Дети и отцы    

Особенности формирования и развития памяти у детей дошкольного возраста

707c5723

Важнейшей особенностью любого человека является его память. Учеными доказано, что без памяти невозможно функционирование человека как индивидуума и личности, отсутствие способности к запоминанию это серьезная патология, приводящая к нарушению всей мыслительной деятельности. На каждом отрезке времени жизни есть определенные особенности развития памяти и мыслительной деятельности, у детей до года свой процесс запоминания, у взрослого человека уже совершенно другой. Развитие памяти у детей дошкольного возраста также имеет свои определенные особенности. Считается, что именно в этом возрасте можно заложить способность к запоминанию, что положительно скажется и на дальнейшей учебе и на становлении маленького человека как личности.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ

Память человека принято классифицировать по видам. В современной психологии наибольшее распространение и применение получило классифицирование по нескольким основаниям.

Особенности психической активности подразделяет память на:

  • Двигательную. Этот вид запоминания выражается запоминанием и последующим воспроизведением различных движений, начиная от самых простых и заканчивая сложнейшими. Именно эта память помогает малышу учиться переворачиваться, сидеть, ходить, а в последующем писать, заниматься определенными видами спорта, водить велосипед и автомобиль.
  • Эмоциональную. При задействовании этого вида запоминания человек сохраняет переживания и все, что с ними связано.
  • Образную память называют еще зрительной. То есть предложенная информация запоминается в виде определенных образов, запахов, то есть при формировании образной памяти участвуют органы чувств. Образное запоминание у некоторых людей имеет определенные особенности, к ним часто относят проявления эйдетизма. При этом человек может описать воспринимаемые им ранее образы в самых мельчайших деталях, такая память часто бывает и у детей дошкольного и школьного возраста.
  • Словесно-логическую. При этом виде запоминания продукты человеческой культуры усваиваются благодаря общению и словам.

Память также подразделяется по длительности ее сохранения, то есть она может быть кратковременной, долговременной или оперативной. Кратковременное запоминание ежедневно присутствует у каждого человека. То есть через несколько минут после посещения магазина человек может, например, описать стоящего впереди в очереди покупателя. Как правило, эта информация постепенно в течение дня стирается.

Самой важной памятью в становлении человека как личности считается долговременная. Именно благодаря этому виду запоминания каждый человек накапливает свой жизненный опыт. Информация при таком виде памяти запоминается надолго совершенно по разным причинам. Помогает в этом как специальное запоминание, так и яркие эмоции, испытываемые человеком в определенный момент жизни. Оперативная память нужна человеку для обеспечения своей деятельности. Нужная информация может, как забываться в связи с ее ненадобностью, так и переходить в долговременную память.

Особенности нашей памяти разделяются и по характеру ее целей. Она может непроизвольной или произвольной. Непроизвольное запоминание наступает, даже если человек не приложит к этому никаких усилий. Произвольная возникает, когда человек специально затрачивает некоторые усилия для запоминания нужной ему информации.

В зависимости от способа запоминания память подразделяется на смысловую и механическую. Многократное повторение без установления смысла между противоположными объектами является механической памятью. Смысловое запоминание основано на установлении некоторой связи между объектами.

ЧЕМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЗАПОМИНАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольным возрастом принято считать возрастной период от 4 до 6 лет. В это время большинство детей уже четко говорят, спокойно строят предложения, учатся выражать свои мысли. Все особенности психического развития ребенка в этом возрасте связаны с восприятием и мышлением. То есть ребенок учится воспринимать информацию, и подвергает ее разному анализу. В это время главным видом памяти можно назвать образную. Восприятие информации становится целенаправленным, но при этом ребенок выделяет самые яркие и выразительные признаки предмета, а при этом другие, подчас более важные, остаются без внимания. То есть дошкольник часто удерживает несущественное, второстепенное, а главное быстро забывает.

У дошкольников имеются и определенные особенности двигательной памяти. Ребенок уже владеет достаточно сложными движениями, требующими выполнения последовательного действия. Как пример можно привести танец, где малыш может совершать движения ногами, кружиться и при этом размахивать платочком. Постепенно ребенок учится не только правильно совершать движения, но и контролировать процесс их выполнения другими именно в это же время. То есть в подвижных играх ребенок старается не только сам правильно выполнить нужный набор действий, но и следит, чтобы другие участники игры также действовали по правилам. Это особенность развития памяти позволяет, начиная с дошкольного возраста заниматься играми с элементами эстафеты или аттракциона.

