Дети и отцы    

Что делать с ребенком, который ведет себя плохо?

707c5723

Давайте отделим мух от котлет. Часто мы считаем, что поведение – это и есть ребенок. То есть он становится у нас капризным, упрямым, неуправляемым. Хотя на самом деле  он просто ведет себя определенным образом. Например, не всегда слушается. Иногда слушается не сразу. Иногда настаивает на своем – и часто в неудобном для родителей месте. Иногда он кричит, когда хотелось бы тишины. Иногда он требует слишком много внимания.  И так далее.

Но мы считаем, что это и есть наш ребенок. Что он такой. Избалованный, наглый, упрямый. Что нужно было бы его ремнем. Или что не нужно было покупать ему видеоигры. А если вспомним свое детство, то тут станет еще понятнее:

  • Не убираешься дома? Свинья!
  • Долго собираешься? Копуша!
  • Уронила на себя еду? Неряха!
  • Не поняла математику? Тупица!
  • Устроила истерику? Истеричка! (ну хоть тут-то логично?)
  • Имеешь собственное мнение? Надо его из тебя выбить ремнем!

Частая позиция родителей: «ребенок плохой». Не плохо себя ведет, а плохой. Не такой. Неудобный.  Даже те родители, которые все это понимают и знают, все равно ловят себя на какой-нибудь очередной фразе во время происшествия: «откуда у тебя руки растут?» или «в кого ты такой уродился?».

В чем причина? Родителям просто не дается знание о поведении, о том как его менять, в чем его причины и как на него влиять. И о том, как на него реагировать.

Сейчас же есть целая наука о поведении – поведенческий анализ.  Особенно актуален он для особых детей, где проблем с поведением больше. Там, где с обычным ребенком можно договориться, особый часто ведет себя одинаковым образом и не реагирует на уговоры.

Но с обычными детьми он тоже применим. И еще как. Результат можно получить гораздо быстрее, увидеть эффективность метода.

Давайте вкратце суть. Мы только начали осваивать его азы, применять к детям. Больше внимания, конечно, уделяем  поведению старшего, и обучение именно в этом контексте. Потому как его сложнее понять, увидеть связи и изменить. Но за месяц с небольшим мы уже увидели результаты. Делюсь важными пониманиями для себя.

Основные (по моему мнению) моменты

1.     Отделяем ребенка от поведения 

Это не ребенок неуправляемый, это его поведение. И чем конкретнее мы для себя опишем, что значит «неуправляемый», тем проще  дальше что-то с этим делать. Например, на улице не слушается – значит, с первого раза никогда не реагирует, с площадок уходит всегда с боем,  убегает и так далее.

Не упрямый и своевольный, а имеющий свое мнение во многих вопросах – что носить, что есть, куда идти, чем заниматься. Имеющий свои желания и ярко их отстаивающий. Это уже поведение, более менее понятное. А «упрямый» и «неуправляемый»  — это как ярлык, диагноз и на всю жизнь. Так ведь мы и привыкаем считать себя неумехами, неряхами и некрасивыми.

2.     Поведение – это  симптом. 

Поведение ребенка – это его способ выразить себя. И проблемное поведение помогает понять, где и в чем проблема.

Хотя часто связь бывает непрямой. Например, ребенок может быть непослушным по разным причинам. Например, у ребенка нет привязанности к родителям – это отдельная тема, хорошо описанная в книге Гордона Ньюфелда «Не упустите своих детей».  Или ребенок привык получать внимание от родителей во время своего непослушания определенным образом – физический контакт,  выполнение желаний.

Важно понять, о чем говорит наш симптом, где наши отношения с ребенком больны. Где и чего мы друг другу не даем или даем слишком много. Одно из упражнений курса занятий было, например, отследить, сколько раз в день мы радостно и с энтузиазмом говорим ребенку «Да!». То есть не просто строим с ним и рисуем, а соглашаемся с этим с горящими глазами. Потому как горячее «Нет» мы в день произносим десятки раз. Для меня было грустно понимать, что мое «Да» детям обычно сухое и формальное.

