Дети и отцы    

Детки в клетке. О школьной травле.

“Сегодня дочка узнала, что ее школьного приятеля сильно избили одноклассники. Перелом носа подозревали, но обошлось. Его давно травят, и ее заодно. А может, его заодно, там не разберешь. Очень необычный мальчик, одаренный и “не такой, как все”. Они уже претерпелись, что дразнят и гадости говорят. Пытались игнорировать, Алиса в последнее время начала отвечать “так, что они закипают”. Научилась. И вот  перешло от слов к делу, так сказать. Четвертый класс. Понтовая прогимназия, “отобранные дети””.

Думаю, вы встречали и слышали подобные истории не раз. И даже может быть сталкивались лично. К сожалению, проблема детской травли, “один против всех” не такая уж  и редкая, и она не только сильно травмирует личность ребенка, но и пугает  родителей, учителей, всех, кто так или иначе этого коснулся. Это в кино или в детских книгах может быть круто – этакий герой-аутсайдер. А в  жизни это совсем не прикольно.

Самое большое зло в подобной ситуации — это пытаться применить психологические  байки про “в конфликте две стороны”, и “надо начать с себя”, и “надо попробовать конструктивно”. Агрессивность оправдать нельзя. Как и чувствительность и уязывимость другой стороны  – это не повод для насмешек и издевательств.  “Недостаточно социализирована”, как это называла школьный психолог. Потому что “достаточно” — это когда уже в семь лет все чувства отрезаны и никому не веришь.  Пока вы будете копаться  в “начать с себя”, ваш ребенок стремительно теряет самооценку и веру в себя, и это будет стоить больших проблем в последующей жизни.

Если ребенок мал, а однозначной поддержки со стороны учителя нет, и  даже есть прямая или косвенная поддержка травли, надо не в себе и в ребенке копаться, а вступать в конфронтацию. Называть вещи своими именами. Это — эмоциональное насилие. Это нужно прекращать. Желательно, конечно, не под лестницей, и не доской с гвоздем.

Помните, что и ребенок, и семья, имеют право сохранить в этой ситуации свою систему ценностей. Именно поэтому  вариант ухода должен рассматриваться как крайний. Почему уходить должен тот, кто никого не трогал и ничего плохого не делал. Конечно, кроме случаев, когда ребенку явно невмоготу и он просит уйти. Или просто опасно. Тут уже не до принципов.  

 

Почему?

Многие спрашивают: почему это возникает? Потому что такова потребность возраста. Детям надо быть в стае, надо осознавать себя через противопоставление другим, надо полностью ощущать принадлежность. Это как раз возраст предподростковый, но сейчас все раньше становится, сдвигается в 8-9 годам. Им жизненно нужно чуство групповой сплоченности. Всем, кроме особо ярких интдивидуалистов.  Если есть какие-то позитивные основания, чтобы эту сплоченность чувствовать, все хорошо, травля не нужна. Если дети чем-то заняты, общая цель у них, общие интересы. В современной школе этого нет совсем. Все атомизировано: пришли — отучились — разошлись. 
А оно надо. 

И рано или поздно случается открытие: можно сплотиться ПРОТИВ кого-то. Тогда наступает счастье. Участников травли часто охватывает упоение, удаль, веселье, эйфория. Потому что они — ВМЕСТЕ. И они — ХОРОШИЕ. Не так важно, что в это вкладывается, высокие или красивые, или умные, или модные, или, наоборот, бравые двоечники. Важно, что с ними все ОК, потому что еще уверенности в себе нет, собственной сформированной самооценки нет, а быть ОК очень хочется. И тут такая возможность.

Чем больше ребенок неуверен в себе, чем больше зависит от оценки окружающих, тем более вероятно, что он будет активно участвовать в травле. Зачинщики нередко имеют нарциссические черты. То есть на самом деле они так панически боятся, что кто-то догадается об их несовершенстве, что из кожи вон лезут, заранее перенаправляя огонь на кого-то. 
Само выражение “козел отпущения” пошло от древнего иудейского обычая раз в год навешивать на бедное животное все свои грехи и зафигачивать его в пустыню, на съедение демону. Удобно. Меняться не надо, делать ничего не надо, перекинул на козла — свободен. Подобные механизмы существовали и существуют во всех культурах. Старо как мир. 

Часто объясняют травлю с позиций этологии, мол, есть альфа-особи, есть омега-особи, и т. д. Все это, конечно,  есть. Но люди все же посложней обезьян будут, и к этому все не сводится. Как минимум, эта теория не объясняет, почему есть группы без травли. Да, со своими звездами, среднячками и “особыми”, но при этом без насилия. 

Между тем вопрос, на мой взгляд, именно в этом. Почему некоторые детские коллективы оказываются беззащитны перед групповой иерархией, вшитой от природы, а  другие-то нет. Живут по-человечески. Мое убеждение, что до подросткового возраста это полностью зависит от взрослых. Если есть авторитетный взрослый, который насилия не приемлет, его не будет. 

А мы что имеем? Учителя сплошь и рядом вобще считают атмосферу в классе не своим делом. Или хотели бы что-то сделать, да не могут. Этому, кстати,  учат где-нибудь? В программе педвузов хоть говорят о таком феномене, как травля? Есть и такие,  что  сами провоцируют, им это кажется очень классным способом управлять детским коллективом. Иногда невольно провоцируют. Например, любимый учителями физкультуры способ скоротать урок — эстафета. Всем весело, учителю легко. Плохо неспортивным детям, которым достается за то, что “подвели команду”.  Если учитель никак это не отслеживает и не работает с этим, а наоборот, подогревает азарт, травля неизбежна. 

Ну, а дальше вступают в силу действие системных законов. После того, как  группа назначила “козла отпущения”  и сложилась как дисфункциональная, то есть замешанная на насилии, она такой и останется без сильных причин измениться. Распробовав вкус насилия, детский коллектив остановиться сам не может. Если дети оказываются предоставлены сами себе — дело может далеко зайти. “Повелитель мух” или “Чучело” — далеко ходить не будем, там все подробненько описано. 

Плюс общий высокий уровень разлитой агрессии. Когда перекрыты каналы для направления агрессии по адресу, к источнику унижения и попрания прав — в нашем случае наверх, к властям — агрессия расползается вширь, лезет во все дыры, проникает в щели. Она в воздухе разлита, а уж форма найдется. 

 

Типичные ошибки, усугубляющие ситуацию

Давйте поговорим о том, что заводит в тупик взрослых, которые пытаются справиться с травлей в детской группе. О типичных ошибках, неверных убеждениях и стратегиях, которые часто приводят к тому, что ситуация травли консервируется или даже усугубляется.

1.    Ждать, что само пройдет. 

