Как не нужно воспитывать детей: 10 «не» Юлии Гиппенрейтер > Отцы и дети
Дети и отцы    

Как не нужно воспитывать детей: 10 «не» Юлии Гиппенрейтер

707c5723

Как не стать ментором по отношению к собственному ребенку? Как научить детей самостоятельности и донести до них свои чувства? На встрече с читателями известный психолог Юлия Гиппенрейтер дала десять советов, что не нужно делать, общаясь с ребенком.

Не бойтесь менять жизненные траектории

Многие спрашивают, что хуже – ребенок, заброшенный работающей мамой, или ребенок, который только и видит замученную домашними заботами маму. Есть мнение, что нужно выбирать – либо самореализация, либо дети.

На самом деле, если вы сидите с детьми и вам скучно и плохо – меняйте ситуацию. Если вы вышли на работу на полный день, а вам неуютно и мучает совесть, что бросили ребенка, – опять меняйте ситуацию. Это не значит, что нужно отказаться от работы. Просто здесь есть поле для размышлений и творчества – подумайте, какая вам нужна работа и какая степень занятости. Нужно отзываться на свои внутренние неудовлетворенности. Эмоции – наш главный путеводитель.

Человек становится более счастливым, когда разные части его души и разума договариваются между собой. Не нужно подавлять никакую часть себя, ни в отношении детей, ни супругов, ни работы. Будьте более чувствительны к себе, избавьтесь от схематичных рассуждений: либо кастрюли, либо успех в обществе. Такие упрощения – не про настоящую жизнь с чувствами и с волей к изменениям. Не бойтесь рисковать и менять свои жизненные траектории.

Не ждите чуда

Как–то одна мама спросила: «Если папа возвращается домой за пятнадцать минут до того, как мальчик ложится спать, как сделать, чтобы они вошли в контакт?» Войти в контакт они могут. Но стать полноценным папой этому ребенку за пятнадцать минут в день у него не получится.

В памяти ребенка останутся мама, бабушки, тети, няни и их установки, характеры, образ мышления и отношение к миру – но не папины. Потому что очень многое передается ребенку не через прямую речь, а через наблюдения за близкими и их отношениями. И эти отношения дети потом воспроизводят в своей жизни. Поэтому, к сожалению, такой мальчик не сможет потом полноценно воспитывать своего сына, он просто не будет знать как – ведь его самого папа не воспитывал. Тут чудес не бывает.

Не заставляйте себя играть с ребенком

До школьного возраста главный способ существования ребенка – игра. Но важно не сколько часов и минут вы с ним проводите, а качество ваших с ним игр. Не заставляйте себя играть с ребенком через силу. Он чувствует и слышит, что вам с ним скучно. Ищите то, что вам самим интересно делать вместе с ребенком.

Кроме совместных игр, ребенок должен уметь самостоятельно занимать себя и играть. «Сам делаю», «сам придумываю» переходит в дальнейшем в «сам мыслю». Вы же не сможете за него строить ход его мыслей. Поэтому важно, чтобы было не только «мы вместе», но и «я сам». Нужно отпускать, чтобы он перестал всегда полагаться на маму: а что мне сейчас делать? А чем заняться? Важно деликатно убирать себя из игры, чтобы ребенок играл сам.
Более того, родителям вообще не стоит по поводу действий ребенка говорить «мы». «Мы пошли в детский сад», «мы перешли во второй класс», «мы готовимся к поступлению в школу», а потом и «мы поступили в вуз». Важно, чтобы дети различали, где «мы с мамой», а где «я».
 

Не «воспитывайте» ребенка

Ребенка часто воспитывают исходя из того, что считают главным мама и папа, из их представлений о том, как должен себя вести ребенок и как должна быть организована его жизнь. Бесспорно, ребенку нужно обеспечивать безопасность и во многом ограничивать, хотя бы для того, чтобы он не свалился из окошка с шестого этажа и умел переходить дорогу.

Важно, чтобы он вовремя ел, спал и был приучен к горшку. Но для душевного контакта с ребенком этого совсем недостаточно. Понимать ребенка – значит понимать, чего он хочет, что ему трудно, что ему совсем невозможно, о чем он мечтает и что для него главное. Часто дети обнаруживают свои желания в резких формах: «спать не хочу», «хочу мороженое», «хочу, чтобы ты не уходила на работу».

