Дети и отцы    

Развитие мелкой моторики

707c5723

Вашему малышу исполнился год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любую игрушку или предмет (разнообразие форм и размеров зависит только от вас) любой рукой, пальцами или всей ладошкой, умеет перекладывать игрушки из руки в руку. Любит бросать игрушки, ронять, сталкивать с чего-либо, может есть руками небольшие кусочки пищи, пытается сам пить из небольшой чашки. Открывает и закрывает крышки коробок и баночек, может достать оттуда что-либо и положить обратно. Умеет или пытается надевать и снимать с палочки или веревочки колечки с большими отверстиями, ставить кубик на кубик, закреплять детали простейшего конструктора на подставке или соединять одну с другой.

Какие игры и упражнения могут помочь маленьким и пока еще не вполне умелых ручек стать совершеннее?

Предоставьте ребенку возможность манипуляции со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре поверхностей: коробки, банки, флаконы и бутылки (из пластика или картона), кусочки тканей, палочки, камушки и многое другое.

Учите его переливать воду из стаканчика в другую (более широкую) емкость. Наливать воду в стаканчик из-под крана, вылавливать ручками или ситечком плавающие в воде небольшие предметы. Все это, конечно, лучше делать в ванной во время купания.

Дайте ему для игр сыпучие материалы. Если сейчас лето, больше играйте в песочнице: учите насыпать песок лопаткой, совочком, руками в ведерки и формочки разного размера. Просеивать через ситечко. Стройте малышу куличики, пусть ломает их ручками или совочком. Ни под каким предлогом не давайте малышу брать песок в рот. Если такое произошло (в первый же раз!!!), немедленно прекратите игру, сложите все игрушки и уйдите из песочницы. Малыш будет огорчен, что его увели. Вы должны очень эмоционально, чтоб произвести нужное впечатление, огорчиться тому, что случилось, сказать, что этого нельзя делать. И вернетесь в песочницу, только после просьб ребенка и договора между вами, что он так больше делать не будет. Если это повторилось, уйдите из песочницы совсем и не возвращайтесь туда пару дней. Проходя мимо, говорите, что вы сожалеете, что не можете туда пойти, так как малыш ест песок. Довольно скоро он поймет, что этого все-таки делать нельзя.

Если сейчас зима, то сделайте дома импровизированную песочницу. Для этого можно использовать любую крупу, причем лучше каждый раз разную. Ее тоже можно пересыпать из одной емкости в другую, перекладывать ручками или ложкой, просыпать сквозь сито. Но если ребенок пытается ее брать в рот, используйте для таких игр соль. Ни одни ребенок не будет добровольно есть соль.

Играйте также макаронами разной формы, фасолинами, бусинами, пуговицами, другими мелкими предметами (конечно, следите, чтоб все это не попало в рот). Их можно пересыпать, перекладывать руками или ложкой, проталкивать в отверстие в банке (возьмите металлическую банку от кофе с пластмассовой крышкой и сделайте нужное вам отверстие). Их можно раскладывать в ячейки для яиц и вынимать обратно.

Если ребенок уже научился брать предметы двумя пальчиками, подарите ему коробку масляной пастели (если не найдете в продаже, можно попробовать восковые мелки, но они жестче, ими сложнее пользоваться). Пастель сухая – очень сыпется, а масляная – то, что нужно. Возьмите один мелок, отломите от него кусочек сантиметра в три, дайте ребенку. Себе в руки возьмите такой же и начните водить им по листу бумаги. Малыш увидит линии на бумаге и начнет пытаться водить своим мелком, чтобы получить тот же результат. Такой маленький кусочек мелка невозможно держать в кулачке, как обычно поступают малыши с карандашами или фломастерами. Поэтому он сразу научиться держать его “щепоткой”. В последствии, вам легко будет научить его правильно держать карандаш.

Не рисуйте ребенку никаких зверюшек или человечков. Рисуйте только “каляки-маляки”, то есть то, что он тоже может рисовать. Или вскоре сможет этому научиться. Кроме этого, рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Просите малыша вам помочь, пусть пробует хотя бы попадать внутрь нарисованной вами фигурки своим мелком. Во время рисования, можете комментировать то, что рисуете. Заодно, конечно, обращайте внимание на цвет линии, оставляемой мелком.

