Дети и отцы    

Жизнь после рождения глазами младенца

707c5723

Известно, что у многих животных мать запечатлевается в подсознании детеныша сразу после рождения. Например, только что вылупившиеся гусята запечатлевают в качестве своей матери первый попавшийся им на глаза движущийся предмет; и даже если это механическая заводная игрушка, они будут следовать за ней повсюду. Таков их механизм адаптации. Жизнь этих птенцов зависит от запечатлевания своей матери, так как без нее малыши беспомощны, а гусыня никак не может следовать за всеми своими отпрысками. У людей же в отличие от других животных необходимо, чтобы мать запечатлела своего ребенка, ведь человеческий детеныш чересчур слаб и беспомощен, чтобы следовать за кем-либо, и единственный контакт, который он способен поддерживать со своей матерью, это крик, в случае если его ожидания не удовлетворены.

Этот важнейший механизм импринтинга настолько мощен и так глубоко укоренился в природе женщины, что главенствует над всеми остальными ее импульсами и соображениями. Какой бы уставшей и голодной ни была мать, какие бы другие проблемы ее ни занимали, она неизменно сначала накормит и приласкает неказистого человечка, которого она видит впервые. Если бы это было не так, человек бы не прошел через все эти сотни тысяч поколений. Импринтинг, неотъемлемая часть гормонально обусловленных событий родов, должен произойти сразу же после рождения, иначе будет слишком поздно; доисторическая мать не могла позволить себе даже на несколько минут оставаться равнодушной к своему новорожденному ребенку, ибо столь сильному импульсу следуют незамедлительно. Наличие импринтинга в цепи событий – необходимое условие нормального развития отношений между матерью и ребенком.

Что же происходит, если процессу импринтинга помешали и ребенка забрали у матери именно в тот момент, когда она была готова приласкать дитя, дать ему грудь, взять на руки, прижать к своему сердцу, или если в мать накачали столько обезболивающих, что она уже не способна полностью ощущать установление связи со своим ребенком? В этом случае потребность в запечатлевании младенца переходит в ощущение горя и утраты. Во время бесчисленных предыдущих рождений единственным случаем, когда матери было некого приласкать после родов, был случай рождения мертвого ребенка. Реакция на это была одна – скорбь. Когда время упущено, а потребность осталась неудовлетворенной, то инстинкты предполагают, что ребенок умер и необходимость в запечатлевании уже отпала.

В роддомах врачи отдают ребенка матери не сразу, а через несколько минут или даже часов, когда она уже в состоянии траура и скорби. В результате женщина часто чувствует вину за то, что не смогла “стать хорошей матерью”, полюбить свое дитя, а также страдает от пресловутой послеродовой депрессии, классической трагедии западного общества, тогда как природа готовила ее к самому глубокому и волнующему событию в жизни – рождению ребенка.

В наших роддомах новорожденного ребенка, снедаемого древним желанием прикосновения к гладкой, излучающей тепло, живой плоти, заворачивают в сухую безжизненную материю. Его кладут в ящик, служащий кроваткой, и оставляют одного, задыхающегося в слезах и рыданиях, в совершенно неподвижном заточении (впервые за время своего беззаботного существования в чреве матери и за миллионы лет эволюции его тело испытывает эту пугающую неподвижность). Все, что он слышит, – вопли других жертв этой невыразимой пытки. Звуки для него ничего не значат. Малыш плачет и плачет; его легкие полыхают обжигающим воздухом, а сердце распирает отчаяние. Но никто не приходит. Не теряя веры в “правильность” своей жизни, как и заложено в него природой, он делает единственное, что у него пока получается, – продолжает плакать. Проходит целая вечность, и ребенок забывается сном.

Вдруг он просыпается в этой безумной и пугающей гробовой тишине и неподвижности, вскрикивает. С ног до головы его тело охватывает огонь жажды, желания и невыносимого нетерпения. Хватая ртом воздух для дыхания, дитя кричит и надрывается; пронзительный звук его воплей наполняет голову пульсирующей лавиной. Он кричит до хрипов в горле, до боли в груди. Наконец боль становится невыносимой, и вопли постепенно слабеют, затихают. Ребенок слушает. Открывает ладони, сжимает кулаки. Поворачивает голову в одну сторону, в другую. Ничего не помогает. Это просто невыносимо.

