Дети и отцы    

Детки в клетке. О школьной травле.

707c5723

“Сегодня дочка узнала, что ее школьного приятеля сильно избили одноклассники. Перелом носа подозревали, но обошлось. Его давно травят, и ее заодно. А может, его заодно, там не разберешь. Очень необычный мальчик, одаренный и “не такой, как все”. Они уже претерпелись, что дразнят и гадости говорят. Пытались игнорировать, Алиса в последнее время начала отвечать “так, что они закипают”. Научилась. И вот  перешло от слов к делу, так сказать. Четвертый класс. Понтовая прогимназия, “отобранные дети””.

Думаю, вы встречали и слышали подобные истории не раз. И даже может быть сталкивались лично. К сожалению, проблема детской травли, “один против всех” не такая уж  и редкая, и она не только сильно травмирует личность ребенка, но и пугает  родителей, учителей, всех, кто так или иначе этого коснулся. Это в кино или в детских книгах может быть круто – этакий герой-аутсайдер. А в  жизни это совсем не прикольно.

Самое большое зло в подобной ситуации — это пытаться применить психологические  байки про “в конфликте две стороны”, и “надо начать с себя”, и “надо попробовать конструктивно”. Агрессивность оправдать нельзя. Как и чувствительность и уязывимость другой стороны  – это не повод для насмешек и издевательств.  “Недостаточно социализирована”, как это называла школьный психолог. Потому что “достаточно” — это когда уже в семь лет все чувства отрезаны и никому не веришь.  Пока вы будете копаться  в “начать с себя”, ваш ребенок стремительно теряет самооценку и веру в себя, и это будет стоить больших проблем в последующей жизни.

Если ребенок мал, а однозначной поддержки со стороны учителя нет, и  даже есть прямая или косвенная поддержка травли, надо не в себе и в ребенке копаться, а вступать в конфронтацию. Называть вещи своими именами. Это — эмоциональное насилие. Это нужно прекращать. Желательно, конечно, не под лестницей, и не доской с гвоздем.

Помните, что и ребенок, и семья, имеют право сохранить в этой ситуации свою систему ценностей. Именно поэтому  вариант ухода должен рассматриваться как крайний. Почему уходить должен тот, кто никого не трогал и ничего плохого не делал. Конечно, кроме случаев, когда ребенку явно невмоготу и он просит уйти. Или просто опасно. Тут уже не до принципов.  

 

Почему?

Многие спрашивают: почему это возникает? Потому что такова потребность возраста. Детям надо быть в стае, надо осознавать себя через противопоставление другим, надо полностью ощущать принадлежность. Это как раз возраст предподростковый, но сейчас все раньше становится, сдвигается в 8-9 годам. Им жизненно нужно чуство групповой сплоченности. Всем, кроме особо ярких интдивидуалистов.  Если есть какие-то позитивные основания, чтобы эту сплоченность чувствовать, все хорошо, травля не нужна. Если дети чем-то заняты, общая цель у них, общие интересы. В современной школе этого нет совсем. Все атомизировано: пришли — отучились — разошлись. 
А оно надо. 

И рано или поздно случается открытие: можно сплотиться ПРОТИВ кого-то. Тогда наступает счастье. Участников травли часто охватывает упоение, удаль, веселье, эйфория. Потому что они — ВМЕСТЕ. И они — ХОРОШИЕ. Не так важно, что в это вкладывается, высокие или красивые, или умные, или модные, или, наоборот, бравые двоечники. Важно, что с ними все ОК, потому что еще уверенности в себе нет, собственной сформированной самооценки нет, а быть ОК очень хочется. И тут такая возможность.

Чем больше ребенок неуверен в себе, чем больше зависит от оценки окружающих, тем более вероятно, что он будет активно участвовать в травле. Зачинщики нередко имеют нарциссические черты. То есть на самом деле они так панически боятся, что кто-то догадается об их несовершенстве, что из кожи вон лезут, заранее перенаправляя огонь на кого-то. 
Само выражение “козел отпущения” пошло от древнего иудейского обычая раз в год навешивать на бедное животное все свои грехи и зафигачивать его в пустыню, на съедение демону. Удобно. Меняться не надо, делать ничего не надо, перекинул на козла — свободен. Подобные механизмы существовали и существуют во всех культурах. Старо как мир. 

Часто объясняют травлю с позиций этологии, мол, есть альфа-особи, есть омега-особи, и т. д. Все это, конечно,  есть. Но люди все же посложней обезьян будут, и к этому все не сводится. Как минимум, эта теория не объясняет, почему есть группы без травли. Да, со своими звездами, среднячками и “особыми”, но при этом без насилия. 

Между тем вопрос, на мой взгляд, именно в этом. Почему некоторые детские коллективы оказываются беззащитны перед групповой иерархией, вшитой от природы, а  другие-то нет. Живут по-человечески. Мое убеждение, что до подросткового возраста это полностью зависит от взрослых. Если есть авторитетный взрослый, который насилия не приемлет, его не будет. 

А мы что имеем? Учителя сплошь и рядом вобще считают атмосферу в классе не своим делом. Или хотели бы что-то сделать, да не могут. Этому, кстати,  учат где-нибудь? В программе педвузов хоть говорят о таком феномене, как травля? Есть и такие,  что  сами провоцируют, им это кажется очень классным способом управлять детским коллективом. Иногда невольно провоцируют. Например, любимый учителями физкультуры способ скоротать урок — эстафета. Всем весело, учителю легко. Плохо неспортивным детям, которым достается за то, что “подвели команду”.  Если учитель никак это не отслеживает и не работает с этим, а наоборот, подогревает азарт, травля неизбежна. 

Ну, а дальше вступают в силу действие системных законов. После того, как  группа назначила “козла отпущения”  и сложилась как дисфункциональная, то есть замешанная на насилии, она такой и останется без сильных причин измениться. Распробовав вкус насилия, детский коллектив остановиться сам не может. Если дети оказываются предоставлены сами себе — дело может далеко зайти. “Повелитель мух” или “Чучело” — далеко ходить не будем, там все подробненько описано. 

Плюс общий высокий уровень разлитой агрессии. Когда перекрыты каналы для направления агрессии по адресу, к источнику унижения и попрания прав — в нашем случае наверх, к властям — агрессия расползается вширь, лезет во все дыры, проникает в щели. Она в воздухе разлита, а уж форма найдется. 

 

Типичные ошибки, усугубляющие ситуацию

Давйте поговорим о том, что заводит в тупик взрослых, которые пытаются справиться с травлей в детской группе. О типичных ошибках, неверных убеждениях и стратегиях, которые часто приводят к тому, что ситуация травли консервируется или даже усугубляется.

1.    Ждать, что само пройдет. 