Не стоит за один “урок рисования” стараться перепробовать все цвета. Каждый раз – новый цвет.

Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо.

Если малыш овладел масляной пастелью, научился ее правильно держать, попробуйте дать ему фломастеры. Если ему еще трудно с ними обращаться, вернитесь к пастели.

Можете также попробовать рисовать с малышом кисточкой, правда, это гораздо сложнее. Купите самую толстую кисточку, которую найдете. Отпилите часть ее ручки, так, чтобы она стала длиной не более 10-12 см. На противоположный щетине конец наденьте резиновую соску или что-нибудь в этом духе, чтобы малыш, случайно ткнув себя ею, не поранился.

Краски можно брать как гуашь, так и акварель (лучше – расфасованную в тюбики, чем сухую). Разведите немного краски до густоты кефира в плоской емкости с невысокими бортиками, чтобы в нее удобно было попадать. Использовать дополнительно воду в процессе рисования не потребуется, так как вы будете каждый раз пользоваться краской только одного цвета.

Посадите малыша в высокий стульчик у стола. Встаньте у него за спиной и, держа его ручку в своей руке, правильно зажав кисточку, начните водить ею по бумаге, предварительно, обмакнув в краске. Не всякий малыш позволит держать свою руку. Если у вас сложилась такая ситуация, дайте ему попробовать рисовать самому или ослабьте свое участие, лишь слегка подправляя положение кисти.

Такие занятия должны продолжать всего две-три минуты. Потом малыш теряет интерес к появлению линий на бумаге, а начинает тискать кисточку всей ладонью, хватать краску, возить рукой по рисунку. Быстро порисовали и быстро перенесли малыша в другое место, но не оставили его одного скучать и кричать о своем желании продолжать процесс, а увлекли другим, не менее интересным делом, предварительно вымыв ручки. А последствия “урока” уберете потом, например, когда он будет спать.

Познакомьте малыша с пластилином. Не надо пока из него ничего лепить. Разомните пластилин до мягкости и отрывайте от него небольшие кусочки. Пусть ребенок попробует делать тоже самое. Эти кусочки можно назвать как-нибудь (булочки, конфетки, что-то другое) и “складывать” их в нарисованную на листе бумаге корзинку или тарелочку. Можно размазывать кусочки пластилина по бумаге. Можно втыкать в него разные мелкие предметы (фасолины, пуговицы, бусины и так далее).

Обязательно играйте с малышом в пальчиковые игры. Простейшие потешки на две – три строчки снабжайте несложными движениями пальцев и всеми ладошками. Рассказывайте их малышу сами и показывайте. Постепенно малыш сам станет за вами повторять.

Предложите малышу поиграть с колечками (желательно с большими отверстиями), которые можно одевать на палочки и снимать обратно. Такие колечки несложно сделать самим – возьмите пластиковую бутылку с плотными стенками, разрежьте ее поперек на несколько частей. Следите, чтобы края колечек были гладкими, без заусенец. Кроме палочек попробуйте использовать веревочку для нанизывания предметов.

Попробуйте играть с коробками – копилками. Сначала малышу проще, в основном, проталкивать в отверстия предметы округлой формы или плоские (их легко правильно сориентировать относительно отверстия). Позже пробуйте дать ему более сложное задание. Сделайте коробку, в которую нужно проталкивать кирпичики или кубики, их еще нужно сначала повернуть правильной стороной, чтобы деталька провалилась в отверстие. Для начала не делайте коробки, в которых на выбор предлагается более двух вариантов деталей. Постепенно усложняйте задачу.

Для развития рук и мышления ребенка можно начать играть с ним в развивающую игру “Рамки и вкладыши Монтессори”, подробно описанную в книгах Никитина. Только использовать ее нужно немножко не так, как там рекомендуется, потому что вы будете начинать пользоваться игрой несколько раньше, чем положено. Желательно использовать игру, сделанную из фанеры или пластика, а не картонный вариант.

Начать можно с показа вкладышей. Для начала возьмите круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник, покажите их малышу, назовите. Показывать лучше, не держа в руках, а выкладывая по одной фигурке на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, дайте их все малышу для самостоятельного разглядывания и манипуляции. Заодно можете предложить коробочку или баночку, в которую он сможет их положить и высыпать обратно. Так можно проделывать не один раз. Постепенно познакомитесь со всеми 16-ю фигурами комплекта.

