Дети и отцы    

Одна из самых вредоносных формул в воспитании

707c5723

Одна из самых вредоносных формул в воспитании звучит так: «Если ребенка сразу (не) приучишь, то так будет всегда». Не нужно приучать к рукам. Нужно сразу приучать к аккуратности. Не нужно приучать спать с мамой. Нужно сразу приучать оформлять письменные работы правильно. И т. д., и т. п.

Ну, что за чушь, а? Такой подход подразумевает взгляд на ребенка как на банку с крышкой, куда что засунешь, так оно там и останется. При всей очевидной вроде бы абсурдности этот взгляд обладает прямо-таки магнетическим действием, буквально гипнотизируя взрослых. «Ну как же так? Так и оставить? Но ведь тогда он будет ВСЕГДА (сосать палец, рыдать в магазине игрушек, забывать сделать уроки, играть в компьютер, любить Диму Билана – нужное подчеркнуть)! Нужно же что-то делать!». А-а-а, мы все умрем!

Я обычно говорю: «Слушайте, это вообще интересный ход мысли. Предлагаю не переводить ребенка за руку через дорогу. Надо сразу приучать! А то что же, так и будет ВСЕГДА только с нами ходить?». Замешательство. «Нет, так нельзя, это другое». Чем другое, а? Вот ребенок боится спать один. Ну, мы-то конечно знаем, что скелет под кроватью, которого он боится – нереален, в отличие от машин на дорогах. Но для него-то реален! Гораздо более чем, потому что скелета, такого страшного, он почти прямо видит, и почти прямо слышит, как тот скребет своими костями об пол. А машина – чего ее бояться? Едет и едет. Яркая, красивая.

(Как, интересно, дети объясняют себе, почему от одних опасностей взрослые готовы их оберегать и даже с чрезмерным рвением, а другим спокойно отдает на растерзание, да еще и стыдит, что ты боишься? Какая у них на эту тему версия в голове? Хотелось бы узнать.).


Или вот начальная школа. Ну, зачем в первом классе уделяется столько внимания оформлению? «Чтобы сразу приучить, а то…». ОК, давайте приучим сразу интегралы решать? Почему-то мысль о том, что семилетний ребенок не может решать интегралы, очевидна. А мысль о том, что он НЕ МОЖЕТ просто в силу возрастных особенностей, упомнить все эти алгоритмы: четыре клеточки сюда, а если на последней строке, то не начинаем, а если не поместилось, то вот так. И все это надо делать одновременно с собственно письмом и думаньем!Такой чудесный возраст – с 7 до 10! Такой творческий, богатый, такой страстный интерес к тому, как устроен мир, такая способность к неожиданным обобщениям, ассоциациям, такая синтетичность восприятия любого предмета! Видеть мир не как набор научных дисциплин, а весь, как живой единый организм, думать о бабочках, о звездах, о составе грязи под ногтями, об ураганах, о викингах, об атомах, о том, почему люди смеются  – с интервалом в пять секунд, а то и вовсе одновременно.

Не просто думать – ЧУВСТВОВАТЬ про это, пропускать через всего себя.  Эти невероятные упорство и самоотдача в занятии тем, что интересно! Часами, с упоением, забыв обо всем, футбол ли это, конструктор, рисование, фантазирование – у кого что! Придумываются игры, рождаются свои Швамбрании и Терабитии, все эти клады, тайны, шифры. Стремительное развитие всех мыслительных функций, как цветок в ускоренной съемке разворачивается из бутона. Растет (должна расти, по крайней мере) уверенность в себе, самостоятельность, способность действовать в неожиданных, меняющихся обстоятельствах. Тяга к приключениям, к новому опыту. Зарождение дружбы, уже не детской, а настоящей, которая может быть на всю жизнь.

Идеальный мир ребенка этого возраста показан в мультиках «Земля до начала времен». Своя компания друзей, свобода, настоящие приключения, но где-то рядом есть мудрые и сильные взрослые, которые, если что, придут на помощь, а вечером уложат спать. И больше от них ничего не нужно.

А теперь подумаем, но что тратятся эти годы. Четыре клеточки вниз, две строки пропустить. О чем ты думаешь, Петров? Ты опять витаешь в облаках на уроке? ЧЕТЫРЕ клеточки, что тут не понятно?  Еще раз, закрепляем. Повторим. Перепиши два раза. Напиши три строчки этого слова. Не шепчитесь. Не разговаривайте. На перемене не бегайте.

