Дети и отцы    

Развитие мелкой моторики

707c5723

Вашему малышу исполнился год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любую игрушку или предмет (разнообразие форм и размеров зависит только от вас) любой рукой, пальцами или всей ладошкой, умеет перекладывать игрушки из руки в руку. Любит бросать игрушки, ронять, сталкивать с чего-либо, может есть руками небольшие кусочки пищи, пытается сам пить из небольшой чашки. Открывает и закрывает крышки коробок и баночек, может достать оттуда что-либо и положить обратно. Умеет или пытается надевать и снимать с палочки или веревочки колечки с большими отверстиями, ставить кубик на кубик, закреплять детали простейшего конструктора на подставке или соединять одну с другой.

Какие игры и упражнения могут помочь маленьким и пока еще не вполне умелых ручек стать совершеннее?

Предоставьте ребенку возможность манипуляции со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре поверхностей: коробки, банки, флаконы и бутылки (из пластика или картона), кусочки тканей, палочки, камушки и многое другое.

Учите его переливать воду из стаканчика в другую (более широкую) емкость. Наливать воду в стаканчик из-под крана, вылавливать ручками или ситечком плавающие в воде небольшие предметы. Все это, конечно, лучше делать в ванной во время купания.

Дайте ему для игр сыпучие материалы. Если сейчас лето, больше играйте в песочнице: учите насыпать песок лопаткой, совочком, руками в ведерки и формочки разного размера. Просеивать через ситечко. Стройте малышу куличики, пусть ломает их ручками или совочком. Ни под каким предлогом не давайте малышу брать песок в рот. Если такое произошло (в первый же раз!!!), немедленно прекратите игру, сложите все игрушки и уйдите из песочницы. Малыш будет огорчен, что его увели. Вы должны очень эмоционально, чтоб произвести нужное впечатление, огорчиться тому, что случилось, сказать, что этого нельзя делать. И вернетесь в песочницу, только после просьб ребенка и договора между вами, что он так больше делать не будет. Если это повторилось, уйдите из песочницы совсем и не возвращайтесь туда пару дней. Проходя мимо, говорите, что вы сожалеете, что не можете туда пойти, так как малыш ест песок. Довольно скоро он поймет, что этого все-таки делать нельзя.

Если сейчас зима, то сделайте дома импровизированную песочницу. Для этого можно использовать любую крупу, причем лучше каждый раз разную. Ее тоже можно пересыпать из одной емкости в другую, перекладывать ручками или ложкой, просыпать сквозь сито. Но если ребенок пытается ее брать в рот, используйте для таких игр соль. Ни одни ребенок не будет добровольно есть соль.

Играйте также макаронами разной формы, фасолинами, бусинами, пуговицами, другими мелкими предметами (конечно, следите, чтоб все это не попало в рот). Их можно пересыпать, перекладывать руками или ложкой, проталкивать в отверстие в банке (возьмите металлическую банку от кофе с пластмассовой крышкой и сделайте нужное вам отверстие). Их можно раскладывать в ячейки для яиц и вынимать обратно.

Если ребенок уже научился брать предметы двумя пальчиками, подарите ему коробку масляной пастели (если не найдете в продаже, можно попробовать восковые мелки, но они жестче, ими сложнее пользоваться). Пастель сухая – очень сыпется, а масляная – то, что нужно. Возьмите один мелок, отломите от него кусочек сантиметра в три, дайте ребенку. Себе в руки возьмите такой же и начните водить им по листу бумаги. Малыш увидит линии на бумаге и начнет пытаться водить своим мелком, чтобы получить тот же результат. Такой маленький кусочек мелка невозможно держать в кулачке, как обычно поступают малыши с карандашами или фломастерами. Поэтому он сразу научиться держать его “щепоткой”. В последствии, вам легко будет научить его правильно держать карандаш.

Не рисуйте ребенку никаких зверюшек или человечков. Рисуйте только “каляки-маляки”, то есть то, что он тоже может рисовать. Или вскоре сможет этому научиться. Кроме этого, рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Просите малыша вам помочь, пусть пробует хотя бы попадать внутрь нарисованной вами фигурки своим мелком. Во время рисования, можете комментировать то, что рисуете. Заодно, конечно, обращайте внимание на цвет линии, оставляемой мелком.