После предварительного знакомства с вкладышами, покажите рамки. Называя фигуру, в виде которой проделано отверстие. Говорить можно по-разному: “Смотри, вот дырка в виде круга” или “Вот круглая дырка”.

Третий этап. Возьмите одну рамку “круг” и соответствующий вкладыш. На глазах у малыша закройте “окошко”, потом снова его откройте, комментируя словами “окошко закрыто, окошко открыто” или “мама закрывает окошко, открывает…”. Потом, оставив окошко закрытым, предложите малышу самому его открыть. Возможно, он сразу не поймет, что он должен сделать и как. Тогда вы направьте его ручку и рамочке, помогите ухватиться и откройте его вместе. Потом сами опять закройте. Так повторяйте несколько раз. На другой день возьмите другую рамку.

Через некоторое время предложите ребенку попробовать самостоятельно закрыть самое просто окошко – круглое. Потом потренируйтесь с овальным и квадратным окошками.

Занятия проводятся сначала с одной рамкой: вы вынимаете и вкладываете вкладыш, предлагаете малышу вынуть, потом попробовать закрыть. В случае неудачи, закрываете сами и опять даете открыть. Постепенно у ребенка начнут получаться все фигуры.

Только после этого начните предлагать ему две рамки одновременно. Пусть попробует не только закрыть, но и правильно подобрать вкладыш к рамке. Если малыш не может сделать этого сам, не показывайте сразу пальцем, чего куда нужно класть, поговорите с ним. Скажите: “это круг, его нужно положить в круглое окошечко; где оно?”. Пусть малыш попробует найти ее по вашей подсказке. Если же совсем не получается, нужно сказать не “давай я закрою”, а “давай сделаем вместе”. И направьте его руку в нужном направлении.

В следующее занятие опять предложите малышу попробовать самостоятельно справиться с заданием.

Когда малыш легко научился справляться с выбором из двух очень простых рамок (круг и квадрат), к одной простой и хорошо знакомой добавьте еще одну посложнее. Задание будет то же: выбор из двух рамок. Пройдя таким способом все рамки, начните предлагать три на выбор, потом четыре. Больше четырех малышу еще сложно охватить взглядом, долго их рассматривать он тоже не будет и, скорее всего, просто откажется от такой сложной задачи.

Если малыш успешно справляется с геометрическими рамками, попробуйте поиграть в рамки “художественные” – с силуэтными изображениями животных, листьев, машин или чего-то другого (сейчас таких рамок довольно много в продаже). Сначала познакомьте его с силуэтами, назовите, попросите показать то или иное изображение. Выньте вкладыши из рамок или попросите малыша сделать это самостоятельно. Потом начните вкладывать обратно. Сначала вкладывайте сами, только спрашивая его, где чей “домик”. Потом, на второй-третий раз предложите вставить хотя бы один вкладыш самому. Если малышу трудно попадать на место, помогайте ему своей рукой.

Для развития рук малыша хорошо подходит манипуляция разными кнопками и выключателями. Естественно, что позволить малышу “пользоваться” по своему усмотрению кнопками и выключателями настоящих приборов нельзя. Если папа ребенка хоть немного умеет мастерить, то пусть сделает своего рода “пульт управления”.

Постарайтесь придумать что-нибудь свое, не останавливайтесь на выполнении моих советов. Постарайтесь проявить как можно больше фантазии в играх с малышом, в придумывании новых игрушек или приспособлений.

Занимаясь с малышом, не устраивайте уроков или занятий. Просто играйте с малышом, искренне и непринужденно.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Как строгое воспитание влияет на получение знаний

Словесные угрозы и физическое насилие в качестве средства наказания не мотивируют на высокие результаты в учебе...

18 06 2021 2:40:20

Некоторые дети просто тяжелее других!

Не забывайте - все дети разные!...

17 06 2021 18:26:11

Как принять взросление сына. 7 обязательных действий мамы

Дверь открылась, и в кабинет вошла хорошо одетая женщина лет пятидесяти, за ней зашел молодой парень лет 25-ти. Она села передо мной, он остался стоять около дверей. Ее первой фразой было: « Сделайте с ним что-нибудь, у него 2 высших образования, такой он у меня хороший, но жить ему почему-то не хочется»....

16 06 2021 18:10:49

Я учу сыновей любить своих жен больше, чем они любят меня!