Само не проходит. У детей до подросткового возраста – точно, позже есть небольшой шанс. Если в группе найдутся достаточно авторитетные дети (не обязательно лидеры), которые вдруг увидят эту ситуацию иначе и решатся заявить о своем видении. Возможно, не полностью прекратить, но сильно уменьшить травлю это может. Я такое несколько раз наблюдала, и сама когда-то участвовала. В нашем классе сильно травили мальчика из не очень благополучной семьи, очень жестоко, он считался “вонючим” (был энурез, как я теперь понимаю). Били, обзывали, отнимали портфель, в общем, по полной программе. Жалко его было всегда, но это воспринималось как данность, неизбежность – ведь “он такой”.  Учителя тоже в основном пытались давить на жалость, что дела не улучшало. А потом, классе в 6, вдруг накрыло осознание, что так нельзя. Что просто нельзя и все, независимо от того, какой он. Ощущение холода между лопаток от 30 взглядов, когда я иду через весь класс и сажусь рядом с ним (на это место  НИКТО и НИКОГДА добровольно не садился), я не забуду всю жизнь. И шепот “С вонючкой села! Сама провоняет!”. В общем, это было почти социальное самоубийство с моей стороны. Но внутри было это вот новое чувство, и выбора не было. Как бы я теперь назвала, мораль проклюнулась. Как раз в 12. И ничего, обошлось. Поудивлялись и приняли как факт. Видимо, мораль начала не только у меня уже прорезаться, дети были умные. А мальчик потом приходил ко мне домой, я его по русскому подтягивала, очень интересный оказался, вежливый и читал много. Как-то потише стало вскоре с травлей. Не полюбили его, конечно, но обижали меньше. 

Но до 12 с собственной моралью у детей слабовато (еще и мозг не созрел). И задавать им моральные  ориентиры обязаны взрослые. Дети в этом возрасте очень готовы их услышать и принять.  И наоборот, в подростковой группе взрослый может и не справиться, если там уже сложилась, так сказать, “антимораль”. По крайней мере, ему будет гораздо труднее. 

2. Оправдывать, объясняя

Объяснений, почему возникает травля – воз и маленькая тележка. Здесь и потребность возраста, и давление закрытой системы (школа, тюрьма, армия), и групповая иерархия (альфы-омеги), и личные особенности детей (например, пережитый опыт насилия, приведший к виктимности или агрессивности). Все это очень важно и интересно, и безусловно стоит изучать и понимать. 

Но. Если из всего этого делается вывод: “так что же вы хотите, вот ведь сколько причин, потому и травят”, это и есть оправдывать, объясняя.  Травля в конкретном классе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети – не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. С этой точки зрения пофиг, кто какая буква. Будь ты хоть трижды альфа, будь он хоть сто раз странный и “не такой”, травить не смей!

Если в голове взрослого такого твердого убеждения нет, и он в упоении от собственной проницательности “анализирует причины”, вместо того, чтобы дать определенную оценку и выдвинуть требования, остановить травлю он не сможет. Это как раз было в нашем случае, когда учительница на все мои разговоры приводила примеры, как дети, которых травят, отличаются от других детей в классе и вот, мол, все поэтому. И мне не хватало твердости четко сформулировать,  что все это очень интересно и, может быть, и правда, только никакого отношения не имеет к вопросу обеспечения психологической безопасности детей во вверенном ей классе.  И когда она прибегала к излюбленному ходу “Нет, а вот скажите, а со своего ребенка Вы, значит, совсем снимаете ответственность за эту ситуацию?” мне давно надо было сказать: “Совсем. Она никого не била и не травила, а такой, как все, быть не обязана”. 

Кроме того, причины часто столь глобальные, что устранить их невозможно, Скажем, агрессию в обществе или насильственность и закрытость школьной системы. Или вот дети, обделенные любовью родителей и потому самоутверждающиеся за счет других, всегда были, есть и будут. Это не значит, что надо терпеть травлю. Надо ставить цели скромнее: нет задачи изменить причины, есть задача изменить ПОВЕДЕНИЕ конкретной группы детей. 

3. Путать травлю и непопулярность.

Подмена проблемы. Никто никому не обязан, чтобы его все любили. Не могут быть все одинаково популярны. Суть травли – не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли – НАСИЛИЕ. Это групповое насилие, эмоциональное и/или физическое. И именно за это отвечает взрослый, которому доверена группа детей. За их защищенность от насилия. 

Многим детям, кстати, и не нужна особая популярность в классе, они вполне без нее проживут. Они могут быть от природы интровертны, застенчивы или просто душой принадлежать не к этой, случайно собранной по административному признаку, а совсем к другой группе. Они хотят одного – безопасности. И имеют на нее полное право.

Педагоги, сводящие все к непопулярности, часто искренне стараются исправить дело. Они обращают внимание группы на достоинства жертвы, пытаются повысить ее рейтинг особыми поручениями и т. д. Подобных предложений было много в комментах. И это все очень мило и действенно, при одном условии: травля как насилие УЖЕ прекращена. Тогда да, можно грамоты на стенку вешать. Если нет – все и любые достоинства жертвы в глазах группы, захваченной азартом травли, будут мгновенно превращены в недостатки. Выиграл олимпиаду – “ботан”. Помог кому-то – “подлиза”. Нарисовал хорошо — “художник-мазила-мочи Левитана”. Все в таком духе. В грязной атмосфере насилия не пробьются ростки интереса и уважения. Сначала надо провести дезинфекцию. 

Эту ошибку, кстати, нередко поддерживают детские книжки и фильмы. Типа, соверши подвиг, впечатли всех, и жизнь наладится. Если дело только в непопулярности – может быть. Если идет травля – нет. И даже может быть наоборот. Как-то я общалась с девицей, со смаком вспоминавшей, как они в каком-то лагере для детей-мажоров травили Яну Поплавскую, которая вип-родителей не имела, а путевку ей дали после успеха фильма про Красную Шапочку. Травили “чтобы знала, что она все равно не нашего круга, хоть и артистка”. Сама девица была похожа на крысу, если честно. 

4. Считать травлю проблемой жертвы

Конечно, явственно страдает именно жертва. Те, кто травит, прямо сейчас могут выглядеть очень довольными собой. Однако важно понимать, что страдают в результате все. 
Страдает жертва, получившая опыт унижения, отвержения и незащищенности, травму самооценки, а то и нарушения эмоциональноо развитии из-за долгого и сильного стресса.
 Страдают свидетели, те, кто стоял в стороне и делал вид, что ничего особенного не происходит, и в это самое время получал опыт бессилия перед властью толпы и стыда за свое слабодушие, поскольку не решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться жертвой.

Этот опыт иногда может быть полезен для подростка, у которого уже есть достаточно сил для морального выбора. Есть множество примеров, как испытанный острый стыд заставлял что-то делать. Но для ребенка младшего возраста такой опыт  всегда травматичен и разрушителен, стыд загоняет его в угол, и все. Это все равно как насильно ставить ребенка на ноги до того, как они достаточно окрепли. Будет искривление костей. 

