Дети и отцы    

Польза и вред раннего развития детей

707c5723
Современные мамы и папы очень спешат дать своим детям раннее образование, при этом, оказывается, они наносят немалый вред их психике

В наше время методики раннего развития стали чрезвычайно популярны – уже в колыбели детей различными способами учат читать и считать. Но психологи бьют тревогу – увеличивается число детей с нарушениями психики. Чем  методики раннего развития отличаются друг от друга и от традиционных программ дошкольного воспитания? 

Раннее обучение – что это?

Так называемый вирус с названием “раннее развитие детей” поразил большинство молодых родителей крупных городов. “Моя дочь уже в 3 года читает…” – “А мой сын – считает”, – хвастаются мамы малышей друг перед другом. Широкий размах увлечения методиками воспитания вундеркиндов спровоцирован появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями.

В этом случае понятие “развитие” употребляется ошибочно, на самом деле оно подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Но в домашних “школах для младенцев” занимаются не столько развитием, сколько досрочным обучением тем предметам, которые ребенок позже изучает в начальной школе. Энтузиазм взрослых подогревается необходимостью сдачи тестов при поступлении в элитные школы. Им кажется, что с помощью раннего обучения они дадут ребенку “ранний старт”, повысив его конкурентоспособность в дальнейшей жизни.

Во всем мире эпидемия раннего развития началась в середине XX века с лозунга педагогов-новаторов: “После трех учить уже поздно!” Авторы различных методик исходили из постулата о том, что чем раньше начать обучение, тем гениальнее будет воспитанник. На неопытных родителей это действует неотразимо: оказывается, мой ребенок может запросто стать гением! “Волшебная палочка” для чудесного превращения младенца в вундеркинда берется из богатого набора известных новаторских “брендов”: Монтессори, Никитин, Зайцев, Тюленев. Чем подходы к раннему обучению отличаются друг от друга, что положительного способны они дать ребенку, а чем могут ему навредить?

Система Монтессори

Мария Монтессори, итальянский педагог – дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Она разработала упражнения с картонными рамками, карточками и кубиками, тренирующие у детей мелкую моторику пальцев (на кончиках которых находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). Умственно отсталые дети не только научились говорить, но и начали читать, писать и считать раньше сверстников из обычной школы. И тогда Монтессори предположила, что те же упражнения могут помочь при обучении здоровых детей. Сегодня в Монтессори-садиках по всей Европе в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные своим примером помогают новичкам. Сложение и вычитание познается с помощью разноцветных бусин, нанизанных на нитку в различном порядке, а читать дети учатся по специальным картинкам. 

  Психологи из института РАО считают, что эта система в ее традиционном варианте “ограничивает речевое взаимодействие детей и их фантазию”. Фактически на этих уроках фантазия, воображение, эмоциональные стороны маленькой личности не находят выхода. Человеческая природа такова, что со временем недостаток общения и бедность эмоциональной жизни приводят к расстройствам психики и психосоматическим заболеваниям.

“НУВЭРС” Никитиных

Семье Никитиных принадлежит идея “НУВЭРСа” – Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Не дав ребенку до трех лет особых умений, родители, по мысли Никитиных, лишают его возможности в будущем приобретать знания и в конечном счете не дают раскрыться личности маленького человека.

На своих семи детях Никитины опробовали оригинальный метод развития способностей с помощью кубиков, таблиц, логических задач. По системе Никитиных дети должны не только умственно воспринимать знания, но и физически развиваться. Чтобы тело, не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, легко и охотно откликалось на решение интеллектуальных задач. Минусом системы Никитиных можно признать то, что в ней акцент сделан на физическое и интеллектуальное развитие, в ущерб эмоциональному.

Сотрудники Института психологии РАН неоднократно предпринимали попытки понять особенности развития детей, воспитанных в семье Никитиных. Но от предложения протестировать детей и дать научную оценку этой методике родители-новаторы отказывались. Интересно, что дети Никитиных крайне неохотно рассказывают о своем раннем развитии, и никто из них не попытался повторить родительские эксперименты на собственных детях. Система Никитиных, казалось бы, нацеленная на воспитание гениев, вырастила из них совершенно обычных, хотя и образованных людей. Так стоило ли так мучиться, если этих результатов можно добиться более “мирным” путем.

