Разрыв между умными и глупыми нарастает > Отцы и дети
Дети и отцы    

Разрыв между умными и глупыми нарастает

707c5723

Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра “Диагностика и развитие способностей” Людмила Ясюкова также более двадцати лет работает школьным психологом. Она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов.

— Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причем, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?
 
— Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый — умение выделять суть явления, объекта. Второй — умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий — умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.
 
Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.
 
Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка – правильный ответ. Папа – юрист, мама – учитель. Я им говорю: “Почему утка?” А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.
 
— И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?
 
— По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.
 
— Это российская статистика. А как выглядит ситуация в мире?
 
— Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР, и в США, и в Европе, и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…
 
Наверное, есть некоторая разница между странами, и можно предположить, что тенденции увеличения-уменьшения процента людей с понятийным мышлением разные в разных странах, но таких детализированных кросс-культурных исследований никто не ведет. Или, по крайней мере, таких данных нет в открытой печати.
 
По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая понятийная пирамида. И, если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений. В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать. И мы это видим в нашей жизни. Чем выше в социальной иерархии стоит человек, тем дороже цена его необъективных интерпретаций и решений. Посмотрите, сколько у нас принимается программ, которые ничем не заканчиваются. Прошел год-два и где программа, где человек, который ее декларировал? Иди, ищи.
 
— Школьные программы последние двадцать лет беспрерывно меняются. Как это влияет на формирование понятийного мышления?
 
— Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Теперь у нас вместо природоведения “Окружающий мир”. Вы видели, что это такое? Это бессмысленная окрошка. Видеть в этом логику могут только составители, у которых у самих нет понятийного мышления. Якобы это практико-ориентированный, исследовательский предмет. Ничего там этого нет.
 
Дальше, раньше с 5-го класса начинались ботаника и история как история развития цивилизаций. Теперь у нас в 5 классе природоведение в виде рассказов о природе без всякой логики, а вместо истории цивилизаций — “История в картинках” — та же окрошка без логики, что-то про первобытных людей, что-то про рыцарей.
 
В шестом-седьмом классах раньше была зоология, опять же со своей логикой. Дальше в восьмом была анатомия, и уже в старшей школе общая биология. То есть, выстраивалась некая пирамида: растительный и животный мир, которые, в конце концов, подчинены общим законам развития. Теперь ничего этого нет. Все идет вперемешку – и ботаника, и животный мир, и человек, и общая биология. Принцип научной подачи информации заменен принципом калейдоскопа, сменяющихся картинок, который разработчики считают системно-деятельностным подходом.
 
С физикой такая же картина. Тоже рассказы о космосе, о планетах, о законах Ньютона… Вот, сидит у меня мальчик, я его спрашиваю: “Хоть задачки-то решаете на физике?”. Он отвечает: “Какие задачки? Мы презентации делаем”. Что такое презентация? Это пересказ в картинках. Если нет задач по механике на разложение сил, то о формировании понятийного мышления в физике можно не говорить.
 
— Но у нас же декларируется, что мы движемся в сторону европейского и американского образования. Что там-то творится?
 
— Там все по-разному. На Западе действительно полная свобода, и школы существуют очень разные. В том числе и такие, куда отбирают не по кошельку, а по уровню развития. И там, безусловно, есть школы отличного уровня, где готовят элиту, обладающую и понятийным и абстрактным мышлением. Но никакого стремления отлично образовывать всех и каждого там нет – зачем это надо? К тому же там обучение идет не по классам, а по программам. Дети, которые показывают хорошие результаты, объединяются в группы, изучающие более сложные программы. В результате те, кому это надо, в любом случае имеют возможность получить хорошее образование и поступить в университет. Это вопрос мотивации в семье.
 
Интересный пример — Финляндия. Всеми признано, что там сейчас лучшая система образования в Европе. Так вот, они как раз взяли наши советские программы и принципы образования. У нас не так давно была конференция по вопросам образования, и там выступила одна наша высокопоставленная дама, автор многих из последних нововведений. Она с гордостью провозгласила, что наконец-то мы уходим от всех этих мифов о хорошем советском образовании. В ответ выступила представитель Финляндии и сказала – извините, но советская система образования в школе была отличная, и мы как раз у вас и заимствовали многое, что позволило нам улучшить нашу систему. Они и учебники наши перевели, и учителей старой школы с большим удовольствием берут, чтобы они делились с их учителями советским методикам преподавания.
 
