Одна из самых вредоносных формул в воспитании
Одна из самых вредоносных формул в воспитании звучит так: «Если ребенка сразу (не) приучишь, то так будет всегда». Не нужно приучать к рукам. Нужно сразу приучать к аккуратности. Не нужно приучать спать с мамой. Нужно сразу приучать оформлять письменные работы правильно. И т. д., и т. п.
Ну, что за чушь, а? Такой подход подразумевает взгляд на ребенка как на банку с крышкой, куда что засунешь, так оно там и останется. При всей очевидной вроде бы абсурдности этот взгляд обладает прямо-таки магнетическим действием, буквально гипнотизируя взрослых. «Ну как же так? Так и оставить? Но ведь тогда он будет ВСЕГДА (сосать палец, рыдать в магазине игрушек, забывать сделать уроки, играть в компьютер, любить Диму Билана – нужное подчеркнуть)! Нужно же что-то делать!». А-а-а, мы все умрем!
Я обычно говорю: «Слушайте, это вообще интересный ход мысли. Предлагаю не переводить ребенка за руку через дорогу. Надо сразу приучать! А то что же, так и будет ВСЕГДА только с нами ходить?». Замешательство. «Нет, так нельзя, это другое». Чем другое, а? Вот ребенок боится спать один. Ну, мы-то конечно знаем, что скелет под кроватью, которого он боится – нереален, в отличие от машин на дорогах. Но для него-то реален! Гораздо более чем, потому что скелета, такого страшного, он почти прямо видит, и почти прямо слышит, как тот скребет своими костями об пол. А машина – чего ее бояться? Едет и едет. Яркая, красивая.
(Как, интересно, дети объясняют себе, почему от одних опасностей взрослые готовы их оберегать и даже с чрезмерным рвением, а другим спокойно отдает на растерзание, да еще и стыдит, что ты боишься? Какая у них на эту тему версия в голове? Хотелось бы узнать.).
Или вот начальная школа. Ну, зачем в первом классе уделяется столько внимания оформлению? «Чтобы сразу приучить, а то…». ОК, давайте приучим сразу интегралы решать? Почему-то мысль о том, что семилетний ребенок не может решать интегралы, очевидна. А мысль о том, что он НЕ МОЖЕТ просто в силу возрастных особенностей, упомнить все эти алгоритмы: четыре клеточки сюда, а если на последней строке, то не начинаем, а если не поместилось, то вот так. И все это надо делать одновременно с собственно письмом и думаньем!Такой чудесный возраст – с 7 до 10! Такой творческий, богатый, такой страстный интерес к тому, как устроен мир, такая способность к неожиданным обобщениям, ассоциациям, такая синтетичность восприятия любого предмета! Видеть мир не как набор научных дисциплин, а весь, как живой единый организм, думать о бабочках, о звездах, о составе грязи под ногтями, об ураганах, о викингах, об атомах, о том, почему люди смеются – с интервалом в пять секунд, а то и вовсе одновременно.
Не просто думать – ЧУВСТВОВАТЬ про это, пропускать через всего себя. Эти невероятные упорство и самоотдача в занятии тем, что интересно! Часами, с упоением, забыв обо всем, футбол ли это, конструктор, рисование, фантазирование – у кого что! Придумываются игры, рождаются свои Швамбрании и Терабитии, все эти клады, тайны, шифры. Стремительное развитие всех мыслительных функций, как цветок в ускоренной съемке разворачивается из бутона. Растет (должна расти, по крайней мере) уверенность в себе, самостоятельность, способность действовать в неожиданных, меняющихся обстоятельствах. Тяга к приключениям, к новому опыту. Зарождение дружбы, уже не детской, а настоящей, которая может быть на всю жизнь.
Идеальный мир ребенка этого возраста показан в мультиках «Земля до начала времен». Своя компания друзей, свобода, настоящие приключения, но где-то рядом есть мудрые и сильные взрослые, которые, если что, придут на помощь, а вечером уложат спать. И больше от них ничего не нужно.
А теперь подумаем, но что тратятся эти годы. Четыре клеточки вниз, две строки пропустить. О чем ты думаешь, Петров? Ты опять витаешь в облаках на уроке? ЧЕТЫРЕ клеточки, что тут не понятно? Еще раз, закрепляем. Повторим. Перепиши два раза. Напиши три строчки этого слова. Не шепчитесь. Не разговаривайте. На перемене не бегайте.
Почему у тебя такой бардак в портфеле? Неужели трудно аккуратно заполнить дневник? Хватит играть, нам некогда, пора на английский. Мы не можем позвать в гости Владика, ты не успеешь позаниматься музыкой. Ты не пойдешь гулять, пока не будут сделаны уроки.
ВСЕ поперек задач возраста, ВСЕ вопреки природе ребенка.