Само не проходит. У детей до подросткового возраста – точно, позже есть небольшой шанс. Если в группе найдутся достаточно авторитетные дети (не обязательно лидеры), которые вдруг увидят эту ситуацию иначе и решатся заявить о своем видении. Возможно, не полностью прекратить, но сильно уменьшить травлю это может. Я такое несколько раз наблюдала, и сама когда-то участвовала. В нашем классе сильно травили мальчика из не очень благополучной семьи, очень жестоко, он считался “вонючим” (был энурез, как я теперь понимаю). Били, обзывали, отнимали портфель, в общем, по полной программе. Жалко его было всегда, но это воспринималось как данность, неизбежность – ведь “он такой”.  Учителя тоже в основном пытались давить на жалость, что дела не улучшало. А потом, классе в 6, вдруг накрыло осознание, что так нельзя. Что просто нельзя и все, независимо от того, какой он. Ощущение холода между лопаток от 30 взглядов, когда я иду через весь класс и сажусь рядом с ним (на это место  НИКТО и НИКОГДА добровольно не садился), я не забуду всю жизнь. И шепот “С вонючкой села! Сама провоняет!”. В общем, это было почти социальное самоубийство с моей стороны. Но внутри было это вот новое чувство, и выбора не было. Как бы я теперь назвала, мораль проклюнулась. Как раз в 12. И ничего, обошлось. Поудивлялись и приняли как факт. Видимо, мораль начала не только у меня уже прорезаться, дети были умные. А мальчик потом приходил ко мне домой, я его по русскому подтягивала, очень интересный оказался, вежливый и читал много. Как-то потише стало вскоре с травлей. Не полюбили его, конечно, но обижали меньше. 

Но до 12 с собственной моралью у детей слабовато (еще и мозг не созрел). И задавать им моральные  ориентиры обязаны взрослые. Дети в этом возрасте очень готовы их услышать и принять.  И наоборот, в подростковой группе взрослый может и не справиться, если там уже сложилась, так сказать, “антимораль”. По крайней мере, ему будет гораздо труднее. 

2. Оправдывать, объясняя

Объяснений, почему возникает травля – воз и маленькая тележка. Здесь и потребность возраста, и давление закрытой системы (школа, тюрьма, армия), и групповая иерархия (альфы-омеги), и личные особенности детей (например, пережитый опыт насилия, приведший к виктимности или агрессивности). Все это очень важно и интересно, и безусловно стоит изучать и понимать. 

Но. Если из всего этого делается вывод: “так что же вы хотите, вот ведь сколько причин, потому и травят”, это и есть оправдывать, объясняя.  Травля в конкретном классе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети – не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. С этой точки зрения пофиг, кто какая буква. Будь ты хоть трижды альфа, будь он хоть сто раз странный и “не такой”, травить не смей!

Если в голове взрослого такого твердого убеждения нет, и он в упоении от собственной проницательности “анализирует причины”, вместо того, чтобы дать определенную оценку и выдвинуть требования, остановить травлю он не сможет. Это как раз было в нашем случае, когда учительница на все мои разговоры приводила примеры, как дети, которых травят, отличаются от других детей в классе и вот, мол, все поэтому. И мне не хватало твердости четко сформулировать,  что все это очень интересно и, может быть, и правда, только никакого отношения не имеет к вопросу обеспечения психологической безопасности детей во вверенном ей классе.  И когда она прибегала к излюбленному ходу “Нет, а вот скажите, а со своего ребенка Вы, значит, совсем снимаете ответственность за эту ситуацию?” мне давно надо было сказать: “Совсем. Она никого не била и не травила, а такой, как все, быть не обязана”. 

Кроме того, причины часто столь глобальные, что устранить их невозможно, Скажем, агрессию в обществе или насильственность и закрытость школьной системы. Или вот дети, обделенные любовью родителей и потому самоутверждающиеся за счет других, всегда были, есть и будут. Это не значит, что надо терпеть травлю. Надо ставить цели скромнее: нет задачи изменить причины, есть задача изменить ПОВЕДЕНИЕ конкретной группы детей. 

3. Путать травлю и непопулярность.

Подмена проблемы. Никто никому не обязан, чтобы его все любили. Не могут быть все одинаково популярны. Суть травли – не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли – НАСИЛИЕ. Это групповое насилие, эмоциональное и/или физическое. И именно за это отвечает взрослый, которому доверена группа детей. За их защищенность от насилия. 

Многим детям, кстати, и не нужна особая популярность в классе, они вполне без нее проживут. Они могут быть от природы интровертны, застенчивы или просто душой принадлежать не к этой, случайно собранной по административному признаку, а совсем к другой группе. Они хотят одного – безопасности. И имеют на нее полное право.

Педагоги, сводящие все к непопулярности, часто искренне стараются исправить дело. Они обращают внимание группы на достоинства жертвы, пытаются повысить ее рейтинг особыми поручениями и т. д. Подобных предложений было много в комментах. И это все очень мило и действенно, при одном условии: травля как насилие УЖЕ прекращена. Тогда да, можно грамоты на стенку вешать. Если нет – все и любые достоинства жертвы в глазах группы, захваченной азартом травли, будут мгновенно превращены в недостатки. Выиграл олимпиаду – “ботан”. Помог кому-то – “подлиза”. Нарисовал хорошо — “художник-мазила-мочи Левитана”. Все в таком духе. В грязной атмосфере насилия не пробьются ростки интереса и уважения. Сначала надо провести дезинфекцию. 

Эту ошибку, кстати, нередко поддерживают детские книжки и фильмы. Типа, соверши подвиг, впечатли всех, и жизнь наладится. Если дело только в непопулярности – может быть. Если идет травля – нет. И даже может быть наоборот. Как-то я общалась с девицей, со смаком вспоминавшей, как они в каком-то лагере для детей-мажоров травили Яну Поплавскую, которая вип-родителей не имела, а путевку ей дали после успеха фильма про Красную Шапочку. Травили “чтобы знала, что она все равно не нашего круга, хоть и артистка”. Сама девица была похожа на крысу, если честно. 

4. Считать травлю проблемой жертвы

Конечно, явственно страдает именно жертва. Те, кто травит, прямо сейчас могут выглядеть очень довольными собой. Однако важно понимать, что страдают в результате все. 
Страдает жертва, получившая опыт унижения, отвержения и незащищенности, травму самооценки, а то и нарушения эмоциональноо развитии из-за долгого и сильного стресса.
 Страдают свидетели, те, кто стоял в стороне и делал вид, что ничего особенного не происходит, и в это самое время получал опыт бессилия перед властью толпы и стыда за свое слабодушие, поскольку не решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться жертвой.

Этот опыт иногда может быть полезен для подростка, у которого уже есть достаточно сил для морального выбора. Есть множество примеров, как испытанный острый стыд заставлял что-то делать. Но для ребенка младшего возраста такой опыт  всегда травматичен и разрушителен, стыд загоняет его в угол, и все. Это все равно как насильно ставить ребенка на ноги до того, как они достаточно окрепли. Будет искривление костей. 