— А у нас, если я вас правильно понимаю, интеллектуальный уровень снижается, и процент людей с понятийным мышлением становится меньше?
 
— Да, и это не мои предположения, а данные исследований, которые я веду в школах уже больше двадцати лет, из года в год.
 
— Может быть, взамен этого у детей формируются какие-то другие важные качества, помогающие в жизни?
 
— К сожалению, нет. Потери в школе видны, а приобретений пока что нет.
 
— А сохраняются, или может быть появляются в России школы и вузы, готовящие прекрасно образованных и логически мыслящих людей? Нарастает ли, грубо говоря, разрыв между умными и глупыми так же, как увеличивается разрыв между богатыми и бедными?
 
— Разрыв нарастает, и еще как. Безусловно, есть отличные школы и вузы, откуда выходят выпускники не только профессионально образованные, но и с высокоразвитым интеллектом. Этот разрыв начал быстро расти в 1990-е годы и ситуация все усугубляется.
 
Знаете, у меня есть своя гипотеза, довольно циничная, относительно образовательной политики нашего руководства. Мы сырьевая страна третьего мира. Нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы. Их некуда трудоустроить, они тут никому не нужны.
 
На образование при этом тратятся огромные деньги, действительно огромные. И что происходит? Наши высокообразованные специалисты уезжают и работают в более развитых странах по всему миру. Целые компании русских программистов работают в США, например. Я знаю одну такую в Бостоне, у них вообще все, кроме уборщицы-негритянки, русские.
 
Зачем нашему правительству готовить высококвалифицированные кадры для США, Канады, Австралии, Европы? А вы знаете, что в США даже есть математические школы на русском языке с нашими методиками? И те, кто закончили эти школы, отлично устраивают свою жизнь. Но нашей стране эти люди ни к чему. Здесь нужны те, кто работают бурильщиками, строят дома, мостят улицы и укладывают асфальт. Думаю, в эти профессиональные сферы и пытается наша власть перевести население. Но ничего не выходит. Люди в эти сферы не идут, предпочитая торговлю в разных видах. Приходится ввозить все больше людей из Азии, у которых нет никаких амбиций. Пока.
 
А наши классные специалисты, выпускники лучших школ и вузов, уезжают, не находя себе здесь достойного места. То есть, общий уровень снижается.
 
Что же касается людей из министерства образования, допускаю, что они действительно не понимают, что делают. Искренне заблуждаются, думая, что слепое заимствование некоторых западных подходов способно что-то привнести в нашу школу. Раньше у нас учебники писали математики, физики, биологи, теперь этим занимаются педагоги и психологи. Эти люди не специалисты в предмете, который излагают. На этом образование заканчивается.
 
— А что вы думаете по поводу нарастающей языковой неграмотности?
 
— За нарастающую неграмотность во многом надо благодарить так называемые фонетические программы обучения, на которые мы перешли в 1985 году — спасибо членкору АПН Даниилу Эльконину. В русском языке мы слышим одно, а должны писать по языковым правилам другое. А в методике Эльконина формируется слуховая доминанта. Произношение первично, а буквы вторичны. У детей, которых учат по этой методике, а сейчас всех так учат, есть так называемая звуковая запись слова и они там пишут “йожык”, “агур’эц”. И эта звуковая запись идет по седьмой класс. В результате у нас вырос процент якобы дисграфиков и дислексиков. Заговорили о вырождении нации. А на самом деле это просто плоды метода обучения на основе приоритетности фонематического анализа.
 
Букварь Эльконина был создан в 1961 году, но не был внедрен, потому что желания это делать не было. Считалось, что он, возможно, интересен как новый подход, но в школе будет с ним трудно. Тем не менее, Эльконин с соратниками настойчиво продолжали попытки внедрения своего метода, и когда в семидесятые годы в школы пошли дети, поголовно умеющие читать, то сложилось мнение, что букварь работает неплохо, давая детям более объемное видение и слышание языка.
 