Учебники. Тоска смертная. Кто подбирает эти тексты? Кто закладывает эти бесконечные тошнотворные петли повторений пройденного, так что у ребенка создается стойкое впечатление, что отходил четверть и НИЧЕГО нового не узнал? (Исключение – учебники Л. Петерсон. Очень правильно сделаны с учетом возраста, но в школах их не любят – сло-о-жно… Думать надо… Лучше еще разок повторить…)
Нормативы оценок: диктант без одной ошибки, но неаккуратно и с исправлениями. Трояк. Мораль для ребенка: содержание – ничто, форма – все. Главное, чтобы смотрелось, суть не так важно. Еще одна мораль: ошибка фатальна. Заметил и исправил – это тебя не спасет. Потом удивляемся, откуда неврозы и склонность опускать руки при первой же неудаче…
Программа: разделение на предметы, на темы, на блоки. Все раздроблено, один урок закончен, другой начат, одна тема, потом другая, связи никакой. Ребенок приходит в конце первого класса со слезами: «Задача не получается!» Проверяю – все верно, на одной полке 9 книг, на другой 15, ответ 24. Ребенок, уже в голос рыдая: «Ответ не может быть 24, потому что – внимание! – мы еще не выходим за пределы двух десятков! Я неправильно решила, пойду еще думать». Убиться об стену. Час отчаянных усилий на то, чтобы ребенок все-таки сделал вывод, что верить надо себе, своему разуму, а не непонятным рамкам, которые сами же составитель учебника по невнимательности нарушили. А если б не пришла?
Слушайте, я честно не понимаю, зачем это, а? Зачем вытаптывать все, что в это время бурно растет, и старательно возделывать то, что расти еще не должно и не может? Как в известной сказке про дуру-принцессу, возжелавшую подснежников в декабре и испортившую всем праздник, и без подснежников обещавший быть веселым.
Почему нельзя ПРОСТО ПОДОЖДАТЬ?
Вот 10-11 лет. Синтетичность мышления уступает место аналитичности. Просыпается страсть к коллекционированию, систематизации, классификации, наведению порядка, интерес к деталям, внимание не к связям, а к различиям и противопоставлениям. Так давайте! Вот сейчас давайте и объясним про четыре клеточки, и про аккуратное ведение дневника – пойдет как по маслу. Раз, два – и все всё поняли. И отвращения еще не получили к самому процессу, с удовольствием, с азартом – кто лучше победит хаос и создаст порядок? Теперь это соответствует возрасту, этого просит душа, это будет в самый раз! Зачем тратить на это часы и нервы, когда это не в масть, не вовремя, некстати? Зачем ломиться в дверь, которая еще закрыта и которая сама в свое время обязательно откроется?
Это ведь все вроде описано в возрастной психологии и даже в педвузах изучается. Ну, или по крайней мере, видно просто при наблюдении за детьми, при работе с ними. Конечно, конкретные дети могут быть со своими особенностями развития, но общие тенденции все равно в этом примерно русле.
Почему особенности возраста игнорируются? Мне кажется, причиной – как раз вот этот страх. «Если сразу (не) приучишь, то…». Восприятие ребенка как неживого, несубъектного, неразвивающегося, не стремящегося к лучшему и большему. Маниакальная уверенность взрослых, что детей именно они воспитывают и формируют, и надо все предусмотреть, заложить хорошее, заблаговременно пресечь плохое. В результате ребенок, к которому относилась как к объекту применения воспитательных усилий, к подростковому возрасту нередко и становится объектом, почти неодушевленным предметом, который «ничего не хочет». Лежит на диване и щелкает пультом.
Это бывает у детей, выросших в казенном доме, которым все время указывали, что им делать и когда, и, как ни странно, у детей родителей, которые «посвятили им жизнь» и всегда «знали, как надо». Потому что все, чего ребенок когда-либо хотел, было «не то и не так», а все, чего, по мнению взрослых, ему следовало хотеть, и иногда он даже делал вил, ничего не давало его уму и сердцу, это ведь они хотели, а не он. Ну, и отхотели все. И самих взрослых все это делает глубоко несчастными, они убиваются из-за двоек и троек, из-за неаккуратного дневника, а потом – из-за того, что «ему ничего не интересно», и «он не желает ходить в школу».
Навеяно двумя параллельными впечатлениями. За окном – все тает, хотя только вчера казалось, что зима навечно. У ребенка вдруг в дневнике и тетрадях красота и аккуратность, в начале года было жуть что. Моей заслуги в этом ровно столько же, сколько в приходе весны. Я открываю-то все это хозяйство раз в три месяца, поэтому бросилось в глаза. Просто равноденствие, перелом. Просто дочке уже скоро будет десять.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Попробуйте этот метод, а вдруг это именно то, что вам нужно!...
28 12 2021 10:15:22
Практически все школьники придумывают друг другу прозвища и дразнилки. Психологи считают это явление абсолютно нормальным, ведь, таким образом, дети развивают свою фантазию, учатся красноречиво высказываться, строить ассоциативный ряд....
27 12 2021 17:16:17
Просто примите это и не надо винить себя!...
26 12 2021 2:24:57
Когда на самом деле нужно устанавливать строгие запреты, а когда можно разрешать малышу делать то, что ему хочется...
25 12 2021 7:13:15
О причинах подросткового курения и о том, как на это реагировать, хотели бы знать многие родители. Ведь с этой вредной привычкой легче всего справиться как раз...