Почему у тебя такой бардак в портфеле? Неужели трудно аккуратно заполнить дневник? Хватит играть, нам некогда, пора на английский. Мы не можем позвать в гости Владика, ты не успеешь позаниматься музыкой. Ты не пойдешь гулять, пока не будут сделаны уроки.
ВСЕ поперек задач возраста, ВСЕ вопреки природе ребенка.

Учебники. Тоска смертная. Кто подбирает эти тексты? Кто закладывает эти бесконечные тошнотворные петли повторений пройденного, так что у ребенка создается стойкое впечатление, что отходил четверть и НИЧЕГО нового не узнал? (Исключение – учебники Л. Петерсон. Очень правильно сделаны с учетом возраста, но в школах их не любят – сло-о-жно… Думать надо… Лучше еще разок повторить…)

Нормативы оценок: диктант без одной ошибки, но неаккуратно и с исправлениями. Трояк. Мораль для ребенка: содержание – ничто, форма – все. Главное, чтобы смотрелось, суть не так важно. Еще одна мораль: ошибка фатальна. Заметил и исправил – это тебя не спасет. Потом удивляемся, откуда неврозы и склонность опускать руки при первой же неудаче…

Программа: разделение на предметы, на темы, на блоки. Все раздроблено, один урок закончен, другой начат, одна тема, потом другая, связи никакой. Ребенок приходит в конце первого класса со слезами: «Задача не получается!» Проверяю – все верно, на одной полке 9 книг, на другой 15, ответ 24. Ребенок, уже в голос рыдая: «Ответ не может быть 24, потому что – внимание! – мы еще не выходим за пределы двух десятков! Я неправильно решила, пойду еще думать». Убиться об стену. Час отчаянных усилий на то, чтобы ребенок все-таки сделал вывод, что верить надо себе, своему разуму, а не непонятным рамкам, которые сами же составитель учебника по невнимательности нарушили. А если б не пришла?

Слушайте, я честно не понимаю, зачем это, а? Зачем вытаптывать все, что в это время бурно растет, и старательно возделывать то, что расти еще не должно и не может? Как в известной сказке про дуру-принцессу, возжелавшую подснежников в декабре и испортившую всем праздник, и без подснежников обещавший быть веселым.
Почему нельзя ПРОСТО ПОДОЖДАТЬ?

Вот 10-11 лет. Синтетичность мышления уступает место аналитичности. Просыпается страсть к коллекционированию, систематизации, классификации, наведению порядка, интерес к деталям, внимание не к связям, а к различиям и противопоставлениям. Так давайте! Вот сейчас давайте и объясним про четыре клеточки, и про аккуратное ведение дневника – пойдет как по маслу. Раз, два – и все всё поняли. И отвращения еще не получили к самому процессу, с удовольствием, с азартом – кто лучше победит хаос и создаст порядок? Теперь это соответствует возрасту, этого просит душа, это будет в самый раз! Зачем тратить на это часы и нервы, когда это не в масть, не вовремя, некстати? Зачем ломиться в дверь, которая еще закрыта и которая сама в свое время обязательно откроется?

Это ведь все вроде описано в возрастной психологии и даже в педвузах изучается. Ну, или по крайней мере, видно просто при наблюдении за детьми, при работе с ними. Конечно, конкретные дети могут быть со своими особенностями развития, но общие тенденции все равно в этом примерно русле.

Почему особенности возраста игнорируются? Мне кажется, причиной – как раз вот этот страх. «Если сразу (не) приучишь, то…». Восприятие ребенка как неживого, несубъектного, неразвивающегося, не стремящегося к лучшему и большему. Маниакальная уверенность взрослых, что детей именно они воспитывают и формируют, и надо все предусмотреть, заложить хорошее, заблаговременно пресечь плохое. В результате ребенок, к которому относилась как к объекту применения воспитательных усилий, к подростковому возрасту нередко и становится объектом, почти неодушевленным предметом, который «ничего не хочет». Лежит на диване и щелкает пультом.

Это бывает у детей, выросших в казенном доме, которым все время указывали, что им делать и когда, и, как ни странно,  у детей родителей, которые «посвятили им жизнь» и всегда «знали, как надо». Потому что все, чего ребенок когда-либо хотел, было «не то и не так», а все, чего, по мнению взрослых, ему следовало хотеть, и иногда он даже делал вил, ничего не давало его уму и сердцу, это ведь они хотели, а не он. Ну, и отхотели все. И самих взрослых все это делает глубоко несчастными, они убиваются из-за двоек и троек, из-за неаккуратного дневника, а потом – из-за того, что «ему ничего не интересно», и «он не желает ходить в школу».