Все эти прямые «хочу» и «не хочу» на самом деле воспроизведение с разным знаком родительских «надо», которые мы и называем воспитанием. Нам надо, чтобы он спал и вовремя ел, нам надо на работу. А что надо ему? Скажу, может быть, резко и парадоксально: если вы хотите установить душевный контакт с ребенком – перестаньте его воспитывать.

Не будьте всегда правы

Чаще всего воспитание в нашей родительской практике – это приучение. Мы говорим: делай так. Если ребенок так не делает, мы поправляем его. То есть управляем им. В лучшем случае работает ваша настойчивость: «Читай, читай, читай – это нужно». В худшем – запугивание: «Будешь утыкаться в компьютер – у тебя появится зависимость, как у алкоголиков… Не будешь хорошо учиться – выгонят из школы и будешь подметать улицы». Наше воспитание придает ребенку нужную нам форму, а критика, запугивания и наказания эту форму замораживают: «Так нельзя!», «Так надо!».

Если ребенок ошибся, мы первым делом спешим поправить: «Ну ты же знаешь, как нужно складывать, мы же учили…». А вы возьмите и ошибитесь специально, напишите первокласснику: 2+5=6. Как будет счастлив ваш ребенок, что родители тоже ошибаются! Дети привыкли, что ими управляют, их давят. А сами они – ничто. Не поучайте ребенка – поиграйте с ним. Ведь на самом деле в ребенке чудесным образом уже от рождения заложено очень много здоровой энергии. Он по большей части развивается сам. Уже в год ребенок – личность. И нужно уважать его интересы и давать ему возможность самоопределения.

Не останавливайте – пусть идет куда хочет

Мы нервно натягиваем на ребенка колготки, потому что опаздываем в детский сад. А он сидит, развалившись, и думает о чем–то своем. Потому что он уже знает: его оденут, поведут, сдадут – когда и куда родителям надо. Его будут формировать. А сам он чего хочет? Какие у него самого интересы? Спросите его, пока он маленький, – он все вам расскажет. Иначе потом будет поздно – в подростковом возрасте он уже будет скрывать от вас свои интересы – он привык, что он объект воспитания, а не субъект построения своей собственной жизни.

Мотивацию ребенка, его интересы нужно блюсти как зеницу ока и развивать. Возможность и умение находить себя – это секрет счастливого человека. Ребенок все время что–то хочет, и если подбрасывать пищу для его интересов, то он пойдет по пути счастливости. Дайте ребенку найти себя и не паникуйте: «Ой–ой! Куда же он пошел себя искать?!» Пусть идет. Двухлетний ребенок еще не умеет произносить «с», но уже говорит: я шам!

Не пугайте жестоким миром

Нередко я слышу такой вопрос: «Вот вы, Юлия Борисовна, проповедуете гуманизм и уважение к ребенку. А наше общество проповедует насилие, жестокость и хитрость. И если дома ребенок будет только белый и пушистый, то как он подготовится хотя бы к школе, где работает подавление и приказная система?»

На подобные вопросы у меня есть ответ. Чем в более сохранном виде ребенок выходит из дома в мир, тем более он подготовлен и укреплен. Чем больше его понимали и уважали, чем больше он смог реализовать свои интересы, чем лучше развивалось его самоопределение, тем более будут развиты его способности к резистенции, то есть выше его сопротивляемость в жестоких условиях. И наоборот: если вы жестко воспитываете ребенка, он ослаблен при выходе в мир.

И не забывайте говорить о чувствах

Как показывают исследования, развитие так называемого эмоционального интеллекта имеет большое значение для того, насколько успешно в будущем ребенок сможет справляться со сложными ситуациями. Чтобы развивать у детей эмоциональный интеллект, нужно использовать в общении словарь эмоций.

Чаще употребляйте слова, описывающие ваше состояние и состояние ребенка, называйте своими именами разные переживания, аффекты и чувства. Эмоции ребенка нужно слушать и озвучивать их ему же: «ты хочешь», «ты недоволен», «ты злишься», «ты плачешь», «ты очень–очень хочешь мороженое, а я тебе запретила, и ты расстроился из–за этого».