Не стоит за один “урок рисования” стараться перепробовать все цвета. Каждый раз – новый цвет.

Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо.

Если малыш овладел масляной пастелью, научился ее правильно держать, попробуйте дать ему фломастеры. Если ему еще трудно с ними обращаться, вернитесь к пастели.

Можете также попробовать рисовать с малышом кисточкой, правда, это гораздо сложнее. Купите самую толстую кисточку, которую найдете. Отпилите часть ее ручки, так, чтобы она стала длиной не более 10-12 см. На противоположный щетине конец наденьте резиновую соску или что-нибудь в этом духе, чтобы малыш, случайно ткнув себя ею, не поранился.

Краски можно брать как гуашь, так и акварель (лучше – расфасованную в тюбики, чем сухую). Разведите немного краски до густоты кефира в плоской емкости с невысокими бортиками, чтобы в нее удобно было попадать. Использовать дополнительно воду в процессе рисования не потребуется, так как вы будете каждый раз пользоваться краской только одного цвета.

Посадите малыша в высокий стульчик у стола. Встаньте у него за спиной и, держа его ручку в своей руке, правильно зажав кисточку, начните водить ею по бумаге, предварительно, обмакнув в краске. Не всякий малыш позволит держать свою руку. Если у вас сложилась такая ситуация, дайте ему попробовать рисовать самому или ослабьте свое участие, лишь слегка подправляя положение кисти.

Такие занятия должны продолжать всего две-три минуты. Потом малыш теряет интерес к появлению линий на бумаге, а начинает тискать кисточку всей ладонью, хватать краску, возить рукой по рисунку. Быстро порисовали и быстро перенесли малыша в другое место, но не оставили его одного скучать и кричать о своем желании продолжать процесс, а увлекли другим, не менее интересным делом, предварительно вымыв ручки. А последствия “урока” уберете потом, например, когда он будет спать.

Познакомьте малыша с пластилином. Не надо пока из него ничего лепить. Разомните пластилин до мягкости и отрывайте от него небольшие кусочки. Пусть ребенок попробует делать тоже самое. Эти кусочки можно назвать как-нибудь (булочки, конфетки, что-то другое) и “складывать” их в нарисованную на листе бумаге корзинку или тарелочку. Можно размазывать кусочки пластилина по бумаге. Можно втыкать в него разные мелкие предметы (фасолины, пуговицы, бусины и так далее).

Обязательно играйте с малышом в пальчиковые игры. Простейшие потешки на две – три строчки снабжайте несложными движениями пальцев и всеми ладошками. Рассказывайте их малышу сами и показывайте. Постепенно малыш сам станет за вами повторять.

Предложите малышу поиграть с колечками (желательно с большими отверстиями), которые можно одевать на палочки и снимать обратно. Такие колечки несложно сделать самим – возьмите пластиковую бутылку с плотными стенками, разрежьте ее поперек на несколько частей. Следите, чтобы края колечек были гладкими, без заусенец. Кроме палочек попробуйте использовать веревочку для нанизывания предметов.

Попробуйте играть с коробками – копилками. Сначала малышу проще, в основном, проталкивать в отверстия предметы округлой формы или плоские (их легко правильно сориентировать относительно отверстия). Позже пробуйте дать ему более сложное задание. Сделайте коробку, в которую нужно проталкивать кирпичики или кубики, их еще нужно сначала повернуть правильной стороной, чтобы деталька провалилась в отверстие. Для начала не делайте коробки, в которых на выбор предлагается более двух вариантов деталей. Постепенно усложняйте задачу.

Для развития рук и мышления ребенка можно начать играть с ним в развивающую игру “Рамки и вкладыши Монтессори”, подробно описанную в книгах Никитина. Только использовать ее нужно немножко не так, как там рекомендуется, потому что вы будете начинать пользоваться игрой несколько раньше, чем положено. Желательно использовать игру, сделанную из фанеры или пластика, а не картонный вариант.