Он снова взрывается рыданиями, но натруженное горло снова дает о себе знать болью и хрипами, и вскоре ребенок затихает. Он напрягает свое измученное желанием тело и находит в этом какое-то облегчение. Тогда он машет руками и ногами. Останавливается. Это существо не способно думать, не умеет надеяться, но уже умеет страдать. Прислушивается. Затем снова засыпает.

Проснувшись, малыш мочится в пеленку, что хоть как-то отвлекает от мучения. Но удовольствие от процесса и приятное струящееся ощущение теплоты, влажности в районе нижней части тела вскоре исчезают. Теплота становится неподвижной и постепенно сменяется пробирающим холодом. Он машет ногами. Напрягает тело. Всхлипывает. Охваченный отчаянием, желанием, безжизненной неподвижностью, мокрый и неустроенный, ребенок плачет в своем убогом одиночестве, пока не забывается в одиноком сне.

Вдруг, что за чудо, его подняли! Желания и ожидания маленького существа, похоже, начали находить свое удовлетворение. Мокрую пеленку убрали. Какое облегчение! Живые, теплые руки прикоснулись к его коже. Подняли ноги и обернули их новой сухой, безжизненной тканью. Вот и все.

Прошел лишь миг, и ему кажется, что не было вовсе и этих теплых рук, и мокрой пеленки. Нет осознанной памяти – нет даже искры надежды. И снова невыносимая пустота, безвременье, неподвижность, тишина и желание, жажда. Инстинкты ребенка пускают в ход крайние меры, но все они предназначены для заполнения пустот в потоке правильного обращения или для сигнала о помощи к тому, кто хочет и может ее оказать. У врожденных инстинктов нет способности разрешения таких экстремальных ситуаций. Это находится за пределами их широких возможностей. Новорожденный, проживший от силы несколько часов, уже вышел за пределы спасительных сил могучих инстинктов и находится в полной растерянности. Его пребывание в чреве матери стало первым и последним периодом его жизни, который можно было бы назвать состоянием непрерывного благополучия. Природа же заложила в человеке ожидание, что в таком состоянии он проведет всю свою жизнь. Однако это могло произойти лишь при том условии, что мать правильно обращается со своим ребенком и вступает с ним во взаимодополняющие и взаимообогащающие отношения.

Кто-то пришел и поднял его в воздух. Здорово! Его снова вернули к жизни. Конечно, на вкус малыша, держат его чересчур осторожно, но зато есть движение. Наконец он чувствует себя в своей тарелке. Всех мучений, которые ему пришлось испытать, как будто не было и в помине. Теперь он уже на руках, правда, кожа его все еще жаждет прикосновений живого тела, а не ткани, но лицо и руки ребенка свидетельствуют об удовлетворении. Приятное впечатление о жизни, свойственное человеческой природе, практически восстановлено. Дитя наслаждается вкусом и гладкостью материнской груди, пьет жадными губами теплое молоко, слышит знакомое сердцебиение, напоминающее ему о безоблачном существовании в матке, воспринимает своим пока затуманенным взором движение и жизнь. Здесь же звуки материнского голоса. Все хорошо и правильно, кроме, пожалуй, одежды и запаха (мать пользуется туалетной водой). Он довольно сосет грудь, а когда насыщается, то впадает в дремоту.

Пробуждается он снова в аду. Ни сладкие воспоминания, ни надежда, ни мысли не могут принести успокоение и напоминание о встрече со своей мамой. Проходят часы, дни, ночи. Он плачет, а когда устает, засыпает. Просыпается и мочится в пеленки. Теперь это уже не доставляет ему никакого удовольствия. Не успевает малыш почувствовать облегчение от опустошения своих внутренностей, как на смену ему спешит обжигающая боль от соприкосновения уже раздраженной кожи с горячей, кислой мочой. Он вскрикивает. Его изможденные легкие должны кричать, чтобы заглушить эту боль, яростную и жгучую. Он вопит, пока плач и боль не утомят его и не придет сон.

К тому времени, когда младенец оказывается в доме своей матери (безусловно, это никак не его дом), он уже сведущ в этой жизни. На уровне подсознания первый жизненный опыт будет накладывать отпечаток на все последующие впечатления этого человека. Поэтому для него жизнь будет казаться очень одинокой, черствой и нечувствительной к его сигналам, полной боли и страдания.