Рассказывайте ребенку о нем самом, о его состояниях, динамике его переживаний. Переводите детские истерики и манипуляции в разговор о его чувствах. Но делайте это не с раздражением, а с пониманием. И не надо спрашивать: «Почему ты не слушаешься? Мы же договорились…». Ребенок, скорее всего, не знает ответа на эти вопросы. А вы только запираете эмоциональный контакт, переводя разговор с ним на логический уровень.

И не забывайте доносить свои чувства до него: «Ты сейчас отказываешься одеваться, и меня это очень огорчает», «Мне очень жаль, что я не могу тебе позволить десятое мороженое» (здесь еще и искорка юмора).

Не увещевайте

«Ты же сам обещал, что это последний мультик!» Это «же» называется увещеванием, и оно очень вредно. Лучше не запрещать что–либо безоговорочно, а вводить правило. Правила не обсуждают и по их поводу не торгуются.

Ребенок говорит: «Я не хочу ложиться спать». Пойдите навстречу его настроению: «Тебе не хочется спать? И ты очень расстроен, что у нас такое правило? Лучше бы таких правил не было! Да, некоторые правила бывают очень противные… Но я ничего не могу с этим поделать, ведь это правило». Такой разговор облегчит всем жизнь.

«Ты же знаешь, что машинки можно только на день рождения» – это снова увещевание. Если ребенку что–то нужно, не вступайте в переговоры, не оспаривайте его слова, но ставьте ему ограничения. А главное, не читайте ему нотации, просто поймите его: «Тебе очень нужна машинка. Ты очень ее хочешь. Сейчас у меня нет возможности. Но я запомню, что тебе такая нужна».

Но не забывайте, что, кроме правил, у детей должны быть права. Если ребенок не получает того, что ему действительно нужно, он будет ваши правила нарушать, будет спорить, врать и скрываться. Он станет уважать ваши правила, если вы будете уважать его мотивы и права.

Не заменяйте реальный мир гаджетами

Особенность новых технологий заключается в том, что они дают мгновенную обратную связь. То есть ребенок, выращенный на гаджетах, не привык к тому, что реакция на его действия может быть запоздалой, отложенной. Еще одна особенность: это взаимодействие физически ограниченное.

С гаджетами небольшие манипуляции руками приносят огромный поток информации. В результате они не дают возможности изучать физические законы взаимодействия предметов. И третья характерная черта новых технологий: эмоциональные отношения в компьютерных играх и социальных сетях куцые, ограниченные заданными формами.

Родителю стоит понимать богатства реального мира и его параметры. Осознавать, какие из этих параметров в технологиях урезаны. Когда вы ограничиваете взаимодействие детей с гаджетами, заполняйте освободившееся время активностями, в которых ребенок получит то, что технологии ему не дают.

Подвижные занятия, реальные действия с предметами, эмоциональное общение с мамой и папой – на это стоит обращать особое внимание. В социальных сетях нет ни запахов, ни прикосновений, ни интонаций. Если делиться эмоциями с ребенком, прививать ему вкус к реальному миру, то к моменту, когда он пойдет в школу, лимиты гаджетов будут ему хорошо известны. И он сам не захочет сидеть в телефоне больше получаса.

Источник



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Ваша реакция на замечания посторонних в адрес ребёнка

Прежде чем реагировать на замечания прохожих в адрес своего ребёнка нужно задуматься: « А кто, вообще, мне дороже: эта крикливая тётя или мой малыш?»...

19 09 2021 17:48:21

Характер ребенка, согласно знакам зодиака

Такие разные и такие любимые!...

18 09 2021 19:48:48

Как правильно использовать детей

Не будем тут обсуждать, как и зачем мы рожаем детей. Они приходят в мир по-разному: по плану или неожиданно, слишком рано или когда их уже не ждёшь. Важно, что дети не только отбирают у родителей время, силы, деньги, но и многое дают взамен....

17 09 2021 0:54:49

Любителям лепки из пластилина!