Эльконин был человек очень активный, видный ученый, он и его ученики “продавили” внедрение букваря, обучение по которому началось в 1983-1985 годах. Но именно тогда экономическая ситуация в стране стала меняться: в девяностые в школу пошли дети, которых родители не научили читать, потому что им уже не хватало времени и денег, и дефект новой системы стал абсолютно очевиден.
 
Фонетическая система не учила читать, не учила грамотности, наоборот, порождала проблемы. Но у нас ведь как? Не букварь плохой, а дети плохие, не подходят к букварю. В результате стали учить фонетическому разбору с детского сада. Ведь чему учат детей? Что “мышка” и “мишка” начинаются по-разному и обозначают их в фонетической системе по-разному. А “зуб” и “суп” в этой системе оканчиваются одинаково. А потом бедные дети начинают писать буквы, и оказывается, что их предыдущие знания не сочетаются с новыми. Зачем, спрашивается, им было все это заучивать и отрабатывать? Они потом и пишут “фторник”, “ва кно” вместо “в окно”.
 
— А какая под этим теоретическая подкладка?
 
— У Эльконина была теория, что чтение — это озвучивание графических символов, вот он это и стремился всеми силами внедрить. А на самом деле чтение — это понимание графических символов, а озвучивание — это музыка. У него вообще много теоретически сомнительных высказываний, и все это с пиететом цитируется. На этом люди делают диссертации и потом, естественно, держатся за эти подходы. У нас другого преподавания нет, только этот принцип обучения. А мне, когда я пытаюсь с этим спорить, говорят – вы академический психолог, не педагог, и не понимаете, что без фонетического разбора и фонематического слуха чтению не научить. А я, между прочим, четыре года работала в школе для глухонемых и они прекрасно учились грамотному письму тем же методом, которым учили нас – зрительно-логическим. А у них, как вы понимаете, нет ни фонематического слуха, ни какого-либо другого.
 
— Хочу с вами поговорить еще об одной болевой точке – системе ценностей, формирующейся у школьников
 
— У нас сейчас полиментальная страна, в которой параллельно существует много систем ценностей. И прозападная, и советская, и этнически-ориентированные системы, и криминально-ориентированные. Ребенок, естественно, бессознательно перенимает ценностные установки от родителей и окружения. Школа в этом никак не участвовала до двухтысячных годов. Задачи воспитания из современной школы на какое-то время ушли, сейчас их пытаются вернуть.
 
Пытаются ввести культурно-просветительские циклы, например, для формирования толерантности. Только никакой толерантности эти циклы не формируют. Дети могут на эту тему написать сочинение или подготовить рассказ, но отнюдь не становятся более терпимыми в своей бытовой жизни.
 
Надо сказать, что как раз-таки у детей с более развитым понятийным мышлением спокойное восприятие другого бытового поведения, другой культуры выражены больше. Потому что у них прогностические способности выше и “другие” для них не столь непонятны, так что не вызывают такого чувства тревоги или агрессии.
 
— Много говорят и пишут об агрессивности российской школьной среды. Вы это видите?
 
— Я этого не вижу. Хотя, конечно, в совсем уж неблагополучных школах я сейчас не работаю, не знаю, что там творится. И раньше мы в школах дрались и выясняли отношения, только разговоров об этом было меньше. А вообще, чем выше культурный уровень родителей и школы (гимназии, лицея), тем меньше кулаков, драк и ругани. В приличных школах уровень агрессии невысок, там даже и грубых слов не так много.
 
— Еще одна повальная проблема современной школы – гиперактивные дети с так называемым СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности).
 
— СДВГ — это не диагноз. Раньше это называлось ММД – минимальные мозговые дисфункции, еще раньше ПЭП – послеродовые энцефалопатии. Это особенности поведения, проявляющиеся при самых разных патологиях.
 