Страдают преследователи, получая опыт шакалов в стае, или опыт кукловода, опыт безнаказанности, иллюзию своей силы и правоты. Этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений, в конечном итоге – к деструктивным, асоциальным чертам личности. Пиррова победа, которая потом обернется одиночеством и положением изгоя во взрослом коллективе, где никто уже не станет особо бояться такого “булли”, а вот общаться с ним особо не захочет. Даже если он будет успешен и станет начальником, счастья в его жизни будем немного, носи он хоть сплошное “Прада”, как известно. 
Наконец, это все плохо для группы в целом, для ее эффективности, способности справляться с трудностями. Насилие – страшный пожиратель энергии, ни на что другое сил у группы уже не остается. В том числе и на учебу. 

Так что если это не вашего ребенка травят – не думайте, что лично у вас нет повода для беспокойства. Не говоря уже о том, что тлеющая подолгу травля всегда прорывается вспышками настоящего насилия, как это было в случае с дочкиным другом. И тогда абсолютно любой – в том числе и ваш – ребенок может оказаться “назначен” группой исполнить ее волю и “дать ему как следует”. Он сам потом не сможет объяснить, почему так озверел и почему сделал то, что ему вовсе не свойственно. Ну, а дальше варианты. Либо он сам рискует совершить серьезное преступление, либо доведенная до отчаяния жертва даст отпор и…

5. Считать травлю проблемой личностей, а не группы

Это подход типа “все дело в том, что они такие”. 
Чаще всего приходится слышать, что жертва – “такая” (причем неважно, в негативном ключе: глупая, некрасивая, конфликтная или в позитивном: одаренная, нестандартная, “индиго” и т. д.). 

“Козлом отпущения” может стать каждый. Это иллюзия, что для этого надо быть каким-то особо ненормальным. Да, иногда и так бывает. А иногда и вовсе наоборот. И вообще как угодно. Очки (веснушки), толщина (худоба), национальность, бедная одежда — все пойдет.   Да, есть качества, которые способствуют закреплению этой роли — чувствительность, обидчивость, просто повышенная ранимость в этот период. Есть и особый случай детей виктимных, переживших насилие и так  привлекающих внимание к себе. Но в общем и целом причина травли — не в особенностях жертвы, а в особенностях ГРУППЫ. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за короткий срок, скажем, после смены классного руководителя. 

Так же не имеет смысла сводить причину травли к качествам тех, кто травит: они “звери, гаденыши, быдло, наглые отпрыски нуворишей” и т. п. Опять-таки, конечно,  роль инициаторов травли часто берут на себя дети не самые благополучные внутренне. Но одних только их качеств недостаточно. Я много раз наблюдала, как самые отъявленные травители, случайно оказавшись с дочкой вдвоем, например, на продленке, мирно с ней играли. И опять-таки, при смене взрослого лидера или позиции этого лидера по отношению к происходящему нередко “эти сволочи” поразительно быстро меняют свое поведение, хотя, конечно, не могут так стремительно решить свои внутренние проблемы илиповысить свой культурный уровень. 

Эта ошибка лежит в основе попыток преодолеть травлю путем “разговоров по душам” или “индивидуальной работы с психологом”. С жертвой ли, с агрессорами ли. Травля, как любое застревание в деструктивной динамике – болезнь группы.  И работать надо с группой в целом. То же относится к попыткам “взять за грудки”. Это может защитить конкретного ребенка, но группа, вкусившая “крови”, тут же выберет другую жертву. Просто убрать жертву или зачинщика, все сведя к их личным особенностям, тоже не факт, что поможет – действо вполне может продолжиться с другими исполнителями главных ролей. 

Пытаться решить проблему травли, решая личные проблемы действующих лиц – все равно что пытаться решить проблему аварий на дорогах не разумными ПДД и контролем за их исполнением, а развитием у каждого отдельного водителя скорости реакции, вежливости и любви к ближнему. Конечно, помогать детям решать внутренние проблемы тоже нужно, но это работа долгая и в ситуации актуальной травли невозможная обычно. Надо сначала прекратить травмирующее воздействие, а потом уж лечить. 

6. Давить на жалость

Пытаться объяснить агрессорам, как жертве плохо и призывать посочувствовать. Не поможет чаще всего. Только укрепит их в позиции сильного, который хочет казнит, хочет милует. А жертву обидит, унизит или подкрепит ее беспомощность. Особенно если это мальчик. К сожалению, это очень частая ошибка.

7. Принимать правил игры

Это самое важное, пожалуй. Ошибка — выбирать между виктимностью и агрессией
Любая ситуация насилия провоцирует именно этот выбор. Либо “меня бьют, потому что я слабый, и всегда будут бить”. Либо “меня бить не будут ни за что, я сильный и бить буду я”. При всей кажущейся разнице обе эти позиции сходны. Они обе базируются на одном и том же убеждении о том, как устроен мир. А именно: “сильный бьет слабого”. Поэтому если взрослый идентифицируется или подталкивает ребенка идентифицироваться с одной из этих позиций, он тем самым подкрепляет эту картину мира. 

Подталкивать ребенка – это значит говорить ему  “подумай, в чем ты сам виноват” или “дай ему, чтоб неповадно было”. В том и другом случае ребенок получает от взрослого такой месседж: “Мир, знаешь ли, устроен так и другого мира у нас для тебя нет. Ты можешь капитулировать перед насилием, предать себя и измениться так, как от тебя требуют. Им виднее, каким ты должен быть,  они сильны, а значит – правы. Или можешь наплевать на собственную безопасность (не бойся!), и озвереть, тогда тебя не тронут.

Еще вариант: отрезать от себя чувства (не обращай внимания!) и научиться изображать лицом не то, что происходит внутри. Выбирай, детка!”. По сути, взрослый в этом случае солидаризируется с травлей как явлением и оставляет ребенка один на один с ней.  Ребенок за всеми этими “Учись налаживать отношения” или “Дай сдачи” слышит: “Тебя никто не защитит, даже не надейся. Справляйся сам, как знаешь”

Собственно, оно, может, и ничего, если, опять же, мы имеем дело с подростком, которому уже пора обретать самостоятельность и рассчитывать на себя.  Если до этого у  него было достаточно поддержки и если даже сейчас он все же застрахован от совсем крайних проявлений насилия, он может справиться. Тогда, как справедливо кто-то отметил, это будет инициация, опыт болезненный, но ведущий к развитию. Заодно подросток сможет принять собственное решение о том, так или не так устроен мир и готов ли он с этим мироустройством согласиться. Это тоже зависит от того, была ли ему прежде взрослыми предъявлена иная система ценностей и есть ли у него тыл в семье. 

Если же ребенок младше, такое поведение взрослых лишает его защищенности и обрекает на преждевременную инициацию. Которую да, сильный ребенок может пройти, но всегда дорого за это платит. А слабый так и вообще ломается. И начинает верить, что “мир устроен так”.  