Дом для ребенка мало чем отличается от палаты роддома, за исключением того, что раздражение и сыпь на попке регулярно смазывают кремом. Часы бодрствования ребенка проходят в зевоте, жажде и нескончаемом ожидании того, что “правильные” события наконец заменят тишину и пустоту. Иногда, лишь на несколько минут в день, его непреодолимое желание прикосновения, жажда рук и движения утоляются. Его мать – одна из тех женщин, что после долгих раздумий решила кормить ребенка грудью. Она любит его со всей неведомой ранее нежностью. Сначала ей бывает тяжело класть ребенка после кормления обратно в кровать, и особенно потому, что он так отчаянно кричит. Но она убеждена, что это делать необходимо, так как ее мать объяснила (а уж она-то знает), что если поддаться ребенку сейчас, то потом он вырастет испорченным и избалованным, и потом “не слезет с рук”. Она же хочет делать все правильно; в какой-то миг к ней приходит ощущение, что это маленькое существо на руках ей важнее и дороже всего на свете.

Она вздыхает и кладет ребенка в кроватку, украшенную желтыми утятами и вписывающуюся в дизайн всей детской комнаты. Она приложила немало стараний, чтобы украсить ее мягкими легкими шторами, ковром в виде огромной панды, обставить мебелью: белым шкафом, ванночкой и пеленальным столиком со всякими присыпками, маслами, мылом, шампунем, расческой, которые сделаны в особой детской цветовой гамме. На стене висят картинки детенышей разных животных, одетых по-человечески. Ящики шкафа заполнены крошечными кофточками, пижамками, ботиночками, шапочками, рукавичками и пеленками. На шкафу плюшевый мохнатый ягненок неестественно стоит на задних лапах рядом с вазой с цветами: их лишили корней в угоду матери ребенка, которая “любит” цветы.

Женщина расправляет рубашечку на ребенке и укрывает его вышитой простыней и одеяльцем с его инициалами. Она с удовольствием отмечает все эти мелочи. Еще бы, она не поскупилась для того, чтобы превратить эту комнату в идеальную детскую, хотя ее молодая семья пока не может позволить себе обставить мебелью остальные комнаты. Мать склоняется поцеловать гладкую, как шелк, щечку ребенка и покидает комнату. Тело младенца сотрясает первый душераздирающий крик.

Она тихонько прикрывает дверь. Да, она объявила ему войну. Ее воля должна победить. За дверью раздаются звуки, похожие на крики человека под пыткой. Ее материнские инстинкты говорят ей, что ребенку плохо. Если природа дает понять, что кого-то пытают, то так оно и есть. Истошные вопли ребенка – не преувеличение, они отражают его внутреннее состояние.

Мать колеблется, ее сердце разрывается на части, но она не поддается порыву и уходит. Его ведь только что покормили и сменили пеленку. Она уверена, что на самом деле он ни в чем не нуждается, а поэтому пусть плачет, пока не устанет.

Ребенок просыпается и снова плачет. Его мать приоткрывает дверь, заглядывает в комнату, чтобы убедиться, что он на месте. Затем тихонько, словно боясь разбудить в нем ложную надежду на внимание, она снова прикрывает дверь и торопится на кухню, где она работает. Кухонную дверь она оставляет открытой на тот случай, если “с ребенком что-нибудь случится”.

Плач малыша постепенно перешел в дрожащие стенания. Так как на плач не следует никакой реакции (хотя ребенок ожидает, что помощь должна была давным-давно подоспеть), желание что-то просить и сигнализировать о своих потребностях уже ослабло и затерялось в пустыне равнодушия. Он оглядывает пространство вокруг. За поручнями кроватки есть стена. Свет приглушен. Но он не может перевернуться. И видит лишь неподвижные поручни и стену. Слышны бессмысленные звуки где-то в отдаленном мире. Но рядом с ним нет звуков, тишина. Он смотрит на стену, пока его глаза не смыкаются. Открыв их снова, он обнаруживает, что поручни и стена все на том же месте, но свет стал еще более приглушенным.