Кубики Зайцева

Свои авторские кубики питерский педагог Николай Зайцев создал, “увидев” единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. 

  Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку – их наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для “звонких” кубиков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками. Кубики Зайцева помогают детям 3-4 лет научиться читать с первых занятий. Конечно, выучиться чтению по традиционным методикам труднее, чем по “кубикам Зайцева”. Дело в том, что двухлетний ребенок способен без особых проблем выучить, какие звуки передаются какими буквами, но ничего прочесть он при этом все равно не сумеет, потому что он пока не способен понять, что отдельные звуки надо сливать в слоги и слова. В методике Зайцева “тупость” двухлетнего малыша преодолевается хитрым способом: ребенку предъявляется буквосочетание “МА” как один неделимый символ-склад. Подобных складов оказывается очень много – около двух сотен, однако выучить пару сотен складов малышу все же проще, чем догадаться о том, что склады получаются из отдельных букв. Но впоследствии в традиционной школе маленькому умнику придется фактически переучиваться, чтобы научиться читать традиционным способом. Тогда непонятно, зачем было осваивать “складовое” чтение?

“Читать раньше, чем ходить”

Так называется методика Виктора Тюленева, обосновавшего достижения в педагогике на опыте воспитания собственных дочерей. Он использует для домашнего образования уже знакомые нам карточки с буквами и цифрами, которые следует с самого рождения вешать над кроваткой малыша и показывать ему регулярно. Также стены детской следует украсить географическими картами, таблицей Менделеева, портретами поэтов и писателей. В одной из знакомых семей девочка с помощью методов Тюленева научилась читать в год, а через два месяца цитировала наизусть “Бородино” Лермонтова, печатала на машинке и сама составляла из магнитных букв слова на холодильнике. Правда, маме вундеркинда приходилось скрывать таланты дочери от соседей по песочнице и задумываться о перспективах обучения в средней школе. Чем закончится этот конкретный опыт раннего развития – покажет время, но психолог и медики утверждают, что активные образовательные эксперименты над младенцами не проходят бесследно. 

  “Подводные камни” ранних успехов    Психотерапевты приводят в качестве примера жалобы родителей на “ранообучаемых” детей: “Мальчику 3,5 года, после садика водим на музыку и английский язык, при этом он плачет и кричит”, “Девочке – 2 года, она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстро “накалякает” и бежит машинки катать!”, “Нам 5 лет – читает только из-под палки, только, если ремень видит”.    Все программы воспитания гениев построены так, будто конечная цель состоит в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте лишь усвоил материал начальных классов. Конечно, семилетнему грамотею проще учиться в первых классах, но когда приходит время заниматься всерьез информатикой или алгеброй, вдруг выясняется, что преимущества на стороне тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром заурядных учителей. После поступления в вуз становится окончательно ясно, что ранний форсированный старт не обеспечил вундеркинду преимуществ по сравнению с однокашниками.    Сторонникам раннего развития часто приходится отбиваться от критиков, которые говорят о том, что детей нельзя лишать детства. Многие методики акцентируются на легкости усвоения знаний, создается обманчивое впечатление, что ребенок учится как бы играючи, безо всякого умственного усилия. После столь активного обучения в младенчестве у подросших вундеркиндов формируется эмоционально ущербная психика, не способная воспринимать в школе все усложняющиеся задания. Такие дети страдают зацикленностью на каких-то идеях, им трудно самостоятельно сконцентрироваться, они постоянно перевозбуждены, требуют к себе повышенного внимания учителя.    Представители традиционной психологии и педагогики считают, что раннее развитие – явление нездоровое прежде всего потому, что в его основе лежит совершенно ложная идея о том, что учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего.    Драма заключается в том, что родители не понимают возрастной психологии, особенности восприятия, мышления, интеллекта ребенка. Никто не спорит, что развивать ребенка необходимо, но все хорошо в свое время. Психологи настаивают на том, что до 5 лет обучать читать и писать – значит, наносить вред детской психике, которая ориентирована на игровые способы познания мира и не способна адекватно “переваривать” информацию, выраженную в символах.    Если вовремя не остановиться в чрезмерно активном стремлении воспитать гения, то, возможно, потом придется лечить ребенка от заикания, энуреза, бессонницы, гастрита и других психосоматических заболеваний. Хотя есть в эпидемии раннего обучения и положительный момент. Здравомыслящие родители, “переболев” новомодными методиками, возвращаются к играм в “Ладушки” и сказкам про “Колобка”. Психологи признают, что проверенные десятками поколений методы воспитания гораздо лучше новомодных образовательных продуктов. 