В 2006 году мы официально приняли американскую точку зрения на эту проблему и их логику лечения. А они считают, что это на 75-85 %% генетически обусловленное осложнение, приводящее к расстройству поведения. Они прописывают лекарства, психостимуляторы, которые должны компенсировать эти расстройства.
 
У нас психостимуляторы запрещены, но прописывают препарат “Страттера” (атомоксетин), который, как считается, не является психостимулятором. На самом деле результат его применения очень похож на результат использования психостимуляторов. Ко мне приходят дети после курса “Страттеры” и у них налицо все симптомы “ломки”.
 
Был прекрасный американский врач-физиотерапевт Гленн Доман, очень много сделавший для развития детей с поражениями нервной системы. Он брал детей, которые до трех-пяти лет вообще не развивались – не только не говорили, но и не двигались (только лежали, ели и выделяли), и развивал их до уровня, позволявшего успешно окончить школы и университеты. К сожалению, год назад он умер, но работает созданный им Институт максимального развития человеческого потенциала. Так вот, Доман активно выступал против синдромального подхода в медицине и говорил, что надо искать причину нарушений, а не пытаться снизить выраженность симптомов. А у нас в подходе к СДВГ закрепился именно синдромальный подход. Дефицит внимания? А мы его компенсируем лекарством.
 
На основании исследований врачей-неврологов докторов медицинских наук Бориса Романовича Яременко и Ярослава Николаевича Бобко делается вывод, что главная проблема так называемого СДВГ — в нарушениях позвоночника – вывихи, нестабильность, неправильная сформированность. У детей пережата позвоночная артерия и возникает так называемый эффект обкрадывания, когда в результате снижается кровоток не только по позвоночной артерии, но и в сонных артериях, снабжающих лобные доли. Мозг ребенка постоянно недополучает кислород и питательные вещества.
 
Это приводит к короткому циклу работоспособности – три-пять минут, после чего мозг отключается и лишь спустя некоторое время включается обратно. Ребенок не осознает, что происходит при отключении, с этим связаны драки и различные выходки, о которых он не помнит, потому что они развиваются в моменты отключения активности мозга. Эффект отключения мозга нормален, мы все с этим сталкиваемся, когда слушаем скучную лекцию или читаем что-то сложное и внезапно ловим себя на том, что отключились. Вопрос только в том, как часто и на какие периоды времени происходят эти отключения. Мы отключаемся на секунды, а ребенок с СДВГ на три-пять минут.
 
Чтобы помочь детям с СДВГ, надо поправить позвоночник, часто это первый шейный позвонок, а за это мало кто берется. Обычно неврологи этой проблемы не видят и с этим не работают, но есть врачи, и мы с ними работаем, которые умеют это делать. Причем тут важно не только выправить позвоночник, но и укрепить новое правильное положение, чтобы не произошло привычное смещение, поэтому с ребенком нужно делать упражнения три-четыре месяца. Идеально, конечно, когда ребенок эти три-четыре месяца находится на домашнем обучении и можно проконтролировать не только, что он делает упражнения, но и что он не дерется и не совершает никаких кульбитов. Но, если такой возможности нет, то мы хотя бы даем освобождение от физкультуры на эти месяцы.
 
После того как кровоток восстанавливается, периоды работоспособности мозга увеличиваются до 40-60-120 минут, а периоды отключения становятся секундными. Однако поведение само по себе сразу хорошим не становится, агрессивные паттерны поведения успели закрепиться, с ними надо работать, но теперь у ребенка уже есть ресурс для сознательного контроля, торможения. Он уже может с этим справиться.
 
Беда в том, что фармакологическая отрасль куда более циничная, чем наше государство. Фармацевтические компании заинтересованы выпускать лекарства, которые не вылечивают раз и навсегда, а поддерживают приемлемое состояние. Это обеспечивает им огромный постоянный рынок сбыта. Эти компании естественно выступают спонсорами таких исследований, которые идут в выгодном им направлении.
 