Вечное разглядывание поручней и стены перемежается вечным разглядыванием поручней и потолка. Там далеко, с другой стороны, есть какие-то неподвижные формы, они всегда там.

Но иногда, бывает, происходит движение. Что-то закрывает его уши, свет приглушен, огромные кучи тканей навалены поверх его тела. Тогда он может видеть белый пластиковый угол внутри коляски и иногда, если его положат на спину, небо, внутреннюю часть крыши коляски и время от времени высотные дома, проплывающие мимо него на расстоянии. Там высоко колышутся кроны деревьев, которым также нет до него дела, иногда люди смотрят на него и разговаривают, в основном между собой и изредка с ним.

Они частенько трясут перед лицом ребенка гремящим предметом, и близость этого движения и звука создает впечатление, что жизнь совсем рядом. Он протягивает руки и ударяет по погремушке, ожидая, что вот-вот почувствует “правильность” своего существования. Дотягиваясь до погремушки, дитя хватает ее и тащит в рот. Нет, совсем не то. Он взмахивает рукой, и погремушка летит прочь. Но тут же человек возвращает игрушку ему в руки. Со временем ребенок понимает, что вслед за тем, как бросишь вещь, появляется человек. Ему хочется, чтобы эта спасительная фигура появлялась вновь и вновь, поэтому он бросает погремушку или любой другой предмет до тех пор, пока трюк с появлением человека работает. Когда погремушка перестала возвращаться в его руки, осталось лишь пустое небо и внутренняя часть крыши коляски.

Но часто его награждают частицами жизни, когда он начинает плакать в коляске. Мать сразу начинает покачивать коляску, поняв, что это вроде успокаивает малыша. Его невыносимое желание движения, опыта, который получали его предки в первые месяцы жизни, сводится лишь к потряхиванию коляски, дающему пусть убогий, но все же какой-то опыт и ощущения. Голоса неподалеку никак не относятся к нему самому, а поэтому не имеют никакой ценности с точки зрения удовлетворения его ожиданий. Но все же эти голоса нечто большее, чем безмолвие детской. Объем получаемого ребенком опыта, необходимого для развития, практически равен нулю, а его основные ощущения – жажда и желание (чего-либо).

Его мать регулярно взвешивает ребенка, с удовлетворением отмечая его успехи…

Предметы, которые взрослые помещают в пределы его досягаемости, предназначены для приблизительной подмены недополученных впечатлений и опыта. Все знают, что игрушки служат для успокоения маленького горемыки. Но почему-то никто не задумывается, из-за чего же он так неутешно плачет.

Пальму первенства здесь держит плюшевый мишка или подобная мягкая игрушка, с которой можно “спать в обнимку” ночью. Другими словами, мишка нужен для того, чтобы обеспечить ребенку постоянное присутствие близкого существа. Постепенно формирующуюся крепкую привязанность к игрушке взрослые склонны рассматривать скорее как наивную детскую причуду, а не признак обделенности вниманием ребенка, который вынужден липнуть к неодушевленному куску материи, заменяющему ему верного и постоянного друга.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Ребенок растет в неполной семье

Неполная семья – это совсем не приговор!...

29 12 2021 18:11:38

Американская мама подарила жизнь 17 младенцам одновременно

Беременная жительница Индианаполиса, С Ш А обогнала уже существующий мировой рекорд по количеству детей, родив семнадцать малышей в течение…...

28 12 2021 2:47:57

Становление меня как бабушки, живущей на большом расстоянии, разбило мне сердце – сначала!

Я никогда не думала, что моя дочь или мой внук покинут мой дом!...

27 12 2021 23:49:54

Ребенок боится темноты: как прогнать чудовище из-под кровати?

Приближается время сна, но он не хочет уходить к себе в комнату: ему вдруг срочно нужно позвонить бабушке или еще минуточку посидеть со всеми. Он просит не выключать свет и вообще – можно он поспит здесь, рядом с вами? Ваш ребенок боится темноты. Что делать?...

26 12 2021 15:21:12

Как относятся к воспитанию малыша мамы-француженки

Французы считают, что ни в коем случае нельзя выполнять сиюминутно детские просьбы и требования...

25 12 2021 9:15:33

Мой сын был последним из детей, кого забирали из детского сада!