Начать можно с показа вкладышей. Для начала возьмите круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник, покажите их малышу, назовите. Показывать лучше, не держа в руках, а выкладывая по одной фигурке на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, дайте их все малышу для самостоятельного разглядывания и манипуляции. Заодно можете предложить коробочку или баночку, в которую он сможет их положить и высыпать обратно. Так можно проделывать не один раз. Постепенно познакомитесь со всеми 16-ю фигурами комплекта.

После предварительного знакомства с вкладышами, покажите рамки. Называя фигуру, в виде которой проделано отверстие. Говорить можно по-разному: “Смотри, вот дырка в виде круга” или “Вот круглая дырка”.

Третий этап. Возьмите одну рамку “круг” и соответствующий вкладыш. На глазах у малыша закройте “окошко”, потом снова его откройте, комментируя словами “окошко закрыто, окошко открыто” или “мама закрывает окошко, открывает…”. Потом, оставив окошко закрытым, предложите малышу самому его открыть. Возможно, он сразу не поймет, что он должен сделать и как. Тогда вы направьте его ручку и рамочке, помогите ухватиться и откройте его вместе. Потом сами опять закройте. Так повторяйте несколько раз. На другой день возьмите другую рамку.

Через некоторое время предложите ребенку попробовать самостоятельно закрыть самое просто окошко – круглое. Потом потренируйтесь с овальным и квадратным окошками.

Занятия проводятся сначала с одной рамкой: вы вынимаете и вкладываете вкладыш, предлагаете малышу вынуть, потом попробовать закрыть. В случае неудачи, закрываете сами и опять даете открыть. Постепенно у ребенка начнут получаться все фигуры.

Только после этого начните предлагать ему две рамки одновременно. Пусть попробует не только закрыть, но и правильно подобрать вкладыш к рамке. Если малыш не может сделать этого сам, не показывайте сразу пальцем, чего куда нужно класть, поговорите с ним. Скажите: “это круг, его нужно положить в круглое окошечко; где оно?”. Пусть малыш попробует найти ее по вашей подсказке. Если же совсем не получается, нужно сказать не “давай я закрою”, а “давай сделаем вместе”. И направьте его руку в нужном направлении.

В следующее занятие опять предложите малышу попробовать самостоятельно справиться с заданием.

Когда малыш легко научился справляться с выбором из двух очень простых рамок (круг и квадрат), к одной простой и хорошо знакомой добавьте еще одну посложнее. Задание будет то же: выбор из двух рамок. Пройдя таким способом все рамки, начните предлагать три на выбор, потом четыре. Больше четырех малышу еще сложно охватить взглядом, долго их рассматривать он тоже не будет и, скорее всего, просто откажется от такой сложной задачи.

Если малыш успешно справляется с геометрическими рамками, попробуйте поиграть в рамки “художественные” – с силуэтными изображениями животных, листьев, машин или чего-то другого (сейчас таких рамок довольно много в продаже). Сначала познакомьте его с силуэтами, назовите, попросите показать то или иное изображение. Выньте вкладыши из рамок или попросите малыша сделать это самостоятельно. Потом начните вкладывать обратно. Сначала вкладывайте сами, только спрашивая его, где чей “домик”. Потом, на второй-третий раз предложите вставить хотя бы один вкладыш самому. Если малышу трудно попадать на место, помогайте ему своей рукой.

Для развития рук малыша хорошо подходит манипуляция разными кнопками и выключателями. Естественно, что позволить малышу “пользоваться” по своему усмотрению кнопками и выключателями настоящих приборов нельзя. Если папа ребенка хоть немного умеет мастерить, то пусть сделает своего рода “пульт управления”.

Постарайтесь придумать что-нибудь свое, не останавливайтесь на выполнении моих советов. Постарайтесь проявить как можно больше фантазии в играх с малышом, в придумывании новых игрушек или приспособлений.

Занимаясь с малышом, не устраивайте уроков или занятий. Просто играйте с малышом, искренне и непринужденно.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Воспитываем ребенка-оптимиста с раннего детства

Успех является результатом упорного труда, а не только везения...

29 12 2021 1:53:32

Если ребенка дразнят в школе

Твоего ребенка дразнят в школе? Из-за насмешек он не хочет ходить в школу, ищет малейшую причину, чтобы остаться дома? Да, случай неприятный. Но выход есть....

