Развивайте память ребенка с раннего детства!
На первом году жизни ребенка непроизвольное запоминание протекает в совместной с взрослыми деятельности через манипулирование с предметами.
Младенец запоминает предмет, когда взрослый у него на глазах действует с игрушкой. Причем необходимо, чтобы взрослый при этом выражал заинтересованность в совместной деятельности; радовался успехам ребенка и общению с ним, тем самым, создавая эмоционально действенное подкрепление тому материалу, который должен запомнить малыш. Важно обеспечить многократное повторение действия в целях его запоминания. Целесообразно обозначить словами предметы, ситуации, признаки, движения и действия, чтобы фиксировать их в памяти младенца, обеспечив связь образа предмета со словом.
Богатые возможности для развития памяти младенца создают игры с пальчиками, при проведении которых выступают в единстве несколько компонентов: успешность непроизвольного запоминания, эмоционально-действенный контакт с взрослым, повторяемость ситуации и ее словесное обозначение.
Включение литературных произведений во все ситуации общения с малышом способствует развитию не только словесной, но и образной, двигательной и эмоциональной памяти. Художественное слово не только обозначает признак, объект или ситуацию, но и создает положительную эмоциональную обстановку, основываясь на чувствительности ребенка к мелодике и ритму.
Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений расширяют опыт ребенка. Особенно важно, чтобы их содержание было понятно малышу. В раннем детстве понимание литературного текста достигается в том случае, если он соответствует деятельности, которую ребенок выполняет в данный момент. Например, игру с машиной сопровождает чтение стихотворения А. Барто «Грузовик» или, наоборот, чтение стихотворения сопровождается разыгрыванием соответствующей сценки. В среднем и старшем дошкольном возрасте запоминанию литературных произведений помогает опора на представление – картинку, отражающую основное содержание текста. Таким образом, словесная память развивается в единстве с образной и двигательной.
В раннем и дошкольном детстве особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание малыша на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.
Эту особенность очень точно сформулировал К.Д. Ушинский: «Если… хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом освоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины. Призовите к участию осязание, обоняние и вкус… При таком дружном содействии всех органов в акте усвоения … вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая – третью и т.д.»
Таким образом, память зависит не столько от признаков как таковых, сколько от полноты восприятия. Следует помнить, что для образования представлений недостаточно только пассивного созерцания объекта. Нужен его активный анализ, установление соотношений между выделенными частями, компонентами ситуации, то есть аналитико-синтетическая деятельность, называние объектов и их свойств в слове.
Непроизвольное запоминание обеспечивается включением материала в целенаправленную предметную и познавательную деятельность.
Память ребенка – это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание.
Следует помнить, что излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания. Так, если после просмотра спектакля ребенок вспоминает только одну – две реплики, это говорит не о его плохой памяти, а об эмоциональной перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал, необходимо создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания картинок и т.п., побуждать ребенка активизировать свой опыт.
Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания, выступает режим дня. Взрослый, организуя жизнь ребенка, помогает ему выполнять одни те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время.
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.
Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников – обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5 – 6-летние дети впервые принимают указания, как надо запоминать
ВЫВОД:
Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:
степени освоения соответствующих мыслительных операций;
содержания и характера материала;
характера обучения. Только при его организации запоминание становится логическим;
наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремлении проверить его результаты.
Следует побуждать ребенка контролировать и оценивать мнемическую деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образцом. Но следует помнить, что только у детей 5 – 6 лет сочетание задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность памяти. И все-таки в любой период дошкольного детства ребенку лучше два раза воспринять материал и в промежутках попытаться его воспроизвести, чем воспринимать большее число раз подряд, не восстанавливая заученное в самом процессе запоминания.
Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в открыто дидактическую позицию.
Рекомендации по развитию памяти
Память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию, можно развить память.
Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память. Активизация деятельности ребенка способствует ее успешности и развитию памяти.
Быстрее и точнее запоминается то, что соответствует потребностям ребенка. Связь изучения в процессе той или иной деятельности с потребностями ребенка обеспечивает наилучшее запоминание и развитие памяти.
Эффективнее запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логическое целое. Это достигается определенной последовательностью в изложении материала, где предыдущее обеспечивает усвоение последующего.
Важным условием для полного и точного запоминания является умение осуществлять смысловую группировку материала, т.е. разделение материала на части с выделением главного в каждой из них.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий...
29 12 2021 23:17:21
Результаты исследований показывают, что дети, которые находятся на грудном вскармливании, имеют меньший риск развития хронических заболеваний, особенно ожирения!...
28 12 2021 6:23:10
Всегда советуйтесь с ребенком и уважайте его мнение...
27 12 2021 19:16:29
Некоторые детки, подрастая, начинают так манипулировать своими родителями, что те даже не замечают, как полностью попадают под их влияние...
26 12 2021 15:17:48
Этому есть научное обьяснение....
25 12 2021 20:46:16
Нет хороших или плохих школ. Есть просто те, которые подходят определенной целевой аудитории под определенные задачи....
24 12 2021 9:51:47
Все должны знать эти важные признаки!...
23 12 2021 22:25:47
Ребенок ценит Ваше общество превыше всех игрушек мира!!...