Какой бы выбор я не сделала, это не делает меня плохой. Это делает меня человеком!...

24 12 2021 7:57:15

Как правильно ухаживать за нежной кожей младенцев

Введите для себя привычку ежедневных утренних процедур...

23 12 2021 11:59:23

Учим детей уважать чувства других людей

Дети начинают понимать чувства других людей только тогда, когда открывают их для себя...

22 12 2021 21:40:24

Старайтесь всегда слышать своих детей

Не запрещайте вашему ребенку выражать то, как он себя чувствует и то, что ему нужно на самом деле...

21 12 2021 3:12:48

Детский садик и дом престарелых под одной крышей - это отличная идея!

Не зря говорят, что старость — второе детство......

20 12 2021 11:57:10

Правда ли, что беременным не следует принимать ванны?

Вы должны правильно отрегулировать температуру воды!...

18 12 2021 13:44:32

Что нужно делать, если малыш подавился?

Подавиться или поперхнуться может любой человек, взрослый, а уж тем более и ребенок. Но с малышами ситуация сложнее: они не умеют правильно обращаться с пищей, их всему нужно учить...

17 12 2021 5:33:14

Стрижка ребенка: древний обряд и традиции нашего времени

С давних времен у всех народов к волосам было достаточно бережное отношение......

16 12 2021 23:10:23

Фитбол для грудничка. Упражнения на фитболе

Фитбол для грудничка. Упражнения на фитболе Полный комплекс упражнений на фитболе для ребенка до года...

15 12 2021 13:35:19

Открытки к 8 марта своими руками: 7 простых идей для детей

Ребенок хочет поздравить маму с праздником и сделать для нее что-то особенное...

14 12 2021 22:16:47

Детский эгоцентризм исчезает с развитием мозга

Когда ребёнок выигрывает в какую-нибудь игру, его не слишком заботят чувства проигравшего партнёра, даже если партнёр – его друг. Выигравший будет радоваться и ликовать, не слишком обращая внимание на настроение товарища....

13 12 2021 5:24:46

Учимся отвечать на Детские вопросы

Бесконечные «а почему?» ставят в тупик даже родителей со стажем...

12 12 2021 13:36:49

3 первых испытания ребенка до года

Первый год жизни каждого человека – самый трудный. Кроме знакомства с окружающим миром со всеми его звуками, запахами и вкусами, ребенок переживает определенные физиологические трудности, привыкая ко всему этому многообразию....

10 12 2021 11:57:30

Как преодолеть детские страхи: советы опытного психолога

У детских страхов всегда есть причина, даже если она не очевидна. Нередко дети боятся цирковых клоунов, часто маленькие и не очень дети опасаются аниматоров, пугают многих ростовые куклы, люди в костюмах животных и даже Дед мороз. Как помочь малышу преодолеть чувство страха и найти его истоки?...

08 12 2021 13:26:18

Детки-Козероги - как с ними справиться?

Только не сюсюкайтесь с ними!...

07 12 2021 3:25:27

Собака чуть не упала на ребенка

Пес, который чуть не упал на маленькую девочку, но смог не задеть ее...

06 12 2021 3:47:21

Как учить стихи с детьми

Как учить стихи с детьми Ваш ребенок любит учить стихи? Вы знаете, стихи учить легко! Нужно знать всего лишь 4 хитрости!...

05 12 2021 8:57:30

Вы должны услышать просьбу этих родителей, которые обращаются к другим семьям!

Связь с нашими детьми более ценна, чем любая работа!...

04 12 2021 15:20:43

Ноу хау под названием «жидкий бинт»!

Жидкий бинт и детская тату, как средства безопасности...

03 12 2021 2:10:14

Учим малыша делиться

Чтобы малыш мог спокойно радовать других подарками и дарами щедрости...

02 12 2021 12:51:12

10 ответов на вопрос «Вы беременны?», когда на самом деле это не так!

Я никогда не спросила бы другую женщину, беременна ли она - даже знакомую, не говоря уже о совершенно незнакомом человеке, если бы я не была уверена!...

01 12 2021 18:39:36

Малыш учится самостоятельно кушать

То, что вы даёте ему, обязательно должно быть вкусным, полезным и безопасным...

30 11 2021 17:54:48

Помогаем ребенку влиться в новый коллектив

Как сделать период адаптации быстрым и безболезненным...

