Дети и отцы    

Внимание - важная направленность для дошкольника

707c5723

Внимание ребенка в начале дошкольного воз­раста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока ин­терес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает пе­реключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением дея­тельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддер­живается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устой­чивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки уве­личивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребе­нок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

Развитие произвольного внимания

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроиз­вольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи опреде­ленных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью кото­рых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

В одном эксперименте с детьми проводили игру в вопросы и ответы по типу иг­ры в фанты с запретами: «Да» и «нет» не говорите, белого и черного не берите». По ходу игры ребенку задавали ряд вопросов. Ребенок должен был отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию: 1) не называть запрещенных цветов, например черного и белого; 2) не называть дважды один и тот же цвет. Эксперимент был построен так, что ребенок мог выполнить все условия игры, но это требовало от него постоянного напряжения внимания, и в большинстве случаев дошкольники не справлялись с заданием.

Иной результат получался, когда взрослый предлагал ребенку в помощь набор цветных карточек, которые становились внешними вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры. Наиболее догадливые дети самостоятельно начинали использовать эти вспомогательные средства. Они выделяли запрещенные цвета, скажем, белый и черный, откладывали в сторону соответствующие карточки и в процессе игры пользовались теми карточками, которые лежали перед ними.

Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное средство ор­ганизации внимания – речь. Первоначально взрослые организуют вни­мание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства («Когда складываешь башенку, выбирай самое большое колечко… Так, правильно. А где теперь самое боль­шое? Поищи!» и т.д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать вни­мание, чтобы добиться нужного результата.

По мере развития планирующей функции речи ребенок обретает спо­собность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятель­ности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.

Значение словесной самоинструкции для организации внимания хорошо видно из следующего примера. Детям-дошкольникам предлагали из десяти карточек с изобра­жениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одно из указанных изобра­жении (например, курицы или лошади), но ни в коем случае не брать карточки, на которых было запрещенное изображение (например, медведя). Ребенок отбирал кар­точки несколько раз подряд. Первоначально ему не давали никаких указаний относи­тельно способа действия. В этих условиях он с трудом выполнял задание, часто ошибался. Однако ситуация менялась, когда ребенку предлагали повторить вслух инструк­цию (после внимательного рассматривания изображений на карточках он вспоминал, какие карточки можно брать, а какие – нельзя). Наблюдения показали, что после проговаривания инструкции практически все дети, начиная со старшего дошкольного возраста, дают правильные решения, даже если в последующие задания вводят новых животных. Дети активно использовали речь для организации своего внимания в про­цессе отбора карточек.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для ор­ганизации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять – двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники.

Таким об­разом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Соотношение видов внимания

Хотя дети четырех-шести лет и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольно­го детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и мало­привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе иг­ры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обу­чение не может строиться на заданиях, требующих постоянного на­пряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях эле­менты игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, кото­рые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

К концу дошкольного возраста у детей способность к произволь­ному вниманию начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организа­ции учебной деятельности в школе.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Если плод обладает этими характеристиками, это свидетельствует о высоком уровне интеллекта!

Правильное питание и здоровый образ жизни матери - основополагающий фактор в развитии ребенка!...

29 12 2021 22:27:46

Для бабушек и дедушек в нашей жизни - мы не могли бы сделать это без вас!

Спасибо за ваше понимание, за вашу энергию, спасибо за все!...

28 12 2021 18:21:35

Что нужно делать, чтобы весна была яркой и веселой

Пусть ваша весна будет яркой и незабываемой!...

27 12 2021 7:21:57

О чем говорить с маленьким ребенком?

Сохраните эту памятку у себя на стене и пересматривайте, особенно, когда не знаете как и о чем поговорить с ребенком!...

26 12 2021 18:51:39

Поддержка грудного вскармливания может спасти мировую экономику почти на 1 миллиард долларов в *день* - говорится в новом исследовании!

Примечание: мы помогаем родителям сделать лучший выбор для кормления младенцев для своей семьи, будь то искусственное вскармливание, кормление грудью, сцеживание молока, донорское молоко или любая комбинация методов кормления!...

25 12 2021 3:50:46

Девочка-цыганка по уровню IQ превзошла Эйнштейна

По словам матери Николь, девочка всегда отличалась интеллектуальными способностями...

24 12 2021 12:34:52

Задания для адвент-календаря

Задания для адвент-календаря Идея адвент-календаря не нова. Но какие задания включить в него - вот вопрос, который каждый год волнует маму. Наши подсказки...

23 12 2021 4:58:49

Как поговорить с дочерью-подростком о п0л0вом созревании?

Важные темы, которые не стоит упускать!...

22 12 2021 22:39:30

Если взрослые пропустили, то дети обязательно это заметят!

Дети чаще обращают внимание на второстепенные детали...

21 12 2021 20:56:42

Когда ваш ребенок «застревает»: каково это иметь дистоцию плеча во время родов!

Это редкое, но весьма реальное осложнение родов!...

20 12 2021 17:33:17

Выбор сельской жизни - лучшее решение, которое мы когда-либо принимали!

Не место красит человека, а человек место!...

19 12 2021 9:49:32

Книги про ДРУЖБУ для детей

Книги о дружбе всегда интересны детям, как учебное пособие о том, как нужно по-настоящему дружить...

17 12 2021 6:48:54

Ноу хау под названием «жидкий бинт»!

Жидкий бинт и детская тату, как средства безопасности...

16 12 2021 12:15:52

Малыша привезли в больницу в мертвой тишине. Достав ЭТО из его горла, все вновь услышали самый прекрасный в мире звук.