Страдают преследователи, получая опыт шакалов в стае, или опыт кукловода, опыт безнаказанности, иллюзию своей силы и правоты. Этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений, в конечном итоге – к деструктивным, асоциальным чертам личности. Пиррова победа, которая потом обернется одиночеством и положением изгоя во взрослом коллективе, где никто уже не станет особо бояться такого “булли”, а вот общаться с ним особо не захочет. Даже если он будет успешен и станет начальником, счастья в его жизни будем немного, носи он хоть сплошное “Прада”, как известно. 
Наконец, это все плохо для группы в целом, для ее эффективности, способности справляться с трудностями. Насилие – страшный пожиратель энергии, ни на что другое сил у группы уже не остается. В том числе и на учебу. 

Так что если это не вашего ребенка травят – не думайте, что лично у вас нет повода для беспокойства. Не говоря уже о том, что тлеющая подолгу травля всегда прорывается вспышками настоящего насилия, как это было в случае с дочкиным другом. И тогда абсолютно любой – в том числе и ваш – ребенок может оказаться “назначен” группой исполнить ее волю и “дать ему как следует”. Он сам потом не сможет объяснить, почему так озверел и почему сделал то, что ему вовсе не свойственно. Ну, а дальше варианты. Либо он сам рискует совершить серьезное преступление, либо доведенная до отчаяния жертва даст отпор и…

5. Считать травлю проблемой личностей, а не группы

Это подход типа “все дело в том, что они такие”. 
Чаще всего приходится слышать, что жертва – “такая” (причем неважно, в негативном ключе: глупая, некрасивая, конфликтная или в позитивном: одаренная, нестандартная, “индиго” и т. д.). 

“Козлом отпущения” может стать каждый. Это иллюзия, что для этого надо быть каким-то особо ненормальным. Да, иногда и так бывает. А иногда и вовсе наоборот. И вообще как угодно. Очки (веснушки), толщина (худоба), национальность, бедная одежда — все пойдет.   Да, есть качества, которые способствуют закреплению этой роли — чувствительность, обидчивость, просто повышенная ранимость в этот период. Есть и особый случай детей виктимных, переживших насилие и так  привлекающих внимание к себе. Но в общем и целом причина травли — не в особенностях жертвы, а в особенностях ГРУППЫ. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за короткий срок, скажем, после смены классного руководителя. 

Так же не имеет смысла сводить причину травли к качествам тех, кто травит: они “звери, гаденыши, быдло, наглые отпрыски нуворишей” и т. п. Опять-таки, конечно,  роль инициаторов травли часто берут на себя дети не самые благополучные внутренне. Но одних только их качеств недостаточно. Я много раз наблюдала, как самые отъявленные травители, случайно оказавшись с дочкой вдвоем, например, на продленке, мирно с ней играли. И опять-таки, при смене взрослого лидера или позиции этого лидера по отношению к происходящему нередко “эти сволочи” поразительно быстро меняют свое поведение, хотя, конечно, не могут так стремительно решить свои внутренние проблемы илиповысить свой культурный уровень. 

Эта ошибка лежит в основе попыток преодолеть травлю путем “разговоров по душам” или “индивидуальной работы с психологом”. С жертвой ли, с агрессорами ли. Травля, как любое застревание в деструктивной динамике – болезнь группы.  И работать надо с группой в целом. То же относится к попыткам “взять за грудки”. Это может защитить конкретного ребенка, но группа, вкусившая “крови”, тут же выберет другую жертву. Просто убрать жертву или зачинщика, все сведя к их личным особенностям, тоже не факт, что поможет – действо вполне может продолжиться с другими исполнителями главных ролей. 

Пытаться решить проблему травли, решая личные проблемы действующих лиц – все равно что пытаться решить проблему аварий на дорогах не разумными ПДД и контролем за их исполнением, а развитием у каждого отдельного водителя скорости реакции, вежливости и любви к ближнему. Конечно, помогать детям решать внутренние проблемы тоже нужно, но это работа долгая и в ситуации актуальной травли невозможная обычно. Надо сначала прекратить травмирующее воздействие, а потом уж лечить. 

6. Давить на жалость

Пытаться объяснить агрессорам, как жертве плохо и призывать посочувствовать. Не поможет чаще всего. Только укрепит их в позиции сильного, который хочет казнит, хочет милует. А жертву обидит, унизит или подкрепит ее беспомощность. Особенно если это мальчик. К сожалению, это очень частая ошибка.

7. Принимать правил игры

Это самое важное, пожалуй. Ошибка — выбирать между виктимностью и агрессией
Любая ситуация насилия провоцирует именно этот выбор. Либо “меня бьют, потому что я слабый, и всегда будут бить”. Либо “меня бить не будут ни за что, я сильный и бить буду я”. При всей кажущейся разнице обе эти позиции сходны. Они обе базируются на одном и том же убеждении о том, как устроен мир. А именно: “сильный бьет слабого”. Поэтому если взрослый идентифицируется или подталкивает ребенка идентифицироваться с одной из этих позиций, он тем самым подкрепляет эту картину мира. 

Подталкивать ребенка – это значит говорить ему  “подумай, в чем ты сам виноват” или “дай ему, чтоб неповадно было”. В том и другом случае ребенок получает от взрослого такой месседж: “Мир, знаешь ли, устроен так и другого мира у нас для тебя нет. Ты можешь капитулировать перед насилием, предать себя и измениться так, как от тебя требуют. Им виднее, каким ты должен быть,  они сильны, а значит – правы. Или можешь наплевать на собственную безопасность (не бойся!), и озвереть, тогда тебя не тронут.

Еще вариант: отрезать от себя чувства (не обращай внимания!) и научиться изображать лицом не то, что происходит внутри. Выбирай, детка!”. По сути, взрослый в этом случае солидаризируется с травлей как явлением и оставляет ребенка один на один с ней.  Ребенок за всеми этими “Учись налаживать отношения” или “Дай сдачи” слышит: “Тебя никто не защитит, даже не надейся. Справляйся сам, как знаешь”

Собственно, оно, может, и ничего, если, опять же, мы имеем дело с подростком, которому уже пора обретать самостоятельность и рассчитывать на себя.  Если до этого у  него было достаточно поддержки и если даже сейчас он все же застрахован от совсем крайних проявлений насилия, он может справиться. Тогда, как справедливо кто-то отметил, это будет инициация, опыт болезненный, но ведущий к развитию. Заодно подросток сможет принять собственное решение о том, так или не так устроен мир и готов ли он с этим мироустройством согласиться. Это тоже зависит от того, была ли ему прежде взрослыми предъявлена иная система ценностей и есть ли у него тыл в семье. 

Если же ребенок младше, такое поведение взрослых лишает его защищенности и обрекает на преждевременную инициацию. Которую да, сильный ребенок может пройти, но всегда дорого за это платит. А слабый так и вообще ломается. И начинает верить, что “мир устроен так”.  

Когда я пишу, что нужно идти на конфронтацию, я именно это имею в виду. Не конфронтацию с конкретными глупыми детьми, а конфронтацию с правилами игры по которым “сильный имеет право бить слабого”. С травлей как насилием, как болезнью, отравой, моральной ржавчиной. С тем, чего не должно быть. Что нельзя оправдывать, от чего ЛЮБОЙ ребенок должен быть защищен — и точка. 