22 12 2021 7:24:30
Как избавить детей от страхов? Каких ошибок нужно избегать? Как самим перестать чересчур бояться за детей? Беседа с известным психологом Юлией Гиппенрейтер, автором серии книг « Общаться с ребенком: как?»...
20 12 2021 18:29:45
Расскажите о том, что он теперь старший, взрослый и малыш очень гордится им. Преподнесите ребенку «подарок от малыша», который приобретите заранее. ...
18 12 2021 22:16:45
Способности ребенка со знаком Лев...
17 12 2021 16:10:31
Дайте ребенку возможность проявлять свой темперамент!...
16 12 2021 11:45:50
Нам нужно отдыхать не только физически, но и эмоционально!...
15 12 2021 0:18:38
Изнуряющая жара сильно усложняет жизнь мамам маленьких детей, многие предпочитают в такую погоду отсиживаться в душной квартире, что не идет на пользу малышам, ведь гулять с ребенком нужно в любую погоду. Что же делать, чтобы кроха не перегрелся, не получил солнечного ожога и не слишком вспотел?...
13 12 2021 2:53:28
Если вы не планируете делать ремонт в комнате в ближайшее десятилетие, следует подумать и спроектировать комнату здесь и сейчас...
12 12 2021 9:26:58
Практически все школьники придумывают друг другу прозвища и дразнилки. Психологи считают это явление абсолютно нормальным, ведь, таким образом, дети развивают свою фантазию, учатся красноречиво высказываться, строить ассоциативный ряд....
11 12 2021 2:49:16
Эта информация вам обязательно пригодится!...
10 12 2021 10:43:47
Кажется, в этом мире еще не нашли что-то более прелестное и бесконечно трогательное, чем отношения отцов и дочек. Просто потому что моменты, когда мужчины, обычно скупые на эмоции, брутальные и сильные, как скалы, берут свои дочурок на руки, раскачивают их на качелях, укладывают спать или просто гуляют за руку, заставляют сердце биться чаще....
09 12 2021 14:21:26
Волшебно!...
08 12 2021 14:31:32
Со старшим поколением нужно тактично договариваться!...
07 12 2021 16:27:43
С помощью нежных сюсюканий или дурашливых игр родители убедят кроху в том, что он любим, а значит – счастлив!...
05 12 2021 13:26:21
Многое зависит от того, насколько обстоит подготовка и закрепление учебного материала дома...
04 12 2021 5:41:37
Малыш сможет получить колоссальный опыт поведения в семье...
03 12 2021 20:43:26
Принципы французского воспитания во многом расходятся и противоречат последним мировым методам...
02 12 2021 21:52:32
Совместные игры — это невероятно простой способ оставить в воспоминаниях ребенка яркий след и укрепить моторику, логику и отношения...
01 12 2021 4:40:16
Твой ребенок может помочь не только найти, но и обезвредить болевые точки семейных отношений с помощью обычного рисунка...
30 11 2021 18:13:45
Главное - правильное и сбалансированное питание!...
29 11 2021 9:24:22
И куда катится мир?...
28 11 2021 11:44:35
Высокое кровяное давление может быть опасно и для вас и для ребенка!...
26 11 2021 18:58:12
Это настоящее счастье - держать своего малыша на руках!...
25 11 2021 17:37:12
Марк Цукерберг оставил все дела в многомиллиардной империи Facebook и ушел в декрет...
24 11 2021 16:19:26
Ничто так не выводит родителей из себя, как детское нытьё и капризы...
23 11 2021 20:54:13
Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно....
21 11 2021 18:50:36
В своей практике я сотни раз сталкивалась с родителями, одержимыми страхом не успеть. Они записывают своих детей в десятки кружков одновременно, потому что боятся чего-то им не додать....
20 11 2021 8:30:40
Долгое время у меня не было гостей, потому что меня смущало то, как выглядит мой дом!...
19 11 2021 4:46:26
Прежде чем брать на себя ответственность за маленькую жизнь, каждая женщина должна понимать, что это навсегда...
18 11 2021 16:33:42
То, чему я учила их было тем, чем я сама никогда не могла быть довольна....
17 11 2021 7:26:13
Чтобы выжить и обезопасить себя в этом мире, наш мозг наделен системой тревожной сигнализации. Когда мы в опасности, эта система должна включить режим осторожности....
16 11 2021 0:18:30
Этому есть вполне логичные объяснения!...
15 11 2021 8:56:42
Только от вас, родителей, зависит, в каком возрасте ваш ребенок получит свои первые карманные деньги...
14 11 2021 22:21:39
Основы, последствия и проблемы...
13 11 2021 15:51:23
Какие лекарства взять с собой в путешествие с ребенком...
12 11 2021 1:55:46
Детская психология помогает выявить уникальные способности ребенка. Откуда появляются талантливые и до безумия влюбленные в свою работу музыканты, врачи, спортсмены, писатели, артисты? Они рождаются такими, или увлеченность возникает уже в процессе жизненного пути?...
11 11 2021 22:28:37
Может, вашему ребенку будет казаться, что вы «злая» мама, но со временем он все поймет!...
10 11 2021 11:34:38
Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::