3.  У каждого поведения есть своя цель.

Когда-то ребенок привлекает внимание, когда-то он избегает каких-то действий, когда-то он добивается желаемого (новую игрушку). И так далее.

Например, бывает такая ситуация, когда мама много работает, и ребенок недополучает внимания. Но и дома после работы мама не способна на игры. Она лежит и просит ее не трогать. И часто она может позволить ребенку делать все, что угодно, лишь бы ее не трогали. Но когда в дом приходят гости, все меняется. У мамы так же нет сил на ребенка, но ей уже не все равно, что происходит вокруг.

Ребенок это видит, понимает и пользуется. Начинает канючить, нести все свои садиковские поделки. Пока есть такой шанс, что их заметят. Или капризничает, мешает общаться, лезет на колени. Потому как в этот момент маме придется уделить ему внимание. В позитивной ли форме – улыбаясь и общаясь с ним. Или в негативной – наказав, наругав за то, что мешает. В любом случае не останется равнодушной.

Когда мы видим, в чем цель поведения, мы можем достигать этой цели иначе.

Уделять ребенку больше внимания – особенно перед приходом гостей.  Предупреждать развитие конфликта и истерики.

4.     Осознаем проблемное поведение.

Важно понять, что именно для вас проблема. Ребенок может много чего делать, но что-то вас особо изматывает, раздражает, удручает. Здесь опять же – важно понять очень конкретно – в каких ситуациях и что именно ребенок делает. Максимально конкретно. Например, не хочет выходить из дома на прогулку – убегает, не одевается, не дает одевать себя, плачет, кричит. Или в случаях, когда у него отбирают – или хотят отобрать – игрушку – набрасывается с кулаками – щипается, кусается и так далее.

Поведение важно описывать максимально конкретно. Для того, чтобы самим лучше понимать. И для того чтобы видеть прогресс. Если ребенок, который за игрушки всегда кусался и щипался, вдруг перестает кусаться – это уже прогресс. Хотя проблема сохраняется – он все еще дерется и щипается. Но зато уже понятно, что дорога выбрана верная.

 5.     Наблюдаем за этим поведением.

Это самое интересное. Наши педагоги рассказали историю об одной учительнице. Ее не слушались дети. Она так считала. И специалист, к которому она обратилась, предложил ей такой способ наблюдений. Положить в один карман спички. И если дети не выполнили ее просьбу – спичку сломать. А если выполнили – переложить ее в другой карман.

Прошло некоторое время, и учительница подвела итоги. Сломанных спичек было всего несколько штук. И очень много просьб оказались исполненными. Не сразу. Часто дети делали то, о чем их просили через какое-то время. А учительница не раздражалась, как раньше, она была в позиции наблюдателя – ей важно было понять, что делать со спичкой.

Точно также получилось у нас. На занятиях нам дали форму для заполнения. Каждый раз, когда происходит поведение, нужно записать подробности. Сколько длилось, что конкретно происходило, кто присутствовал. И вместо того, чтобы раздражаться или возмущаться, мы заняты тем, что засекаем время, записываем детали.

Наблюдаем. И какие-то проблемные вещи уходят сами. Приходит понимание, где и в чем причина. Потому как находясь внутри, вы этого точно не узнаете и не поймете. 

А главное – некогда орать, ругаться, не зашкаливают эмоции. Держишь в голове – что записать? Сколько минут прошло? Что я говорила? Что он делал? Не успеваешь оглянуться – и поведение закончилось. Раньше мне казалось, что сбор старшего ребенка на улицу – это час, не меньше. Оказалось – 15 минут максимум. Да, иногда это такие 15 минут, что почти как час.

6.     Строим гипотезы 

Когда у Вас есть табличка наблюдений – она может быть и в свободной форме – Вы можете увидеть закономерности. Например, несколько лет назад мы обнаружили, что в новолуние и полнолуние наш старший сын не может себя контролировать, ему часто становилось плохо по ночам, он плохо спал и много капризничал. Мы снизили нагрузку на него в эти дни, старались провести этот день на природе – и симптомы ушли. Потому что мы увидели закономерность.