Этот тот самый главный вывод, о котором я уже писала. Без конфронтации здесь невозможно, уговоры не помогут, “командообразование” тоже. Идти на конфронтацию неохота, неловко, нет опыта, потому что сами мы почти все имеем опыт жертвы и/или опыт травящего, и сами мечемся между виктимностью и агрессивностью.

Что делать?

Конечно, ситуации могут быть очень разнообразные, но общие принципы и шаги мы можем наметить.  

1. Назвать явление

Никаких “У моего сына (у Пети Смирнова) не ладится с одноклассниками”. Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют — это называется ТРАВЛЯ. Насилие. Пока не назовете своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит. 

Дальше нужно понять, кто готов взять на себя ответственность за прекращение этого дела. Признак того, что готов — как раз готовность назвать травлю травлей. Идеально, если это сразу учитель. Если же он продолжает петь песню про “Ну, он такой” — придется идти выше. Надо найти того, кто назовет происходящее своим именем. И с него начинать работу. Если это руководитель, пусть отдаст распоряжение и отследит выполнение, или сделает сам, раз подчиненные не способны. Обращаться во внешние инстанции – крайний вариант, но если нет другого выхода, тянуть не надо. В нашем случае только с уровня директора пошли изменения. Директор тоже попыталась играть в игру “а что же вы со своим ребенком не поработали”, но после вопроса “То есть вы расписываетесь в том, что ваш педколлектив с травлей ребенка в классе справиться не может?” быстро сменила стиль разговора и мы обо всем мило договорились. 

Дальше тот взрослый, кто взял на себя общественность, для простоты будем называть его учителем, хотя это может быть школьный психолог, вожатый в лагере, тренер, завуч и т. д. должен поговорить с группой, в которой происходит травля и НАЗВАТЬ явление группе. 

По многим комментам бывших “травильщиков” видно, насколько дети не осознают, что именно делают. У них в голове это называется “мы его дразним” или “мы так играем” или “мы его не любим”. Они должны узнать от взрослого, что когда они делают так и эдак, это называется вот так и это — недопустимо. 

Бывает, небходимо описать ситуацию с точки зрения жертвы. Мне, как ни странно, потребовалось делать это для педагогов. Иначе не получалось вытащить их из “подумаешь, дети всегда друг друга дразнят”. Я им предложила представить себе: “Вот вы приходите на работу. Никто не здоровается, все отворачиваются. Вы идете по коридору — сзади смешки и шепот. Вы приходите на педсовет, садитесь. Тут же все сидящие рядом встают и демонстративно отсаживаются подальше. Вы начинаете контрольную — и обнаруживаете, что заранее записанное на доске задание кто-то стер. Вы хотите заглянуть в свой ежедневник — его нет на месте. Позже вы находите его в углу туалета, со следами ног настраницах. Однажды вы срываетесь и кричите, вас тут же вызывают к директору и отчитывают за недопустимое поведение. Вы пытаетесь пожаловаться и слышите в ответ: нужно уметь ладить с коллегами!” Ваше самочувствие? Как долго вы сможете выдержать?”

Важно: не давить на жалость. Ни в коем случае не “представляете, как ему плохо, как он несчастен?”. Только: как было бы ВАМ в такой ситуации? Что чувствовали бы ВЫ? И если в ответ идут живые чувства, не злорадствовать и не нападать. Только сочувствие: да, это всякому тяжело. Мы люди и нам важно быть вместе. 
Иногда первого пункта и хватает, если только-только началось.

2. Дать однозначную оценку. 

  Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные человеки, что они способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы . Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Можно привести применры, что нам может казаться неправильным в других людях: внешность, национальность, реакции, увлечения и т. д. Привести примеры, как одно и то же качество в разные времена и в разных группах оценивалось по-разному. Есть еще  классная ролевая игра про кареглазых и голубоглазых, но ее должны проводить профессионалы. А мозги хорошо прочищает. 
Конечно, все это получится, только если сам взрослый так искренне считает. Это должна быть проповедь, а не нотация. 

3. Обозначить травлю как проблему группы

Когда на людей наезжают, предъявляя им моральное обвинение, они начинают защищаться. В этот момент их не интересует, правы они или нет, главное — оправдаться. Дети не исключение. Особенно дети, зачинщики травли, потому что очень часто это дети с нарциссической травмой, абсолютно неспособные переносить стыд и вину. И они будут драться, как гладиаторы за свою роль “супер-пупер альф”. То есть в ответ на называние травли насилием, вы услышите: “А чего он? А мы ничего.. А это не я.” и все в таком духе. Понятно, что толку от обсуждения в таком ключе не будет. Поэтому не надо его вести. Не надо спорить о фактах, выяснять, что именно “он”, кто именно что и т. д.

Нужно обозначить травлю как болезнь ГРУППЫ. Так и сказать: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть – насилием. Это очень грустно, это всем вредно и плохо. И давайте-ка вместе срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс. Это позволит зачинщикам сохранить лицро и даже предоставит им возможность хотя бы попробовать примерить роль недеструктивной “альфы”, которая “отвечает за здоровье класса”. И, чтоособено важно, это снимает противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями. Все в одной лодке, общая проблема, давайте вместе решать. 
С детьми постарше можно посмотреть и обсудить “Повелителя мух” или (лучше) “Чучело”. С маленькими — “Гадкого утенка”. 

4. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор

Результат не будет прочным, если дети просто прогнутся под формальные требования учителя. Задача — вывести их из “стайного” азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего. Можно предложить детям оценить, каков из вклад в болезнь класса под названием “травля”. Допустим 1 балл — это ” я никогда в этом не участвую”, 2 балла — “я иногда это делаю, но потом жалею”, 3 балла — “травил, травлю и буду травить, это здорово”. Пусть все одновременно покажут на пальцах — сколько баллов они поставили бы себе? Если это не подростки, “троек” не будет, даже у самых отпетых агрессоров. В этом месте ни вкоем случае нельзя пытаться уличить: нет,на самом деле ты травишь. Наоборот, нужно сказать:”Как я рад, у меня от сердца отлегло. Никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить свой класс”.

Так моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, ее дают сами дети. 
Если группа очень погрязла в удовольствии от насилия, конфронтация может быть более жесткой. Я описывала прием с “Гадким утенком” в книжке, перескажу здесь коротко. Напомнив детям тот отрывок, в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: “Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?”. 

Этот же прием может помочь родителям осознать, что если травят не их ребенка, а наоборот, это тоже очень серьезно. Их дети находятся в роли тупых и злобных кур, а такие роли присыхают так крепко, что начинают менять личность. Они этого хотят для своих детей? 
Для индивидуального разговора с ребенком, не понимающим, что плохого в травле, это тоже подходит.  

5. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт

До сих пор речь шла о том, как не надо. Ошибкой было бы остановиться на этом, потому что, запретив детям прежние способы реагировать и вести себя и не дав других, мы провоцируем стресс, растерянность и возвращение к старому. 