Пошаговые инструкции помогут вам слепить различных зверушек и насекомых из пластилина!...

16 09 2021 11:16:35

Научное объяснение: вот почему вы держите ребенка на левой стороне!

Оказывается этому есть простое объяснение!...

15 09 2021 13:36:55

Какие существуют принципы воспитания детей?

Полезная информация для родителей...

14 09 2021 0:56:14

Подсказки для пап: помогите своей дочери вести, направлять, командовать!

Говорить детям « Ты можешь делать все что угодно» не так эффективно, как показывать им, что они могут!...

13 09 2021 1:26:56

Самостоятельность в жизни ребенка. Как научить этому?

Любовь родителей должна быть разумной...

12 09 2021 9:12:16

Воспитываем в ребенке доброту

Лично демонстрируйте ребенку примеры доброты!...

11 09 2021 2:51:17

У ребёнка сбился режим сна? 9 важных советов!

Частые пробуждения в ночное время, чтобы проверить рядом ли мама....

10 09 2021 18:32:55

Не вздумайте делать уроки с ребенком! Обращение ко всем родителям

Каждый родитель должен прочитать это!☝...

09 09 2021 2:16:48

Развиваем мелкую моторику ручек малыша

Помогите малышу, с помощью занятий, стать самостоятельным и уверенным в себе...

08 09 2021 18:10:18

10 советов родителям подростков

Как известно, подростковый возраст – один из самых трудных периодов как для самого ребенка, так и для его родителей. У некоторых детей связанные с этим кризисным возрастом проблемы начинаются раньше, у других – позже, но все вынуждены пройти данное испытание....

07 09 2021 14:47:49

Отит у ребенка? Давайте узнаем можно ли его лечить дома и что при этом использовать!

Полезные советы, которые пригодятся молодым родителям!...

06 09 2021 21:51:33

5 вещей, которые вы не знали о новорожденных!

Многие родители даже не догадываются, что их ждет!...

05 09 2021 21:46:21

Строгость в воспитании — это тоже любовь

Мы много говорим о том, что чувствуют дети, как их можно и нужно любить, понимать, чувствовать. Но это лишь одна сторона материнства, светлая и приятная. Но есть и другая, без которой все светлое может быть безнадежно испорчено и утрачено....

04 09 2021 3:35:17

Эвелина Бледанс: «Нам пишут, что уже не боятся родить такого ребенка»

Именно Эвелина впервые в России громко заговорила о проблемах таких же, как она, мам и пап, доказывая, что их дети достойны уважения, любви и счастья. И их родители тоже....

03 09 2021 14:29:48

В три ручья: о чем плачет малыш?

Моя годовалая дочь смотрит на меня с укором и что-то объясняет на своем детском языке. Говорит она очень строго, при этом для убедительности стучит своим маленьким кулачком по дивану. К сожалению, я не понимаю, что именно она хочет мне сказать. И мое непонимание злит ее еще больше......

02 09 2021 4:59:27

5 приложений, которые напомнят родителям, что ребенок остался на заднем сиденье!

Родители не должны чувствовать вину за то, что они люди, но если есть приложения и продукты, которые могут помочь снизить риск, их стоит использовать!...

01 09 2021 1:46:24

Прикладываем все усилия, чтобы воспитать из малыша миллионера

Все начинается с карманных денег......

31 08 2021 3:56:58

Вот за ЭТИ действия и поступки никогда не наказывайте ребенка!

Многие дети испытывают раскаяние за то, что сделали...

30 08 2021 19:10:18

Вина и ответственность: ощутите разницу

Вина. Уникальный способ воздействия на человека. формируется легко и просто. с самого детства. " Ты в этом виноват". каждый слышал эти слова в свой адрес тысячи раз....

29 08 2021 4:47:30

Краснуха!

Симптомы, лечение и еще несколько полезных советов!...

28 08 2021 12:13:52

Современный ребенок и книга. Как их подружить?

Книга может развить воображение, память, грамотность письменной и устной речи...

27 08 2021 21:55:58

Подростковый эгоизм оказался важным помощником в учебе

Мозг подростков использует уникальный метод работы......

26 08 2021 20:49:36

Можно ли избаловать ребенка?