Когда я пишу, что нужно идти на конфронтацию, я именно это имею в виду. Не конфронтацию с конкретными глупыми детьми, а конфронтацию с правилами игры по которым “сильный имеет право бить слабого”. С травлей как насилием, как болезнью, отравой, моральной ржавчиной. С тем, чего не должно быть. Что нельзя оправдывать, от чего ЛЮБОЙ ребенок должен быть защищен — и точка. 

Этот тот самый главный вывод, о котором я уже писала. Без конфронтации здесь невозможно, уговоры не помогут, “командообразование” тоже. Идти на конфронтацию неохота, неловко, нет опыта, потому что сами мы почти все имеем опыт жертвы и/или опыт травящего, и сами мечемся между виктимностью и агрессивностью.

Что делать?

Конечно, ситуации могут быть очень разнообразные, но общие принципы и шаги мы можем наметить.  

1. Назвать явление

Никаких “У моего сына (у Пети Смирнова) не ладится с одноклассниками”. Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют — это называется ТРАВЛЯ. Насилие. Пока не назовете своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит. 

Дальше нужно понять, кто готов взять на себя ответственность за прекращение этого дела. Признак того, что готов — как раз готовность назвать травлю травлей. Идеально, если это сразу учитель. Если же он продолжает петь песню про “Ну, он такой” — придется идти выше. Надо найти того, кто назовет происходящее своим именем. И с него начинать работу. Если это руководитель, пусть отдаст распоряжение и отследит выполнение, или сделает сам, раз подчиненные не способны. Обращаться во внешние инстанции – крайний вариант, но если нет другого выхода, тянуть не надо. В нашем случае только с уровня директора пошли изменения. Директор тоже попыталась играть в игру “а что же вы со своим ребенком не поработали”, но после вопроса “То есть вы расписываетесь в том, что ваш педколлектив с травлей ребенка в классе справиться не может?” быстро сменила стиль разговора и мы обо всем мило договорились. 

Дальше тот взрослый, кто взял на себя общественность, для простоты будем называть его учителем, хотя это может быть школьный психолог, вожатый в лагере, тренер, завуч и т. д. должен поговорить с группой, в которой происходит травля и НАЗВАТЬ явление группе. 

По многим комментам бывших “травильщиков” видно, насколько дети не осознают, что именно делают. У них в голове это называется “мы его дразним” или “мы так играем” или “мы его не любим”. Они должны узнать от взрослого, что когда они делают так и эдак, это называется вот так и это — недопустимо. 

Бывает, небходимо описать ситуацию с точки зрения жертвы. Мне, как ни странно, потребовалось делать это для педагогов. Иначе не получалось вытащить их из “подумаешь, дети всегда друг друга дразнят”. Я им предложила представить себе: “Вот вы приходите на работу. Никто не здоровается, все отворачиваются. Вы идете по коридору — сзади смешки и шепот. Вы приходите на педсовет, садитесь. Тут же все сидящие рядом встают и демонстративно отсаживаются подальше. Вы начинаете контрольную — и обнаруживаете, что заранее записанное на доске задание кто-то стер. Вы хотите заглянуть в свой ежедневник — его нет на месте. Позже вы находите его в углу туалета, со следами ног настраницах. Однажды вы срываетесь и кричите, вас тут же вызывают к директору и отчитывают за недопустимое поведение. Вы пытаетесь пожаловаться и слышите в ответ: нужно уметь ладить с коллегами!” Ваше самочувствие? Как долго вы сможете выдержать?”

Важно: не давить на жалость. Ни в коем случае не “представляете, как ему плохо, как он несчастен?”. Только: как было бы ВАМ в такой ситуации? Что чувствовали бы ВЫ? И если в ответ идут живые чувства, не злорадствовать и не нападать. Только сочувствие: да, это всякому тяжело. Мы люди и нам важно быть вместе. 
Иногда первого пункта и хватает, если только-только началось.

2. Дать однозначную оценку. 

  Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные человеки, что они способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы . Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Можно привести применры, что нам может казаться неправильным в других людях: внешность, национальность, реакции, увлечения и т. д. Привести примеры, как одно и то же качество в разные времена и в разных группах оценивалось по-разному. Есть еще  классная ролевая игра про кареглазых и голубоглазых, но ее должны проводить профессионалы. А мозги хорошо прочищает. 
Конечно, все это получится, только если сам взрослый так искренне считает. Это должна быть проповедь, а не нотация. 

3. Обозначить травлю как проблему группы

Когда на людей наезжают, предъявляя им моральное обвинение, они начинают защищаться. В этот момент их не интересует, правы они или нет, главное — оправдаться. Дети не исключение. Особенно дети, зачинщики травли, потому что очень часто это дети с нарциссической травмой, абсолютно неспособные переносить стыд и вину. И они будут драться, как гладиаторы за свою роль “супер-пупер альф”. То есть в ответ на называние травли насилием, вы услышите: “А чего он? А мы ничего.. А это не я.” и все в таком духе. Понятно, что толку от обсуждения в таком ключе не будет. Поэтому не надо его вести. Не надо спорить о фактах, выяснять, что именно “он”, кто именно что и т. д.

Нужно обозначить травлю как болезнь ГРУППЫ. Так и сказать: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть – насилием. Это очень грустно, это всем вредно и плохо. И давайте-ка вместе срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс. Это позволит зачинщикам сохранить лицро и даже предоставит им возможность хотя бы попробовать примерить роль недеструктивной “альфы”, которая “отвечает за здоровье класса”. И, чтоособено важно, это снимает противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями. Все в одной лодке, общая проблема, давайте вместе решать. 
С детьми постарше можно посмотреть и обсудить “Повелителя мух” или (лучше) “Чучело”. С маленькими — “Гадкого утенка”. 

4. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор

Результат не будет прочным, если дети просто прогнутся под формальные требования учителя. Задача — вывести их из “стайного” азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего. Можно предложить детям оценить, каков из вклад в болезнь класса под названием “травля”. Допустим 1 балл — это ” я никогда в этом не участвую”, 2 балла — “я иногда это делаю, но потом жалею”, 3 балла — “травил, травлю и буду травить, это здорово”. Пусть все одновременно покажут на пальцах — сколько баллов они поставили бы себе? Если это не подростки, “троек” не будет, даже у самых отпетых агрессоров. В этом месте ни вкоем случае нельзя пытаться уличить: нет,на самом деле ты травишь. Наоборот, нужно сказать:”Как я рад, у меня от сердца отлегло. Никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить свой класс”.

Так моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, ее дают сами дети. 
Если группа очень погрязла в удовольствии от насилия, конфронтация может быть более жесткой. Я описывала прием с “Гадким утенком” в книжке, перескажу здесь коротко. Напомнив детям тот отрывок, в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: “Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?”. 

