Внимание - важная направленность для дошкольника
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.
Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.
Развитие произвольного внимания
Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.
Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.
В одном эксперименте с детьми проводили игру в вопросы и ответы по типу игры в фанты с запретами: «Да» и «нет» не говорите, белого и черного не берите». По ходу игры ребенку задавали ряд вопросов. Ребенок должен был отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию: 1) не называть запрещенных цветов, например черного и белого; 2) не называть дважды один и тот же цвет. Эксперимент был построен так, что ребенок мог выполнить все условия игры, но это требовало от него постоянного напряжения внимания, и в большинстве случаев дошкольники не справлялись с заданием.
Иной результат получался, когда взрослый предлагал ребенку в помощь набор цветных карточек, которые становились внешними вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры. Наиболее догадливые дети самостоятельно начинали использовать эти вспомогательные средства. Они выделяли запрещенные цвета, скажем, белый и черный, откладывали в сторону соответствующие карточки и в процессе игры пользовались теми карточками, которые лежали перед ними.
Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное средство организации внимания – речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства («Когда складываешь башенку, выбирай самое большое колечко… Так, правильно. А где теперь самое большое? Поищи!» и т.д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.
По мере развития планирующей функции речи ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.
Значение словесной самоинструкции для организации внимания хорошо видно из следующего примера. Детям-дошкольникам предлагали из десяти карточек с изображениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одно из указанных изображении (например, курицы или лошади), но ни в коем случае не брать карточки, на которых было запрещенное изображение (например, медведя). Ребенок отбирал карточки несколько раз подряд. Первоначально ему не давали никаких указаний относительно способа действия. В этих условиях он с трудом выполнял задание, часто ошибался. Однако ситуация менялась, когда ребенку предлагали повторить вслух инструкцию (после внимательного рассматривания изображений на карточках он вспоминал, какие карточки можно брать, а какие – нельзя). Наблюдения показали, что после проговаривания инструкции практически все дети, начиная со старшего дошкольного возраста, дают правильные решения, даже если в последующие задания вводят новых животных. Дети активно использовали речь для организации своего внимания в процессе отбора карточек.
На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять – двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники.
Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.
Соотношение видов внимания
Хотя дети четырех-шести лет и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
Следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Правильное питание и здоровый образ жизни матери - основополагающий фактор в развитии ребенка!...
29 12 2021 22:27:46
Спасибо за ваше понимание, за вашу энергию, спасибо за все!...
28 12 2021 18:21:35
Пусть ваша весна будет яркой и незабываемой!...
27 12 2021 7:21:57
Сохраните эту памятку у себя на стене и пересматривайте, особенно, когда не знаете как и о чем поговорить с ребенком!...
26 12 2021 18:51:39
Примечание: мы помогаем родителям сделать лучший выбор для кормления младенцев для своей семьи, будь то искусственное вскармливание, кормление грудью, сцеживание молока, донорское молоко или любая комбинация методов кормления!...
25 12 2021 3:50:46
По словам матери Николь, девочка всегда отличалась интеллектуальными способностями...
24 12 2021 12:34:52
Идея адвент-календаря не нова. Но какие задания включить в него - вот вопрос, который каждый год волнует маму. Наши подсказки...
23 12 2021 4:58:49
Важные темы, которые не стоит упускать!...
22 12 2021 22:39:30
Дети чаще обращают внимание на второстепенные детали...
21 12 2021 20:56:42
Это редкое, но весьма реальное осложнение родов!...
20 12 2021 17:33:17
Не место красит человека, а человек место!...
19 12 2021 9:49:32
Не переживайте, скоро все наладится!...
18 12 2021 11:16:24
Книги о дружбе всегда интересны детям, как учебное пособие о том, как нужно по-настоящему дружить...
17 12 2021 6:48:54
Жидкий бинт и детская тату, как средства безопасности...
16 12 2021 12:15:52
Трудно представить, что стало бы с малышом, если бы родители вовремя не поспешили в больницу....
15 12 2021 7:50:12
Прежде всего ребенка надо научить быть отзывчивым!...