Навеяно двумя параллельными впечатлениями. За окном – все тает, хотя только вчера казалось, что зима навечно. У ребенка вдруг в дневнике и тетрадях красота и аккуратность, в начале года было жуть что. Моей заслуги в этом ровно столько же, сколько в приходе весны. Я открываю-то все это хозяйство раз в три месяца, поэтому бросилось в глаза. Просто равноденствие, перелом. Просто дочке уже скоро будет десять.

Источник



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Укусы пчел и ос!

Что мне делать, если пчела или оса укусила моего ребенка?...

18 06 2021 22:30:15

Поверь в мечту

Поверь в мечту Зачем мечтать?...

17 06 2021 18:39:53

Почему троечники преуспевают больше, чем отличники?

Для нас, родителей, то, как наши дети учатся в школе – важный показатель нашего общего успеха. Каждый из нас желает, чтобы его ребенок хорошо учился, получил высшее образование и достойную работу. Мы искренне желаем своим детям хорошей судьбы....

16 06 2021 8:27:32

Время, которое проводит ребенок в сети

Контроль доступа детей в интернет...

15 06 2021 5:27:20

Используйте этот год, чтобы снова найти себя, мама!

В этом году я вспомню свои мечты!...

14 06 2021 14:44:21

Ребенок не ест овощи.

Ребенок не ест овощи. Что делать, если ребенок не ест овощи? Как накормить полезной едой...

13 06 2021 19:58:17

В Азербайджане официально запретили бить детей

Родители, ударившие ребенка, будут арестованы....

12 06 2021 18:39:13

Как диагностировать и лечить внематочную беременность!

Будьте внимательны к своему здоровью!...

11 06 2021 3:32:38

5 способов воспитать мотивированных детей, которые проявляют инициативу и становятся добытчиками!

Если вы хотите воспитать детей с самоотдачей, это начинается с развития мышления!...

10 06 2021 14:14:48

Разный возраст - разная литература для чтения

При помощи правильной сказки можно «вылечить» ребёнка от застенчивости или понять причины его плохого поведения...

09 06 2021 21:33:54

Мама, ты была предназначена для близнецов!

« Они выбирают вас, вы знаете? В раю. Они выбирают, кем будут их родители. Душа вашего ребенка выбрала вас!»...

08 06 2021 4:30:11

Правила для родителей подростков

Директор Института Неформального образования INO Дима Зицер — о трудностях переходного возраста, страхах родителей и том, как сохранить доверительные отношения с вашими детьми....

07 06 2021 15:46:50

25 детских записок, за которые следует дать Нобелевскую премию

Этому ребенку премию за логику, пожалуйста:...

06 06 2021 13:12:43

Лучший способ купания младенца

Как правильно купать малыша – совет матери...

05 06 2021 19:36:13

Я воспитываю мамину дочку!

« Посмотри на меня… Я как ты!»...

04 06 2021 16:20:56

Самое сильное волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества с ребенком

Постоянно командуя ребенком, мы возводим стену между собой и сыном или дочерью вместо того, чтобы укреплять естественную связь, которая существует между родителями и детьми....

03 06 2021 6:45:50

Дорогой муж, я хотела быть твоей единственной настоящей любовью - пока я не увидела тебя в роли папы!

Я знаю, что до конца твоей жизни ты будешь смотреть только на нас!...

02 06 2021 22:16:34

Советы по приготовлению молочного коктейля дома

Как сделать вкусный молочный коктейль в домашних условиях...

01 06 2021 18:39:14

Каким должен быть идеальный папа?

Роль отца в семье и в воспитательном процессе...

31 05 2021 20:24:29

Как кормить малыша после кесарева сечения

Лучший способ добиться близости с вашим крохой...

30 05 2021 22:43:41

Почему дети лезут "куда не нужно"

Бывало ли в вашей жизни такое, что вы сердились на ребенка за то, что он взял ваши вещи? Испортил что-то? Уронил?...

29 05 2021 13:16:33

Проблемы современного идеального воспитания

Многие родители полностью уверены в том, что они делают все правильно. Но это не так!...

28 05 2021 18:38:54

Не кричи, а то полицейский тебя арестует! — Как мы ПУГАЕМ детей

« Не кричи, а то полицейский тебя арестует», «вот сейчас отдам тебя этому дяде, если будешь бегать» – как часто ребенок слышит эти слова. Воспринимает ли он их так, как взрослый? Понимание или страх – что убережет ребенка от опасности? Психолог Евгения Пайсон – о том, можно ли пугать детей....