Момент, когда прежняя, “плохая” групповая динамика прервана, раскрутка ее губительной спирали прекращена, самый подходящий, чтобы запустить динамику новую. И это важно делать вместе.

Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например: “У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся — их разнимают.”. Если дети постарше, можно разобрать более сложные ситуации, например, то, что люди по-разному чувствительны, и то, что для одного — дружеская борьба, для другого может быть больно. Это может найти отражение в таком, например, правиле. “Если я вижу, что невольно задел и обидел человека, я прекращу делать то, что я делаю немедленно”. Но слишком много, тонко и сложно не надо, по крайней мере для начала. 

Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют. Еще лучше — чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Этот прием называется “заключение контракта”, он прекрасно работает в терапевтических и тренинговых группах для взрослых, и с детьми тоже вполне эффективен. Если правила кто-то нарушает, ему могут просто молча указать на плакат с его собственной подписью. 

6. Мониторинг и поддержка позитивных изменений

Это очень важно. В нашем случае это была главная ошибка: я поговорила с директором, та кого-то приструнила, вроде стало лучше и мы не стали дожимать, надеясь, что все постепенно выправится. А оно притихло, но тлело, как торфяное болото. 

Очень важно чтобы взрослый, который взялся разруливать ситуацию, не бросал группу. Он должен регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь. Можно сделать “счетчик травли”, какой-нибудь сосуд или доску, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похожее на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По количеству камешков определяется, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой и т. д. Да множество есть всяких фишек, тренеры и игротехники их знают. Можно ставить спектакли, сочинять сказки и делать коллажи про “хронику выздоровления”, сделать “график температуры! и т. д. 

Суть в том, что группа постоянно получает заинтересованный интерес от авторитетного взрослого и по-прежнему считает победу над травлей своим общим делом. 

7. Гармонизировать иерархию

Вот теперь пора думать про популярность. Про то, чтобы каждый имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней. Праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, экспедиции, игры на командообразование — арсенал богатый, гуляй-не хочу. Чем дольше группе предстоит прожить в этом составе, тем этот этап  важнее. 

Признак гармоничной групповой иерархии — отсутствие жестко закрепленных ролей “альф”, “бет” и “омег”, гибкое перетекание ролей: в этой ситуации лидером становится тот, в той — другой. Один лучше всех рисует, другой хохмит, третий забивает голы, четвертый придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа. 

Ну, это уже из серии “совсем хорошо”. Даже если так прям не получается, достаточно мирного, спокойного  сосуществования, а реализовываться дети могут в других местах.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Люди с аутистическими чертами более креативны

Аутизм может быть объяснен определенными генетическими мутациями...

01 07 2020 23:25:20

Геометрическая аппликация для малышей

Геометрическая аппликация для малышей Примеры аппликаций из геометрических фигур для малышей. Как быстро подготовить материал для аппликаций. Лайфак...

30 06 2020 7:37:22

Родители, не живите жизнь за ребенка, пусть он сам учится на своих ошибках!

Учите своего отпрыска преодолевать трудности и вставать после неудач...

29 06 2020 9:47:55

О плюсах того, что Вы сторонник отдать ребенка в детский сад

Воспитатели нам помогают растить хороших малышей...

28 06 2020 11:18:37

Пожалуйста, пока не оставляй меня, мама!

К этому никогда не будешь готов!...

27 06 2020 6:22:30

Учим безопасности малышей от трех до пяти лет

Начинать постепенно вводить основы безопасности стоит как можно раньше...

26 06 2020 13:34:39

Родители имеют право снять с себя родительскую роль

Хотя как вообще «любить» может быть «надо»? Любовь такая штука, императивом ее не выбьешь. Ни из другого, ни из себя....

25 06 2020 20:20:32

Варикозное расширение вен: как лечить заболевание после рождения ребенка!

Даже быстрая прогулка по кварталу может помочь вашему кровообращению!...

24 06 2020 22:10:25

Самый любимый папа для ребенка

Такое важное внимание и любовь отца......

23 06 2020 13:19:20

Как правильно выбирать шампунь для ребенка

Всегда приобретайте безопасное средство гигиены...

22 06 2020 3:26:29

Собака ангел-хранитель

Эта история произошла в одном из бедных районов бразильского города. Люди говорят, что встретили на улице бездомную собаку, которая несла новорожденную малышку....

21 06 2020 14:59:55

Как меняется дружба в средней школе?

Ваш ребенок растет и меняется - осознайте это!...

20 06 2020 11:53:28

Обзор настольных игр на внимание, логику и реакцию

Обзор настольных игр на внимание, логику и реакцию Обзор настольных игр " Доббль", " Халли- Галли" и " Барабашка"....

19 06 2020 7:12:39

Детские молочные смеси: как выбрать, как приготовить, как давать?

Можно долго говорить о преимуществах грудного вскармливания, но если оно невозможно, детская молочная смесь становится единственно возможной его заменой. И чем ближе по составу к естественному питанию будет смесь, тем лучше....

18 06 2020 22:30:52

Ванна из хвои для малыша

О благотворном действии хвойной ванны...

17 06 2020 17:16:46

Я не наслаждаюсь каждым моментом, но я люблю этапы нашей жизни!

Я бы не променяла эти дни ни на что!...

16 06 2020 3:50:48

10 советов по борьбе с плохими словами у детей

Вы заметили, что Ваш ребёнок принес с улицы нецензурное слово? Как правильно реагировать на плохие слова? Что делать в таких случаях?...

15 06 2020 19:37:24

Гимнастика для детских глаз

Делайте гимнастику для глаз 3 раза в день - перед завтраком, обедом, ужином...

14 06 2020 14:50:12

Брутальные мужчины, которые не стесняются своих отцовских чувств

Как по мне, это самое сексуальное в мужчине - когда он не стесняется проявлять нежные чувства☝️💞😎...

13 06 2020 13:10:46

Что делать, когда ребенок не слушается? 8 хитрых приемов умных родителей!

Ребенок не слушается. Не желает одеваться, убирать свои игрушки, тянет с приготовлением уроков или снова пришел позже, чем вы сказали. При этом ведет себя не лучшим образом: кричит и плачет либо, «набычившись», отказывается с вами разговаривать…...

12 06 2020 3:33:20

Советы родителям, как повысить успеваемость ребенка на занятиях в школе

Всегда правильно выбирайте методы подачи информации!...

11 06 2020 13:54:45

7 признаков того, что Вы – плохая мать

Поэтому есть смысл поговорить о том, как нельзя вести себя с ребенком ни при каких обстоятельствах, чтобы не прослыть плохой матерью....

09 06 2020 22:22:39

«У нас нет привычки думать, что дети — это люди»

Семейный психолог Вита Малыгина о том, как не срываться на детях...

08 06 2020 18:36:53

Почему детям нужен строгий режим дня

Соблюдение режима дня очень важно для детей в долгосрочной перспективе...

07 06 2020 8:42:16

Какие черты характера проявляются у грудничков?

Главная роль в формировании характера маленького человека принадлежит родителям...