Как не сломать жизнь своими детям...

23 08 2021 0:25:44

Чем заняться ребенку, когда ему скучно

Куча подсказок, которые помогут победить скуку!...

22 08 2021 21:36:23

Мама не может отдать своего ребенка в детский сад, потому что у него диабет!

« Они заставили меня почувствовать, что проблема с Уильямом»!...

21 08 2021 9:33:53

Обзор настольных игр на внимание, логику и реакцию

Обзор настольных игр на внимание, логику и реакцию Обзор настольных игр " Доббль", " Халли- Галли" и " Барабашка"....

20 08 2021 13:50:50

Родители могут привить детям боязнь математики

Я не люблю математику!...

19 08 2021 15:40:49

Как бороться со стеснительностью ребенка

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость, робость и неуверенность? Просто добавьте решительности!...

18 08 2021 18:27:51

Эти 9 предметов являются незаменимыми в первые 3 месяца беременности!

Запомните эти советы, и вы сможете облегчить свое состояние!...

17 08 2021 0:12:22

Велосипедные прогулки с детьми

Велосипедные прогулки с детьми Как организовать совместные велосипедные прогулки с детьми....

16 08 2021 9:34:55

Развивайте в ребенке лидерские качества

Приложите колоссальные усилия!...

15 08 2021 4:39:37

Какой стиль воспитания подходит подростку

Существует несколько основных стилей воспитания, каждый из них по своему хорош и поможет родителям справляться с трудностями воспитания и привить ребенку необходимые навыки....

14 08 2021 16:48:17

Юлия Гиппенрейтер: всегда ли нужно добиваться послушания

Вы записали детей в английскую школу, возите на море и считаете себя хорошими родителями? Но самое главное в воспитании ребенка – то, как вы с ним разговариваете....

13 08 2021 4:44:14

Игры для детей 1.5 лет

Игры для детей 1.5 лет Идеи игр для детей от 1.5 лет и старше. Сюжетно-ролевые игры, игры на развитие мышления и много другое...

12 08 2021 20:33:22

Подробная инструкция, как сделать домашний пластилин

С помощью лепки из пластилина фигурок, у ребенка будет развиваться художественный тип мышления...

10 08 2021 6:38:32

Купание младенца: 5 самых популярных мифов. НА ЗАМЕТКУ!

Для купания ребенка вполне подойдет обычная водопроводная вода. Но кипятить воду не нужно! Чтобы сильно не переживать маме на счет воды из-под крана, можно в нее добавить настой череды, либо ромашки . Это на усмотрение родителей, так как кожа младенцев очень нежная и от подобных добавок может стать суше....

09 08 2021 14:23:36

Десятилетняя девочка неожиданно умерла на 80-метровой водной горке!

Она посмотрела на своего отца, улыбнулась, а затем спустилась с горки…...

08 08 2021 7:31:34

Влияние на судьбу ребенка или воспитание во время беременности

К сожалению, на это у нас мало кто обращает внимание, а ведь состояние будущей матери, когда она вынашивает ребенка, оказывает нередко решающее влияние на его судьбу....

07 08 2021 13:31:17

Нарушения иерархии в семейной системе: Чего нельзя делать родителям

Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других....

06 08 2021 9:46:11

Значение игр и игрушек для развития ребенка

В игре ярко проявляются чувства и желания ребенка...

05 08 2021 17:46:42

Делаем забавные аппликации из кусочков бумаги!

Вашим детям наверняка понравится эта идея!...

04 08 2021 17:15:29

Как печалятся наши дети

Плакать важно и полезно, но не в одиночестве!...

03 08 2021 22:59:39

Реакция ребенка на новую ситуацию..

Определите, какова первоначальная реакция вашего ребенка на новые ситуации, что более характерно для него: доступность или уход в себя...

02 08 2021 4:10:44

Кто такие дети в Вашей жизни

У меня к вам вопрос: « Кто такие дети? Для Вас лично». Может быть Вы думаете, что ваши дети – это такие маленькие человечки, пришедшие к вам, чтоб вы делали с ними всё, что захотите? По своему усмотрению воспитывая в них желаемые качества....

01 08 2021 21:24:42

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.