Этот же прием может помочь родителям осознать, что если травят не их ребенка, а наоборот, это тоже очень серьезно. Их дети находятся в роли тупых и злобных кур, а такие роли присыхают так крепко, что начинают менять личность. Они этого хотят для своих детей? 
Для индивидуального разговора с ребенком, не понимающим, что плохого в травле, это тоже подходит.  

5. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт

До сих пор речь шла о том, как не надо. Ошибкой было бы остановиться на этом, потому что, запретив детям прежние способы реагировать и вести себя и не дав других, мы провоцируем стресс, растерянность и возвращение к старому. 

Момент, когда прежняя, “плохая” групповая динамика прервана, раскрутка ее губительной спирали прекращена, самый подходящий, чтобы запустить динамику новую. И это важно делать вместе.

Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например: “У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся — их разнимают.”. Если дети постарше, можно разобрать более сложные ситуации, например, то, что люди по-разному чувствительны, и то, что для одного — дружеская борьба, для другого может быть больно. Это может найти отражение в таком, например, правиле. “Если я вижу, что невольно задел и обидел человека, я прекращу делать то, что я делаю немедленно”. Но слишком много, тонко и сложно не надо, по крайней мере для начала. 

Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют. Еще лучше — чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Этот прием называется “заключение контракта”, он прекрасно работает в терапевтических и тренинговых группах для взрослых, и с детьми тоже вполне эффективен. Если правила кто-то нарушает, ему могут просто молча указать на плакат с его собственной подписью. 

6. Мониторинг и поддержка позитивных изменений

Это очень важно. В нашем случае это была главная ошибка: я поговорила с директором, та кого-то приструнила, вроде стало лучше и мы не стали дожимать, надеясь, что все постепенно выправится. А оно притихло, но тлело, как торфяное болото. 

Очень важно чтобы взрослый, который взялся разруливать ситуацию, не бросал группу. Он должен регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь. Можно сделать “счетчик травли”, какой-нибудь сосуд или доску, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похожее на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По количеству камешков определяется, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой и т. д. Да множество есть всяких фишек, тренеры и игротехники их знают. Можно ставить спектакли, сочинять сказки и делать коллажи про “хронику выздоровления”, сделать “график температуры! и т. д. 

Суть в том, что группа постоянно получает заинтересованный интерес от авторитетного взрослого и по-прежнему считает победу над травлей своим общим делом. 

7. Гармонизировать иерархию

Вот теперь пора думать про популярность. Про то, чтобы каждый имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней. Праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, экспедиции, игры на командообразование — арсенал богатый, гуляй-не хочу. Чем дольше группе предстоит прожить в этом составе, тем этот этап  важнее. 

Признак гармоничной групповой иерархии — отсутствие жестко закрепленных ролей “альф”, “бет” и “омег”, гибкое перетекание ролей: в этой ситуации лидером становится тот, в той — другой. Один лучше всех рисует, другой хохмит, третий забивает голы, четвертый придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа. 

Ну, это уже из серии “совсем хорошо”. Даже если так прям не получается, достаточно мирного, спокойного  сосуществования, а реализовываться дети могут в других местах.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

11 вещей, которые родители должны знать о РСВ!

Предупрежден - значит вооружен!...

18 04 2021 23:19:39

Ребенок не ест творог

Молочные продукты необходимы для растущего организма: они богаты белком, аминокислотами, кальцием. Но что делать, если ваше чадо от них отказывается?...

17 04 2021 6:29:20

Мантра мамы спортивных детей: пожалуйста, пусть пойдет дождь!

Признавайтесь - ловили себя на таких мыслях!...

16 04 2021 1:31:31

Как фотографировать ребенка: советы от фотографа Ляли Гарбуз

Сохранить мгновения из жизни ребенка помогают фотографии, и хочется, чтобы они были красивыми и наполненными любовью....

15 04 2021 10:52:25

Еще одна причина не целовать детей: HSV1!

Пожалуйста, поделитесь этим с любыми мамами, которых вы знаете!...

14 04 2021 15:54:58

Игровые способы решения детских конфликтов

С проблемой детских конфликтов сталкивается, пожалуй, каждый родитель. Когда между детьми возникает ссора, родители начинают искать свою собственную стратегию поведения. Ведь одни дети часто между собой конфликтуют, а другие нет....

13 04 2021 8:18:43

Дети-СЛАДКОЕЖКИ. Простить или не допустить?

Что же делать родителям, осознавшим, что перед ними пятилетний сладкоежка, которому грозит пожизненное кресло стоматолога?...

12 04 2021 23:49:17

Когда ему исполнится 15 лет!

Время так быстротечно, что вы не успеете и оглянуться!...

11 04 2021 23:48:18

Занимайтесь с ребенком по методике ГЛЕНА ДОМАНА

Занимайтесь с крохой, развивайте его умственно и физически...

10 04 2021 18:41:49

Игры жестов для детей-двухлеток

Эти игры будут полезны для развития маленького человечка...

09 04 2021 16:30:29

Телефон в руках ребенка

В чем опасность и какие могут быть последствия...

08 04 2021 19:43:38

Дорога в школу. 18 экстремальных фотографий

Эти дети ценят свое образование и стремятся получить знания...

07 04 2021 19:59:33

Социальные навыки вашего ребенка в детском саду важнее, чем его академические знания!

Игра является мощным катализатором развития в первые годы жизни!...

06 04 2021 7:36:33

Как душа ребенка выбирает маму…

Многие мамы замечали, что детки как бы частично помнят, пока маленькие, откуда они приходили, как выбирали маму и какие-то мелкие детали. Мы подготовили наиболее запомнившиеся нам истории об удивительной памяти детей до рождения....

05 04 2021 2:55:11

Памятка о вчерашнем дне

Не далее как вчера ему популярно объяснили, что кушать из собачьей миски нельзя, что запрещено рисовать на холодильнике и раскидывать по квартире аккуратно сложенное для глажки белье....

04 04 2021 18:16:11

Летние супчики для деток и родителей! Летнее семейное меню!

В летнюю жару хочется свежей и полезной пищи. Овощные супчики созданы именно для такой погоды!...

03 04 2021 6:23:38

Старая добрая сказка моего детства "12 месяцев"

Сказка учит правильным вещам!...

02 04 2021 5:44:28

Пройдите очень интересный тест с вашим ребенком «Нарисуй семью»!

Вы можете узнать много нового и важного, просто изучив рисунок вашего малыша!...

01 04 2021 5:36:30

Как родителям реагировать на капризы заболевшего ребенка

Терпение и еще раз терпение......

31 03 2021 23:27:41

Укрепляем иммунитет ребенка

Советы по укреплению иммунитета ребенка...

29 03 2021 0:48:32

Отец пожертвовал всем, чтобы показать дочери мир

Британец Джон Силк в буквальном смысле посвятил свою жизнь счастью неизлечимо больной дочери. Будучи очень успешным бизнесменом, он бросил все ради того, чтобы показать девушке мир....