06 06 2020 16:49:17

Как научить детей хорошим привычкам

Каждый родитель знает, как тяжело иногда воспитать у ребёнка хорошую привычку. Но никуда от этого не денешься, так как воспитывать всё же придётся....

05 06 2020 6:57:14

"Цена" материнского счастья - какая она?

С чем сталкивается мама и как она все выдерживает на своих плечах...

04 06 2020 5:30:16

В какой позе спит Ваш малыш?

Поза, которую ребенок выбирает для сна, может о многом поведать родителям...

03 06 2020 15:24:21

Сценарий детского Нового года

Сценарий детского Нового года Самый простой сценарий Нового года. Костюмы не нужны. Подготовки минимум. Зато ваши дети будут рады чудесному празднику в кругу семьи...

02 06 2020 15:34:40

Родители должны понять, как помочь ребенку раскрыться

Перестаньте тратить энергию на принуждение...

01 06 2020 6:35:16

7 основных правил безопасности, когда ребенок остается один дома

Узнайте, как сделать дом безопасным для ребенка!...

31 05 2020 14:20:31

Развивающая игра «Найди предмет на букву «…»!

Интересное занятие, как для дошкольников, так и деток постарше!...

30 05 2020 15:58:59

Вы хотите быть обыкновенными родителями или родителями-друзьями?

Только те родители, которые правильно относятся к своим обязанностям, могут помочь ребенку пережить разочарования и неудачи...

29 05 2020 11:24:55

Учим ребенка не бояться врачей

Помогаем малышу побороть страх перед белым халатом, посещением поликлиники, медицинским осмотром...

28 05 2020 1:43:29

Нелюбимое слово "нельзя" - где и когда его употреблять?

Не нервничайте и не кричите - этим Вы не заставите малыша плакать и бояться!...

27 05 2020 1:16:49

Признаки стресса у ребенка

Переживаниям и повышенным нагрузкам подвержены и родители, и дети. Даже взрослые не всегда правильно распознают сигналы организма и не понимают, что с ними происходит. Что уж говорить о ребенке, который даже со словом «стресс» толком не знаком....

26 05 2020 6:55:58

Почему я никогда не забуду наши роды и акушерку, которая мне помогала!

Вы не только лечите тело, но и душу!...

25 05 2020 19:10:51

Материнская любовь...

Мамы - они такие разные бывают!...

24 05 2020 19:34:47

Я самая плохая мама в мире!

Я съежилась от этих слов!...

23 05 2020 14:20:19

Как меняется живот во время беременности и можно ли определить пол ребенка по его параметрам?

Несколько интересных моментов, которые стоит запомнить!...

22 05 2020 11:25:12

Детские ляпы

Сына (5 лет) я за что-то поругала. Сел на пол, достал бумагу, карандаши, и «надувшись» мне: — Тогда я тебя толстую нарисую)...

21 05 2020 12:25:53

Папа по воскресеньям - какая его роль?

Надо прикладывать максимум усилий обеими родителями для своих общих детей, даже после развода...

20 05 2020 23:26:36

Избалованность у детей. Причины и последствия

Будьте последовательны и терпеливы, и ваш малыш вырастет таким же...

19 05 2020 18:14:54

Как правильно вести разговор с малышом

Научитесь слушать и слышать ребенка, не избегайте общения с ним...

17 05 2020 8:23:24

Боль в круглой связке!

Вы можете чувствовать боль в круглой связке как короткую, острую или колющую боль!...

16 05 2020 21:55:34

Страна любящих отцов

В какой стране мира детей любят больше всего...

15 05 2020 15:22:41

6 главных ошибок в воспитании ребенка

Почему мы отдаляемся от детей? Почему у них заводятся секреты? Психолог Светлана Ройз выделяет семь ошибок в воспитании, которые к этому приводят....

14 05 2020 8:55:59

Как укротить хулигана

Некоторые детишки просто-напросто не умеют контролировать свои эмоци...

13 05 2020 12:49:57

Как быть родителям, если у ребенка наблюдаются психологические травмы

Обратите внимание на то, нет ли изменений в поведении малыша...

12 05 2020 8:54:40

Сопротивление: что делать с бесконечными «нет» (возраст 2 года)!

Этому есть простое объяснение!...

11 05 2020 23:47:41

Почему малыши любят подражать взрослым

Впервые малыши начинают подражать еще в роддоме...

08 05 2020 19:24:48

Основы хорошего сна во время беременности!

Есть несколько советов, которые вам пригодятся!...

07 05 2020 7:23:53

Что нужно делать, если ребенок заикается

Материал от Американской Академии педиатрии....

06 05 2020 18:36:58

Чем занять ребенка на кухне

Все вещи, которые попадают в руки малыша, должны быть чистыми...

05 05 2020 3:48:49

Девушки, перестаньте сравнивать себя со всеми остальными!

Сравнение - это еще один надежный способ помешать себе двигаться вперед!...

04 05 2020 5:25:38

Аппликация из салфеток

Аппликация из салфеток Из обыкновенных цветных салфеток можно создать яркую и красочную аппликацию, а с детками постарше - целую картину. Выглядить такая работа будет необычно и объемно....

03 05 2020 21:38:37

Когда ему исполнится 15 лет!

Время так быстротечно, что вы не успеете и оглянуться!...

02 05 2020 23:14:56

Работайте над словарным запасом малыша

Ребенок вскоре научится выражать свои мысли...

01 05 2020 20:56:19

Обсуждение покупок! Что из подарков для детей оказалось удивительно полезным?

Возможно, вы узнаете что-то полезное для себя!...

29 04 2020 9:29:56

Несколько проверенных способов, как успокоить плачущего ребенка

Если малыш истерит - главное не паникуйте!...

28 04 2020 12:21:50

Ник Вуйчич стал отцом во второй раз

Этот мужчина успешен, состоятелен, известен во всем мире – вот только есть одно «но»: он родился без рук и ног. Однако это не помешало ему жениться и стать отцом – на днях у Ника родился второй сын....

26 04 2020 1:56:28

7 Причин Не Давать Детям Хлеб

Многие слышали в детстве, что нельзя выкидывать хлеб. Для старшего поколения хлеб имеет некую сверх-ценность, статус чего-то почти священного. Поэтому сама мысль о вреде хлеба кажется чуть ли ни кощунственной....

25 04 2020 7:30:19

Чем занять ребенка на каникулах

И совершенно не обязательно сидеть дома в четырех стенах......

24 04 2020 21:26:41

Мама 8 детей делится «секретами» воспитания большой семьи!

Учите своих детей хорошим манерам!...

23 04 2020 18:37:59

Мягкая школа для взрослых

Мягкая школа для взрослых Что такое мягкая школа. Зачем нужна мягкая школа взрослым?...

22 04 2020 18:15:44

20 способов удаления различных пятен!

После моих малышей и их прогулок - все эти советы мне нужны!...

21 04 2020 7:34:30

На что идут мамы и папы, чтобы договориться со своим ребенком?

Малыш - это зеркало родителей, не забывайте об этом!...