Или же Вы видите, что по утрам Ваш ребенок занимается отлично, у него много сил, ему нравится. А вечером он ни на чем не может сосредоточиться. Тогда Вы все занятия формируете для него в утреннее время, оставив вечер спокойным играм.

Или же Вы видите, что перед тем, как идти в магазин, нужно ребенка плотно и вкусно покормить, тогда проще проходит борьба со сладостями и капризами. То есть чем голоднее ребенок, тем больше капризов. Убираем голод – решается проблема с поведением.

Мы, например, старшего сына стараемся хорошенько почесать до выхода из дома и после возвращения. Собирая его в кучку, после огромного количества впечатлений.

Вы можете обнаружить, что он боится определенных людей, звуков, ощущений, мест.  Или что на него сильно влияют ваши эмоции (это во всех случаях так, даже без наблюдений) .

 7. Часто поведение ребенка – зеркало ваших эмоций.

Например, папа и мама поссорились. И ребенок может капризничать, ломать все, проявлять агрессию. Агрессию, которую не могут проявить родители по этическим соображениям, например. Когда Вы напряжены, ребенок тоже напряжен. Чем более расслаблены Вы – тем спокойнее он.

Чем увереннее и спокойнее вы отказываете ему в магазине, тем проще ему принять отказ. Если же Вы сразу как пружина, и очень боитесь его концерта – истерика вам обеспечена. Он это чувствует – и как такая же пружинка выстреливает. Не столько из-за игрушки, сколько из-за вашего внутреннего напряжения.

8.   Увидеть особенности и потребности ребенка 

Например, мы обнаружили, что старшему сыну нужно давать больше времени. Но не на сборы, одевается он быстро. А на то, чтобы он решился собраться. Дать ему паузу, подождать. Иногда – дать возможность выбора.

Еще важным моментом – особенно для особых деток – может стать визуальная подсказка. Показать фотографии места, куда мы едем и зачем. Потому как это нам понятно, что такое парк или площадка. А у него ассоциации могут быть другие. Какой конкретно парк? Большой, где много уток и мостиков? Или маленький в центре города, где детей больше чем деревьев? Согласитесь, это большая разница.

Опять же про особенности – узнав от Руслана Нарушевича информацию о лунных знаках, мы стали применять это к детям. Потому как большая часть их потребностей уже кем-то изучена за много тысяч лет до нас. А мы просто видим, как это работает. Как оборотной стороной артистичности и эмоциональности Матвея является его же ранимость и чувствительность, привязанность к маме. Однажды он был на площадке рядом с кафе, играл с мальчиком. А когда мальчик ушел с мамой, наш сын забеспокоился, начал нас искать, но совсем не в кафе. Он стал искать нас там, откуда пришла мама мальчика. И долго плакал потом оттого что потерял свою маму.

Данилка же у нас король. И для того, чтобы он что-то сделал, очень важно, чтобы он сам так решил. Чтобы он сам захотел, позволил. Если вывести его из дома и не договориться, то даже самый любимый парк будет отвергнут. При всей его любви к морю он не станет плавать и копать в песке, если с ним не договорились об этом.

Ребенок — личность. Даже в два года, в три, у него есть свое мнение, свои особенности.

Он с ними рождается, и чем раньше мы сможем их понять и принять, тем проще нам будет жить вместе и помогать друг другу становиться лучше. Дети – это тренинг личностного роста длиною в жизнь. И когда их больше одного – можно заметить, что они все рождаются уже такими. Такими, какими они потом и будут. Уже во время беременности и в момент появления на свет, ребенок показывает свои особенности и потребности. Когда наши ожидания не заслоняют для нас самого ребенка – такое часто бывает, когда детей много – мы можем почувствовать, понять и принять. И успокоиться.

И на самом деле, если ребенка принимать таким, какой он есть и не переделывать, а помогать ему расти, проблем с поведением будет меньше. Поведение – это ведь просто симптом. У которого есть цель – быть любимым, замеченным, понятым. Почти любая цель так или иначе сводится к этому.