24 12 2021 18:32:23
Интересный подход одной мамы!...
23 12 2021 9:34:58
Посмотрите вокруг и оцените эту жизнь, которую вы создали!...
22 12 2021 22:16:21
Мордатый доктор с лицом свекольного цвета солидно блеснул очками: - Это кто у вас в палате? - Отказник, - ответила медсестра, разбитная деваха из медучилища. – Вадик, вроде. Или Юра, не помню точно. Мальчик, короче. На кровати сидела девушка в халате, держала на руках годовалого малыша....
21 12 2021 15:36:59
Обратите внимание на эти важные признаки!...
20 12 2021 14:51:17
Главное - не спешите, а наберитесь терпения!...
19 12 2021 1:57:27
Идеи валентинок сделанных мамой вместе с детками. Оригинально и легко повторить...
18 12 2021 14:58:24
Одна из причин плохого поведения маленького ребенка...
16 12 2021 9:30:51
Чтобы ребенок успокоился, нужно его отвлечь. Цель: помочь ребенку справиться с негативными чувствами. Результат: отвлеканием мы способствуем тому...
15 12 2021 15:12:15
Как старший воспримет пополнение, как наладить между детьми взаимопонимание?...
13 12 2021 2:52:14
Дети учат нас замечать радость и наслаждаться каждой минутой, поскольку она уникальна и больше никогда не повторится. И завтра наш малыш будет уже совсем другим…...
12 12 2021 19:35:25
Лучше маме поучиться быть мамой, чтобы "знать, что делать с ребенком", чем ребенку учиться быть без мамы в слишком раннем возрасте...
11 12 2021 14:48:14
Устраивайте ежемесячный день "черного списка"...
10 12 2021 22:17:44
Как хорошо, что ты рядом!...
09 12 2021 10:24:31
Как изучить с ребенком профессии незаметно, легко и без особой подготовки...
07 12 2021 20:24:30
Будьте очень бдительны и сразу же обращайтесь к врачу!...
06 12 2021 7:49:15
Общение с братьями и сестрами - главное достояние детей из многодетных семей...
05 12 2021 13:27:38
Занимайтесь каждый день и Вы даже не заметите, как скоро ребенок запомнит весь алфавит...
04 12 2021 1:56:42
Учите ребенка радоваться, смеяться, уметь шутить и достойно воспринимать критику...
03 12 2021 21:23:44
Только не стоит торопить события и слишком активно искать отца для ребенка...
02 12 2021 13:11:43
Если у вас еще нет своих детей, вы можете применить эту статью для работы со своим внутренним ребенком - это может быть очень полезным....
01 12 2021 19:30:17
Она посмотрела на своего отца, улыбнулась, а затем спустилась с горки…...
30 11 2021 9:46:37
Фотограф Джеймс с разрешения семьи Макклин поделился их невероятной и грустной историей......
29 11 2021 1:59:12
Самое лучшее! Рассуждения детей о любви, о родителях, о жизни и о счастье......
28 11 2021 16:41:21
Я стараюсь делать всё возможное, чтобы мои дети росли без гендерных стереотипов. Основным источником развлечения, наслаждения и знаний для моих детей являются книги и я стараюсь их тщательно подбирать....
27 11 2021 23:39:43
Что может сделать сам ребенок, когда его дразнят и смеются над ним?...
26 11 2021 13:40:20
Защитите своих детей!...
25 11 2021 5:28:48
com согласие на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку путем сбора, систематизации, накопления, хранения, уточнения и удаления, а так же путем передачи (предоставления) третьим лицам, привлеченным prostomama...
24 11 2021 15:21:37
Много полезного досталось нам в наследство от предыдущих поколений. Но не стоит поддаваться аргументу "люди веками так делали, а ты нос воротишь". Устаревшие ритуалы, как правило, безвредны для ребенка, но отнимают время....
23 11 2021 3:14:55
Интересное решение проблемы нехватки шкафчиков...
22 11 2021 14:22:32
Помогаем малышу без проблем влиться в общество других детей...
20 11 2021 22:48:18
Маленький манипулятор начинает прекрасно понимать, что может управлять вами...
18 11 2021 7:52:58
Для многих родителей подарки детям уже давно превратились из приятной возможности порадовать в тему постоянных конфликтов и ссор...
16 11 2021 5:17:39
Такие кадры просто вдохновляют!...
15 11 2021 6:40:35
Родители ответственны за безопасность своего ребенка, а не он сам...
14 11 2021 23:39:41
Обратите внимание на поведение вашего ребенка!...
13 11 2021 22:15:17
Крик, плач, плохой аппетит, беспокойный сон, запор или понос — вот перечень типичных проблем малышей, вызывающих панику или ощущение полной безысходности у неопытных родителей....
12 11 2021 6:26:54
Достаточно ли материнской любви ребенку?...
11 11 2021 22:36:38
Когда ты не знаешь, можешь ли ты это сделать, мы с Богом всегда рядом!...
10 11 2021 21:13:54
Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::