28 03 2021 17:45:52

Малыш блокирует iPad более чем на 25 миллионов минут!

Ребенок делает слишком много попыток ввода пароля и блокирует iPad практически навсегда!...

27 03 2021 23:13:51

Что почитать детям от 10 до 13 лет

Одновременно с чтением мы передаём детям право творить, домысливать, не соглашаться, иметь своё мнение и «выращивать» благодаря этому собственные нравственные критерии....

25 03 2021 22:52:14

4 ошибки родителей или как нельзя кормить ребенка

Часто желание накормить своего привереду становится задачей №1 для всей семьи. На какие только уловки и ухищрения не идут сердобольные мамы и бабушки!. Но правильно ли это - пытаться накормить во чтобы то ни стало или может малыш просто не голоден?...

24 03 2021 22:57:41

Что делать, если у вашего ребенка колики?

Вот 8 чрезвычайно полезных советов, которые помогут родителям решить эту проблему!...

23 03 2021 3:31:15

Доктор Николас Кардарас: Дети и смартфоны. ВСЕ ХУЖЕ, чем нам кажется

Это «цифровой героин»: как экраны превращают детей в психопатов-наркоманов...

22 03 2021 23:38:46

Книга экспериментов профессора Николя

Книга экспериментов профессора Николя Обзор книги экспериментов профессора Николя с результатами опытов...

21 03 2021 11:59:52

О воспитании "без запретов"

Воспитывайте своего ребенка осознанно!...

20 03 2021 3:17:11

Методы и приемы нетрадиционного рисования

Использование всего, что есть под рукой...

19 03 2021 10:51:55

Открытки к 8 марта своими руками: 7 простых идей для детей

Ребенок хочет поздравить маму с праздником и сделать для нее что-то особенное...

18 03 2021 17:32:49

Нам нужна лучшая психиатрическая помощь для мам малышей из отделения интенсивной терапии. Вот почему!

Узнать, что ваш ребенок направляется в отделение интенсивной терапии, - это то, к чему вы действительно не можете подготовиться!...

17 03 2021 5:20:51

Гаджеты задерживают развитие детей (из наблюдений невролога)

Можете считать это ненаучными страшилками — такое мнение мне доводилось слышать....

16 03 2021 18:28:29

Маме, которая переживает, пока все остальные спят!

Завтра взойдет солнце и все будет не так плохо!...

14 03 2021 2:45:24

Как подобрать одежду для семейной фотосессии

Как подобрать одежду для семейной фотосессии Практические советы по подбору одежды для фотосессии для всей семьи....

13 03 2021 23:22:18

Как ходить по торговымцентрам в поисках подарков и не потерять малыша

Молодой папа придумал способ, как не потерять малыша в торговом центре...

12 03 2021 17:58:52

5 вещей, которые я перестала делать, когда у меня родился третий ребенок!

Вскоре я поняла, что все должно измениться!...

11 03 2021 7:47:31

13 интересных традиций при рождении малыша

В этой статье список традиций со всего мира. От на вид странных методов воспитания до интереснейших ритуалов... Читайте, будет интересно....

10 03 2021 17:33:48

Смех и юмор в развитии ребенка

Выяснить природу смеха пытались и физиологи, и психологи, и философы. Но детский смех так беззаботен и чист, что никому и в голову не приходит задуматься о его причинах. А ведь в нем можно найти немало ценных «подсказок» о том, что может сделать малыша счастливым....

09 03 2021 1:27:34

Почему в Израиле нет детских домов?

Люди, которые заботятся о детях, причем, не только о своих, но и о чужих, думают о будущем своей страны....

08 03 2021 6:37:24

Советы родителей, когда ваш ребенок ненавидит стрижки!

Ищите подход, экспериментируйте и все получится!...

07 03 2021 11:18:23

Эта женщина предупреждает всех мам быть бдительными, после того, как ее дочь внезапно умерла в ванной!

Это заставило меня так напугаться и переживать за мою другую дочь и сына. Я не могу потерять еще одного ребенка!...

06 03 2021 18:30:34

Красивые и простые новогодние поделки с детьми

Развиваем мелкую моторику и фантазию ребенка...

05 03 2021 16:41:28

Воспитываем из дочери счастливую женщину

Когда родители думают о воспитание дочери, то они меньше всего думают о том, как из своей доченьки воспитать счастливую женщину....

04 03 2021 6:11:30

24 совета для мам мальчиков

Как показывает практика, неопытные мамы мальчиков оказываются в тупике гораздо чаще, поэтому вот 24 правила для мам мальчиков...

03 03 2021 4:52:20

Дети с большой разницей в возрасте

Как старший воспримет пополнение, как наладить между детьми взаимопонимание?...

02 03 2021 1:35:23

Показывайте детям свою заботу

Любите своих детей, что бы ни произошло......

01 03 2021 11:25:56

Папа оставляет малыша одного, чтобы принять душ, а мама сходит с ума!

« Конечно, я не единственная здесь, кто думает, что нельзя оставлять двухлетнего ребенка внизу - одного - пока ты идешь наверх, чтобы принять душ?»...

28 02 2021 22:40:29

Муж рассказывает о том, что узнал, когда его жена заболела!

Я всегда думал, что твоя работа как мамы важна......

27 02 2021 8:21:14

Рисование отпечатками пальцев

Милые пальчиковые рисунки могут украсить стены детской комнаты...

26 02 2021 9:39:29

Я встретила мальчика, и он изменил все!

Жизнь никогда не будет прежней!...

25 02 2021 22:10:27

Купание маленьких детей: тихо и без истерик

Как правильно купать новорожденного ребенка...

24 02 2021 8:47:46

Не задумывались Вы над тем, может ваш ребенок ИНДИГО?

Именно в Ваших силах помочь малышу жить в таком нелегком мире...

23 02 2021 1:21:26

Как быть если нет возможности уехать из города на каникулы?

Как хорошо провести время в городе ребенку...

22 02 2021 0:40:45

Пора задуматься о выборе ранца для Вашего школьника

Наши советы помогут Вам сделать правильный выбор!...

21 02 2021 9:44:27

Как реагировать, если ребенок повысил голос на маму

Время, когда кроха воспринимает маму как безусловный авторитет, постепенно сменяется периодом, когда ребенок начинает по-своему относиться к окружающей среде, ведя себя весьма неожиданно по отношению к родителям. И как же реагировать на маленького бунтаря особенно, если ребенок повысил голос на маму?...

19 02 2021 2:11:38

Йога для наших деток: забавная гимнастика для бодрости духа

Разминка в йога-стиле помогает сделать тело сильным и гибким, способствует массажу внутренних органов ребенка...

18 02 2021 13:25:25

5 причин, по которым дети, рожденные в мае, являются особенными!

Интересные факты, которые следует знать!...

16 02 2021 19:53:55

Занятия с соленым тестом развивают не только моторику рук, а и речь малыша

Поделки из теста хорошо сберегаются...