Автор: Ольга Валяева

 



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Не надо учить других чувствовать

Отец разговаривал по мобильному телефону. Он не обращал на сына внимания, не касался его. Как будто они с ним ехали в разных вагонах.......

18 06 2021 12:13:37

Монтессори дома: почему последствия работает лучше, чем наказание!

В отличие от наказания, последствие не стыдит ребенка и не провоцирует страх!...

17 06 2021 23:29:21

5 способов, которыми мужчины могут повлиять на беременность!

Отец также важен, как и мать!...

16 06 2021 17:52:10

Эхо слов родителей слышно годами

У нашего народа исторически обусловленная низкая самооценка. У всего нашего народа — мерзкие голоса в голове....

15 06 2021 21:37:27

Сшить юбку из органзы девочке

Сшить юбку из органзы девочке Конечно, я купила отрезок ткани длинной в 1 метр. Аня была счастлива, а я начала раздумывать, что можно из нее сделать. В результате за 30 минут работы получилась вот такая юбка для девочки....

14 06 2021 19:23:48

Простые, но при этом такие симпатичные кормушки для птиц!

Тот случай, когда из пластиковой бутылки можно сделать очень полезную вещь!...

13 06 2021 12:36:53

Отличный способ, как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш

Данный метод прост, но реально работает!...

12 06 2021 1:55:12

Почему у мам-эгоисток самые счастливые дети?

Заботится о себе. Речь даже не о маникюрах, а о базовых потребностях: вовремя есть, следить за гигиеной и по возможности высыпаться....

10 06 2021 12:18:16

Игрушки для детей 9 месяцев

Игрушки для детей 9 месяцев Как выбрать игрушки для детей 9 месяцев...

09 06 2021 21:20:26

Роль мамы в воспитании сына

Очень важно установление тесной психологической связи между мамой и сыном с самого рождения...

08 06 2021 6:48:25

Как выбрать имя для своего малыша?

Учтите эти полезные советы, когда будете делать выбор!...

07 06 2021 12:27:40

Новинки издательства "Настя и Никита" (осень 2017)

Новинки издательства "Настя и Никита" (осень 2017) Обзор познавательных книг издательства Настя и Никита, вышедших осенью 2017 года + книга на новогоднюю тематику " Ключ от ёлочного сундука"...

06 06 2021 0:11:37

Как правильно воспитывать двоих детей одновременно

12 стратегий в воспитании деток...

05 06 2021 11:18:57

Маме, которая продолжает идти!

И я знаю, что иногда так легко отмахнуться, но мы продолжаем!...

04 06 2021 22:32:13

Невероятно красивый фоторепортаж - рождения ребенка дома

Фотограф Кейти Розарио сделала прекрасную серию снимков матери, дарящей жизнь своему ребенку в воде....

03 06 2021 18:32:28

Большой спорт для маленьких детей

Мы не имеем права тащить наверх, прокладывая дорогу к медалям своими знакомствами, требованиями и угрозами...

31 05 2021 1:13:25

Нормальные этапы развития 2-месячного ребенка!

Есть определенные стандарты, которые необходимо учитывать!...

30 05 2021 15:11:41

Я против чистых детей на площадке!

Вся моя жизнь связанна с детьми, я провожу с ними много времени, сегодня статья будет о том, что я вижу каждый день на детской площадке, в магазине или кафе....

29 05 2021 18:47:25

Нейробиолог Татьяна Черниговская: Почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному

Известный психолингвист, нейробиолог, профессор С П Б Г У Татьяна Черниговская говорит о том, что наши дети живут совсем в другом мире, где очень важно грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем....

28 05 2021 13:10:24

16 захватывающих фотографий рождения новой жизни!

Это просто потрясающие фото!...

27 05 2021 6:52:41

7 советов, как найти общий язык с чужим ребенком

Даже если у вас есть свой ребенок, это еще не значит, что вы с легкостью сможете найти общий язык с чужими детьми...