Моя работа как матери - дать им прекрасную жизнь, полную воспоминаний и безусловной любви!...

15 06 2021 14:52:13

Счастливые улыбки наших детей! Как научить малыша шутить?

Детские улыбки всегда радуют! Что же сделать чтобы их стало только больше? Как научить их жить полной жизнь?...

14 06 2021 12:35:33

Дети удобные для собственного пользования, или меня тоже так воспитывали и ничего...

Вы не замечали, что взрослые часто относятся к детям, как к неудобному объекту, который сильно усложняет их родительское существование? Как к назойливой мухе, от которой необходимо отбиться, как к маленькому негодяю, с которым нужно справиться любой ценой, и который, в свою очередь, только и думает, как сделать нашу жизнь невыносимой......

13 06 2021 4:42:26

В семье всегда есть крайний. И это факт!

Не надо конфликтовать, а нужно разобраться в ситуации...

12 06 2021 2:53:18

Советы по воспитанию ребенка-флегматика

Родители должны запастись терпением!...

11 06 2021 4:24:21

Какой подарить подарок новорожденному малышу?

Смело выбирайте из списка, приобретайте и идите в гости!...

10 06 2021 15:51:16

Что если я никогда не «узнаю», что наша семья полная?

Что произойдет, если это чувство уверенности ускользнет от вас?...

09 06 2021 9:12:39

Такие простые, но эффективные слова!

Все мы ошибаемся! Найдите время исправиться...

08 06 2021 18:37:51

Пары выбирают «развод сна», и это на самом деле не плохая идея!

Запасная спальня может спасти брак!...

07 06 2021 14:15:12

Я не «влюбилась» в материнство с первой секунды!

Дайте себе немного времени!...

06 06 2021 17:37:33

Вмешательство в процесс родов негативно влияет на здоровье ребенка

Применение обезболивания, включая эпидуральную анестезию, сюда не относится....

05 06 2021 14:42:27

Хорошо в деревне летом

Хорошо в деревне летом Чем занять ребенка в деревне...

04 06 2021 21:21:15

Конструирование с детьми

Конструирование с детьми Из чего можно конструировать с детьми? Из конструктора, кубиков, бумаги, магнитов. Много интересных идей для игры и для незаметного обучения...

03 06 2021 14:55:14

Как стать хорошими родителями

Ребёнок - это главный член в семье...

02 06 2021 4:23:31

Как вырастить манипулятора: вредные советы

Чтобы добиться серьезных успехов в деле воспитания манипулятора, воспользуйтесь этими вредными советами...

01 06 2021 13:59:35

Делаем снегирей из ниток!

Посмотри-ка, посмотри, прилетели снегири!...

31 05 2021 4:52:10

Помощь родителей, когда кроха делает свои первые шаги

Стремлении узнать что-то новенькое - это главный стимул для ребенка...

30 05 2021 15:39:21

Признавайте свои ошибки и не идите на поводу эмоциональной несдержанности!

Наши детки понесут в свою жизнь то, что мы в них заложили...

29 05 2021 7:59:40

С какого возраста можно разрешать детям играть на планшете?

" Полуторагодовалый сын увлеченно играет на планшете. Оказывается, сейчас есть компьютерные игры даже для годовалых малышей. Но нам как-то страшновато — вдруг это может повредить ребенку?"...

28 05 2021 4:25:34

Находим выход их ситуации, когда малыша обижают в детском саду

Научите ребенка уважать себя и не позволять другим применять к нему запрещенные методы воспитания...

27 05 2021 2:17:27

И сотворил Бог бабушку!

Они действительно достойны восхищения и благодарности!...

26 05 2021 20:39:38

Как мотивировать ребенка заниматься чем-то серьезным

У детей всегда есть выбор — идти или не идти......

25 05 2021 15:59:52

Советы для беременных мамочек

К вашему вниманию мы представляем 10 советов для беременных мамочек!...

23 05 2021 11:58:41

Почему так важно читать сказки на ночь малышам

Выделяйте полчаса каждый вечер для чтения сказок своему ребенку...

22 05 2021 15:52:17

Жить с детьми или воспитывать детей?

Далеко не все родители, влияя на детей, их воспитывают. Воспитывать - это значит прививать полезные для жизни умения и навыки, превращающие ребенка в человека. Чтобы воспитывать, нужно быть в разумном и осознанном состоянии, а часто ли мы в таком состоянии пребываем?...