В дошкольном возрасте постепенно достигается автоматизация при выполнении некоторых основных и часто выполняемых действий. Опираясь на образец в своей памяти, малыш может вспомнить и совершить различные действия, основанные на задействовании мелкой моторики. То есть в этот возрастной период ребенок может уже по-своему шить, работать ножницами.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста основывается и на активном освоении речевой функции. Словесная память у ребенка начинает развиваться благодаря прослушиванию и последующему воспроизведению стихов, сказок. В этот период важно и общение не только с родителями, но и с детьми-сверстниками. Ребенок уже может воспроизводить когда-то прослушанный текст, также он способен рассказать и то, что происходило с ним. То есть дошкольник учится делиться собственным опытом и знаниями.

У детей-дошкольников преобладает и непроизвольная память. Для того чтобы запомнить какую либо информацию ребенку в это время достаточно ощутить определенные эмоции в этот момент. То есть малыша может привлечь эмоциональная окраска сказки, стиха. Ребенок часто обращает внимание на необычность вещи, на определенную контрастность. Начиная примерно от четырехлетнего возраста память ребенка начинает приобретать и некоторые особенности произвольного запоминания. В этот период ребенка можно уже целенаправленно учить запоминать. Вначале цель запомнить должна формироваться взрослыми. В дальнейшем дошкольник уже сам может запоминать информацию, рассчитывая на то, что она ему пригодится в будущем. Впервые самоконтроль возникает у детей в четырехлетнем возрасте. Дети от пяти и до шести лет уже могут полностью контролировать себя, специально запоминая, а затем и воспроизводя нужный им для осуществления каких-либо целей материал.

Особенности запоминания в дошкольном периоде заключаются и в формировании личных воспоминаний. То есть ребенок запоминает то, что каким либо образом отразилось на его жизни. Это могут быть успехи в разных видах деятельности, яркие эмоции, возникающие при общении со сверстниками или родителями. Малыш уже может долго вспоминать обиду, несправедливость, чувство боли, запоминающееся путешествие или развлечение. 

Особую роль при развитии непроизвольной памяти у дошкольника играют постоянные наблюдения. Если внимание малыша целенаправленно заострять на явлении природы, объекте, то можно сформировать и долговременную память.

Развитие памяти произвольной у дошкольников быстрее происходит, если взрослые будут специально побуждать ребенка воспроизводить накопленный опыт. То есть нужно учить малыша определенным играм, пересказам сказок и стихов, сочинению различных историй.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАНИЮ

Ребенка-дошкольника необходимо специально обучать искусству запоминания. Если малышу в дошкольный период уделять достаточно времени, то будет меньше проблем в начальной школе с усвоением новых знаний. Ребенок уже сам будет контролировать свой мыслительный процесс и будет обучен приемам скорейшего запоминания предложенной информации.

Овладение основными приемами запоминания в дошкольном возрасте зависит от таких условий:

  • Содержания и характера предназначенного для ребенка материала. Дошкольник легче запоминает то, что ему интересно, вызывает какие-либо запоминающиеся эмоции и чувства.
  • Характера процесса обучения. Необходимо правильно организовывать занятия с ребенком, нужно добиваться, чтобы запоминание становилось логической цепочкой.
  • Ребенок должен знать для чего необходимо точное запоминание и последующее припоминание.
  • Чтобы побудить ребенка к мыслительной деятельности и развитию долговременной памяти необходимо проверять результаты усвоения материала.

Нужному развитию произвольной памяти у дошкольников способствуют дидактические игры, во время которых дети должны следовать определенным правилам и соблюдать некоторые особенности порядка действий.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В дошкольном возрасте выделяют некоторые особенности формирования и развития запоминания. К ним относят:

  • Преобладание у дошкольников образной непроизвольной памяти.
  • Приобретение ребенком интеллектуального характера запоминания. Память неуклонно объединяется с мышлением и речью.
  • Развитие словесно-смысловой памяти расширяет область познания ребенка.
  • Начинает закладываться произвольная память.
  • В дошкольном возрасте формируются особые предпосылки, которые процесс запоминания превращают в определенную умственную деятельность.
  • Память начинает влиять на развитие ребенка как личности.

Достаточный уровень памяти у дошкольника повышает и уверенность ребенка в своих силах.

КАК РАЗВИВАТЬ УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

С ребенком-дошкольником обязательно необходимо заниматься. Правильно составленная программа его обучения позволит подготовить малыша к школе и станет началом его развития как личности. Упускать дошкольный возраст нельзя, малыш в это время как губка способен впитывать информацию и от взрослых требуется только направить активность мозговой деятельности в нужное русло. Разработаны и успешно применяются на практике определенные методики, помогающие развитию запоминания у ребенка и использованию памяти в любых жизненных ситуациях. Естественно, что в детсадах с детьми обязательно занимаются воспитатели по специальным программам. Но не будет лишним направлять активность ребенка и дома в нужное русло. Существуют определенные упражнения, постоянное воплощение которых в жизнь, помогает тренировать разные виды памяти у дошкольников.

УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

Для выполнения этого упражнения необходимо несколько человек. Ведущим может быть взрослый или один ребенок. Этот человек должен выполнять роль «кукловода», заключается упражнение в выполнении следующих действий:

  • Одному из детей нужно завязать глаза.
  • «Кукловод», придерживая сзади ребенка за плечи, должен провести его по некоторому маршруту.
  • Ведущему необходимо молчать. Сам ребенок должен выбирать свои действия, то есть он может сделать три шага вперед, затем на несколько шагов уйти назад. Также на этом маршруте малыш может подпрыгнуть, постоять на одной ноге, присесть.
  • После завершения маршрута с малыша снимают повязку и предлагают ему повторить всю последовательность совершаемых им во время упражнения действий.

Упражнение нужно начинать с выполнения несложных для ребенка движений. Постепенное расширение задач позволяет усилить и двигательную память дошкольника.

УПРАЖНЕНИЕ, ТРЕНИРУЮЩЕЕ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

Выполнять это упражнение несложно и очень интересно. Для этого необходимо предварительно подготовить две карточки с одинаковыми изображениями. На одной картинки у отображенного предмета один из элементов должен отсутствовать. Сначала малышу показывают первоначальный вариант, предлагают его запомнить, а затем показывают другую картинку. Вначале ребенок может долго искать отличия, затем постепенно он учится выявлять даже незначительные изменения в идентичных изображениях.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ АССОЦИАТИВНОГО ВИДА ПАМЯТИ

Взрослый человек должен назвать известный ребенку предмет, а он в свою очередь должен перечислять все те ассоциации, который возникают в момент образного представления этого предмета. Так мяч у ребенка ассоциируется с тем, что он круглый, прыгучий, твердый или мягкий, разноцветный.

Как видите некоторые упражнения на развитие памяти дошкольника совсем несложные, а их периодическое выполнение положительно отражается на умственной и психической деятельности дошкольника. Дети в дошкольном возрасте развиваются очень быстро и если родители не упустят этот момент, то в последующие годы будут бесконечно радоваться успехом своего малыша.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Готовимся с детьми к праздникам: Учим стихи про зиму

Почитай детям стихи о зиме: добрые, светлые, смешные и поучительные...

28 12 2021 3:15:29

Как научить малыша чистить зубки

Играйте с крохой и показывайте личный пример...

27 12 2021 12:52:13

Негативное влияние телевизора на речевое развитие малышей

Найдите, чем занять ребенка без помощи телевизора...

26 12 2021 8:14:56

Как играть с детьми, не двигаясь!

Когда совсем нет сил!...

25 12 2021 10:58:31

Воспитываем ребенка-оптимиста с раннего детства

Успех является результатом упорного труда, а не только везения...

24 12 2021 22:25:17

Идеи новогодних карнавальных костюмов для мальчиков

Подборка самых разных новогодних костюмов для ваших мальчишек...

23 12 2021 13:54:39

Игры с едой полезны для развития детей

Хулиганство за столом помогает детям развиваться...

22 12 2021 10:33:43

Папа оставляет малыша одного, чтобы принять душ, а мама сходит с ума!

« Конечно, я не единственная здесь, кто думает, что нельзя оставлять двухлетнего ребенка внизу - одного - пока ты идешь наверх, чтобы принять душ?»...

21 12 2021 20:35:33

Нам нужно покончить со стигмой, связанной с профессиональными училищами, и соответствующими профессиями!

Как много детей, которым говорят, что им нужно высшее образование, чтобы преуспеть в жизни!...

20 12 2021 7:51:28

Лазание по деревьям безопаснее, чем организованный спорт!

Мы не можем контролировать все, что делают наши дети и не должны этого делать!...

19 12 2021 0:36:36

10 правил французских работающих мам

Француженка Памела Друкерман доказала, что справиться с большинством родительских кошмаров отлично помогают французские методы воспитания....

17 12 2021 14:35:18

Отлучение от технологий — лучшее, что Вы можете сделать для своего ребенка

Если вы хотите избежать того, чтобы ваши дети страдали от избыточного веса и плохого здоровья во взрослой жизни, хотите, вдохновить их на карьеру, связанную с природой, вам нужно отвлечь их от привычки сидения за телевизором уже сегодня....

16 12 2021 13:22:21

Моему подростку: мы сделаем это вместе!

Мне нужно, чтобы ты знал, что я верю в тебя!...

15 12 2021 1:40:21

Родители, не стоит окружать малыша гиперопекой! Это ему навредит!

Атмосфера любви и взаимного доверия в семье!...

14 12 2021 11:13:16

Как формируется характер у детей

Предоставляйте малышу поле для активности, поощряйте его самостоятельность...