 



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Дорогая мама, теперь я все понимаю!

Теперь я знаю, что ничто не может сделать маму более гордой!...

29 12 2021 9:37:45

Какую одежду купить новорожденному. Размер одежды новорожденного

Какую одежду купить новорожденному. Размер одежды новорожденного Опыт мамы об удобной и неудобной одежды для новорожденного. Советы по выбору размера одежды для новорожденного...

28 12 2021 5:14:25

Мама на 10 дней

Однажды я на 10 дней стала мамой. Так получилось, что я легла в ортопедическое отделение детской больницы с двумя младенцами из Дома ребенка....

26 12 2021 2:40:47

Вредно или полезно детское послушание?

Позволяйте ребёнку выражать негативные эмоции – злость, негодование, раздражение или плач...

25 12 2021 17:52:58

Не трогайте маму! Что делать с самыми важными отношениями

Девушки приходят к психологу и говорят: « Все плохо, хочу измениться. Но боюсь, что вы испортите мне отношения с мамой. Можно маму не трогать?» « Испорчу скорее всего. Но без этого никак», – отвечает психолог Вита Малыгина....

24 12 2021 2:24:44

Фразы, которые родителям лучше не произносить

Почему эти фразы производят такой эффект?...

22 12 2021 4:59:45

Быть самым лучшим папой на свете

Для ребенка главное внимание и любовь отца!...

21 12 2021 12:58:31

Как в домашних условиях приготовить раствор для мыльных пузырей

Дайте ребёнку в руки трубочку и мыльный раствор - как минимум 20 спокойных минут вам обеспечены!...

20 12 2021 12:45:43

Средняя школа, самые тяжелые годы вашей жизни как мамы (пока что)!

Может показаться, что в одночасье у вашей милой маленькой девочки или мальчика внезапно развилось многократное расстройство личности!...

18 12 2021 13:22:39

4 основных Этапа ВОСПИТАНИЯ Детей

Дети и их воспитание - это сложная, но очень логическая работа!...

17 12 2021 21:30:49

А может именно Ваш кроха является ребенком-индиго?

Такой ребенок живет в своем мире......

16 12 2021 19:14:56

Куда уходят нерожденные детки?

Самый главный подарок, который она получила вместе со своей малюткой, - это умение оценить такой дар небес, как рождение Ребенка...

15 12 2021 17:26:49

Как научить первоклассника внимательно списывать текст

Признание и похвала родителей - стимул двигаться дальше!...

14 12 2021 18:37:13

Распространенные и необычные Суеверия и Приметы, касающиеся беременности и родов

Беременность и процесс родов до сих пор остаются таинством...

13 12 2021 22:26:28

Основная ошибка современных мам! А Вы совершаете ее?

Перестать говорить «торопись» не так сложно, но мы почему то постоянно торопим наших детей!...

11 12 2021 19:20:23

Трудности воспитания ребенка одним родителем

Ваши дети любят и ценят вас за то, что вы их родитель, за то, что вы у них есть!...

10 12 2021 9:17:13

Почему для детей очень важны ЗАВТРАКИ

Значительно улучшают успеваемость здоровые завтраки......

09 12 2021 19:34:19

Учите детей жить в семье!

Гораздо "эффективнее" - учиться на своих ошибках...

08 12 2021 3:13:35

Правильно это или нет, когда ребенок является потребителем?

Воспитывайте в малыше личность, чтобы он рос всесторонне развитым человеком, умеющим думать и работать руками...

07 12 2021 19:26:16

Смотреть, как мои дети занимаются спортом - стоит всех хлопот!

Теперь я понимаю, почему мои родители так усердно смотрели, как мы занимаемся спортом!...

06 12 2021 3:16:43

Как поддерживать форму и не давать детям переедать

Полезные салаты от переедания...

05 12 2021 8:55:10

Так вот почему подростки такие невнимательные...

Всему виной структура подросткового мозга...