27 05 2021 23:19:16

«Если ты заметишь ПОДОЗРИТЕЛЬНОГО человека»: роковая ошибка родителей

Посторонние люди не должны подходить к вашему ребенку!...

26 05 2021 12:47:36

«Нет» означает «нет» и другие жизненные уроки, которые я преподаю своим дочерям!

Я хочу воспитать своих дочерей, чтобы они были сильными, уверенными и счастливыми!...

25 05 2021 5:24:11

7 признаков того, что у вас есть право на воспитание детей, по словам клинического психолога!

Меня очень беспокоит, когда дети скрывают свои чувства от родителей!...

24 05 2021 19:31:49

Телевизор и ребенок: Что и когда смотреть?

Можно ли ребенку смотреть телевизор?...

23 05 2021 23:54:37

Хвостатая мама

Что делать если дети капризничают...

22 05 2021 8:30:58

8 возрастных периодов развития человека по Эриксону

Возрастные периоды развития человека, которые важно знать, как педагогам, развивающих личность детей разного возраста, а также всем независимо от возраста...

20 05 2021 20:52:58

Учите детей жить в семье!

Гораздо "эффективнее" - учиться на своих ошибках...

19 05 2021 19:45:55

Познавательные книги для детей

Познавательные книги для детей Обзор потрясающих познавательных книг для детей издательства " Настя и Никита"...

18 05 2021 0:40:43

Что если все, что я хочу - это «посредственная» жизнь?

У каждого свое представление о счастливой жизни!...

17 05 2021 16:28:45

17 мам рассказывают, каково это - рожать

Чудо появления на свет новой жизни или девятый круг ада — так отзываются люди о родах. То, о чем одни мечтают как о чуде, другие боятся как огня, третьи — мечтают и боятся одновременно. Несколько мам решили поделиться с читательницами собственным опытом рождения малышей....

16 05 2021 15:41:27

Преимущества детей погодок, о которых никто и никогда мне не говорил!

Как насчет того, что вы проходите «фазу подгузника» одним махом?...

15 05 2021 2:41:34

В каком возрасте следует браться за изучение иностранного языка?

Правильный подход к знакомству с иностранным языком с детства, однозначно облегчит изучение языка и в будущем...

14 05 2021 14:30:52

Грудное вскармливание после двух. Личный опыт

Грудное вскармливание после двух. Личный опыт Я практически ничего не писала в блоге о нашем грудном вскармливании. Сегодня будет наш опыт о грудном вскармливании малыша после двух лет...

13 05 2021 0:28:30

Интересные занятия для двухлетки

Приятное времяпровождение с малышом...

11 05 2021 10:27:19

Негативные чувства и эмоции у детей

Ревность, зависть и агрессия. Как справиться?...

10 05 2021 4:46:40

Психиатр Дэвид Эберхард: Так мы выращиваем дерзких паршивцев

Шведский психиатр: Так мы выращиваем дерзких паршивцев, а когда мы стареем и дряхлеем, они сдают нас в дом престарелых....

09 05 2021 8:49:49

Обучаем ребенка искусству РИСУНКА

Рисунок — это способ общения с миром, гораздо более интересный и выразительный для малыша, чем речь...

08 05 2021 10:17:41

Как правильно будить ребенка по утрам

Каждое утро должно нести радость и бодрость...

07 05 2021 15:11:25

10 советов родителям застенчивых детей или кошмар перед утренником

Настроить детей на удачные выступления помогут несколько моментов...

06 05 2021 14:22:24

Юмор от беременных: рожать не страшно!

Только после родов ощупываю себя и говорю: « А где живот?» А мне врачи: « А живот родился!»...

05 05 2021 10:30:38

Ребенку 6-7 лет. Характеристика его возрастных особенностей

Готов ли Ваш ребенок идти в школу?...

04 05 2021 22:11:54

Открытки на день святого Валентина своими руками

Идеи открыток-валентинок с детьми...

03 05 2021 15:18:50

Что мы приобретаем благодаря отцу

Психологическая задача отца – защита и признание. Если отец готов защитить малыша от крикливой тетки, больших ребят или злой собаки – это породит в нем уверенность: « Мир на моей стороне. Я защищен»...

02 05 2021 10:45:50

Как ссоры родителей сказываются на детях

Ссоры между родителями негативно сказываются на психике детей, даже если папа и мама давно в разводе и уже не живут вместе...

30 04 2021 0:21:53

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.