15 02 2021 14:40:24

Последовательное, длительное кормление разнообразными пищевыми продуктами имеет решающее значение для защиты от пищевой аллергии!

Пожалуйста, проконсультируйтесь с вашим педиатром по любым вопросам, связанным с пищевой аллергией в отношении вашего ребенка!...

14 02 2021 4:40:23

Как воспитать в ребенке лидерские качества: советы родителям

Сегодняшние дети это завтрашние лидеры, а лидерами, как известно, не рождаются, лидеров воспитывают. Есть несколько простых, но действенных способов привить ребенку лидерские качества естественным образом, нужное слово или собственный пример в нужный момент сделает больше, чем морализаторство на эту тему в старшем возрасте, мол, "ты должен быть сильнее, ты должен принимать решение, от тебя будет зависеть" и т.п…...

13 02 2021 12:41:37

Детские страхи и как с ними бороться

Детские страхи и 9 рекомендаций родителям, что делать, если ребенок боится....

12 02 2021 7:15:48

Что нужно и что можно делать при беременности!

Несколько простых советов, которые вам обязательно пригодятся!...

11 02 2021 12:46:37

Забавные игры для выплеска бури эмоций у ребенка

Будет интересно, если в играх будут участвовать все члены семьи...

10 02 2021 22:40:35

Как правильно поощрять ребенка?

Хвалите ребенка за его упорство, стремление к конкретной цели, настойчивость и трудолюбие!...

09 02 2021 20:10:28

5 вещей, которые доктора хотят, чтобы родители знали о ночном недержании мочи!

Прежде чем ваш ребенок сможет оставаться сухим всю ночь, его мозг, мышцы и мочевой пузырь должны созреть!...

07 02 2021 4:14:41

Модные веяния и жертвы красоты

Татуировка и пирсинг без ущерба для здоровья...

06 02 2021 4:18:38

А может Вы плохая мать?

Мамочки, задумайтесь, почему бы не сделать Вашего ребенка счастливым?...

05 02 2021 17:54:30

Краснуха!

Симптомы, лечение и еще несколько полезных советов!...

03 02 2021 2:39:46

11 вещей, которые маме девочек полезно знать заранее

Если бы кто-нибудь меня предупредил об этих простых особенностях — мне было бы проще их растить», — признавалась женщина, поднявшая на ноги троих сыновей. А как же мамы девочек? Восстанавливаем справедливость и даем слово одной из них....

02 02 2021 13:35:18

Помогите ребенку развивать интеллектуальные способности

Интеллект ребенка развивается в процессе конструирования, лепки, слушания сказок и музыкальных произведений...

01 02 2021 12:39:21

Чувство юмора у ребенка

Учите ребенка радоваться, смеяться, уметь шутить и достойно воспринимать критику...

31 01 2021 22:44:50

Пока мы любим, мы скорбим!

Мне потребовалось много времени, чтобы признать, что да, мне все равно иногда будет больно!...

30 01 2021 5:17:20

Детские желания: поощряемые и не поощряемые

Каждый родитель должен знать: что правильно для ребенка!...

29 01 2021 0:48:40

Как правильно учить стихи с ребенком: актерские советы и секреты

Любой родитель знает свое чадо лучше всех, поэтому «включить» интерес к стихам - его задача...

27 01 2021 1:53:10

Как справиться с капризным малышом в супермаркете

Полезные советы для мамочек...

26 01 2021 1:23:23

Случается и такое, что муж ревнует к ребенку...

В глубине души мужчина сомневается, что может хорошо справиться с ролью отца...

25 01 2021 4:21:39

Обама прополз по полу Белого дома вместе с дочерью Псаки

Фото Обамы и маленькой Виви распространили в соцсетях....

24 01 2021 0:55:59

Как разобраться в причине ночных истерик ребенка

Будьте рядом с ребенком в самые трудные моменты...

23 01 2021 9:53:14

Роль подвижных игр для ребенка на природе

Играйте со своими детьми, и они ответят вам любовью и пониманием!...

21 01 2021 7:34:37

Плакаты на первый день рождения

Плакаты на первый день рождения Идеи плакатов на первый день рождения...

20 01 2021 21:40:28

Елочка из фатина!

Отличная идея для новогодней поделки!...

19 01 2021 9:38:10

Что означает час рождения Вашего малыша?

Астрологи считают, что час рождения ребенка оказывает влияние на формирование его личности в будущем...

18 01 2021 4:35:46

Забавные правила для малышей

" Если хочешь добрым быть, никогда нельзя грубить!"...

17 01 2021 12:52:30

Научите ребенка убирать игрушки при помощи интересной математики

Увлекательное и полезное занятие!...

16 01 2021 4:44:19

Откуда берётся в детях плохое поведение

Откуда берётся в детях плохое поведение, страхи, комплексы, агрессивность, капризы и пр.?...

15 01 2021 16:35:18

Что же приготовить детям ИЗ ТВОРОГА

Все домашнее, натуральное и вкусное!...

14 01 2021 0:27:45

Дневник развития: 1 год и 3 месяца

Дневник развития: 1 год и 3 месяца Что умеет ребенок в 1 год и 3 месяца...

13 01 2021 10:33:38

Как поговорить с ребенком об алкоголе (от 6 до 8 лет)!

Постарайтесь быть максимально понятным и лаконичным!...

12 01 2021 6:27:48

Где же мамочкам взять терпение...

Растите вместе со своим ребёнком, а не подтягивайте его к себе...

11 01 2021 12:19:19

Это наука: как работающей маме можно уменьшить стресс и увеличить счастье!

Не стоит брать на себя всю ответственность!...

10 01 2021 9:36:52

Неправильные правила родителей

Размышления матери о том, какие бывают "идеальные" родители...

09 01 2021 7:17:53

Несколько небольших финансовых вложений для новых мамочек, о которых вы не пожалеете!

Это поможет вам сэкономить ваши деньги и силы!...

08 01 2021 16:29:53

Какие на сегодняшний день существуют способы определения срока беременности?

Несколько интересных моментов, которые должна знать каждая женщина!...

07 01 2021 7:41:54

Почему AAП рекомендует родителям не ставить пластиковые тарелки и чашки в посудомоечную машину!

Обезопасьте своих детей от воздействия вредных веществ!...

06 01 2021 21:33:21

Ребенок в зоопарке играет со львом

История удивительного знакомства...

04 01 2021 16:18:17

6 этапов от беременности до рождения ребенка!

А на каком этапе вы?...

03 01 2021 21:16:59

Моему подростку: мы сделаем это вместе!

Мне нужно, чтобы ты знал, что я верю в тебя!...

02 01 2021 22:35:44

Сравнение современного воспитания детей и воспитания у наших предков

« Ребенок – это не пустой сосуд, который надо заполнить, это факел, который нужно зажечь»...

01 01 2021 5:34:15

Ваш сынок играет в куклы - нормально ли это?