04 12 2021 18:29:10

Определяем пол будущего ребенка, используя разные теории и подходы!

Много интересных вариантов, о которых вы раньше и не знали!...

03 12 2021 10:48:54

Как можно играть с массажным мячиком

Упражнения для детских ручек и ножек в виде игры...

02 12 2021 6:53:27

Как правильно хвалить ребенка — 4 способа

« Почему дети отнекиваются, когда я их хвалю? Я говорю дочери, что она умная, а в ответ слышу отвечает: « Нет, Лиза умнее!» Я говорю, что она красивая, а она: « Я толстая!». Я говорю, что она замечательная старшая сестра и одаренный художник. А дочка тут же шпыняет младшего брата и говорит, что не умеет рисовать. Порой мне кажется, что она стремится доказать мне, что я не права!...

01 12 2021 6:38:47

4 мифа о взрослой жизни, в которые верит каждый ребенок

Мифы о взрослой жизни, в которые верит чуть ли не каждый ребенок...

30 11 2021 2:21:47

Воспитание мальчиков: психологические особенности

Вырастить из маленького мальчика настоящего мужчину – процесс непростой, имеющий множество тонкостей, нюансов, требующий особенного подхода....

29 11 2021 5:34:28

28 мудростей Чеширского кота

Если Чеширский Кот улыбается, значит, это кому-нибудь нужно!...

28 11 2021 14:39:57

Как заставить себя уважать?

Время показало, что излишняя строгость в воспитании, равно как и принцип «запрета на запреты», дает не самые лучшие результаты. Какой же должна быть родительская власть сегодня? Явной, но не безграничной, гибкой, но не лишенной твердости....

27 11 2021 16:48:15

Дорогие мамы-одиночки, ваши дети будут в порядке!

Я всегда любила свою маму и ценила ее!...

25 11 2021 15:39:14

Ваша любовь будет расти вместе с этим мальчиком!

Это невероятно, как быстро летит время!...

24 11 2021 20:12:29

Сын сделал свою маму самой счастливой! Реакция женщины - невероятная...

Умиляющий сюрприз, тронет душу каждого!...

23 11 2021 23:56:33

Насилие едой. Как не надо кормить ребенка

Ребенок лучше знает, когда и сколько ему надо есть!...

22 11 2021 4:13:59

Что молодой папа должен знать о новорожденных

Понятно, что когда вы ожидаете первого ребенка, у вас еще нет никакого опыта, у вас не хватает знаний. И только спустя какое-то время вы понимаете, что к чему. Особенно, все эти моменты сложно понять отцам новорожденных....

21 11 2021 14:46:14

Нестандартный способ приготовления обычных кабачков!

Данное блюдо рекомендовано детям с 2 лет!...

20 11 2021 8:31:46

Скромность, страхи и трудности общения?

Слишком скромный ребенок, что делать родителям?...

19 11 2021 16:18:16

Наши дети и информация: Как не утонуть?

Мы не спасем ничьи уши и глаза, в том числе и свои собственные, от потоков информационного мусора......

18 11 2021 11:10:41

Рисуем нитью!

Получаются очень красочные картины!...

17 11 2021 12:50:48

Учите малыша не брать чужие вещи

Обида – это не повод брать чужие вещи...

15 11 2021 14:53:50

Фитбол для грудничка. Упражнения на фитболе

Фитбол для грудничка. Упражнения на фитболе Полный комплекс упражнений на фитболе для ребенка до года...

14 11 2021 9:25:25

Нужен совет: Когда одного ребенка любишь больше

Когда-то — задолго до появления сына — я читала книгу Гэри Чепмена « Пять языков любви». Еще тогда я поняла, что язык любви дочери — тактильный контакт....

13 11 2021 20:15:37

Особенности воспитания детей по знакам Зодиака

Черты характера и творческие способности, навыки общения ребенка с окружающими напрямую зависят от знака Зодиака....

12 11 2021 19:24:52

Запомните эти важные советы педиатра в отношении повышенной температуры у детей!

Дельные рекомендации от ведущих специалистов!...

11 11 2021 19:34:58

Вниманию начинающих родителей: все, что нужно знать о подгузнике!

Вскоре вы станете профессионалом в этом деле!...

10 11 2021 11:57:44

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Папа, вот видишь, тут нет ничего страшного! Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.