26 05 2021 6:58:41

Воспитание детей рядом с бабушкой и дедушкой имеет научные преимущества!

Пребывание с бабушкой и дедушкой защищает детей от депрессии!...

25 05 2021 21:10:23

Сладости детям не только вредны, но и полезны!

Как правильно лакомиться вкусностями и при этом не вредить здоровью?...

24 05 2021 23:16:58

Маленькие герои

Это очень трогательный фотопроект под названием " Из отделения интенсивной терапии на Луну». В роли фотографов были доктора и медсестры детской поликлиники Атланты, а маленькими моделями стали детки из отделения интенсивной терапии....

23 05 2021 8:14:26

Воспитываем деток при помощи игры

Давайте малышу развиваться и проявлять самостоятельность...

22 05 2021 13:58:32

Можно преуспеть в родительстве, даже когда вы интроверт!

Найдите такой подход, который сработает для вашей семьи!...

21 05 2021 2:55:58

Я была создана для воспитания мальчиков!

У меня есть все, что мне нужно!...

20 05 2021 21:49:25

Манипуляции в родах: отказать нельзя подписывать

Лучше разобраться в нём заранее....

19 05 2021 11:35:26

Правильно обращайтесь к ребенку с просьбой

Четко выстраивайте не только общение с детьми, но и собственное поведение...

18 05 2021 15:18:42

Какие бывают родители?

Достоинства и недостатки позиции родителей в общении с детьми...

15 05 2021 12:37:10

Выбираем растения для детской комнаты

Если выбрать растения правильно, они могут улучшить атмосферу детской и оказать благоприятное влияние на детей...

14 05 2021 5:10:13

Посещение женской консультации во время беременности!

Анализы и тесты, которые должна пройти будущая мама!...

13 05 2021 2:34:11

Упражнения для выразительного чтения

Не стоит ожидать, что выразительно читать ребенка научат в школе, помогите ему освоить этот навык с помощью простых упражнений дома....

12 05 2021 17:50:28

12 способов, как стать самой злой мамой в мире

Когда ваши дети говорят вам, что вы злые, воспринимайте это как комплимент. Подрастающее поколение признано самым ленивым, самым грубым и предельно распущенным в истории. Не сдавайтесь. Пусть дети считают вас злыми сейчас, но когда-то они будут вам благодарны....

11 05 2021 12:50:40

Значение плаценты в развитии ребенка!

Это настоящий «домик» для вашего малыша!...

10 05 2021 4:24:17

Как должна спать беременная женщина!

А как вы спите? На спине или на боку?...

09 05 2021 2:10:55

Отпуск по отцовству приносит пользу всей семье!

Это благополучно скажется на отношениях с вашим ребенком и женой!...

08 05 2021 1:47:35

Кнутом или пряником?

Не обижайте своих детей!...

07 05 2021 21:28:16

Развеиваем страхи и приучаем ребенка спать отдельно от родителей

Сладких снов вам, и вашему малышу!...

06 05 2021 13:47:49

Разумные требования к ребенку

Ведь для короля самое важное – чтобы ему повиновались беспрекословно. Непокорства он бы не потерпел. Это был абсолютный монарх. Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания....

05 05 2021 8:23:11

Осмотр ребенка в возрасте 6 месяцев!

Несколько важных нюансов, которые следует учитывать!...

04 05 2021 9:29:25

6 жизненных уроков от наших детей нам, родителям

Дети учат нас замечать радость и наслаждаться каждой минутой, поскольку она уникальна и больше никогда не повторится. И завтра наш малыш будет уже совсем другим…...

03 05 2021 14:49:12

Почему детям нельзя давать деньги

Об одном из самых волнующих родительских вопросов — дети или деньги и как не превратить ребенка в мажора!...

02 05 2021 18:59:47

Эгоистка

Кто такой эгоист? Это - Я...

01 05 2021 13:43:32

Исповедь мамы о том, как порой не хватает сил воспитывать ребенка

Мы сами можем подвинуть все границы уверенной и твердой рукой!...

30 04 2021 1:34:22

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.