14 12 2021 23:44:48
Человечество сначала приветствует новшество, а потом от него яро отрекается...
13 12 2021 3:22:35
Когда приходят минуты настоящего отчаяния от постоянной серой рутины, когда возникает ощущение, что нигде и ничто не получается, все валится из рук, вспомните в эту минуту о том, что у вас есть в этой жизни минимум один самый настоящий поклонник....
12 12 2021 9:30:16
Вам может помочь правильный выбор "награды" за старания ребенка...
11 12 2021 18:25:38
Не пускайте ситуацию на самотек и обязательно приглашайте к малышу врача...
10 12 2021 19:57:40
Признание и похвала родителей - стимул двигаться дальше!...
09 12 2021 4:50:46
На заметку каждой маме!...
08 12 2021 12:55:34
Понаблюдайте за ребенком, как он пробует снова и снова, ошибается, падает, потом опять встает, продолжает попытки, лишь бы научиться чему-то новому. А как часто мы при малейшей неудаче опускаем руки?…...
07 12 2021 0:34:16
Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье. Сидит Счастье в яме и плачет ещё громче....
05 12 2021 18:53:24
Менингит - смертельная болезнь, которая может случиться внезапно !...
04 12 2021 16:25:17
С помощью вспыльчивого поведения дети пытаются справится со стрессом...
03 12 2021 8:20:38
Родителям стоит задуматься!...
02 12 2021 23:12:39
Ты самый заботливый, Самый родной, Ты добрый, ты лучший, И ты только мой!...
01 12 2021 18:58:58
Раскраски для детей 3-5 лет!...
30 11 2021 6:52:48
Идеи как занять ребенка в 1 год: игры вместе с мамой и самостоятельные игры. Маленькие хитрости...
29 11 2021 19:31:42
Светлая сторона Львов, о которой мало кто знает…)...
27 11 2021 18:10:16
Я проигнорировала извинения, закатила глаза настолько драматично, насколько это возможно......
26 11 2021 11:45:15
Наши дети должны быть лучше нас...
25 11 2021 20:21:38
Ребенок должен подумать и объяснить родителям ход своих мыслей...
24 11 2021 7:58:31
Разговаривайте с малышом на его языке — это вовсе не будет означать, что Вы сюсюкаетесь с ним...
23 11 2021 11:51:51
Если вы хотите лучше понимать своего малыша, вам придется овладеть азами невербального общения...
22 11 2021 4:59:45
Вот это сила воли! Не сломалась, не смотря ни на что!...
21 11 2021 9:11:22
Панический страх перед публичными выступлениями – не самая приятная особенность психики...
20 11 2021 22:32:43
Главными помощниками для выхода ребенка из депрессии будут сами родители...
19 11 2021 20:19:33
Анализ абсолютно безопасен и для будущей мамы, и для малыша...
18 11 2021 12:42:35
Вы когда-нибудь видели какие глаза у темнокожих людей? Голубой цвет глаз у темнокожих людей встретить довольно тяжело....
17 11 2021 9:56:52
В современной жизни, при нарастающем выборе развивающих игрушек, методик и клубов фраза « Жизнь без игрушек» для многих родителей звучит дико. Как это – ребёнок без игрушек?...
16 11 2021 12:45:29
Обязательно включите из в свой список покупок!...
15 11 2021 22:21:26
Научите своего сына выражать словами то, что он чувствует. Малыш может кричать от отчаяния, прятаться от смущения, кусаться от волнения и плакать от страха. Объясните ему, что это эмоции, которые диктуют телу, как себя вести....
14 11 2021 8:35:57
Твоего ребенка дразнят в школе? Из-за насмешек он не хочет ходить в школу, ищет малейшую причину, чтобы остаться дома? Да, случай неприятный. Но выход есть....
13 11 2021 0:22:25
Как говорится, знание это сила, верно?...
12 11 2021 0:12:39
Работая совместно, родители и преподаватели строят для ребенка необходимый ему фундамент...
11 11 2021 6:36:10
Для тех, кто ищет свежие идеи FAMILY-стайла!...
10 11 2021 16:14:12
Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::