13 12 2021 2:31:23

Родителям на заметку: ИНТЕРВЬЮ для РЕБЁНКА на каждый год

Заботливые родители должны понимать, что это очень важно!...

12 12 2021 15:19:12

Путешествие синьора Капельки

Путешествие синьора Капельки Обзор книги о круговороте воды в природе, для самых маленьких. Чудесная сказка о приключениях синьора Капельки. Обзор книги...

11 12 2021 6:33:22

Немного о детской фантазии

Игры для детей - развивающих фантазию...

10 12 2021 19:33:49

Бант из лент своими руками. Мастер-класс

Бант из лент своими руками. Мастер-класс Как легко и просто сделать эффектный бант из лент своими руками? Простой мастер-класс...

09 12 2021 12:45:20

Почему ребенок двоечник? Выясняем причины

Нестандартные методы, с помощью которых ребенок лучше будет усваивать новый материал...

08 12 2021 7:59:43

Детская ревность и методы борьбы с ней

Научитесь управлять ревностью ребенка...

07 12 2021 20:49:45

Как научить ребенка копить и воспитать правильное отношение к деньгам

В 1960 году в Стэнфордском университете провели эксперимент. Взрослые раздали дошкольникам по кусочку зефира, а потом сказали, что ненадолго уйдут. Ребята, которые до возвращения взрослого выдержат и не съедят зефир, получат в награду еще один кусочек. Кто съест — не получит ничего....

05 12 2021 19:19:26

Не детская мобильная жизнь

Человечество сначала приветствует новшество, а потом от него яро отрекается...

04 12 2021 15:25:39

Мой опыт родов был таким ужасным, что я перестала ходить к врачу!

Это может произойти с каждым из нас!...

03 12 2021 20:21:48

Почему в молодежном спорте растут сильные девушки!

Теперь, когда я тренирую молодых девушек и воспитываю молодых спортсменок, я знаю, что девушкам очень полезно участвовать в молодежных видах спорта!...

02 12 2021 19:45:53

7 основных правил безопасности, когда ребенок остается один дома

Узнайте, как сделать дом безопасным для ребенка!...

01 12 2021 22:23:15

Какими бывают взаимоотношения между детьми и родителями

Говорите больше со своими детьми, любите, целуйте и обнимайте их чаще...

30 11 2021 10:30:37

Родительский кодекс

Правила, которые ребенок выносит из детства и после старается их соблюдать со своими детьми...

29 11 2021 11:50:34

Именно по этим причинам стоить оградить малыша от просмотра телевизора

Специалисты категорически не рекомендуют просмотр телепередач детям до 4-х лет!...

28 11 2021 17:49:20

Инфекция мочевыводящих путей у детей!

Позвоните врачу вашего ребенка, если вы подозреваете, что что-то не так!...

27 11 2021 8:56:16

Наказание - эффективный метод?

И поощрений, и наказаний должно быть всегда в меру!...

26 11 2021 17:48:37

6 этапов от беременности до рождения ребенка!

А на каком этапе вы?...

25 11 2021 12:43:12

Как маме все успеть

Как маме все успеть Секреты молодой мамы или как найти свободное время...

24 11 2021 5:23:54

7 денежных ошибок, которые допускают молодые семьи!

Советы экспертов по настройке вашей семьи для финансового успеха!...

23 11 2021 6:46:51

2-летние не ужасные - они просто учатся быть людьми!

Можем ли мы действительно сделать наших детей счастливыми?...

21 11 2021 19:59:51

Ошибки, которые допускаю родители в воспитании детей

Всё гораздо сложнее, чем нам представлялось...

20 11 2021 7:34:28

Невероятные истории, якобы из прошлой жизни, придуманные детьми

Сложно не поверить в то, что эти несмышлёныши действительно способны вспомнить эпизоды из своих прошлых жизней...

19 11 2021 10:36:18

Кризисы развития у ребенка. Какие они бывают?

Почему возникают скачки развития и особенности кризисов...

18 11 2021 6:36:32

Причины, по которым нам грубят дети

Всем родителям будет полезно узнать это...

17 11 2021 11:30:32

Мне было пять, когда я научилась звонить маме

Как же пронзительно горько......

15 11 2021 7:14:36

Как помочь ребенку-плаксе?

Объятия мамы — лучшее лекарство от детских слез...

14 11 2021 4:34:58

Тихая трагедия, о которой никто не говорит

Прямо сейчас в наших домах разворачивается молчаливая трагедия, затрагивающая самое дорогое, что у нас есть......

12 11 2021 3:51:32

Как развивать мелкую моторику рук в 1,5 года

Не игнорируйте эти занятия с ребенком, они пойдут на пользу!...

11 11 2021 9:58:57

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Папа, вот видишь, тут нет ничего страшного! Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.