Трудно представить, что стало бы с малышом, если бы родители вовремя не поспешили в больницу....

15 12 2021 7:50:12

Нравственность в воспитании детей

Прежде всего ребенка надо научить быть отзывчивым!...

14 12 2021 23:44:48

Не детская мобильная жизнь

Человечество сначала приветствует новшество, а потом от него яро отрекается...

13 12 2021 3:22:35

Как на самом деле видят нас наши дети!

Когда приходят минуты настоящего отчаяния от постоянной серой рутины, когда возникает ощущение, что нигде и ничто не получается, все валится из рук, вспомните в эту минуту о том, что у вас есть в этой жизни минимум один самый настоящий поклонник....

12 12 2021 9:30:16

Заинтересуйте ребенка делать домашнее задание

Вам может помочь правильный выбор "награды" за старания ребенка...

11 12 2021 18:25:38

5 заболеваний детей, которые начинаются как простуда

Не пускайте ситуацию на самотек и обязательно приглашайте к малышу врача...

10 12 2021 19:57:40

Как научить первоклассника внимательно списывать текст

Признание и похвала родителей - стимул двигаться дальше!...

09 12 2021 4:50:46

7 причин беречь ребенка в себе

Понаблюдайте за ребенком, как он пробует снова и снова, ошибается, падает, потом опять встает, продолжает попытки, лишь бы научиться чему-то новому. А как часто мы при малейшей неудаче опускаем руки?…...

07 12 2021 0:34:16

5 советов по работе с «токсичной» свекровью!

Это может вам пригодится!...

06 12 2021 7:45:30

Притча о счастье

Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье. Сидит Счастье в яме и плачет ещё громче....

05 12 2021 18:53:24

Простой домашний тест, который может спасти жизнь вашего ребенка!

Менингит - смертельная болезнь, которая может случиться внезапно !...

04 12 2021 16:25:17

Чрезмерная опека родителей провоцирует у детей АГРЕССИЮ

С помощью вспыльчивого поведения дети пытаются справится со стрессом...

03 12 2021 8:20:38

Очень трогательное стихотворение про папу

Ты самый заботливый, Самый родной, Ты добрый, ты лучший, И ты только мой!...

01 12 2021 18:58:58

Чем занять ребенка в 1 год

Чем занять ребенка в 1 год Идеи как занять ребенка в 1 год: игры вместе с мамой и самостоятельные игры. Маленькие хитрости...

29 11 2021 19:31:42

Почему японские дети не плачут?

Причина просто удивительна!...

28 11 2021 1:48:42

Вот почему Львы — лучшие родители и супруги!

Светлая сторона Львов, о которой мало кто знает…)...

27 11 2021 18:10:16

Секрет брака - это обилие милосердия!

Я проигнорировала извинения, закатила глаза настолько драматично, насколько это возможно......

26 11 2021 11:45:15

Чтобы увидеть самого себя - посмотрите в глаза своему ребёнку!

Наши дети должны быть лучше нас...

25 11 2021 20:21:38

Развиваем любознательность у малышей

Ребенок должен подумать и объяснить родителям ход своих мыслей...

24 11 2021 7:58:31

Научитесь понимать своего ребенка и никогда не кричите!

Разговаривайте с малышом на его языке — это вовсе не будет означать, что Вы сюсюкаетесь с ним...

23 11 2021 11:51:51

Язык без слов, или о чем молчат дети?

Если вы хотите лучше понимать своего малыша, вам придется овладеть азами невербального общения...

22 11 2021 4:59:45

Невероятная история, которая обязательно вдохновит вас!

Вот это сила воли! Не сломалась, не смотря ни на что!...

21 11 2021 9:11:22

Помогаем ребенку справиться со страхом перед публикой

Панический страх перед публичными выступлениями – не самая приятная особенность психики...

20 11 2021 22:32:43

Депрессия у детей и как с ней бороться

Главными помощниками для выхода ребенка из депрессии будут сами родители...

19 11 2021 20:19:33

Пол будущего ребенка стало возможно определить по анализу крови матери

Анализ абсолютно безопасен и для будущей мамы, и для малыша...

18 11 2021 12:42:35

Темнокожие дети с невероятными глазами

Вы когда-нибудь видели какие глаза у темнокожих людей? Голубой цвет глаз у темнокожих людей встретить довольно тяжело....

17 11 2021 9:56:52

Жизнь без игрушек

В современной жизни, при нарастающем выборе развивающих игрушек, методик и клубов фраза « Жизнь без игрушек» для многих родителей звучит дико. Как это – ребёнок без игрушек?...

16 11 2021 12:45:29

Игрушки, которые помогают детям развиваться!

Обязательно включите из в свой список покупок!...

15 11 2021 22:21:26

Если у вас есть сын...

Научите своего сына выражать словами то, что он чувствует. Малыш может кричать от отчаяния, прятаться от смущения, кусаться от волнения и плакать от страха. Объясните ему, что это эмоции, которые диктуют телу, как себя вести....

14 11 2021 8:35:57

Если ребенка дразнят в школе

Твоего ребенка дразнят в школе? Из-за насмешек он не хочет ходить в школу, ищет малейшую причину, чтобы остаться дома? Да, случай неприятный. Но выход есть....

13 11 2021 0:22:25

Как наладить общение с преподавателем ребенка

Работая совместно, родители и преподаватели строят для ребенка необходимый ему фундамент...

11 11 2021 6:36:10

Невероятные и красивые фото мам и их доченек

Для тех, кто ищет свежие идеи FAMILY-стайла!...

10 11 2021 16:14:12

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Папа, вот видишь, тут нет ничего страшного! Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.