Как найти правильный выход...

31 12 2020 20:50:57

Отчего ты так устала, ты же целый день гуляла в парке?

Эта статья была написана мамой из Болгарии, но мы считаем, что описанное в ней знакомо многим мамам из других стран....

30 12 2020 19:52:59

Молоко при беременности, способствует ли оно ожирению!

Нужно учитывать множество факторов! Не все так просто!...

29 12 2020 17:30:11

Воспитываем деток при помощи игры

Давайте малышу развиваться и проявлять самостоятельность...

27 12 2020 10:28:41

Поделка медведь

Поделка медведь Мастер класс медведя из поролона с малышом...

26 12 2020 15:24:59

Список книг для деток от 0 до 8 лет

На заметку родителям малышей!...

25 12 2020 15:51:12

Твори добро: что такое хорошо и что такое плохо?

Каждый родитель мечтает вырастить доброго ребенка, настоящего человека, способного сочувствовать, помогать другим, отличать добро от зла...

24 12 2020 21:47:31

Потрясающие фотографии доказывают, что дети могут быть кем угодно!

Эти фотографии принцессы/спортсменки просто потрясающие!...

22 12 2020 19:30:36

Когда ваш муж не торопиться возвращаться домой с работы, вы готовы убить его?

Это чувство наверняка знакомо многим молодым мамам!...

21 12 2020 19:50:23

Как "вписаться" в работу и общение с коллективом после декрета

Выйти на работу после трёх лет домашнего «ареста» — задача не из простых. Как быстрее адаптироваться и влиться в новый коллектив?...

20 12 2020 15:33:43

У меня нет «всего», но у меня есть все, что я когда-либо хотела!

Вот оно. Постоянный баланс, с которым сталкивается каждая мама!...

19 12 2020 10:13:15

Как я научил сына не мусорить

Когда моему сыну было лет семь, и мы всей пока еще маленькой семьей ехали куда-то за город, заехали на заправку, купили мороженного и едем, получаем удовольствие: лето, жара, мороженное, жена, сын, благодать…...

18 12 2020 20:50:58

Приметы и суеверия, окружающие маму и малыша. Верить или нет?

Мудрости и вдохновения вам, родители!...

17 12 2020 4:15:51

Шопинг для близнецов

Психологи советуют по возможности по-разному одевать детишек, или хотя бы покупать наряды разного цвета или рисунка...

16 12 2020 5:58:36

Почему мой ребёнок мне мешает, или ребёнок – обуза

Это мой личный опыт, мои мысли и мои выводы. Пишу о себе, чтобы лучше разобраться....

15 12 2020 15:53:13

Насколько сильно влияет компьютер на здоровье малыша

Неужели это опасный образ жизни для ребенка?...

13 12 2020 11:24:35

Я так сильно устала от попыток!

Конечно, я всегда хочу стараться быть хорошей мамой, хорошей женой, хорошей дочерью, сестрой и другом!...

12 12 2020 23:43:49

Развитие речи от 1 года до 7 лет

Игры и упражнения, развивающие речь у ребенка...

11 12 2020 10:15:42

Если ребенок замечен в воровстве...

Испытывая дефицит внимания и любви, ребенок может украсть вещь...

09 12 2020 18:45:17

10 вещей, которые не стоит произносить хорошей бабушке

Никто не учит, как быть лучшей бабушкой, до всего приходится доходить своим умом. Хотите знать, как стать хорошей бабушкой? По крайней мере есть 10 фраз, которые никогда не стоит произносить....

08 12 2020 9:24:21

Как правильно ухаживать за кожей младенца? Несколько полезных советов!

Главное, чтобы кожа малыша была хорошо увлажненной!...

07 12 2020 12:29:16

Разминки в стихах для самых маленьких

Короткие физкультмиутки полезны для здоровья крохи...

06 12 2020 22:15:40

6 отличных способов превратить уборку в увлекательную игру

Как привить любовь к чистоте и ввести уборку в привычку? В этом помогут эти чудесные рекомендации. Они покажут вам и ребенку, что даже в обычном рутинном деле можно найти интересную сторону и любое занятие превратить в увлекательную забаву....

05 12 2020 11:53:20

СПОКОЙНОЕ воспитание ребенка. Такое возможно?

Простите себе свою «неидеальность» и помните, что каждый имеет право на ошибки...

04 12 2020 21:36:39

Методика Жохова. Наш опыт

Методика Жохова. Наш опыт История о том, как мы выбирали школу и нашли методику Жохова. Наши первые результаты и впечатления....

03 12 2020 15:16:26

Лиз Бурбо: Вы родили ребенка не для того, чтобы его контролировать

Знаете ли вы, что ваши дети являются вашими гидами?...

02 12 2020 13:39:27

Все плюсы и минусы в наказаниях ребенка

Любовь родителей не зависит от поведения и поступков...

01 12 2020 11:52:22

Дорогой подросток, будь терпелив, пока я отпускаю тебя!

Я знаю, что пришло время. Я знаю, что ты растешь и становишься взрослее......

30 11 2020 16:27:40

Как приучить ребенка спать в своей кроватке

Основные признаки готовности ребенка к самостоятельному сну...

29 11 2020 21:38:41

Готовые пособия для творчества с детьми

Готовые пособия для творчества с детьми Готовые пособия для творчества с детьми...

28 11 2020 22:31:44

Советы родителям непослушных детей

Развивайте в ваших детях самые лучшие качества, которые в них есть...

27 11 2020 14:37:24

С Днем Матери!

С Днем Матери! Еще древние греки и римляне отдавали дань уважения матери всех богов...

26 11 2020 14:30:30

Колики у ребенка. Как мы боролись с коликами

Колики у ребенка. Как мы боролись с коликами Помощь ребенку при коликах. Наш опыт был тяжелым. Зато теперь я точно знаю как помочь ребенку при коликах...

25 11 2020 14:44:33

Дорогой муж, для нас ты супергерой!

Как хорошо, когда есть такой муж!...

24 11 2020 19:34:35

Отношения к ошибкам при воспитании ребенка (видео)

Мы так привыкли к тому, что нас ругают за ошибки, что перестали проявлять инициативу, мы стали бояться ошибок. Давно — с детства. Мы боимся негативной оценки......

23 11 2020 22:52:21

Анализируем детский рисунок

Попросите малыша нарисовать семью его мечты, и Вы увидите, чего не хватает каждому из Вас...

22 11 2020 3:42:18

Почему дети не любят спать?

В нашем обществе младенцы и маленькие дети постоянно протестуют против отхода ко сну. Они придумывают разные причины. Говорят, что не устали, хотя на самом деле их усталость хорошо заметна....

21 11 2020 2:35:22

Что я хочу, чтобы мои сыновья знали до того, как они влюбятся!

Я хочу, чтобы они стали настоящими мужчинами!...

20 11 2020 15:50:37

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.