29 11 2021 2:59:19

Как воспитывают детей на Кубе

Дети растут свободными от комплексов...

28 11 2021 10:18:13

Как научить малышей уважать родителей?

Какие ошибки совершают родители в процессе воспитания детей? Что они делают не так? Почему вместо уважения они сталкиваются с......

27 11 2021 6:16:37

16 СМС от заботливых отцов

Папы бывают не только строгие, но и весёлые...

26 11 2021 14:43:32

Сделайте свою семью самой лучшей в мире!

Как сделать так, чтобы жизнь в семье радовала и приносила удовольствие, а отношения между родителями и детьми были уважительными и спокойными?...

24 11 2021 11:51:41

Получает ли ваш ребенок достаточно кальция?

Современный образ жизни и отказ от молочных продуктов оказывает негативное воздействие на усвоение кальция!...

23 11 2021 4:39:42

Как справиться с регулярными запорами

Самое важное – найти причину...

22 11 2021 8:18:41

Энтеропатическая непереносимость глютена у детей

Дело в том, что у здорового человека на внутренней поверхности тонкой кишки есть ворсинки, через которые питательные вещества попадают из пищи в кровь....

21 11 2021 13:45:58

Развиваем у малыша музыкальный слух

Жизнь ребенка заиграет разными красками, и будет напоминать радугу, а не зебру...

20 11 2021 12:16:37

Почему мы решили рассказать нашим детям настоящую историю о Санте!

Это не лишило нас магии Рождества!...

19 11 2021 5:15:35

Некоторые игрушки могут быть опасными для Вашего малыша!

Не все родители знают, как правильно выбрать безопасную игрушку и на что следует обратить максимум внимания...

18 11 2021 0:40:43

Когда-нибудь у меня родится сын

Очень жизненный и трогательный рассказ Светланы Хмель про воспитание детей...

17 11 2021 1:44:28

Пальчиковые краски своими руками

Пальчиковые краски своими руками Простой рецепт пальчиковых красок своими руками...

16 11 2021 6:13:16

Что могут дать родители ребенку?

Эмоциональная связь или настоящая любовь к ребенку...

15 11 2021 0:41:31

16 простых трюков, которые изумят ваших детей

... Теперь только вы сможете уговорить детей делать уборку в комнате. Вы же волшебник!...

14 11 2021 16:32:42

Родители бьют своих детей. Причины

На детское непослушание нужно уметь правильно реагировать!...

13 11 2021 5:35:13

Развиваем воображение — 27 игр с детьми, в которые можно играть на улице и дома!

Очень увлекательное занятие, в котором сочетаются математика (посчитать нужное количество шагов для правильного маршрута к посланию по карте), навыки письменной речи, активно задействуется воображение...

12 11 2021 9:42:35

Подарки в честь рождения ребенка!

Удивите свою вторую половинку!...

11 11 2021 8:27:29

Рахит у детей и причины его возникновения!

Главное - не упустить момент и во время приступить к лечению!...

10 11 2021 17:33:33

Еще:
Про детей -1 :: Про детей -2 :: Про детей -3 :: Про детей -4 :: Про детей -5 :: Про детей -6 :: Про детей -7 :: Про детей -8 :: Про детей -9 :: Про детей -10 :: Про детей -11 :: Про детей -12 :: Про детей -13 :: Про детей -14 :: Про детей -15 :: Про детей -16 :: Про детей -17 :: Про детей -18 :: Про детей -19 :: Про детей -20 :: Про детей -21 :: Про детей -22 :: Про детей -23 :: Про детей -24 :: Про детей -25 :: Про детей -26 :: Про детей -27 :: Про детей -28 :: Про детей -29 :: Про детей -30 :: Про детей -31 ::

Папа, вот видишь, тут нет ничего страшного! Ребенок может быть завален игрушками и подарками, но если при этом его родители постоянно отпускают резкие замечания, раздражаются и стыдят, вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Безусловно, не нужно постоянно ощущать родительскую вину за каждое резкое слово, но вот следить за тем, что мы говорим детям и как мы это говорим, придется. А если вы все-таки сорвались на ребенка — лучше извиниться. Даже если вам кажется, что ребенок был неправ.