28 12 2021 5:37:11

Недетское кино: Что делать, если вы застукали своего ребенка за просмотром «взрослых» фильмов

Принципы сексуального воспитания от психолога Светланы Ройз...

27 12 2021 22:44:49

Почему так важно читать сказки на ночь малышам

Выделяйте полчаса каждый вечер для чтения сказок своему ребенку...

26 12 2021 16:48:21

Почему трехмесячный ребенок плачет и выгибает спину

Маленький ребёнок – это радость, но в тоже время и проблемы, которые нужно решать почти ежедневно....

25 12 2021 22:23:36

Что сказать, когда ваш малыш проверяет пределы!

Есть полезные советы, которые стоит запомнить!...

24 12 2021 5:59:47

Домашние соусы для рациона всей семьи

Вкусные и быстрые соусы порадуют ребенка...

23 12 2021 13:56:36

Наша семья делит ванную комнату, и у меня нет другого выбора!

Это так чудесно - наблюдать за ними!...

22 12 2021 8:46:19

Когда вы кричите на своих детей, вы подвергаете их негативному воздействию и это может привести к депрессии!

Крик - это проявление слабости! Старайтесь разговаривать спокойно!...

21 12 2021 8:43:11

Защитите подростка от психологических проблем

Антисознание является чрезвычайно жестоким, тираничным, грубым и злым...

20 12 2021 5:15:10

Основы детского расписания: почему, когда и как начать!

Это облегчит жизнь и вам и вашему малышу!...

19 12 2021 11:45:16

«Через час после этой фотографии двое из моих детей умерли. Можете ли вы определить мою ошибку?»

« Вы можете заметить мою ошибку на фото? Черт возьми, теперь я могу!»...

18 12 2021 15:21:20

Правильная осанка у ребенка

Основные правила по сохранению осанки у ребенка...

17 12 2021 17:23:52

ШАХМАТЫ как метод детского развития

Возможность расширить кругозор и ускорить развитие ребенка...

16 12 2021 19:56:52

Ни одна сломанная вещь не стоит слез сына

История, которую необходимо читать каждому родителю, чтобы помнить, что ценно на самом деле!...

15 12 2021 21:43:10

Несколько советов молодым родителям по воспитанию ребенка

Любите своих малышей всем сердцем!...

14 12 2021 10:11:25

Кесарево сечение повлияло на эволюцию человека

Не стоит критиковать медицинское вмешательство при родах!...

13 12 2021 9:16:53

Кому мешают правила?

Об отсутствии развитого эмоционального интеллекта...

12 12 2021 6:55:54

Все нюансы при планировании беременности!

Наберитесь терпения и у вас все получится!...

11 12 2021 5:20:22

Почему дети могут часто плакать

В некоторых случаях плач ребенка может дойти и до уровня истерики......

10 12 2021 1:26:58

Как воспитывать мальчиков

Три совета, как воспитывать мальчиков для каждого этапа взросления мальчиков, от малышей до подростков....

09 12 2021 5:25:22

Чтобы малыш научился самостоятельно одеваться

Помогать, безусловно, нужно, но делать это следует разумно!...

08 12 2021 22:13:28

Одежда для кукол своими руками

Одежда для кукол своими руками Мастер-класс как сшить спортивный костюм и платье для куклы из носка...

07 12 2021 18:38:20

Находчивый отец придумал метод, как быстро уложить сынишку спать

Папочки тоже бывают изобретательны......

06 12 2021 21:32:48

Детей нужно воспитывать положительным личным примером

Для того, чтобы стать хорошим человеком, родителю и ребенку необходимо стараться быть таковыми...

05 12 2021 1:15:27

9 способов быстро успокоить плачущего младенца

Спящий младенец - зрелище почти волшебное, сродни чуду. И особенно неправдоподобной эта картина представляется тем измученным родителям, малыши которых без видимой причины плачут, выгибаясь дугой, и кричат не переставая 24 часа в сутки. Не отчаивайтесь!...

04 12 2021 3:55:39

Почему младенцам не советуют спать на животе

Детям рискованно спать на животе...