20 04 2020 22:18:22

Почему дети плачут? Объяснения родителей.

У этих детей худшие родители в мире. По крайней мере, они так думают....

19 04 2020 16:48:47

Дети, которые НИЧЕГО не делают

Я привыкла к тому, что дети что-то делают. Что-нибудь - свое, что активно делают. Про меня - ладно, там понятно, почему я всегда что-то делала. Над этим работали сразу несколько человек в семье....

18 04 2020 3:16:48

Как мы воруем у детей самое золотое время

Очень часто мы, родители, становимся воришками. Воруем мы у своих детей их детство, причем без зазрения совести. Как будто так и надо. Сначала мы просим их «вести себя нормально» — то есть по-взрослому, даже если им всего два или три года. Нам кажется, что в полгода они уже нами манипулируют, и мы всячески пытаемся их образумить. Нам особо неинтересно разбираться, как дети устроены, что они чувствуют и думают. У нас есть некие стандарты поведения, к которым мы их всячески тянем....

17 04 2020 6:29:44

Поделки из камней. Три медведя!

Поделки из камней. Три медведя! Идеи поделок из камней с малышами...

16 04 2020 23:47:13

Мальчиков и девочек нужно хвалить по-разному

Мальчики и девочки по-разному воспринимают похвалу...

15 04 2020 23:18:20

Малыш блокирует iPad более чем на 25 миллионов минут!

Ребенок делает слишком много попыток ввода пароля и блокирует iPad практически навсегда!...

14 04 2020 12:27:22

Почему мы должны говорить и о «преклонном возрасте»!

Здоровье ребенка зависит не только от матери!...

13 04 2020 17:51:14

Детское АВТОКРЕСЛО спасет жизнь вашему ребенку!

Автокресло проходит множество проверок и краш-тестов...

12 04 2020 20:15:32

Телевизор и ребенок: Что и когда смотреть?

Можно ли ребенку смотреть телевизор?...

10 04 2020 16:34:26

Роль фантазии и воображения в развитии ребенка

После окончания игры награждайте малыша призами...

09 04 2020 5:13:38

Восстановление после родов

В вашей жизни появился самый дорогой человек – ваш малыш. Но после 9 месяцев беременности появился и повод заняться собой: восстановить здоровье и функции организма, рацион питания, улучшить состояние волос, ногтей и кожи. Поговорим об этом?...

08 04 2020 23:39:31

Как научить ребенка писать крутые и интересные тексты

Главное в писательстве — это практика. Поддерживайте ребенка в его первых опытах, даже если они кажутся смешными и неловкими....

07 04 2020 4:50:16

Изгои... Почему так происходит?

Что может сделать сам ребенок, когда его дразнят и смеются над ним?...

06 04 2020 15:23:55

Мои шестые роды: как это было

В начале августа 2010 года в нашей семье ожидалось пополнение. Несмотря на дебют гестационного сахарного диабета, я себя очень хорошо чувствовала. Мне понравилось сидеть на низкоуглеводной диете, я даже похудела за 9 месяцев на 10 килограмм, несмотря на растущий живот....

05 04 2020 21:43:11

Акушеры предупреждают: слишком большой вес плода – проблема, как для матери, так и для ребенка!

Следует контролировать набор веса при беременности!...

04 04 2020 8:33:57

Воспитание девочки-подростка

Никто, кроме вас, не сможет объяснить вашей дочери-подростку, как избежать нежелательной беременности...

03 04 2020 7:52:34

Маленькая девочка спасла свою маму и будущего братика

Вот такие подвиги совершают детки ради своей семьи...

02 04 2020 9:30:52

Красочные аппликации из салфеток!

Отличная идея для домашнего творчества!...

01 04 2020 9:48:48

Воспитание по-итальянски

Можно ли сказать, что дети и родители одинаковы, в какой бы стране они не жили? Вряд ли, иначе бы и взрослые во всех странах были одинаковыми, вне зависимости от национальности и страны проживания....

31 03 2020 10:28:32

4 способа облегчить расстройство желудка у вашего ребенка!

Есть несколько полезных советов!...

30 03 2020 13:46:55

Эксперты считают, что беременные женщины должны есть больше шоколада!

Забудьте о его способности поднимать настроение! Согласно недавнему исследованию, ежедневная доза какао может творить чудеса для вашего будущего ребенка!...

29 03 2020 5:56:41

Открытки для мам и бабушек

Открытки для мам и бабушек Идеи простых и эффектных открыток для мамы или бабушки. Легко изготовить с детками. Подойдут как малышам, так и деткам постарше...

28 03 2020 20:50:49

Придумываем домашнее развлечение для ребенка - Детский кукольный театр

Сколько восторга и радости принесет малышу возможность поиграть и озвучить любимых героев сказок!...

26 03 2020 20:50:45

Кризис одного года у ребенка

Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со стороны родителей раздается "нельзя"....

25 03 2020 2:59:45

Эксперты утверждают, что подростки по развитию похожи на малышей!

Мы должны осознать это и принять!...

24 03 2020 17:16:33

Аппликации из крупы и макарон: Кудрявые барашки

Аппликации из крупы и макарон: Кудрявые барашки Идеи поделок барашков: из крупы, макарон и ваты...

23 03 2020 4:47:55

Должны ли дети что-то родителям?

Почему родители ждут от детей возврата какого-то долга? На основании чего? Почему столько переживаний из-за этого у родителей и чувства вины у детей? Где закралась ошибка и несправедливость? Кто и кому должен? И должен ли?...

22 03 2020 3:28:45

Детки - это наш экзамен Богу

Ребенок - наше продолжение, которое мы заслужили...

21 03 2020 12:11:53

Учимся у японцев: как воспитывать ребенка

Всему миру известно, что японские дети умны, прилежны, ответственны и во многом опережают своих сверстников из других стран. Закономерный вопрос: почему? Чем система японского воспитания отличается от нашей?...

20 03 2020 16:50:35

О молочных страхах кормящих мам

А пока у свежеиспеченной мамы в голове теснятся самые различные опасения, связанным с кормлением. Разберемся?...

18 03 2020 16:28:43

Недосыпание в подростковом возрасте приводит к ожирению после 20 лет

Недостаток сна в детстве повышает вероятность не только ожирения, но и депрессий!...

17 03 2020 11:52:38

Система воспитания детей в Америке

Любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов...

16 03 2020 20:26:17

Учим ребенка правильно питаться

Быть хорошим примером своим детям - это самое главное!...

15 03 2020 9:54:25

Поделки из пористой резины

Поделки из пористой резины Пористая резина - эффектный материал для поделок. Его можно использовать в аппликациях, и даже создавать магниты на холодильник. Попробуем?...

14 03 2020 4:38:32

10 ответов на вопрос «Вы беременны?», когда на самом деле это не так!

Я никогда не спросила бы другую женщину, беременна ли она - даже знакомую, не говоря уже о совершенно незнакомом человеке, если бы я не была уверена!...