21 05 2021 8:40:41

Где же мамочкам взять терпение...

Растите вместе со своим ребёнком, а не подтягивайте его к себе...

20 05 2021 6:46:17

Упражнения для профилактики плоскостопия

Плоскостопие проще предупредить, чем вылечить...

19 05 2021 9:57:13

Ребенок заикается: как с этим справиться?

Заикание может возникать тогда, когда желание малыша говорить превышает его возрастные речевые возможности, и исчезает с развитием и усовершенствованием навыков речи...

18 05 2021 11:42:30

Полезны ли прогулки с малышом под дождем?

Гулять с новорожденным под дождем или остаться дома – каждая мама решает самостоятельно...

17 05 2021 5:36:39

Правила креативности для детей от 2 до 100 лет

Восемь принципов творчества от креативного директора Татьяны Федоренко и ее дочери Эвы- Марии...

16 05 2021 20:39:33

Дорогой первенец, я никогда не забуду время, когда были только мы!

Совсем скоро все изменится и ты станешь старшим братом!...

15 05 2021 7:54:34

Развиваем речь и память малыша с помощью загадок

Отличное времяпровождение с ребенком Вам обеспечено!...

14 05 2021 23:11:51

Что означает час рождения вашего ребенка?

Как только малыш появился на свет, родители сразу начинают думать и мечтать, каким он вырастит, какой у него будет характер и каким он будет человечком :)...

13 05 2021 15:48:54

Превратите чтение сказки перед сном в добрый семейный ритуал

Читайте малышам добрые книжки, где всегда побеждают главные герои...

12 05 2021 11:18:18

Первый раз в детский сад

Первый раз в детский сад Как подготовить ребенка к детскому саду? Первый раз в детский сад - волнительный этап жизни не только для ребенка, но и для мамы. Нужно психологически подготовиться обоим сторонам...

11 05 2021 3:50:12

Питание кормящей мамы. Рацион и диета.

Питание кормящей мамы. Рацион и диета. Что можно кушать маме, при грудном вскармливании ребенка...

10 05 2021 13:29:35

Что делать, если У ребенка глисты?

Иногда аппетит ребенка настолько снижен, что вас удивляет, за счет чего малыш вообще живет. Кроме того, вы стали замечать, что ваш малыш стал раздражительным, капризным, беспокойно спит по ночам....

09 05 2021 12:39:11

Женщина решила продолжать делать эти «хорошие» вещи в последние 3 месяца беременности, и это определенно повлияет на ее ребенка!

Умная ли вы, энергичная или нет, во многом зависит от духа и образа жизни вашей матери в течение последних 3 месяцев беременности!...

08 05 2021 9:54:33

Не кричи, а то полицейский тебя арестует! — Как мы ПУГАЕМ детей

« Не кричи, а то полицейский тебя арестует», «вот сейчас отдам тебя этому дяде, если будешь бегать» – как часто ребенок слышит эти слова. Воспринимает ли он их так, как взрослый? Понимание или страх – что убережет ребенка от опасности? Психолог Евгения Пайсон – о том, можно ли пугать детей....

07 05 2021 14:41:42

Как помочь малышу повысить его самооценку

Помните, что неуверенный в себе и недооценивающий себя человек лишен радости жизни...

06 05 2021 8:49:26

Что нужно ребенку для счастья?

Когда критиковать, а когда хвалить ребенка...

05 05 2021 8:31:53

Почему так тяжело проходит адаптация ребенка к детскому саду

Старайтесь до посещения детского сада максимально общаться с другими детками...

04 05 2021 13:18:17

Беды 1-го триместра: тошнит весь день, но я хочу есть все время!

Наверное, многие мамы помнят это чувство......

03 05 2021 15:45:53

Эстетическое воспитание или развитие у ребенка вкуса

Эмоционально богатый внутренний мир...

02 05 2021 4:51:26

Как воспитывать малыша-тихоню?

Всегда наблюдайте за ребенком, от этого зависит его будущая жизнь...

01 05 2021 14:44:15

Дорогой радужный ребенок, ты спас меня!

Я никогда не забуду тот день, когда доктор позвонил мне и сказал......

30 04 2021 7:40:52

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.