С другой стороны, если даже проблему с позвоночником и улучшением кровоснабжения мозга решить не удалось, всегда можно пойти по пути развития мышления. Высшие функции, как доказано всемирно признанным психологом Львом Выготским, могут компенсировать нижестоящие. И я видела немало примеров, когда через развитие мышления достигалась компенсация проблем с вниманием и коротким циклом работоспособности. Так что опускать руки никогда не стоит.

Источник



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


О проблемах, связанных с тем, что ребенок поздно ложится спать

Ребенок слишком поздно ложится спать не потому, что он вредный и капризный, а потому, что именно вы сами ему это позволяете...

31 07 2021 16:30:48

Использование электронных сигарет в присутствии детей опасно для их здоровья!

Модное веяние не так безопасно, как кажется!...

30 07 2021 5:42:18

Молочница у детей!

Это не опасное, но очень неприятное заболевание!...

29 07 2021 16:40:57

Как бороться с плохими привычками у ребенка

Родителям придется запастись терпением и бороться с первопричиной, а не со следствием...

28 07 2021 6:46:55

Достаточно взглянуть на этот жест, чтобы понять, насытился ли новорожденный или нет!

Несколько важных моментов, которые стоит запомнить!...

27 07 2021 22:50:34

Дорогая мама, то, что ты делаешь после срыва, имеет значение!

Потому что если не я, то кто?...

26 07 2021 14:18:15

Учитесь этому у детей...

Смотрите на мир по-новому и не жалейте времени для интересных дел...

24 07 2021 23:35:38

Простая открытка для бабушки

Простая открытка для бабушки Делаем с малышом простую и эффектную открытку для бабушки. Немного поговорим о творчестве с малышами и раскроем секреты для создания красивых эффектов...

23 07 2021 10:30:41

15 игр, которыми можно занять гиперактивного ребенка

Если ребёнок носится по квартире без остановки и совершенно не слышит, что вы ему говорите — поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть....

22 07 2021 10:50:19

Ярлык обманщика. Стоит ли его вешать на ребенка?

Будьте лучшим другом своему ребенку, и он никогда Вас не обманет!...

21 07 2021 10:16:59

Какие хитрости может использовать мама, чтобы успокоить малыша

Истерику остановить практически невозможно, но можно не дать ей начаться...

20 07 2021 4:58:24

Я не "высокомерная" мама - у меня социальная тревога!

Пожалуйста, помогите нам - сделайте первый шаг!...

19 07 2021 1:14:50

Как быть терпеливыми, воспитывая ребенка

Откуда набраться родителям терпения...

18 07 2021 2:54:13

Как правильно выбрать детскую обувь?

Учтите эти моменты, когда будете делать выбор!...

17 07 2021 20:20:34

Каждый час у телевизора лишает ребенка сна на семь минутй

Группой ученых, было установлено, что чем больше малыш проводит время возле голубого экрана, тем менее продолжительным становится его сон....

16 07 2021 5:21:59

Дневник развития: 1 год

Дневник развития: 1 год Что умеет ребенок в годик...

15 07 2021 15:45:43

Приучаем кроху есть самостоятельно

Предоставьте малышу полную самостоятельность...

14 07 2021 2:31:43

Дорогой папа, видеть тебя в роли дедушки – это невероятное счастье!

Это сияние в твоих глазах... Я его всегда так любила!...

13 07 2021 23:54:15

Материализация мыслей в воспитании детей

Нужно смотреть только вперед и верить в светлое будущее!...

12 07 2021 15:36:34

Воспитываем малыша интуитивной лаской

С помощью нежных сюсюканий или дурашливых игр родители убедят кроху в том, что он любим, а значит – счастлив!...

11 07 2021 12:42:23

8 интересных фактов о детях

Дети - это наше все! Их познание мира всегда наполнены приключениями и весельем!...

10 07 2021 19:59:26

Проблемы деток в семьях, которые затронул развод родителей

Только не говорите ребенку как Вам плохо!...

08 07 2021 14:29:39

Моему подростку: мы сделаем это вместе!

Мне нужно, чтобы ты знал, что я верю в тебя!...

07 07 2021 22:21:22

Болезни ребенка могут зависеть от ссор родителей

Меньше ругайтесь, а больше уделяйте времени ребенку!...