13 03 2020 3:12:47

Первая влюбленность ребенка и ревность родителей

Психология и о том, как не испортить отношения с ребенком при первой влюбленности...

12 03 2020 15:41:31

Каково это любить девушку, которая потеряла мать!

Она построит стены, чтобы защитить свое сердце!...

11 03 2020 18:11:29

Ох, уж эта привычка грызть ногти и как с ней бороться

Как отучить ребенка грызть ногти?...

10 03 2020 1:52:29

7 самых распространенных капризов и как на них реагировать

Когда ребенок чем-то недоволен и ноет, а родители не могут его понять – ссора неизбежна....

09 03 2020 5:38:15

Почему мой малыш внезапно просыпается в истерике ночью?

Вы не должны включать свет в комнате ребенка и пытаться его разбудить!...

08 03 2020 21:42:46

Причины, по которым малыш ночью плачет

Большинство проблем решается путем совместного сна с мамой...

07 03 2020 20:34:58

Вот почему мы должны правильно пристегивать детей в автокресле!

Примите к сведению и соблюдайте рекомендации!...

06 03 2020 20:50:46

Ищем "корни" избалованности...

Разбираемся, что такое избалованность и откуда она берется...

05 03 2020 21:23:11

Мнение родителей в жизни ребенка

В борьбе за отстаивание собственного мнения дети разрушают хорошие отношения в семье...

03 03 2020 20:42:23

Как не нужно воспитывать детей: 10 «не» Юлии Гиппенрейтер

Как не стать ментором по отношению к собственному ребенку? Как научить детей самостоятельности и донести до них свои чувства? На встрече с читателями известный психолог Юлия Гиппенрейтер дала десять советов, что не нужно делать, общаясь с ребенком....

02 03 2020 22:17:56

10 «токсичных» привычек родителей и как они разрушают детей, не осознавая этого!

Быть родителем - это очень тяжелая работа!...

01 03 2020 5:58:26

Похвала родителей - залог успешности в будущем!

Не ругайте, а помогите найти выход из сложившейся ситуации...

29 02 2020 13:18:41

Новогодние стихи для детей 4-5 лет

Новогодние стихи для детей 4-5 лет Новый год не за горами, и пора учить новогодние стихотворения для дедушки мороза? Какое выбрать...

28 02 2020 3:19:43

Ярлык обманщика. Стоит ли его вешать на ребенка?

Будьте лучшим другом своему ребенку, и он никогда Вас не обманет!...

27 02 2020 6:37:19

Как побудить у ребенка желание действовать?

Наша жизнь наполнена скучными, малоинтересными, повседневными делами. Когда думаешь о том, что «надо-должен сделать», становится тоскливо. Где взять энергию для выполнения обыденных задач?...

26 02 2020 18:40:44

7 рекомендаций от психолога, как заинтересовать и замотивировать ребенка

Вашему ребенку постоянно скучно, он не знает чем себя занять, его ничего не интересует? Тогда эти советы специально для вас!...

25 02 2020 23:39:50

Раскраски на зимнюю тематику – веселые новогодние картинки!

С такой раскраской ваш малыш не заскучает!...

23 02 2020 18:35:42

Как нужно воспитывать девочку в славянских традициях?

Общение ребёнка с родителями должно быть наполнено любовью и гармонией!...

22 02 2020 20:26:34

Как сказать своему ребенку (в возрасте от 5 до 8 лет), что вы разводитесь?

Будьте максимально деликатны и делайте это вместе!...

21 02 2020 15:14:14

Уникальные снимки: эта женщина сама фотографировала свои роды

Она не выпустила фотоаппарат из рук, даже когда тужилась!...

20 02 2020 12:54:51

Насколько полезно чтение вслух

Только не забывайте, что для разного возраста требуются книги различного содержания...

18 02 2020 0:39:55

Я сделала страшную ошибку, велев дочери быть отличницей

Когда наша старшая дочь Варя пошла в школу, я сделала страшную ошибку, которую исправляю до сих пор. Я заявила ей, что я была отличницей и того же жду от нее....

17 02 2020 17:22:37

Нам нужна лучшая психиатрическая помощь для мам малышей из отделения интенсивной терапии. Вот почему!

Узнать, что ваш ребенок направляется в отделение интенсивной терапии, - это то, к чему вы действительно не можете подготовиться!...

16 02 2020 3:46:27

Помогите крохе побороть страх воды

Родители, поддержите малыша, ему так легче будет побороть любые свои страхи...

15 02 2020 3:55:36

Мама, не останавливаясь, завертывала его в бинты, пока малыш кричал от мучений. Увидев мальчика через год, мир отказался поверить.

Год назад у тридцатипятилетней Стефании Смит родился сын, Исайя. Когда малыш появился на свет, вся ее жизнь наполнилась любовью. Сутки напролет мама и сын проводили вместе, радуясь друг другу. Однако, все это длилось недолго....

14 02 2020 0:14:10

Зачем нужны обязательные детские ритуалы? Какая от них польза?

Каждый ребенок уникален, он обладает своими эмоциональными, поведенческими и психическими особенностями, к которым родителям нужно быть внимательными...

13 02 2020 0:12:56

Необоснованные детские страхи приводят к серьезным осложнениям нервной системы малыша

Необоснованные детские страхи приводят к серьезным осложнениям нервной системы малыша...

12 02 2020 9:27:32

Трудный возраст—почему подростки так странно себя ведут

Слово «юность» в нашей культуре воспринимается почти так же, как «риск», «эмоциональная драма» и ассоциируется со всеми формами странного поведения. До недавнего времени было принято объяснять подростковые метания с точки зрения психологии....

11 02 2020 17:31:58

Тревога у подростка - 5 способов помочь вашему ребенку справиться!

Подростковая тревога растет, и это не удивительно!...

10 02 2020 4:37:49

Что же такое ощущать себя счастливой мамой?

О чувствах, которые должна испытывать настоящая мать...

09 02 2020 1:52:21

21 вещь, о которой нужно помнить всем родителям

Ольга Журавская — мама одного из учеников перевела ее. Это напоминание стоит вашего прочтения!...

08 02 2020 16:30:28

Удивительные факты о пандах и змеях

Удивительные факты о пандах и змеях Сегодня я расскажу вам о двух чудесных книгах из серии " Занимательная зоология". Невероятные книги для детей, написанные понятным языком, от лица главного персонажа ( Панды, Ужа) . А главное, в них много удивительных фактов о животном. Таких фактов, которые ваш ребенок обязательно запомнит....

07 02 2020 10:42:36

Некоторые родительские наставление, их скрытый смысл и влияние на психологическое развитие ребенка.

Некоторые директивы несут деструктивный (неразрешимый) характер, и с возрастом детская вина усугубляется...

06 02 2020 6:39:35

Как выбрать матрас для ребенка?

Здоровый сон – залог хорошего настроения и правильного развития вашего ребенка...

05 02 2020 11:21:12

Стишки для маленьких детей о пользе гигиены и зарядки

Мотивируйте ребенка соблюдать чистоту во всем...

03 02 2020 14:28:19

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.