником?

Все зависит от вашего отношения и желания!...

11 09 2021 23:15:16

Кто ваш ребенок - лидер, звезда, наблюдатель

Вы знаете, кто ваш ребенок? Лидер, звезда, наблюдатель... А вдруг он - в числе "отвергнутых"?! В этой статье рассказывается, как помочь ребенку занять достойное положение в своем детском коллективе....

10 09 2021 17:16:39

Проблемы и их решения в семьях, где есть усыновленные дети

Если ребенок попал к вам в дом, уже неважно, кто именно его родил!...

09 09 2021 19:34:14

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.