06 07 2021 17:54:10

Идти ли на роды вместе с женой? Мнение мужчин

Совместные роды с мужем — одна из тем, которая вызывает споры. И у сторонников, и у противников свои аргументы. Какие? Предлагаем мнения отцов семейств....

05 07 2021 4:26:55

Учите детей жить в семье!

Гораздо "эффективнее" - учиться на своих ошибках...

04 07 2021 1:27:46

Янтарные прорезыватели для зубов – опасны!

Учтите эти рекомендации, когда будете выбирать прорезыватель для своего крохи!...

03 07 2021 15:57:19

Бант из лент своими руками. Мастер-класс

Бант из лент своими руками. Мастер-класс Как легко и просто сделать эффектный бант из лент своими руками? Простой мастер-класс...

02 07 2021 21:57:31

Йога для детей: особенности метода для детей и подростков

Расслабление оздоровительно воздействует как на мышечный корсет ребенка, так и на его нервную систему...

01 07 2021 11:27:36

Новые рекомендации AAП направлены на предотвращение распространения микробов в залах ожидания больниц!

В конце концов, мы здесь, чтобы предотвратить болезнь, а не подхватить ее!...

30 06 2021 23:10:28

Игровые способы решения детских конфликтов

С проблемой детских конфликтов сталкивается, пожалуй, каждый родитель. Когда между детьми возникает ссора, родители начинают искать свою собственную стратегию поведения. Ведь одни дети часто между собой конфликтуют, а другие нет....

29 06 2021 5:45:53

Воспитатели детского сада превращают наших детей во «взрослых детей»!

Все сомнения исчезли в тот момент, когда мой ребенок встретил вас!...

28 06 2021 14:22:50

Счастье ребенка - в наших руках!

Радуйте своего ребенка и находите для этого поводы...

27 06 2021 20:16:45

Движение плода: ощущение ударов ребенка!

Внимательно следите за активностью своего крохи!...

26 06 2021 0:43:29

Мама должна научить ребенка не делиться игрушками

Щедрость ребенка формирует сценарий жизни...

25 06 2021 11:39:21

Как мое становление, как мамы мальчика изменило то, как я теперь вижу мужчин!

После рождения ребенка начинаешь по другому смотреть на все происходящее!...

24 06 2021 10:52:10

Научитесь поддерживать доверительные отношения с ребенком-подростком

Вы должны стать для подростка опорой!...

23 06 2021 6:25:50

7 вещей, которые следует знать мамам, кормящим грудью!

Ориентируйтесь на свое самочувствие и все будет хорошо!...

22 06 2021 14:39:47

16-летняя девочка приняла роды у своей тети благодаря школьным знаниям!

Что вы думаете о предложении обучения в области родов в старшей школе?...

21 06 2021 2:20:11

Вмешательство в процесс родов негативно влияет на здоровье ребенка

Применение обезболивания, включая эпидуральную анестезию, сюда не относится....

20 06 2021 2:11:55

Заботливые и счастливые папы, которые гордятся своим отцовством

На них очень приятно смотреть!...

19 06 2021 13:40:17

Тим Элмор о главных ошибках в воспитании детей

« Не воспитывай детей, они всё равно будут похожи на тебя. Воспитывай себя!»...

18 06 2021 14:37:21

С вами дружить легко!

Я благодарна за друзей, которые не ждут от меня нереальных ожиданий!...

17 06 2021 1:48:19

Дорогая мама, теперь я все понимаю!

Теперь я знаю, что ничто не может сделать маму более гордой!...

16 06 2021 10:31:39

Без проблем уложить малыша спать

Только не кричите и не приказывайте мгновенно засыпать - это важно!...

15 06 2021 4:26:37

7 лет ребенку. Что он должен знать и уметь в этом возрасте

Важный этап в жизни маленького человека...

14 06 2021 16:34:16

Детская ревность

Чем лучше взаимоотношения родителей и детей, тем меньше ревности между детьми...

13 06 2021 4:20:46

Мальчики тоже плачут

Разрешайте своему малышу плакать даже по мелочам!...

12 06 2021 1:53:44

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.