03 12 2021 5:41:28

Не делайте ошибок, воспитывая детей

Слишком заботливые родители - это слишком...

02 12 2021 17:11:36

Как одеть кроху, чтобы он не простыл. Температурная схема

Что одеть малышу, чтобы он не замерз, но и не вспотел. Эта статья в помощь всем мамочкам!...

01 12 2021 15:20:35

Идем в зоопарка. Первый опыт

Идем в зоопарка. Первый опыт Как подготовиться к посещению зоопарка с ребенком...

30 11 2021 2:45:48

Что такое фонематическая осведомленность и почему важно, чтобы мой ребенок учился читать?

Несколько полезных книг зарубежных авторов, которые вам пригодятся!...

29 11 2021 3:43:46

У вас будет второй ребенок? Вот почему вы должны быть взволнованы, а не бояться!

Вы не успеете и оглянуться, как все в вашей жизни наладится!...

28 11 2021 2:31:41

7 эффективных способов прекратить детскую истерику

Не портите ребенку жизнь...

27 11 2021 20:18:53

Тревога у подростка - 5 способов помочь вашему ребенку справиться!

Подростковая тревога растет, и это не удивительно!...

26 11 2021 21:53:36

Какими бывают способы поощрения детей

Хвалите ребенка за его упорство, стремление к конкретной цели, настойчивость и трудолюбие...

25 11 2021 7:18:50

Половое созревание мальчиков и девочек

Ребенок должен во всем чувствовать вашу поддержку и доверие!...

24 11 2021 10:16:28

Ребенок должен учиться и не получать от этого стресс

Будьте доброжелательны и готовы участвовать в решении проблем ребенка...

23 11 2021 17:24:53

Как формируется характер у детей

Предоставляйте малышу поле для активности, поощряйте его самостоятельность...

22 11 2021 4:39:33

Какими бывают взаимоотношения между детьми и родителями

Говорите больше со своими детьми, любите, целуйте и обнимайте их чаще...

21 11 2021 0:43:47

Открытки из гофрированной бумаги

Открытки из гофрированной бумаги Гофрированная бумага – уникальный материал для творчества. Раньше мы использовали ее в поделках , но никогда не создавали объемных открыток, а зря!...

20 11 2021 10:56:49

11 способов вызвать улыбку у малыша

Таких поступков, практически ничего не стоящих родителям, но освещающих жизнь ребенка неожиданной радостью, можно выдумать множество. Со временем ребенок вдохновится примером родителей, и тогда у вас в семье появится еще один маленький волшебник, дарящий другим улыбки и хорошее настроение....

19 11 2021 14:16:40

Именно так Вы можете показать детям всю свою любовь

Многие дети в наши дни не чувствуют родительскую любовь и заботу...

18 11 2021 13:16:44

Я хочу, чтобы обо мне тоже заботились!

Все нужна поддержка близких и друзей!...

17 11 2021 7:11:17

Причины, по которым детям вредно смотреть 3D-фильмы

Родители, задумайтесь о здоровье своего ребенка!...

16 11 2021 19:39:46

11 фраз Комаровского, которые заставят задуматься

Для вас— самые интересные фразы из его книги « Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников»....

15 11 2021 21:41:57

Забавный ролик о рождественской катастрофе кошки Мяули

Приключения кошки Мяули в канун Рождества...

14 11 2021 0:26:39

Фразы-паразиты в общении с детьми

Некоторые фразы, произнесенные родителями, вредят детской психике...

13 11 2021 6:39:17

Как отметить праздничные дни рождения и сделать их особенными!

Полезные советы для родителей "зимних" детей!...

12 11 2021 3:43:44

Антон Долин: Цель школы сломать волю ребенка

Очередной манифест об образовании. Сегодня его автор — главный кинокритик страны Антон Долин. Он вспоминает, что школа дала ему, и формулирует, что она должна давать каждому....

11 11 2021 6:44:39

Когда ваш ребенок «застревает»: каково это иметь дистоцию плеча во время родов!

Это редкое, но весьма реальное осложнение родов!...

10 11 2021 13:57:58

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Папа, вот видишь, тут нет ничего страшного! Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.